Катти Сарк - Приветики из Лондона
И вот - просто подарок на Рождество! - самый красивый парусник возникает передо мной во время ночной прогулки по набережной Гринвич...
«Катти Сарк» (англ. Cutty Sark) — самый известный и один из двух сохранившихся до наших дней чайных клиперов. Был построен в 1869г.
С середины 20 века является кораблём-музеем.
В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». Происхождение названия неясно. По одним сообщениям, Джон Уиллис назвал клипер по картине, изображающей летящую молодую ведьму в короткой ночной рубашке. По другой версии, капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма», но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал название Cutty-Sark — прозвище молодой и привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер». По сюжету, ведьма гонится за Томом и в последний момент хватает его кобылу за хвост. поэтому носовая фигура клипера изображает ведьму в короткой рубашке, вытянувшую руку вперед, с зажатым в ней пучком конского волоса.
Клипер использовался для доставки чая из Китая, в тогдашних условиях беспощадной конкурентной гонки вокруг Африки из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» в буре потеряла руль и капитан Моуди удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, раздувавший мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскалённых углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскалённым железным брусом.
Имя этого человека — Генри Гендерсон — осталось в анналах британского мореплавания. В результате "Катти Сарк" прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того, чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
«Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича.
Судно является популярной среди туристов достопримечательностью Лондона. В честь клипера назван ресторан в Гринвиче, а также сорт виски с изображением судна на этикетке.
Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007г. Реставрация заняла почти пять лет и потребовала 50 млн фунтов расходов. Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012г.
(использована инфа Википедии и Интернет)(фото О.Никитина)
Свидетельство о публикации №116011710026