Хайфа. Площадь Париж
Те, кто читал мой предыдущий репортаж из этого города-порта о высотном здании "Парус", без труда узнают его на заднем плане правого снимка.
А на переднем плане и этого снимка и нижнего - слева от него - виден очень красивый чугунный питьевой фонтан, подаренный Хайфе мэрией Парижа 28 ноября 2011 года.
На снимках видны и другие подарки из французской столицы – парижские фонари и парижские скамьи.
О верхнем фото, сделанном мной в Лувре, поговорим несколько позже.
Казалось бы, следует только упомянуть, что французскую делегацию на торжественном открытии площади Париж после реконструкции, в том числе и красавца-фонтана, возглавлял лично мэр Парижа Бертран Делано (BERTRAND DELANOE), и на этом закончить репортаж.
Но оказывается, что история парижских питьевых фонтанчиков – братьев и сестёр хайфского – заслуживает, чтобы о ней узнали читатели.
Имя этим фонтанам дал человек, придумавший их сделать и разместить во французской столице.
Человек этот – английский баронет сэр Ричард Уоллес (Richard Wallace, 1818-1890), который вырос в Париже и навсегда его полюбил.
Французы произносят его фамилию как Валлас, поэтому в Париже надо спрашивать о фонтанах Валласа ( fontaines Wallace), а не Уоллеса.
В 1870 году баронет, побочный сын Ричарда Сеймур-Конвея, четвёртого маркиза Хертфорд, получил солидное наследство, значительную часть которого решил потратить на благоустройство его любимого Парижа.
Надо сказать, что свою привязанность к этому городу он уже доказал во время франко-прусской войны, предпочтя остаться в осаждённом городе, а не уехать в одно из своих безопасных имений.
Он организовал в обстреливаемом прусской артиллерией Париже больницу, взяв на себя не только её материальное обеспечение, но и принимая непосредственное участие в приёме раненых и уходу за ними.
Почему он решил подарить Парижу именно фонтаны?!
Потому что война и Парижская Коммуна привели к серьёзным разрушениям системы водоснабжения.
И без того высокая цена воды подскочила так, что вода стала просто недоступной бедным слоям населения.
Кроме того, водовозы зачастую брали воду из Сены, в которую попадали неочищенные сточные воды, поэтому была высока опасность эпидемий.
В результате цена воды почти сравнялась с ценой на пиво и другие алкогольные напитки, употреблять которые было гораздо безопаснее, чем грязную воду.
Как раз на то, чтобы удержать население от скатывания в алкоголизм, и решил потратить свои деньги сэр Ричард Уоллес.
Забегая вперёд, отметим, что идея баронета оказалась настолько плодотворной, что ею серьёзно заинтересовались США и Великобритания.
Сэр Ричард Уоллес хотел, чтобы его фонтаны были не только функциональны, но и красивы.
Он лично изготовил их эскизы, взяв за основу форму Фонтана Невинных и барельефы на его арках, а также образы кариатид, поддерживающих балкон в одном из залов Лувра. Вот их фотографию и видно на коллаже вверху.
Уоллес пригласил для осуществления своего замысла известного скульптора Шарля Огюста Лебура (Charles-Auguste Lebourg), который доработал и улучшил эскизы заказчика, превратив фонтаны в настоящее произведение искусства.
Всего были сделаны четыре разные модели фонтанов. Та, о которой мы здесь говорим, называется большой.
Четыре кариатиды, выполненные Лебуром, олицетворяют доброту, простоту, милосердие и трезвость.
Все "сестрички" отличаются одна от другой наклоном ног и деталями туник и блузок.
Было отлито более сотни таких фонтанов, принесших славу их создателям и превратившихся в один из символов Парижа.
Много таких фонтанов подарено другим городам и странам, как, например, тот – в Хайфе, с которого мы начали наш рассказ.
В Париже и сегодня они выполняют своё предназначение – утоляют жажду всем нуждающимся в воде, независимо от состояния их кошельков.
В заключение хочу упомянуть о том, что все маркизы Хертфорд были коллекционерами, а отец Ричарда Уоллеса, Ричард Сеймур-Конвей, четвёртый маркиз Хертфорд, был самым известным коллекционером своего времени.
Сын добавил к отцовской коллекции произведения искусства средневековья и Ренессанса.
Он собирался передать эту бесценную коллекцию народу Британии.
Бюрократические сложности не позволили ему лично довести процесс дарения до конца, но это сделала его вдова - леди Уоллес, урожденная Амели-Джулия-Шарлотта Кастельно, которая завещала коллекцию британской нации с тем, чтобы семейный особняк Хертфорд-хаус был открыт для бесплатного посещения всеми желающими.
Это самый большой частный дар, когда-либо переданный правительству Великобритании.
К слову, некоторые полотна, упомянутые мной в заметке "За мифом за три моря", находятся именно в этой коллекции.
Вот о чём можно узнать, рассматривая питьевой фонтан на площади Париж в израильском городе Хайфа.
Многое из рассказанного выше я прочёл на сайте http://en.wikipedia.org/wiki/Wallace_fountain .
На этом сайте есть гораздо больше того, что вошло в мой небольшой репортаж, в том числе редкие фотографии, интересные детали и адреса фонтанов Уоллеса.
Свидетельство о публикации №116011510646
Вы мой самый лучший гид.:))
Блантер Татьяна 16.01.2016 06:29 Заявить о нарушении
Борис Готман 16.01.2016 09:54 Заявить о нарушении