Юрий Семецкий. Обзор по стихам-победителям 194-198
Человек в чёрном
http://www.stihi.ru/2016/01/01/1083
Человек в чёрном ходит за мной по пятам.
Что-то записывает, заглядывает в окно.
Я знаю, что это паранойя и штамп,
но мне всё равно.
Я выхожу из дома только по вечерам,
я сторонюсь прохожих, ныряю в тень,
быстро иду, не глядя по сторонам.
В кармане моём кистень.
- Где ты, моё отродье и визави?
Выйди ко мне навстречу, а там поглядим.
Но сколько его ни задабривай, ни зови,
он невидим и нелюдим.
Человек в чёрном закутан в двубортный плащ,
ходит за мной с кинжалом, чуть-что и кричит: - Не сметь!
Я замираю, не смею... Он мой палач.
Я - нелюдь и чья-то смерть.
Мне нравится это стихотворение.
2.Ольга Домрачева.
Рождественское.
http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны, клокочущей внутри,
качнётся шар и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
чтобы слетело слово с языка.
где воробьям от пуза белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе – огорошен –
с новорождённой звёздочкой внутри.
Интересный финал, но кто стоит на небе? Если Христос, то почему «ты» с маленькой буквы? Если читатель, то почему он на небе, умер что ли?
Как обычно Ольга написала очень неоднозначное стихотворение. Я понимаю — оксюмороны, все дела... Но у меня сложилось впечатление, что это стихотворение написано ради формы, а содержание автора мало заботило.
3.Дмитрий Шунин.
Реквием
http://www.stihi.ru/2015/12/22/7280
В темноте и лес, как враг, и кусты в полях страшны.
Звуки спрятались в овраг тише тишины.
Тише шёпота пруда и дыханья сизых тин,
Где холодная вода поднялась с глубин.
Но, спокоен и могуч, жизнью вспыхнувший вдали,
Прикоснулся жёлтый луч к прелестям земли.
И под нежностью луны ясной ночи томен взор,
Золотятся валуны задремавших гор.
В фиолетовую стынь, в омут, скрылись караси.
Колокольчик звякнул - дзынь... капелькой росы.
Только здесь мы и сейчас, не вчера и не потом
В предрассветный слышим час предзакатный звон.
И когда ты будешь там - за пределом снов и слов,
Онемевшие уста не спасёт любовь.
Тишина милее лжи, ожиданий мнимых встреч,
Потому что, честь и жизнь незачем беречь.
Не откроется окно в новый мир, где чистота.
Потому что, там не ночь - пустота...
Впечатляющая первая строфа. В «лес, как враг» поверил сразу. Но уже второе четверостишие разочаровывает «прелестями земли» и «нежностью луны». Очень жаль, что образ леса-врага оказался лишь деталью фона, на котором, кстати, ничего значимого не случилось, если за значимое не считать намёк на любовь, которая оказалась обманом. В принципе, это потенциально хорошее стихотворение, но в него ещё надо вложить изрядную долю труда.
4.Юрий Октябрёв.
Крошки.
http://www.stihi.ru/2015/12/10/9443
Клюй последние крошки с ладони, птица,
ты, я верю, с неё ни одну не сронишь,
ты, я знаю, с пути не захочешь сбиться,
возвращаясь к тому, кто вверху на троне.
Он всегда посылает тебя к остаткам,
чтобы ты не насытилась ими вдосталь,
чтобы ты у других не искала сладких,
принимая как должное горстку постных.
И мои, извини, лишь от чёрствой корки –
так уж, птица, записано в книге судеб,
клюй же, птица, не чувствуя привкус горький,
а потом возвращайся к тому, кто судит.
И меня за собою веди туда же,
чтобы тот, кто небесное стадо гонит,
чтобы тот, кто мне место моё укажет,
убедился – пусты у меня ладони.
Но пока ни одной из полсотни крошек
я ещё не оправдан перед веками,
и по-прежнему давит на плечи ношей
не взлетевшая следом за птицей память.
Стихотворение-аллегория. Люблю такие. Тормознуло слово «полсотни». Разве это правильно? Я бы сказал — полусотни. И вообще, разве здесь уместно называть конкретное число? Создаётся же такое впечатление, будто герой торгуется — мол, если полсотни пожертвую, то этого для пропуска в Рай достаточно?
5.Елена Элентух.
Сволочь
http://www.stihi.ru/2015/12/09/6899
Как бы сволочь эту сволочь с высокой полки?
Полка полна безделушек к паденью нестойких.
Сволочь сидит, ухмыляется, прядает ухом.
Вот дотянусь - и привет, и земля ей пухом.
Гнев мой крепчает, как виски в дубовой бочке.
Гнев, словно тать, жаждет крови безлунною ночью.
Зубы у гнева остры и орлиная зоркость.
Я отвернусь - эта сволочь решит, что смоюсь.
Смоюсь, исчезну, прощу. Но не тут-то было!
Сволочь нужна позарез. Зря бы я не любила -
гладила черное, гладила белое, шею.
С нею ложилась я спать и вставала с нею.
Банку тунца на двоих, на двоих сосиску.
Чистый лоток и отмытая чистая миска.
Прыгай же, сволочь, разбей, наконец, его фото.
Ну же, лизни меня, сволочь. Не плачу, что ты…
Как известно, сволочи — это мужики. Поэтому прочитав первые строки, ждёшь любовного сюжета. То, что сволочь сидит на полке, смущает, но мало ли чего ни бывает в отдельно взятой несчастливой семье. Непонятно, кто должен смыться. Из контекста получается, что героиня, тогда непонятно другое — зачем ей смываться?
Понятно, что автору понятно, где фотография, а где кот, а мне с моей колокольни кажется, что композиция не выстроена, а сюжет не прописан.
6.Светлана Илларионова
"Почти по Шварцу
http://www.stihi.ru/2015/12/04/4029
– Знаешь, мой друг, ни в чём себе не отказывай!
Хочешь, к примеру, арбузы? Да бога ради!
Сладкую сочную мякоть глотай кусками.
Семечкой поперхнёшься – никто не заплачет.
Не принесут на могилу розы-тюльпаны –
Жаба задавит; иные "спасибо" скажут,
Что не пришлось на ножи для убийц тратиться,
Или использовать наисвежайшие яды.
Всё по сюжету, милый! Такие правила.
Сказки не каждый раз с хорошим финалом.
Ты же, упрямец, выбора не оставил –
Слышишь, уже звучит бой барабанов.
Тенью на место тени будешь поставлен,
В этом даю на отсечение голову!..
– …Sancta Maria, Аннунциата Ave!
Мы покидаем этот жестокий город,
Тени на тени ему своей не оставив.
На меня сильного впечатления данное стихотворение не произвело. Вполне допускаю, что не те книжки я в детстве читал.
Светлана, что Вы хотели сказать мне этим стихотворением? Орден Аннунциата участвовал в экспедиции Колумба?
Даже если так, то я всё равно не понял, кто должен подавиться арбузной косточкой. И почему надо использовать в этом стихотворении просторечные выражени, типа, «жаба задавит». А если стихотворение не имеет отношения к средневековью, то зачем Вам понадобились «Святая Мария» и католический орден?
Это вопросы по композиции.
7.Елька 22
Птичий календарь.
http://www.stihi.ru/2015/12/10/6717
Веток ольховых кожицу
Пальцами нежно трогаю,
Мартовский наст скукожился –
Кликаю птичек сдобою.
«Жаворонков» отметили
Ссорой грачи весенние;
Дети полураздетые –
Вербное воскресение.
Радуница за Пасхою.
Жизнь – шальной трясогузкою;
Пальцы испачканы краскою –
Крашу оградку узкую.
Голубь воркует влюбчиво,
Стриж носит в дом соломинки,
Счастье ведь – дело случая,
Встреча орла и горлинки.
Ночи горчат «воробьиные»;
Дни не спасут медовые;
Осень вобьёт журавлиные
клинья.
Затем – ледовые.
Я забываю…
Помнится,
пел соловей под вишнею…
Жителю мегаполиса
птичья сезонность –
лишнее.
Вполне допуская, что так можно писать стихи — как бы выкладывая мозаику из обронённых фраз. Но в том-то и дело, что именно в этом стихотворении фразы выглядят небрежно обронёнными, а не тщательно подогнанными друг к другу. Увы, но это стихотворение прошло мимо меня.
8.Владислав Усов
"Симфония королевству природы"
http://stihi.ru/2015/12/10/8324
прощальными нотами листьев последних
трепещут симфонию струны деревьев…
житейское злато трёх принцев наследных
поспело и убрано сытой деревней.
дыхание – сумерки – паром туманным
висят на природе осенней одеждой...
и хочется вывернуть Бога карманы,
и Солнце достать из вселенской надежды,
сверкнуть над деревней лучом благовестным,
цветами финальной феерии листьев
и с новыми принцами стуж королевства
симфонию петь, и в симфонии слиться...
Опять я чего-то в детстве не прочитал? «Житейское злато», как я понимаю, это пшеница, но кто такие «три наследных принца» и какое отношение они имеют к «злату»?
Стихотворение начинается с интересного образа, и даже непонятные принцы его не портят. Но дальше я перестаю понимать логику автора. Предположим, что у Бога есть одежды, а в одеждах есть карманы. Почему нет? Сказано же — по образу и подобию. Но что за «вселенская надежда» хранится в этих карманах, в которую, к тому же, завёрнуто Солнце? Этого я представить не могу (ни протуберанцы, ни звёздная пыль в концепцию «звёздной надежды» не вписываются).
Финала нет. Вместо финала винегрет из пришествия спасителя, листопада, каких-то принцев и музыки осени.
Местами интересно. В целом — сумбур.
9.Светлана Илларионова
Таёжное"
http://www.stihi.ru/2015/12/10/8693
Куда ни глянь, – безлюдная тайга.
Замшелый ельник смотрит осторожно
на две фигурки, силясь разгадать,
за чем несёт мальцов по бездорожью.
А те, вжимая головы, идут
по утренней росе к заветной цели –
по сентябрю добыть в семью еду,
чтоб мать с сестрёнкой в зиму уцелели.
И вот, – уже рукой до кедрача.
Взбивая воду крыльями, крохали
чуть слышно, торопливо «шаак» кричат
вослед туману, что с реки прогнали.
Рой комаров толчёт себе пеньку,
скликает вёдро подсобить парнишкам.
Мать из орехов отожмёт муку, –
в голодный год оно не будет лишним.
Отец на фронте, там же старший брат…
...Вскормлённые сибирскою тайгою,
два мужичка, довольные до пят,
домой вернутся в звании героев.
Честно говоря, текста мне здесь не хватает. Финал выглядит скомканным. Но несмотря на недостатки, это стихотворение похоже на стихотворение.
10.Юрий Октябрёв.
Лебединое.
http://www.stihi.ru/2015/12/24/9616
Тонким лезвием лучик света
Через толщу листвы проник.
Эй, Одиллия! Эй, Одетта!
Где же ваш лебединый клик?
Где шикарный наряд из перьев?
Где изгиб грациозных шей?
Разглядеть не могу теперь их
в перекрестиях камышей.
Для того ль от крылатой стражи
я на миг ускользнул сюда,
чтоб увидеть – чернее сажи
стала в озере том вода?
Умирает до срока шёпот
не успевшей плеснуть волны,
распластались бессильно тропы,
белым пухом занесены.
И сидят у черты рассвета,
там, где выстрелов грохот стих,
не Одиллия и Одетта,
а бескрылые тени их.
Надо понимать, что это стихотворение результат посещения автором спектакля «Лебединое озеро» в Кремлёвском Дворце Съездов, где ему достались самые дешёвые билеты в задние ряды амфитеатра. Стихотворение не состоялось, так как отсутствует детализация обстановки в зале, реакция зала и самого автора на происходящее на сцене, а так же финала, из которого стало бы ясно, зачем данное стихотворение написано.
11.Сергей Симанов
"Осеннее"
http://www.stihi.ru/2015/12/15/8278
Пятница. Дождь, у которого всё в прошлом.
Падают листья. На каждом листочке такие
длинные линии жизни, но кроткий-короткий
век. Деревья ступают по мёртвым ладошкам.
Деревья не против попасть на обложки
модных журналов, но глазом окинь их:
костлявы,нефотогеничны, ребристы;
и мини-бикини оставшихся листьев
не то, чтобы нас убеждают в обратном,
но утром, когда все подёрнуты холодом лужи,
и стадный инстинкт, и прогноз отрицательных чисел,
и ветреный стиль одеваться –
всё это их сжаться в леса вынуждает…
Не люблю пейзажную лирику, не все образы мне понятны в этом стихотворении, но не могу ни отметить оригинальность текста. Хотя если бы деревья не ступали по мёртвым ладошкам, и не заставляли бы меня безуспешно искать параллель в природе, было бы значительно лучше.
12.Ольга Домрачева.
Бредёт посёлок
http://www.stihi.ru/2015/12/20/4412
идёт-бредёт посёлок
вдоль Иртыша
гуртом домов да ёлок
и не спеша
ползёт хвостом позёмка
сметая след
а свет до окоёма
мертвецки блед.
Зарисовка с аллюзией на Барто. Бычок-посёлок упадёт, надо полагать, в Иртыш, а свет и вовсе блед. Очередная картина апокалипсиса, только не прописанная и с не выстроенной композицией.
1 место
4.Юрий Октябрёв.
Крошки.
http://www.stihi.ru/2015/12/10/9443
2 место
9.Светлана Илларионова
Таёжное"
http://www.stihi.ru/2015/12/10/8693
3 место
11.Сергей Симанов
"Осеннее"
http://www.stihi.ru/2015/12/15/8278
Свидетельство о публикации №116011802289
.
"Почти по Шварцу" - просто дам ссылку из вики:
Тень — пьеса-сказка Евгения Шварца, написанная в 1938—1940 гг. Основана на сюжете одноимённой сказки Андерсена. Составляет наряду с «Драконом» и «Голым королём» трилогию пьес-памфлетов. Со средневековьем там вроде ассоциаций и не должно было возникнуть.
Клавдии не хватило авторского. Надо подумать)
.
По "Таёжному" - уже приняла решение добавить немного текста.
Светлана Илларионова 21.01.2016 12:36 Заявить о нарушении
Вряд ли вам такой человек нужен, Оля)
Светлана Илларионова 21.01.2016 18:13 Заявить о нарушении
Ольга Домрачева 21.01.2016 18:27 Заявить о нарушении
А Юрий любит. Они с Е.Н. друзья. Да, Юрий?)
Светлана Илларионова 21.01.2016 18:58 Заявить о нарушении
Ольга Домрачева 21.01.2016 21:18 Заявить о нарушении
Юрий, - ничего личного. Она многих поимела. Извините за прямоту высказывания.
Кто не согласен - пусть купаются дальше рыбкой в её аквариуме.
Оль, имеешь право удалить.
Не обижусь.
На конкурс буду приходить, если будет с чем.
Но рядом с этой особой - нет. Извини.
Будем существовать отдельно.
Ибо мараться не хочется.
Светлана Илларионова 21.01.2016 21:34 Заявить о нарушении