Детский дом номер 13

               
                ИНГА

 Проснулась, приоткрываю один глаз, ни единого проблеска света. Заря  ещё нежится в постели.  А мне  не спится. Лежу в позе эмбриона. Мягко , тепло, уютно. И  возникает в памяти,  как мама меня ещё маленькую укладывала днём спать. Я, конечно же,  сопротивлялась,  Мама   ложилась рядом, мурлыкая,  одну из  своих  нескончаемых песенок, подпихивала меня к  своему мягкому,  тёплому животу, охватывала   рукой,  и не было никакой возможности вырваться из этих объятий. Незаметно я засыпала.            
  Главное теперь моё богатство – память. Сколько всего она хранит.
 Но  в  минуты блаженства всегда  вспоминаю маму.
 Какое  тёплое слово и  у всех народов , на разных языках звучит  мягко, нежно.
   «Мама, мама пришла»!- слышу я из   очень  далёкого  прошлого.
  Мне было всего 16, 5 лет , не сразу поняла , что это касается  меня. Всего несколько дней, как я начала работать в детском доме  и вот в один из дней,  когда входила  в  огромные ворота  детдома,  с криком  налетела на меня Инга - воспитанница , уцепилась за мой подол.
 -Ты будешь моей мамой, пожалуйста,больше никому не обещай.   
 Я уже знала , что двух мальчиков  и  семилетнюю   Ингу,  отстающих в развитии от своих сверстников ,  перевели из дошкольного детского дома, чтоб они до начала учебного года  смогли  адаптироваться. Но было решено отдать в школу их  на следующий год.
 Инга упорно называла меня мамой. Я смущалась и не знала, как быть?
 У меня не было никакого опыта работы с детьми.Воспитательница младшей группы предупредила меня ,что первые  годы жизни   у девочки были не  радостные. Молодая мамаша Ингы любила погулять и увлекалась спиртным. Вскоре  её  лишили родительских прав и Инга попала в Дом малютки.    
   В детский дом меня рекомендовали от райкома комсомола.Я  несколько лет была председателем совета дружины в школе и бессменным комсоргом в классе. Как в известном фильме -  «комсомолка,  спортсменка, отличница».
   Завуч Елена Владимировна просмотрела  мои документы, усмехнулась, как мне показалось недружелюбно,  спросила:
 -  В  аттестате всего три четвёрки , что ж в институт не поступала?
   - Не прошла по конкурсу,- честно призналась я.
  Был уже конец августа ,  бывшая вожатая  уволилась,  желающих на место не было ( зарплата мизер, хлопот с детьми много ,  бесконечные проверки).
   -Под вашу ответственность,- сказала  инструктору райкома  Елена Владимировна и забрала  моё  заявление.
  Думаю,  она нисколько не надеялась , что я справлюсь  с обязанностями, но, по крайней мере,  буду помогать воспитателям  сопровождать детей в школу и обратно после занятий.
    Самое время описать этот процесс. Детский дом располагался в курортном посёлке в 2 часах езды от центра  города Баку,  на берегу Каспийского моря.
  В те времена ходили туда электрички по расписанию, изредка автобусы . Посёлок был старинный,   улочки извилистые, узкие рассчитанные  на проезд одной  арбы. Тротуаров вообще не было. Вдоль этих улиц ,  с  частными  домами  и огромными  садами  местных жителей,   надо было вести детей    в школу. Ходьбы  всего - минут 15, но в шестидесятые годы уже было  много   не только грузовых , но  и частных машин.  Богатея  от продажи фруктов , цветов и зелени, многие местные жители приобретали легковушки.  Азербайджанские парни – народ темпераментный. Какой-нибудь лихач,  не сбавляя скорость  на  поворотах , с шумом пролетал мимо ошарашенных   детей.  Наш длиннющий строй  судорожно прижимался  к каменному забору.
 Тут я впервые поняла смысл слова « стресс» и  как может болеть   сердце.
   
 Так вот , Инга не отходила от меня ни на шаг, мало того не  подпускала ко мне никого из младших детей, могла и поцарапать. Любые попытки уговорить её, вызывали сильную агрессию.   Так и ходила со мной повсюду , уцепившись за палец.  Уговорить её,  не называть меня мамой, было невозможно, начиналась истерика.видимо , в чужом коллективе девочка искала себе опору. Давал о себе страх,бесознательно  зародившийся в ней ещё тогда, когда неожиданно исчезла из её жизни мать. 
   
  Выручила меня  Тамара Вартановна - воспитательница, которая была ответственная за   порядок , чистоту, за  режим  питания,  занятий и отдыха.    Завуч так и называла её - всесоюзная староста.  Работала она на  две ставки , поэтому почти жила в детдоме.  Она была одинокой , дома её никто не ждал Детский дом и был её родным домом.
  Инга, - сказала она, - пойдём в  пионерскую  комнату. Здесь будет  кабинет товарищ  Риты,  если ты  хочешь , чтоб она тебя любила , следи  за порядком, чистотой. Я тебя назначаю  ответственной за пионерскую комнату.   
 -Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало - так ведь ?
  Девочка   всё поняла   буквально и на полном  серьёзе стала выполнять свои обязанности. Даже неспокойные мальчишки вели себя  при ней тихо.  Инга не допускала озорства.  Теперь я могла заниматься работой. 
   
  В пионерской комнате играли шашки , просматривали газеты , читали книги и всё это происходило под зорким  наблюдением  Инги. Теперь  она  спокойно оставалась в пионерской комнате на правах  хозяйки.
   
  Она выпросила у  кладовщицы  веник , ведро  и тряпку. Мы с ней провели генеральную уборку. Теперь ежедневно перед дверьми лежала мокрая тряпка.    Никто не смел,  входить в пионерскую комнату не вытерев обувь.  Инга  из пионерской комнаты   выходила только при условии,  что дверь закроет на ключ. Ключ она  носила,  как кулон на верёвочке и  доверяла его только мне.
 Она же стала  моей   рассыльной. Отделаться от неё,  если даже . очень постараться было невозможно. Даже те , кто не  хотел являться по моему вызову, вынуждены были идти, лишь бы отстала девчонка.   Мгновенно собирался и совет дружины,  и редколлегия , и участники самодеятельности . 
 Пионерская комната была огромная. Несколько столов стояли буквой  «Т»
  Как и положено  в красном углу -  знамя, горн , барабан , на столах подшивки газет , журналы,  вдоль стены стояли  шкафы, забитые книгами. В мою обязанность также  входило  выдавать книги. Инга  важно прохаживалась из конца в конец комнаты с влажной тряпкой , протирала невидимую пыль.  Её не интересовали ни карандаши,  ни картинки в журналах,  учиться  читать и  писать она не хотела.  Книги, которые возвращали дети после прочтения, она тщательно протирала, проверяла внешний вид и только потом отдавала мне, чтоб я поставила на место.
 Когда ей вернули книгу без меня, я схитрила.
  Инга,- спросила  я ,- ту ли книгу вернула Надя? Ты ведь  не можешь читать, откуда ты знаешь, что записано  у ней на карточке?   
 Инга застыла с тряпкой в руке, долго думала, и неожиданно  попросила:
 -Научи  меня читать.
  Мне было странно , почему её причислили к  отстающая в развитии. Она   быстро освоила азбуку и стала  принимать  книги по первой заглавной букве. Тогда я стала ей подкладывать книги с одинаковой первой буквой. Ей пришлось читать слоги. Вот так, с трудом , но   стала читать по слогам.  Очень ей хотелось  быть библиотекарем. Однако, влажная  тряпочка всегда была у неё  под рукой.
   
 В конце месяца я выпускала очередной номер стенгазеты.
   Старшеклассники -  отрядные вожатые , они же редколлегия,  собрали сведения об отличниках и хорошистах и о первых двойках.   
  Мы решили  написать  стихами о каждом,  газету готовили  секретно.  Наши  поэты  ходили с глубокомысленным, таинственным видом.
 Стали поступать  "опусы" , нашлись и   художники.
 Склеили два ватмана. Газета получилась большой,  рисунки крупные, цветные.  Дети узнавали себя,  читали стихи, смеялись, кто-то обиделся. Я  не забыла про Ингу, написала и про неё стишок, похвалила , что она учит азбуку и какая она хорошая хозяйка.
  Всю  неделю около газеты толпились и дети,  и воспитатели.  Инга  всех заставляла читать   вслух стихи про неё и, в конце концов,   заучила стишок  наизусть. 
 И вот сюрприз -  однажды я  застала её за рисованием . Инга спрятала листок за спину:
  -Не смотри .
  А что ты рисуешь?
 - Тебя.
  А когда покажешь?
 - Когда дорисую.
  Была  изорвана пачка   бумаги , сломан не один  карандаш, и, конечно, слёзы. 
 И вот труд закончен.  Мой портрет  Инга   повесила   на самом видном  месте.   Видимо, художница нисколько не сомневалась,  что это и есть  шедевр изобразительного искусства.
 Увидев этот «шедевр»,  Елена Владимировна  подозвала Ингу:
  «Ну что ж, художница, я , наверное,  отдам тебя в школу, дозрела».
   К моему удивлению , она притянула к себе Ингу , обняла и  засмеялась .
  А я то  думала,  что она не просто строгая,  но и злая и,  надо признаться, боялась её.
   -Объявите конкур на лучший рисунок, - обратилась она ко мне,- устроим выставку, я распоряжусь, чтоб закупили краски и ватман,  выделю призы.
 Шофёр сделал нам стенд, его установили в огромном актовом зале,  всем разъяснили условия конкурса.
 Вот где пригодились мои занятия в рисовальном  кружке при  Доме пионеров. Права была мама, когда нас поучала,  повторяя:
   «Всё , чему  научишься в молодости , всё пригодится, ничего не пропадёт».
     Мне пришлось  помогать детям , потом я договорилась со своей подружкой, которая после школы поступила в художественное училище, уговорила её  приехать в воскресенье в детский  дом и провести «мастер класс», как теперь это называют. 
   
 Подходили праздники, мы готовились к смотру художественной самодеятельности. Коронный номер -  матросский танец. Четверо мальчиков    этот танец уже танцевали раньше , надо было  отшлифовать  технику.  Старшие девочки выстирали и  отутюжили  костюмы. Несколько дней   шли репетиции. Из Дома пионеров пригласили  на полставки  баяниста.
   Учили стихи, песни,  весь детдом «стоял на ушах». Каждая группа со своей воспитательницей    готовила  свою программу, но были и общие номера. 
    И вот   перед самым смотром случилось непредвиденное. Неожиданно,   в детдоме   появилась   мама  Гриши – десятилетнего мальчика.  При мне это был единственный случай посещения.   Обычно,  никто детей не посещал и не забирал в гости.   Слух об этом грянул , как гром среди ясного неба.  Воспитательницы не смогли удержать детей в группах.  Все  собрались перед кабинетом  директора.    Из кабинета  вышел весь красный и сияющий Гриша с матерью. Повисла  тишина.  Гриша не  сказал, а  заорал во весь голос, что его забирают домой и,  что он   будет теперь жить с  мамой.
   Толпа ахнула, кто-то вскрикнул, у кого-то вырвался стон и снова глухая тишина.
  Воспитательница собрала Гришины вещи , портфель с учебниками,   повариха принесла какие-то продукты.
  Гриша  попрощался  и почти потащил мать к воротам. Вся толпа двинулась за ними. И вот ворота закрылись.   В этот день никто не занимался и не репетировал.   Все были подавлены,  завидовали Грише, ведь каждый из детей  в тайне надеялся на чудо -  вот также придут и  заберут его  домой.
   Однако,  жизнь продолжалась.  Всё шло по режиму,  как обычно, только разговоры про Гришино счастье постоянно возобновлялись . Прошла неделя.
    
    У меня  выходные были по  понедельникам , так как вся пионерская работа приходилась на субботу и воскресенье.
  Во вторник, придя на работу, я  не могла ни  достучаться, ни дозвониться.    К воротам никто не подходил.   Обычно,  мы стучали  молоточком,   приделанным на высоте роста  к  огромным  старинным  воротам.
  Удивительно,  ни сторожа, ни дежурного, за воротами - странная тишина, как  вымерли.
 Наконец , прибежал ответственный дежурный .
  - У  нас неприятность, все  наверху, в спальном корпусе.
 У меня обмерло сердце:
 - Что там случилось ?
 - Гришку вернули, он  воет, уже второй день.
  Я  помчалась в  спальню, пробралась сквозь толпу детей.
  Гриша лежал ничком  на  своей кровати,  на тумбочке лежал портфель, рядом на полу  авоська.

 Гриша не плакал , не кричал, не стонал, он выл , как воет , наверное, загнанный охрипший зверёк.
   Вокруг хлопотали:  медсестра,  завуч, ночная нянечка, Гришина воспитательница. Она  мне сказала , что он не ест, ни пьёт,  всю ночь  орал, вызывали скорую,  врач  сделала  ему укол, теперь   перестал кричать ,но  воет.
  -Не знаем, что  с ним  делать? 
  Мать его обманула,  привезла в воскресенье , сказала дежурной , что  её сожитель не хочет , чтоб Гриша с ними жил.  А Грише наобещала , что  заберёт вечером. Да только ,  не пришла.
   Поднялась с подносом повариха – грузная,  уже немолодая азербайджанка, коверкая русские слова,  стала уговаривать Гришу поесть:
   -Ай, балам, совсем худой стал, вот кушай горячий пекла  оладушка и   варенья  есть- анжир  сладкий,  сладкий, кушай,   а то совсем биледный стал.
  Всё  бесполезно.
   Я стояла потерянная,  не могла осознать  состояние Гриши. Не  представляла,  что мама может вот так отказаться от своего ребёнка. 

  Прибежала  Инга ,  бледная , судорожно уцепилась за мой палец. 
  Воспитательницы  с помощью старших ребят  увели  малышей  вниз.
  Наступило время обеда , потом повели  детей в школу во вторую смену.
 Инга  категорически отказалась отпустить меня , она  который раз спрашивала:
   - А ты не уйдёшь «на - совсем»?
  Пришлось взять её  с собой  сопровождать детей в школу.
 Когда мы вернулись , Гриша  лежал всё в той же позе. Отказывался от еды.
 Никто  из работников не уходил  домой. Сидели рядом с Гришей . У   Елены Владимировны глаза были красные, припухшие , а Тамара Вартановна плакала  и причитала что-то  на своём армянском. 
  К нам поднялись мальчики, сообщили,  что уже  пришёл баянист , и надо начинать репетицию.
    Назавтра должны были  приехать в детский дом гости, представители других детских домов,   будет  смотр художественной самодеятельности. 
 Гриша всегда  присутствовал на репетициях, мечтал танцевать  с старшими детьми,  он даже  пытался танцевать,  но на танец были подобраны ребята одного  роста из  шестых и седьмых  классов. Гриша учился  ещё только   в третьем. Коренастый, полный,  неуклюжий он старательно «выбивал коленца» в сторонке, на это было  смешно смотреть.
  Вдруг,  Инга  дёрнула меня за палец и громко сказала:
    - Пусть Гриша  тоже  танцует, тогда   он перестанет плакать.
  Вой  на минуту прекратился.  Гриша даже приподнял голову.
  Мы стали вслух  рассуждать. Во-первых  для Гриши не сшили костюм,  во-вторых,  не готовился , к тому же он на две головы ниже мальчиков. Пока мы размышляли,    опять в спальню  поднялась  наша повариха  с подносом , принесла Грише котлеты , но он  отказался есть.
  Вдруг, меня осенило:
  -Пусть Гриша выйдет  в костюме  кока и позовёт матросов   на обед  в камбуз.   
 На корабле так , кажется , называется кухня.
  - Точно, - подхватила повариха,-  у меня   фартук,  шапочка  совсем новый есть.  Очень быстро  маленький сделаю. Как раз голова  Грише  будет. 
    -Ты ,  Гриша, возьми  половник с собой , маши  и зови ребят на обед ,когда они закончат танцевать,  будет очень весело. И присядку  не забудь ,-  подсказывала  Тамара Вартановна
  И случилось чудо Гриша сел на кровати, размазывая слёзы и сопли  кулаком, спросил:
   -А ребята меня пустят?
  Пустим , пустим ,  давай ешь и пойдём тренироваться,- заверили мальчишки. 
 Все радостно вздохнули и повели Гришу умываться .
  Праздник прошёл хорошо, концерт понравился,  вызывали на  –« бис»,  больше всех хлопали Грише.
 Мы думали, что  Гриша  забыл о своём горе. Но, когда  прошёл праздничный ужин , он  заявил Инге :
  - Когда  вырасту,  стану моряком , приеду и убью мамкиного мужика. А её к себе на корабль  заберу жить.
 - Правильно, -  ответила ему Инга, -  я  тебе помогу, я драться умею.
 Мы, молча,  переглянулись и осторожно промолчали.   С тех пор они сдружились.  Гриша стал часто заглядывать в пионерскую комнату к  Инге  , звал её на площадку поиграть.   
 Я облегчённо вздохнула, наконец-то,   Инга  оставила в покое  тряпку, стала более общительная и понемногу


                ВОЛКОВЫ

Их  было четверо.  Старшие - Татьяна девятиклассница , Вова- восьмиклассник. Смотрелись они  как  близняшки. А младшие Миша и Тима на самом деле были близнецы, учились они ещё только в третьем  классе.
 За долгие  годы жизни  мне редко встречались такие красивые  истинно русские лица.  Если б тогда я была постарше и  имела средства,  обязательно заказала бы их портреты художнику.  Все четверо круглолицые , розовощёкие. Глаза не просто  голубые - бирюзовые  излучают свет небесный.  У  Татьяны пшеничная  толстая  коса .
  У мальчишек короткая стрижка , головки, как   жёлтые сверкающие  на солнце  шары . Встанут рядом - три солнышка.   
И Татьяна, и Вова  спокойные , даже меланхоличные, никогда не слышала  чтоб голос повысили. От них веяло какой-то  внутренней силой,  обстоятельностью. И   внешне они  были  в меру упитанные, рослые , широкоплечие.
 Спустя очень много лет,  уже в зрелом возрасте , на заседании профсоюзного комитета ( были такие в былые времена) обсуждался вопрос о материальной помощи.  Дошла очередь до  рабочего нашего цеха  Пронина, у  него было семеро детей. И кто-то высказался:
 «Развёл Пронин  нищету. Нарожали, а теперь клянчат помощь».
Я, как по - волшебству,   тут же  вспомнила Волковых,  такие же красивые   дети были у нашего  Пронина, не   удержалась, вспылила:
 «Чем не угодил Пронин , или он бездельник,  или пьяница? Трудится за троих,  а дети у него  такие воспитанные и красивые , что это  и есть  генофонд  России. Их  надо беречь и холить.  Пусть ещё рожают  и, как можно, больше.  Хоть вспомним,  как выглядели в прошлом  русские люди».   
 
    Если кто-то из детей мог хотя бы надеяться или мечтать, что объявятся, наконец,  их родители, то у Волковых этой надежды  не было. Мать с отцом  погибли при катастрофе. Из соображения такта,  мы  с детьми не говорили  о родителях , не выспрашивали  как они попали  в детдом. 
В то время редко  усыновляли  детей , а тем более, кто решится взять  сразу четверых.
Мне казалось , да и сейчас я так думаю,  что детям в детдоме жилось неплохо , ведь наша многодетная семья  в то время  в материальном плане жила нисколько  не лучше, даже труднее.  Другое дело - внутреннее  душевное состояние,  особенно  тонких натур.  Желание обрести маму , семью передавалось  детям  как эпидемия  не осознанно.
   
 Каждая безделушка, подаренная  мамой,  (хотя и редко  кто-то  вспоминал  и посещал ребёнка) хранилась как бесценная реликвия. И из-за уже вылинявшей  ленточки или платочка, коробочки от конфет  могла возникнуть драка. Никто не смел  посягнуть на дорогую память. 
 
   В противоположность старшим,  младшие Волковы были озорники.
 Они пользовались тем , что различить их было невозможно.
  -Кто залез на дерево и сломал ветку,- спрашивала Тамара Вартановна, намереваясь тут же вручить веник. ( в  наказание  она заставляла мести территорию в помощь дежурным , а  веник  частенько оказывался  при ней)
-Тимка,- кричали хором младшие Волковы.
-Нет, это  Мишка, -  тут же меняли показания оба  одновременно.
  -Кто из вас Тима, а кто Миша ?
 -Я,- кричали оба. Так они пользовались своим преимуществом.
 Разобраться было невозможно.
Приходил старший Волков , долго разглядывал братьев и сам  путался .
На всякий случай,  ставил в лоб каждому  «шелбан», при этом оба младшие покорно подставляли лбы.
Безошибочно их отличала только Татьяна, какое-то внутреннее   чутье подсказывало ей,  и она не ошибалась.
 Тамара Вартановна  любила  этих шалунов  и всё её наказание ограничивались  тем, что  помахивая веником , грозилась:
 - Вот придёт Таня из школы , разберётся с вами , уж вам не отвертеться, а теперь идите,- и обязательно добавляла  свою присказку готовую  на любой случай жизни ,- дети, красиво играйте.
В столовой, прохаживаясь между столами, Тамара Вартановна   повторяла:
-Дети,  красиво кушайте, культурный человек красиво умеет кушать.
В спальне - дети, красиво прибирайте постели, будет своя семья, кто за вами убирать будет.
Увидев,  помятое платье  или не достаточно белый воротничок,  внушала старшим девочкам:
 -Девочки, красиво одевайтесь,- и добавляла шёпотом, - замуж пойдете,  кому это понравится, муж прогонит.
Старшеклассницы  посмеивались и,  отойдя в сторонку,  потихоньку меж собой  передразнивались:
--Дети, красиво какайте!
Судьба преподносит   порой   сюрпризы, когда   не ожидаешь.  Так случилось с Волковыми.
 Елена Владимировна получила письмо, его  передали из  Бакинского отдела социальной  службы.
Обратный адрес был из Архангельской области. Оказалось, что двоюродная бабушка отыскала всё-таки детей. А в то время это было не так-то просто . Домашние телефоны и то были редкость, не то что теперь - и  сотовые, и интернет.

 Потеряв связь с родственниками , эта душевная женщина   стала разыскивать их через общих знакомых. Обращалась в различные  социальные службы.
  Письмо было длинное , очень трогательное . Бабушка спрашивала , может ли она приехать и забрать детей к себе.
Она сообщала , что живёт в райцентре, что у неё своё хозяйство: корова, куры, утки и огород, что она на пенсии, что  у неё есть семейный  сын, который может  оформить опекунство над детьми.
Елена Владимировна  раньше времени не стала воспитателям   говорить о письме,  вызвала к себе старших Волковых. 
Уже много позже я узнала подробности этой беседы.  И когда вспоминаю,  удивляюсь, как мудро поступила Таня. Фактически ещё ребёнок, она не поддалась первому чувству.  Ведь  детдомовские дети часто идеализировали  жизнь в семье. Безотчётно поддавались общему настроению. К сожалению, не во всех семьях  даже родным детям достаётся сердечное тепло и понимание.               
 И Елена Владимировна   поступила  мудро, не стала сразу  высказывать своё мнение  по поводу письма. 
Вова сразу же наотрез отказался  покидать  детдом:
-  Уже мало осталось , окончу восемь классов и поступлю в мореходку, здесь все мои друзья, мне и здесь хорошо .
 Татьяна поддержала его:
 - А я десять  классов буду   заканчивать,  за это время дети подрастут,  здесь  я  за детей спокойна.   Окончу школу пойду работать , а учиться буду заочно. Я  заберу Тимку с Мишкой к себе.  Или вы хотите отдать нас?
  Елена Владимировна чуть не расплакалась:               
Я всегда была противницей раздавать детей, тем более не родителям. Просто хотела , чтоб вы приняли сами  веское решение. Я , думаю, вы правильно решили.  Надо глядеть вперёд, думать о будущем, кто знает что это за люди , зачем вам из южного  города  ехать  в холодные места. В крупном городе легче найти работу , да и мы всегда  помогаем  с устройством.  Завтра  вместе напишем письмо вашим родственникам , пригласим их в гости , если захотят, пусть приезжают, познакомитесь , а если не приедут, так на нет и суда нет.
 Забегая вперёд скажу, что  как планировала Таня, так  всё и сбылось .
Она действительно  заменила   мать   Мишке  и Тимке. Вова окончил мореходку, благо, что  училище  было недалеко  от  города в приморском  посёлке.  Позже он бывал  в загранпоездках,    материально помогал Татьяне  воспитывать  детей.

                КЛАРА

И всё-таки,  рассуждая о семье  Волковых, я  думаю, что,  может быть, Таня  и решилась  бы уйти из детдома,  если  бы не  дружба  между  старшими девочками.
 А душой коллектива  была Клара. Клара тоже училась в девятом классе. 
 Неужели мне так повезло  или в нашем детдоме были особенные дети. Я не намного была старше , а девочки  относились ко мне учтиво,  поддерживали меня и помогали  во всём.
 Клара, Нина, Таня,  Рая, Надя …  почти всех помню на лицо  и по фамилии.    Клара , как- будто была   не воспитанница,  а воспитательница, так относились к ней дети.  К тому же она   была председателем совета дружины. 
   До сих пор подкатывает к горлу  ком, когда  вспоминаю наши  торжественные линейки. Как красиво вышагивали отряды в красных галстуках. За ними строем шли малыши с октябрятскими значками на груди и с большими белыми бантами под цвет праздничных кофточек. 
 Вот заиграл  горн -  горнист Рома Козырев. Эдик Енгибаров отбивает ритмы на  барабане.  Двое ребят отдают  салют. А  впереди всех  шагает  высокий  плечистый  Вова Волков,  он вносит знамя дружины. Потом начинается приём рапорта.    Думаю, не только я с ностальгией вспоминаю  эти волнительные минуты.   
 Клара стала для меня   как подруга,  но при этом  никогда   не обращалась  ко  мне  «на ты».  Кстати,  и Ингу  научила обращаться ко мне «на вы».
Все старшеклассники следом за ней соблюдали субординацию.
  Жизнь , к сожалению, не ко всем ласкова.
   Всегда удручает, почему жизнь так несправедлива к хорошим людям.
Вот и Клару она не пожалела. И  отец,  и мать у неё были живы.  Они были глухонемые. У Клары была младшая сестра - Света.
 Дети  родились здоровыми - говорили   и слышали.     Родители выпивали и в состоянии опьянения  становились неуправляемы.   Ссоры , драки -  в итоге младшая Света  тяжело заболела. Закончилось тем, что детей оформили  в детдом. Свету   сначала лечили  в больнице, потом долго  её  долечивали  в детском  санатории. За это  время маленькая Света отвыкла от родителей.
     Я знала, что Елена Владимировна изредка  отвозила Клару  (она жила  в  центре города ,  недалеко от дома Клары) повидаться с родителями.
Света  всегда  отказывалась ехать, она просто их боялась.
   Клара возвращалась сумрачная, видимо, долго отходила после этих встреч, но на  эту тему  я  говорить с ней не решалась. 

 Ради младшей сестры Клара не стала поступать в техникум после восьмилетки.  Окончила 10 классов.  На следующий год,  когда  я  поступила в институт и  уволилась,  её оставили в детдоме на должности старшей пионервожатой.  Она так и  продолжала жить там , пока младшая Света не окончила восемь классов и не поступила в техникум. 
               
                РАЯ

На самом деле её звали Райся.  Так и хочется начать с описания её внешности.  Настоящая татарская красавица. Девочке было двенадцать лет , а две тёмные  тяжёлые косы уже спадали  ниже пояса. Над чуть раскосыми глазами -  «полумесяцем бровь»  как  поётся в  старой песне. Глаза, на удивление, не черные и не карие, как у татар, а тёмно синие – синий бархат, который меняет цвет при каждом движении.  Говоришь с ней и не можешь налюбоваться.
 Слегка удлинённый,  изящный овал лица и,  как описывают в восточных сказках,  коралловые  очерчённые  губы.  Когда к ней обращались ,  её щёки заливались нежным румянцем. Говорила она  негромко, почти не подымая  глаз. Просто  образец истинной восточной красавицы. Но, говорят же,  не родись красивой, а родись счастливой. После смерти мужа , юная   мать Раи  осталась без работы,  на частной квартире , без родных и знакомых.   Красавица (дочь вся в неё) видимо, была слабая,  безвольная   женщина. Устроилась работать уборщицей в магазин , замучилась от притязаний   молодых темпераментных кавказцев. В итоге вышла замуж , лишь бы не приставали и , чтоб была крыша над головой .
 Но счастье было недолгим. Муж категорически не хотел в доме терпеть падчерицу, хотя  мне показалось это странным.  Азербайджанцы любят детей и не бывает такого  чтоб родственники оставляли сирот без покровительства.  Может быть, дело было в том, что  девочка подросла и была слишком соблазнительная.  Мать во время сдала её в детдом. Муж,  как и  многие восточные мужчины не отпускал жену из дома ни на шаг .  Она не могла даже поехать на электричке  к  дочери  в детдом. И  домой забирать, хотя бы на каникулы, ей не разрешали.   Не успела оглянуться по дому уже бегали  трое малышей.  Частный дом,  живность,   уход за детьми. обслуживание мужа, беспрекословное подчинение , и ни копейки в  кармане.   Деньгами распоряжался муж.
  Узнав , что я работаю в детдоме,  Раина мать встретилась со мной и стала просить ,  привезти  на праздники  Раю домой , чтоб она  смогла с ней повидаться.   
В нашем детдоме не принято было воспитателям брать детей к себе  в гости , чтобы не раздражать других  детей, всех же не возьмёшь.
 И Елена Владимировна сделала для Раи исключение,  она взяла с меня слово , что Рая  будет ночевать у меня  и  с матерью увидится  тоже   у меня на квартире.  Лучше бы этого свидания не было -  одни слёзы.
 Страшный выбор   делает  женщина    при тяжёлых жизненный ситуациях - ребёнок или мужчина , по сути чужой человек.  Не мне судить . но вспоминать и думать об этом тяжело.    
  Успокаивает одно.  Как бы ни настаивал  отчим  забрать Раю(  ей исполнилось четырнадцать лет) из детдома, мать выдержала всё,  но не забрала. Ибо предвидела   его планы  отдать её замуж за своего вдового брата . Знала , какая судьба ждала эту тихую, робкую  девочку:
 Тёмный платок, закрытая дверь , муж не по любви,  и непосильная работа по дому.  В некоторые  места, несмотря  на советскую власть,  до эмансипации женщин  дело не доходило.  После выпуска из детдома Рая уехала в Поволжье к дальним  родственникам отца. Там  устроилась работать и осталась жить.

                эпилог
 
  В самом начале я писала, что детдом был в курортном посёлке на берегу моря. Свежий морской воздух, ни заводов , ни фабрик . Вокруг одни санатории и дома отдыха.
Детдом был окружён высоким,  каменным забором, вдоль - росли южные  плодовые деревья:  гранатовые, инжира , много тутовников,  плёлся виноградник. Плоды не успевали созревать, детвора объедала полузрелые.
Видимо, была потребность в кисло-острой еде.
 Вспомнила об этом - и на зубах - оскомина. И я,  маленькой обожала зелёную алычу и смаковала кислый,  недозрелый виноград. 
  А вот супы - не любила, поэтому я понимала детей , которые не доедали первое блюдо.  Особенно,  если сверху плавал прожаренный лук. Перед столовой ставили  бадью, туда выливали остатки.
 После ужина приходили соседи и забирали помои, кормили  баранов, коз. За это  приносили молоко и , тогда повариха пекла   блинчики и  на полдник подавали чай с молоком.
 А вот хлеб выбрасывать не разрешалось. К  хлебу отношение было особенное, мистическое. Помню,  и моя мама, пережившая войну, увидев брошенный на дороге огрызок  хлеба , подбирала его и несла собакам.
«Не дай Бог, кто-нибудь наступит, грех большой»! 
Куски  хлеба  наша повариха меленько нарезала и сушила на противнях, чуть-чуть подсаливала.  И подавая  к  обеду, приговаривала:
«Ай, балам, положи на булён,  совсем хорошо будет , вкусный , кушай, смотри , как  корабль на море плавает.  Кто кушает  суп,  ещё дам сухарь».
И дети,  поддавшись на хитрость, не замечали,  как с сухарями съедали весь суп.
За корпусами  у нас был  огромный двор, здесь дети до самых холодов  играли  волейбол, круговую лапту, проводили футбольные встречи. Здесь же, бывало,   ссорились и дрались ,  глаза да глаз за ними.
Особенно не хватало воспитателей  по  воскресеньям. И вот в эти дни Клара  и старшие ребята безотказно  помогала мне, проводить  игры,  соревнования, викторины,   да мало ли что мы выдумывали,  лишь бы занять беспокойных подростков.
  Время шло  и требования к условиям жизни детей в детдомах изменились . Скоро детский дом номер 13 расформировали. Комиссия решила , что он не соответствует санитарным нормам.  Проблема  была с водой,  её привозили.       Был колодец , для технических нужд, вода в нём хоть и  чистая, но  соленная.  Ещё  проблема с  дорогой в школу. Детей распределили в городские детдома.  Со временем я потеряла связь   с ними. 


Рецензии