О русской литературе вообще и роли сетевой литерат
Эта статья носит тезисный и дискуссионный характер и является попыткой
автора объяснить феномен литературной жизни в России. Как известно,
благополучие государства зависит от взаимоотношения власти и общества. Кроме
того, история показала, что чем развитей общество, тем развитей и власть,
которую это общество и формирует, власть, которая в свою очередь оказывает
влияние на общество. Отсюда следует вывод о том, что развитие государства по
пути прогресса- есть взаимно проникновенное развитие и общества и власти. И это
аксиома, не требующая доказательств. Но не для такой банальной истины написана
данная статья. В большинстве развитых государств мира, на различных этапах их
становления и развития, в роли власти выступали светская и церковная власти.
Причём, церковная власть могла играть роль защитницы светской власти, а могла и
выступать в роли защитницы общества, являясь, как одно из наиболее просвещённых
сообществ, противовесом отрицательным решениям светской власти и защитницей
интересов общества.
В России так сложилось со времён Петра Первого, что церковная власть была
верной прислужницей светской власти и не была защитницей интересов общества ни
дворянского, которого было всего 2-3% от всего населения(18 век), ни
дворянского, помещичьего, разночинного и т.д., которого в 19-ом веке стало
несколько больше в удельном весе государства. Тем более, церковная власть не
являлась защитницей интересов более чем 90% крестьянского населения страны,
преимущественно находящегося под гнётом крепостного права. Свято место ,однако,
пусто не бывает, и в отсутствии церкви, как выразительницы интересов основной
массы населения, эту роль именно в России, в отличии от других стран, стала
выполнять литература.
В 19-ом веке, когда на фоне иных европейских стран, таких как Англия,
Франция, Германия и ряда других государств, крепостное право в России стало
пережитком прошлого и выполняло функции тормоза в развитии России, именно
литература
взяла на себя роль локомотива в истории развития нашей страны. Другого варианта
действий, из-за соглашательской роли православной христианской церкви, у
литературы и не было. Именно этим и объясняется тот замечательный всплеск
русской литературы, оказавшей влияние на общечеловеческие ценности и культуру
во всём мире. Именно всплеск русской литературы(и прозы и поэзии) дал толчок
развитию музыки и живописи, известной теперь всему миру, развитию философской
мысли в России, которой прежде практически не было.
В дальнейшем, русская литература до Октябрьской революции 1917-ого года
худо-бедно ,но выполняла ту роль, которую в других развитых или развивающихся
странах выполняли церковные власти и наиболее активная часть сформировавшегося
общества. Русская литература таким образом, сыграла в нашей стране громадную
роль в формировании некоторой части общества и власти. Однако, в силу
практической неграмотности основного крестьянского населения России,
действительное влияние на общество со стороны литературы было недостаточно, чем
и объясняются та цепь катастроф, в которые была вовлечена наша страна.
Можно сказать, что именно русская литература, наряду с целым рядом иных
событий(например, мировая война), и подготовила почву для февральской и
последующей октябрьской революций, почву для гражданской войны. После
установления советской власти в России и появления совершенно нового
государства, такого как СССР, в котором церковь была практически объявлена вне
закона, роль литературы русской, но в первую очередь новой советской, резко
возросла. Именно этим и желанием новой власти чем-то заменить религию, и
объясняется такой всплеск советской, в первую очередь русской советской
литературы. Задачей такой литературы было создание нового советского человека,
верящего теперь не в Бога, но в марксизм - ленинизм и в вождей этого нового
религиозного утопического(на деле) учения. Новая советская литература явилась
снова локомотивом истории и культуры в нашем государстве.
Необходимо, однако, отметить, что не всегда литература выполняла положите
льную роль в развитии нашего государства, да по иному и не могло быть,
поскольку позиции церкви и в отношении защиты прав того же дворянства или
лояльных власти светской иных общностей россиян, эти позиции православной
церкви были достаточно размыты и ослаблены самой светской властью. Этим
объясняется и наличие литературы, положительно воспринимающей действия властей,
как в дореволюционной России, так в особенности и в России советского периода.
Я же сейчас говорю о лучших представителях русской и советской литературы, и в
первую очередь о представителях той русской литературы((в том числе даже в
советский период), чьё творчество является образцом реализма или критического
реализма и неотделимо от прогрессивной мировой литературы. Что же касается
советского периода развития литературы, то с горечью вынужден констатировать,
что метод социалистического реализма, неизвестный никому в мире, кроме нас,
сыграл свою отрицательную роль в формировании нового советского человека. Хотя
никто и не отрицает частичного положительного влияния этой литературы на меня
и на моих сограждан.
Сегодня мы живём в ином по сравнению с советским периодом времени. Сегодня
мы пытаемся жить так, как жили и живут практически все ведущие страны мира, к
которым мы себя причисляем. У нас происходят те же самые политико-экономические
процессы, что и в иных государствах, только усугублённые нашим предыдущим
социалистическим развитием, а вернее так называемым "социалистическим "
развитием. То же самое у нас происходит и с
литературой. Её роль в развитии общества падает, поскольку возрождается( худо-
бедно) ранее угнетаемая светской властью религия. Поскольку всё большую роль
играют средства массовой информации, и в первую очередь телевидение. И
поскольку в массе своей россияне сегодня разочарованы во власти и в литературе,
которая сегодня не может по различным причинам найти своего нового места в этом
мире. К сожалению, жизнь показала, что литература не может сама по себе
воспитать и переделать общество и власть. Только сочетание литературы, как
всего лишь части культуры, только союз с прогрессивной частью религиозных
властей, пытающихся быть независимыми от светской власти, только союз
литературы с лучшими прогрессивными представителями нашего общества и власти,
только всё это в месте взятое и может позволить, на мой взгляд, нашей стране
стать действительно великим государством в будущем. Государством, в котором
большинству россиян будет жить хорошо и морально и физически. Но до этого ещё
очень далеко, особенно если учесть сегодняшние верноподданные заявления
религиозных наших лидеров в адрес наших светских лидеров. И потому я считаю,
что в нашей стране через некоторое время снова произойдёт всплеск литературы. И
в пользу этого , как раз, и говорит то развитие литературных сайтов в
Интернете, то количество авторов и прозаиков и поэтов и критиков, которые
появляются каждый день. Что же касается качества этой литературы, то время
покажет. Но я думаю, что новые великие писатели и поэты России уже и сегодня
родились и возможно вы их встречаете на детских площадках нашей страны, а
возможно и на экранах мониторов!
P.S. Статья написана в 2011 году и подкорректирована в 2015-ом году. Но
вот, чтобы я хотел к ней добавить в начале 2016-ого года. Кризис в финансово-
экономической системе мира и нашей страны в частности, ещё раз напомнил нам
всем о кризисе духовном. Я могу говорить, конечно, в этом плане только
о нашей стране. Но куда не кинь( наука, образование, медицинское обслуживание и
так далее)-всюду клин. И лучшие сыны Отечества молчат: либо умерли, либо уехали
за границу, либо куплены с потрохами, либо поняли свою не нужность и
бесполезность. И это самое печальное в выводах о начале Нового года!
Свидетельство о публикации №116012208814
Григорий Варшавский 25.01.2016 11:34 Заявить о нарушении