Судьба, как сожженный лист скомканной бумаги

«Середь уродливых и сальных, мелких и отвратительных лиц и сцен, дел и заголовков, в этой канцелярской раме и приказной обстановке вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью».      А.И.Герцен.



Чем больше я изучаю судьбы людей, тем сложнее писать очерки и тем грустнее они получаются. Но жизнь – есть жизнь, у каждого своя судьба и мы не подвластны что-либо изменить.
Даже люди, получившие при жизни признание и всемирную известность, нередко оказывались на краю, с изломанными судьбами и полным забвением…
Такой трагической была судьба этого талантливого, одаренного художника и архитектора –Александра Лаврентьевича Витберга.

Семья Витбергов переселилась в Петербург из Швеции, где и родился будущий художник и архитектор Karl Magnus, в крещении Александр. Крестным отцом его был сам император Александр I. И, казалось, будущее и Господь должны были быть к нему благосклонны, но судьба распорядилась по-иному.
Талантливый художник заявил о себе еще в художественной академии, получив малую и большую серебряные медали, большую золотую медаль за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора" и золотые медали за программу «Три отрока» и «О Русской правде». А в 1816 году, в возрасте 29 лет,  Александру Витбергу присуждают звание академика Академии художеств.
Его проект  храма  Христа Спасителя, что на Воробьевых горах в Москве, был признан лучшим на международном конкурсе и сам государь Александр I восхищался его талантом и умением:
«Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеей ...Вы же заставили камни говорить».
Торжественно заложен первый кирпич здания, руководит строительством молодой и талантливый художник и архитектор Александр Витберг.  Одиннадцать лет строительства и кропотливого труда. Потом клевета, позор, обвинения в казнокрадстве и восемь лет бесконечных писем и оправданий, унижений и доказательств невиновности, ссылки и работа, работа, работа. Даже в ссылке, он строит церкви,  Александро-Невский собор в Вятке, проектирует новые дома, пишет новые картины и портреты соратников.
И вот она – долгожданная свобода! По ходатайству Жуковского он возвращается в Петербург, еще не зная, каким роковым будет его приезд. Судьба вновь отвернулась от него, послав ему новые несчастья: первым ударом стала смерть любимой женщины, его верного друга, делившего с ним и ссылку, и падения, и тяготы бесконечной клеветы.
Все, что у него остается – это работа, картины, проекты. И снова удар: в полыхающем от пожара доме сгорают все его труды.  Все, что было создано за всю его жизнь, безжалостно сжирает огонь.
Жизнь пуста и обессмыслена…. Лишенный всего, что у него было, Александр Витберг, в бедности и нищите,  разбит параличом.  Ему было 67 лет. Он мог бы еще создать столько творений, но судьба…, она распорядилась иначе.
Сегодня мало кто знает о нем,  о его картинах и проектах, о возведенных им Храмах, всё утеряно безвозвратно: картины и проекты  - сожжены, храмы – разрушены и взорваны в сталинское время.  И, если Вы захотите преклонить голову перед его талантом на могиле художника, Вы не сможете сделать этого, могила тоже утеряна, можно только предположить, что она была на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.


Рецензии