Речкунова
На сердце моем тяжело…
Два века назад Речкунова
Огромное было село.
С Абатском оно по соседству,
Угодья богаты, поля…
- Еще – деревянная церковь,
Хочу уточнить я, - своя.
Ее прихожане любили
Крестили своих в ней детей…
В 17 веке срубили,
Та церковь была без гвоздей.
Село было символ успеха,
Нужды трудовой люд не знал.
Рассказывали: - Сам Антон Чехов
Когда – то по ней проезжал.
Потом поменялись вдруг власти:
- Да здравствует новая жизнь!
Увы, почему – то напасти
В селе сразу же начались.
Страданий немало узнали
И цену тяжелых невзгод…
По бревнушку всю раскатали
Ту церковь… Такой вот итог.
В усадьбах теперь полно сныти,
Полно заколоченных изб…
И хлопает ветер калиткой
Когда из полей налетит.
Фото из архива Александра Болдырева, рассказ которого стал поводом для написания стихотворения.
Свидетельство о публикации №116011508603
Мой прадед Портнягин Осип Степанович был в ней старостой.
1937 год. «Ежовские» гонения. Сталин поручил Ежову и органам НКВД провести тотальные репрессии против народа. Особые меры были приняты против Православной Церкви. В 1937 г. было закрыто более 8 тыс. церквей, большинство их священнослужителей и активных православных мирян было расстреляны или осуждены на ИТР сроком от 8 до 10 лет.
В 1937 году Тобольско-Тюменская епархия была упразднена и включена в состав Омско-Тюменской епархии.
Не обошла «ежевские гонения» и Речкуново. 31 июля были арестованы настоятель о. Александр Добровольский и пономарь Константинов Василий Петрович, вскоре власти решили Церковь закрыть, а само здание передать под клуб. Иосиф Степанович пошел по деревне собирать подписи против этого произвола. 24 сентября он зашел в сельсовет и стал вести разговор о том, чтобы не спешили отдавать здание церкви под культурное учреждение. По доносу на него, он в тот же день был арестован органами НКВД Абатского. Во время ареста с ним проживали: жена Лукерья Ивановна (65 лет), два сына: Никита (57 лет) и Николай (22 года), 4 дочери: Екатерина (50 лет), Ульяна (41 год), Наталья (39 лет) с дочерью Людмилой (15 лет, она в это время находилась у родни в Абатском, т.к. училась там в средней школе, в деревне была лишь 4-летняя школа), Варвара (36 лет). Сын Иван уехал на Кавказ, Евгения и Иаков жили отдельно со своими семьями. В доме и огороде провели обыск, искали церковные богослужебные книги, все перерыли, но так ничего и не нашли. Осип Никитич так и не сказал НКВД-шникам, где он их зарыл. Так они до сих пор и спрятаны в земле…
Мария Артищева 28.12.2018 03:23 Заявить о нарушении
Сначала арестованные были доставлены в НКВД Абатского. Там 25.09 к Иосифу Степановичу приходила на свидание его внучка Людмила (дочь Натальи). По ее словам она общалась с ним через забор, дед был сильно избит и попрощался с ней.
Здесь приведены ее воспоминания из письма к нам от 25.01.2008 (Орфография сохранена).
«Я была старшая в семье, помню он со мной часто беседовал на библейские темы. Я в то время не знала, что такое Библия, я просто его слушала и он мне рассказывал, какая будет жизнь.
Я одна из родственников видела его в последний день, очевидно перед смертью. Было это в сентябре или начале октября, я приехала в Абатск продолжать учебу в 5 классе, т.к. в Речкуновой было только 4 класса, и на квартире жила у каких-то дальних родственников Портнягиных.
Однажды утром, меня разбудила тетя Маруся и сказала мне, что ночью арестовали дедушку и привезли сюда в тюрьму, а жили они недалеко от НКВД, по этой же улице, видимо кто-то там работал ихний человек, что знал и им сказал, чтобы я пришла к забору (забор был дощатый), и будет в нужном месте отбита дощечка, и я повидаюсь с дедушкой, а то завтра или в ночь их отправят этапом в Ишим, и что может это последняя встреча, все знали что такое время…
Я так и сделала, пошла к забору, отодвинула дощечку и их выводили во двор на прогулку. Дедушка у нас был высокий, крепкий, настоящий сибиряк, а тут я увидела его осунувшимся, руки за спиной, в длинном пальто. Таким он мне и запомнился. Он вышел последним из подвала, и мне показалось, что ему помог охранник со ступенек подняться, но очевидно он ему сказал, что он сразу посмотрел на забор и я ему сразу рученкой помахала, и он подошел.
Я плакала, а он мне что-то говорил, не помню. И это было мгновение, его сразу позвали, потому что этот человек, что устроил свидание очень рисковал. В то время, потом я слышала разговор взрослых, что он (дед) погиб в дороге, погиб якобы когда этапом их в Ишим вели.
Потом, когда наступила оттепель во власти, писали родители, ответили, что погиб по дороге этапом. Но скорей всего его пристрелили, наверно не мог идти.
Потом бабушка рассказывала, когда его арестовали, что был обыск, искали что-то, перерыли весь двор и огород, искали церковные книги и Библию, за которые он и погиб, но не сказал где они. И так по сей день никто не знает, где он их запрятал.
Спустя много лет я приезжала на Родину. Хотела найти этого человека, который помог мне тогда увидеться с дедушкой и рисковал сам, но моих хозяев уже не было в живых, и я его не нашла».
Мария Артищева 28.12.2018 03:23 Заявить о нарушении
10 октября 1937 г. Тройка при НКВД по Омской обл., приговорила всех к расстрелу по ст. 58010 УК РСФСР. Получается, что приговор еще раз утвердили задним числом.
14 октября 1937 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, приговор был приведен в исполнение в г. Ишиме. Точного места захоронения нет, но документально подтверждено, что массовые захоронения в г. Ишиме проводились на территории бывшего военного стрельбища в 2 км от деревни Борки, в районе Лысой горы.
Прокуратура Тюменской обл., реабилитировала Портнягина И.С. 04.07.1989 г., в соответствии с Указом ПВС СССР от 16.01.1989 г.
У Портнягина И.С. от 9 детей родилось 36 внуков, 67 правнуков и более 100 праправнуков, более 50 прапраправнуков. Его прямых потомков на 2008 г., насчитывалось более 260 человек.
Мария Артищева 28.12.2018 03:24 Заявить о нарушении
« Ввиду того, что молитвенное здание в дер. Речкуново по прямому назначению не используется в течение 3-х лет и находится в бесхозяйственном состоянии, а также учитывая ходатайство большинства населения Речкуновского с/совета об использовании молитвенного здания под клуб, утвердить постановление Абатского райисполкома от 13 января 1938 г., молитвенное здании в д. Речкуново ЗАКРЫТЬ и передать его Речкуновскому с/совету для использования на культурные цели под клуб».
Далее его использовали, как амбар для хранения зерна, конюшню и хлев для коров.
Постепенно оно пришло в ветхое состояние и примерно в 1948 г. его разобрали на бревна.
С 1937 года по 1942 на территории Сибири не осталось ни одного правящего архиерея, поэтому все сибирские епархии прекратили своё существование, но в эти годы в ссылке на территории Красноярского края проживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), единственный архиерей в Сибири, который мог совершать таинства. Поэтому в диптихе архипастырей Тобольской и Омской епархий Архиепископ Лука указан как правящий епископ этого периода.
Мария Артищева 28.12.2018 03:25 Заявить о нарушении