Тайна краха социализма

Тайна краха социализма

«Есть ли у нас будущее» - моя вторая книга, которая вышла 2003 г. в разгар кризиса, охватившего все постсоветское пространство. Когда я писал эту книгу, люди еще не задавали  себе вопросы, которые задают сегодня, и будущее еще не связывали с человеком, который в тот момент глубокого кризиса как раз растерялся и деградировал. Они смотрели на разрушающийся внешний мир, который впервые переворачивал их представления и преобразовывал их дух независимо от них и помимо их воли. Они поражались, глядя на нищету, внезапно наступившую. Они еще даже не подозревали, что их ждет впереди и что им еще предстоит пережить, лишаясь богатства, накопленного до сих пор и ради чего они жили всегда. Именно в тот самый момент, когда история самым основательным образом взяла за горло капитализм, люди бывшего Советского Союза с упоением принимались за разрушение социализма, даже не подозревая, что они этим готовят крах капитализму и вместе с тем  подрывают и свою собственную основу. Они разбирали социализм самым настоящим образом и делили его богатства между собой. Тем самым они бессознательно разлагали созданное до этого свое общество. История уже приговорила капитализм, а сознание наше оказалось отброшенным назад в этом беспрецедентном разграблении богатства социализма. И эту разруху люди восприняли созиданием некоей новой жизни по Западу. И, несмотря на то, что до сих пор это разрушение углубляется, мы говорим - созидаем. Не поразительно ли это?
В мире было много прогнозов, пророчивших и процветание капитализму и предсказывавших и его неминуемую гибель. Много прогнозов было и относительно существования социализма. Но никто не мог даже представить, что мир потеряет свою основу именно с крахом социализма и что именно это откроет новую и непредвиденную веху истории и ту перспективу, которая была мистифицирована социалистической идеологией. И мои прогнозы, данные в этой книге и начавшиеся сбываться буквально спустя 4-5 лет, тогда казахстанскими властями были проигнорированы. И я ничего не пророчил, а просто доказал, что мир готовится совершить скачек к будущему и осуществляться это будет с распада владельца денег и разложения денежных отношений, которые, тем не менее, формируют человека своеобразным образом, нам еще совершенно неизвестным. Другими словами, я пытался доказать, что история впервые все свела к деньгам и тем поставила задачу: или люди обуздают и уничтожат власть денег, или деньги уничтожат людей. Одно из двух. И история другого пути не знала и требовала только сознательного отношения к деньгам.

Время, которое мы переживаем, называют трудным. Действительно, это трудное время, к тому же далеко неподвластное нам. И об этом свидетельствуют множество фактов. С крушением социализма общество оказалось в пропасти, и оно вышло из нее, приложив колоссальные усилия. Напряглись лучшие умы, мобилизовались все скрытые силы. Не так просто было остановить разрушения, вызванные распадом социализма. И если теперь нам кажется, что мы достигли относительной стабильности, обрели покой и уверенность, освободившись от жуткого ощущения краха, преследовавшего нас на предыдущем этапе, то это происходило только потому, что в суровой борьбе с распадом развивался ум человека, его способности.В истории еще никогда не было такого умственного прогресса, чтобы начинали думать все, а те кто не думал, а ждал, деградировал или умирал. Этот ужас пережили все страны постсоветского общества, разъединившиеся распадом социализма.
Здесь резко изменились обстоятельства. И в соответствии с ними сложились новые представления, оценивавшие сложившуюся ситуацию не с точки зрения философии, науки, а людей, оказавшихся в этой неожиданной обстановке, то есть массового сознания, когда и философы рассуждали, как и рядовые граждане: «ужасы социализма», «прелести рынка», «свобода», «раскрепощение», «демократия», «насилие», «авторитаризм», «делать деньги» и т. д. И, что интересно, люди впервые, не боясь, стали свободно рассуждать о деньгах, обогащении, власти и т. д. Мир вывернулся наизнанку, и все тайное, скрытое до этого, вдруг всплыло наружу и стало явным. И всегда осуждавшиеся низменные страсти вдруг стали нормами. Такого резкого перемещения понятий, когда ранее скрытые ценности и представления становились достоянием массового сознания, знали только социальные перевороты, освободившие людей не только политически, и духовно.  И это было уникальным освобождением, сущность которой до сих пор не раскрыта и что рассматривается просто кризисом или «переходным периодом», а не «прохождением через ад» и «очищением», только в котором становится критический мыслящий дух. И только потому, что это был период становления духа, разворачивавшегося как необходимость, люди выдержали его и не разрушили собственное общество.
И это говорит о том, что суть не в трудностях, переживаемых людьми, а в самом общественном повороте, именно смысл которого никто не понял ни в начале и ни сегодня. И многие слова, усвоенные индивидами тогда, представляли собой сложные понятия, скрывавшие в себе всю глубину неожиданно  происшедших уникальных событий, которые нас сразу связали, с одной стороны, со всем миром (мировые связи), с другой - сразу породили «массовое сознание», участвующее  в освоении этой жизни. И что еще более интересно, философия, социальное познание сразу же зашли в тупик,  так как им здесь просто нечего было говорить, и они не случайно до сих пор молчать, растворившись в рыночной экономике. И особенность этого периода, достойная внимания, состояла в том, что массовое сознание, складывавшееся на Западе в течение длительного времени, здесь возникло и сложилось сразу. Вспомните, социализм никому не позволял свободно высказываться, и люди в нем жили подавленно, ориентируясь только на официальную идеологию, а теперь всех вдруг охватило возбуждение и неудержимое стремление к свободе и к свободному рассуждению. И это вызвало целый шквал критики в адрес государства.
Но люди действительно освободились, а свободные люди просто растерялись. Эту свободу нужно было осознать, осознать ее смысл.
Что же касается нищеты, то ее создали искусственно, сами же, вполне сознательно разрушив основание своей жизни, созданное до этого трудом многих поколений. Во всяком случае, она и вообще трудности не вызывались разорительными войнами, стихийными бедствиями, неожиданными природными катаклизмами. Этот путь  выбрали сознательно, желая перестроиться по Западу, на капиталистический лад. И это прежде всего нужно было тем, кто накопил много денег и не знал, как их применять и как свободно обогащаться.
Это - видимая и осязаемая сторона нашей жизни, осознаваемая нами, когда мы действуем сознательно и стремимся к определенному результату, но в итоге приходим к неожиданным последствиям, не достигнув желаемой цели. Как это ни странно, тот порядок вещей, который характерен деятельности отдельных людей и благодаря которому люди всегда стремятся к одной цели, но приходят к неожиданным результатам и что достижение в жизни определенной цели всегда связано с трудной  и упорной  борьбой, этот порядок характеризует и все движение нашего общества. Таким образом, наша жизнь превращается в сплошную борьбу, в которой мы никогда не знаем, будет ли достигнута желаемая цель. Поэтому мы чаще всего действуем слепо, полагаясь на случай, судьбу, фортуну и милость божью. И, таким образом, мы, сами того не желая, столкнулись с неожиданными трудностями «перехода к рыночной экономике». Таким образом, нисходящее движение, давившее на нас, идеологически осмысливается как восходящее, в сущности соответствующее становлению владельца денег – миллионеров и миллиардеров, а в сознании - западным моделям. И вся постсоветское пространство запуталось в неожиданных противоречиях, вызванных освобождением денег (осмысленное как освобождение цен). Так начинается совершенно неизвестный период бесконечного обмана - период гибели капитализма, который только нашим перевернутым сознанием осмысливается в обратном порядке и выдается за возвращение в капитализм. И социализм в истории останется как умирающий капитализм, в котором мучительно рождается наше духовное будущее. И интересно здесь ведь то, что новое общество рождается, как катастрофа старого!


Рецензии