Осипу Мандельштаму - 125!
И в связи с 125-летием этого мастера слова мне хочется провозгласить:
Я уважаю этого поэта:
Не колебался он как трость от ветра!
В то тяжёлое время многие прогибались в соответствии с линией партии.
Впрочем, когда-то Спаситель сказал о Предтече: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» (Мф. 11:7).
Силу для такой непоколебимости даёт, по признанию выдающегося поэта Давида, осознание присутствия Божьего в нашей жизни: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15:8).
У Мандельштама есть потрясающие строчки:
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетало из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
Это стихотворение поэт написал в 1912-м году.
«На крови разводили красивости,
но для нашей и каждой страны
нет политики чище брезгливости
к пальцам тем, что, как черви, жирны.
Слишком шумно махали мы флагами,
чтобы стоны из мерзлоты
не тревожили мыслью о лагере
лжеспасительной глухоты».
Евгений Евтушенко в стихотворении «Брезгливость гения» отразил отношение замечательного поэта к власть предержащим и работникам спецслужб. В частности, Осип Мандельштам вырвал из рук чекиста Якова Блюмкина пачку пустых ордеров, заготовленных для арестов, и демонстративно порвал их. Многие сегодняшние литераторы вряд ли решились бы на такой дерзкий поступок.
Поэт любил писать на евангельские темы.
Отравлен хлеб, и воздух выпит:
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает – остается
Пространство, звезды и певец!
В ноябре 1933 года поэт чётко и мужественно констатировал:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
Осип Эмильевич был нацелен на вечность, что отражалось в его глубоких философских строчках:
Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен –
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!
Он верно и точно заметил, что
У вечности ворует всякий.
А вечность – как морской песок…
Завершить это эссе я хочу своим стихотворением, приуроченным ко дню рождения Осипа Мандельштама.
Сегодня день рожденья Мандельштама,
Который жизнь закончил в сорок семь.
Душевная его сразила травма,
Накрыла беспощадной смерти сень.
В то время как страна прогнулась низко,
«Вождя народов» славословил хор,
Поэт сражался против сталинизма
Сатирой и иронией стихов.
Простить ему такого сумасбродства
Не мог маниакальный вурдалак.
Но Мандельштам тогда был выше ростом
Коллег, которых искалечил страх.
Он ордера из кулака чекиста
Бесцеремонно вырвал и порвал.
Тот маузер направив для убийства,
Рассвирепел, но потерпел провал.
Сегодня день рожденья Мандельштама…
Хоть вождь в его протестах видел бред,
За правду подвизался неустанно
Еврейский выдающийся поэт.
Стоящий на платформе христианства,
Взошёл он на высокий пьедестал –
Пророк, что видел будущее ясно,
Поэт бескомпромиссный Мандельштам.
Завершена холодной жизни драма,
Ушёл поэт в бессмертие весны…
Литературный подвиг Мандельштама
Забыть его потомки не должны!
Свидетельство о публикации №116011512084
Исаак Аронсон 03.04.2016 02:54 Заявить о нарушении
Такие поэты, как Осип Мандельштам и Иосиф Бродский – честь и совесть любой нации, они выходят за рамки географических ограничений, поэтому все хотят видеть их в своём лагере (впрочем, оба отбывали сроки заключения в советских исправительных учреждениях). Кстати, Моисей тоже долго жил в Египте, но его еврейский менталитет вполне выразился в Псалме 89.
Однако если посмотреть в корень, «дойти до самой сути», как к тому призывал Борис Пастернак, то творчество двух вышеупомянутых выдающихся мастеров слова преемственно продолжает поэзию Давида, которого назвать советским поэтом никак нельзя. Более того, в дни творческого расцвета репрессированных авторов Библию считали «антисоветской» книгой.
Слава Богу за то, что менталитет многих замечательных поэтов форматировался Библией – неисчерпаемым источником мудрости.
Люди стонут под прессом грехов,
Растерялись от книг изобилия.
Наилучшая Книга стихов
Называется коротко: Библия!
С уважением –
Александр Азовский 03.04.2016 17:19 Заявить о нарушении
Спасибо
Исаак Аронсон 03.04.2016 19:28 Заявить о нарушении
Впечатлён глубиной и ясностью Вашего изложения этой актуальной темы.
В ёмком, сконцентрированном виде Вам удалось современным языком представить квинтэссенцию жизни, которой многие мыслители посвятили объёмные фолианты.
Руководствуясь библейской концепцией, Вы просто и обстоятельно раскрыли взаимосвязи между душой, геномом и Кодом.
Практические аспекты долгожительства или минимального «прожиточного минимума», определённого Богом в 120 лет (Бытие, 6:3), а именно столько прожил Моисей, Вами представлены аргументировано и убедительно. Это – безошибочный путь к гармонии.
В годы моей студенческой юности, когда наши учителя навязывали нам определение жизни как «способа существования белковых тел» (по Фридриху Энгельсу), я впитывал в себя сочинения Спинозы, Маймонида и других мудрецов. Не удовлетворяясь публикациями их в серии «Философское наследие», я стремился приобретать их трактаты в ленинградских букинистических магазинах.
Искренне рад Вашим полезным публикациям на этом литературном портале.
С пожеланием новых творческих удач –
Александр Азовский 03.04.2016 21:22 Заявить о нарушении
Исаак Аронсон 03.04.2016 23:34 Заявить о нарушении