Просто Вы дверь перепутали...

Кто Вы такая, откуда Вы?
Ах, я -- смешной человек:
Просто Вы дверь перепутали,
Улицу, город и век.
Булат Окуджава


Способность не по адресу.
Судьба не по адресу.
Мысль не по адресу.
Что означает первое?
Первая и тривиальная мысль – это когда подлецу, мерзкому человеку достаётся некая способность, даже талант в какой-то области: Науке, технике, искусстве, политике и пр.
Но это, как я уже не раз говорил, не есть нечто внутренне противоречивое: Человеческая история и сегодняшняя реальность прямо кишат такими способными мерзавцами. Ибо эти качества принадлежат к разным психологическим ипостасям: Одна к способностям, другая к морали и этике. Одна -- к интеллекту или физическим возможностям тела, другая – к состоянию его души.
В моём понимании «не по адресу»  имеет иной смысл: Когда некая способность досталась человеку никчемному, не способному реализовать дарованный ему потенциал. Об этом же говорит и Станислав Лем в не раз цитированном мною замечании:
 «...Однако даже в них тлеет этот огонь бескорыстного рвения, сжигающий жизнь, вынуждающий возобновлять заранее обречённые попытки. Жалки эти убогие гении, титаны карликового духа, от рождения искалеченные природой, которая в припадке мрачного юмора добавила к их бездарности творческое неистовство, достойное самого Леонардо; их удел в жизни – равнодушие или насмешки, и всё, что для них можно сделать, это побыть час или два терпеливым слушателем и соучастником их мономании.»
Тут, правда, другое, наоборот – «творческое неистовство при отсутствии способностей». Для простоты скажем: В литературе – это графомания.
Но я говорю, вновь, о людях, НАДЕЛЁННЫХ способностями, но по причине собственного характера их не реализовавших.
С очень юных лет я был знаком с одним сверстником, которого все считали «гением». В детстве «вундеркиндом» – чудо-ребёнком. Мальчик со странностями, как будто частично погружённым в себя, но в целом вполне адекватный и остроумный даже. Помню, рассказал ему об одной проблемке, над решением которой думал полгода. Он подумал и ЗА ПЯТЬ МИНУТ выдал решение! Я был поражён и восхищён таким талантом! Правда, позже пришла такая мысль: Я мучился вначале с ОПРЕДЕЛЕНИЕМ проблемы! Это самое главное. Где начало, где конец? Где причина и где следствие? Поняв это, я уже смог решать более уверенно задачу. Так что я дал ему уже сформулированную проблему, что намного облегчило его миссию. Но всё равно, сам я думал несравненно дольше над уже сформулированной!

Много позже я беседовал с профессором кафедры теоретической физики и выразил свой восторг по адресу этого студента. Профессор посмотрел на меня и равнодушно сказал: «Ничего особо талантливого в нём не вижу. Нормальный, хорошо успевающий по этому предмету студент!»
Меня, помню, поразила такая слепота заведующего кафедрой! Если я сумел заметить выдающиеся способности в этом «друге юности», то уже ему-то сам Бог велел почувствовать то же!

Ещё позже наш «гений» работал в группе другого профессора и, помню, прочитал на семинаре интересный доклад, содержавший яркие и интересные мысли. Через некоторое время поинтересовался его судьбой.
Ответ одного из аспирантов гласил: А профессор его  давно выгнал!!!
ПОЧЕМУ??? – Спросил я, поражённый,
А он ничего не делал! Бездельничал! – Услышал в ответ.

Вся дальнейшая жизнь этого «гения» физика-теоретика – бездарное прозябание в разных учреждениях, включая компьютерный центр полиции, в котором его очень уважали за большие способности.
Но разве ЭТО – его уровень???  По возможностям он мог бы достичь гораздо бОльшего! А вместо этого – деградировал!
Правы были именно оба профессора – нет воли работать, нет целеустремлённости, нет эмоционального дискомфорта при столкновении с проблемой, заставляющего НАСТОЯЩЕГО естествоиспытателя непрерывно ДУМАТЬ над её решением. Духовная ленность, отсутствие дисциплины мышления и растранжиривание своих незаурядных способностей на кухонные свары со стервой женой, которая просто третировала его.

Я сам, грешен, пытался завлечь его некой интересовавшей меня проблемкой. Результат – полный и абсолютный НУЛЬ! Ни интереса, ни желания вообще думать!
Вот это есть -- способность не по адресу!
«Единственный недостаток характера, который не поддаётся исправлению, это отсутствие характера.»
Франсуа де Ларошфуко.
16 I 2016


Рецензии
Ваши рассуждения и аргументация их мне очень понравились.
Моя педагогическая практика и работа с талантливыми учениками ,увы,позволяет мне
присоединиться к Вам.К счастью, примеров мало.Подавляющее большинство моих талантливых учеников взяли свой Эверест(я работала в классах с физико-математическим уклоном).И я ими горжусь!С уважением.В.Н.

Вера Набедрик   18.01.2016 13:25     Заявить о нарушении
Дорогая Вера,
Благодарю Вас за прочтение и написание комментария!
Рад, что среди Ваших учеников эта "ошибка дверью" была редкостью!
Я же встречал и других "гениев", которые, окончив ВУЗ как блестящие студенты, (по способностям) становились начальниками ОТК при неком институтском промышленном отростке! Воистину, великий прогресс и простор для незаурядного творчества! Ибо характером -- ничтожества! И, к сожалению, Природа или Бог ошибались таким образом многократно! Сколько "вундеркиндов", подростя, превращались в обычных среднеарифметических...
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   18.01.2016 21:03   Заявить о нарушении
Ваша правда.И то, о чем Вы говорите, имеет место быть,увы...В.Н.

Вера Набедрик   18.01.2016 22:03   Заявить о нарушении