Печаль Асана Кайгы
Мы с тобою должны найти Жеруйык*,
Наша степь – и печаль, и гордость моя!
Только кто услышит отчаяния крик?
Почему наши реки слезами полны,
Почему не растут полевые цветы,
Отчего наших песен не слышно в степи,
Отчего голоса наши стали тихи?
Где же меткое слово акынов* степи,
Почему не слагают о биях* стихи,
Где же щедрость прославленных баев*,
Что ещё мой народ испытает?!
***
Была полноводной моя Сырдарья,
Был глубоким Ишим и Иртыш.
Где наш быстрый Жаик*, топивший брега,
Семиречья высокий камыш?
Кто ответит пред нами за мёртвый Арал,
За мельчающий Каспий и чёрный причал,
Кто спасёт наш Балхаш, и Зайсан, кто спасёт?
С нетерпеньем нас ждёт всех пустой эшафот!
Белые лебеди стали черны,
Кровавым копьём стоят камыши,
Берег умыт ядовитой водой,
С Каспия плачет волна за волной…
***
Почему дали земли не нашим стадам,
И зачем наши недра раздали врагам,
Кто позволил казахских детей продавать,
Наших славных батыров тайком убивать?
Куда подевался честный закон,
Где Родине верность, чести поклон,
Где правосудия праведный меч,
И головы, где, летящие с плеч?
Где знахари наши чудесные,
Где лекари с даром святым?
Зачем рвут меня бессердечные,
Без кинжала режут живым?
***
Здесь жадность баев не знает границ,
Алчность биев – законов страниц,
За несколько жирных овечек,
Для них Человек – человечек!
Тысячник сотнику служит,
Сотник десятнику раб,
Кто же безумцев рассудит?
Бай стал десятнику сват!
Труд стал позором постыдным,
И вор стал героем в степи,
Правду и честь подзабыли,
Откуда единство страны?
***
Кто будет думать сегодня,
И что будет с нами потом?
Как объяснить всё потомкам?!
Каким говорить языком?!
О, казахи! Уничтожьте пороки!
Беззаботность не прощается судьбой!
Верю! Придут султаны и пророки,
Степь Великую наполнить теплотой…
…Что ищем с тобою моя, Желмая?
Повидали мы весь степной материк,
Лишь одно должны осознать сыновья,
Что нужно самим создавать Жеруйык…
-----------------------------------
1. Асан Кайгы – Асан Печальный, казахский поэт и философ-гуманист XV века
2. Акын – певец и поэт-импровизатор
3. Бий – Судья
4. Бай - Богач
5. Жаик – Река Урал
6. Желмая – Быстроногая верблюдица Асана Кайгы
7. Жеруйык – Земля обетованная
Свидетельство о публикации №116011906930
Стихотворение начинается призывом бежать по Великой степи в поисках Жеруйыка, символизирующей некий утраченный идеал. В словах "Наша степь – и печаль, и гордость моя!" чувствуется не только связь с природой, но и глубокая связь с культурой и историей народа.
Автор выражает сожаление по поводу потери красоты степи и трагедии природных катастроф, отражаясь в образе засушливых рек и вымирающих озёр: "Была полноводной моя Сырдарья, Был глубоким Ишим и Иртыш."
В последующих частях стихотворения поднимаются вопросы о судьбе Арала, земель, недр, о том, как человек исчерпывает природные ресурсы, оставляя печальные последствия. Автор выражает горе по поводу изменений, происходящих с природой: "Белые лебеди стали черны, Кровавым копьём стоят камыши."
Стихотворение также затрагивает социальные проблемы несправедливости: "Здесь жадность баев не знает границ, Алчность биев – законов страниц." Автор высказывает беспокойство по поводу утраты чести, традиций и духовных ценностей.
В заключении поэт призывает к изменениям и обращается к казахскому народу, предвидя приход султанов и пророков, которые наполнят степь теплотой. Это обращение становится идеей надежды, что в будущем могут наступить положительные перемены.
"Печаль Асана Кайгы" – это не только стихотворение о потерях и бедствиях, но и яркое произведение, в котором ощущается любовь к культурному наследию и беспокойство за будущее.
Динмухамед Табылды 26.02.2024 10:29 Заявить о нарушении