С настоящим Новым годом!
Напомним, что начинать Новый год сразу после Рождества Христова постановил Петр Первый. И сейчас ёлочные ветви появляются в храмах к Рождеству. До того отсчитывали, как говорили, «от сотворения мира», а конкретнее, от начала церковного года – с сентября.
Удивительно, как слаба историческая память… Вот только сегодня прочел, будто бы старый Новый год вспомнили в годы так называемой «оттепели»… Скорее наоборот, тогда возобновились гонения на церковь и разрушения храмов, часто даже формально необоснованные …
По традиции мы покупали и вешали на ёлку каждый год несколько новых игрушек; были и первые довоенные, еще довольно невзрачные шарики, рукавицы, зайцы, и самодельные мамины – Снегурочка, Ваня Солнцев…
Как известно, после примерно десятилетнего перерыва ёлочная традиция возобновилась на рубеже 1935-1936 годов. По-видимому, в сложном противодействии возможности маневра открывались постепенно. Скажем, Сталин отменил одно из постановлений Ульянова-Ленина о церкви, другим постановлением запретил использование церковных зданий совсем неподобающим образом (другой вопрос, как это соблюдалось на местах).
Был сделан запрос ученым о наличии большой архитектурной (не исторической) ценности храма Христа Спасителя. Ответ был отрицательным, что, в целом, соответствует истине. Конечно, не надо было сносить храм. Но стоит вспомнить и то, что молиться-то в нем было никак нельзя. Он являлся оплотом обновленческого движения, как считается, поддерживаемого тогда государством. Своеобразная ситуация.
Последнее по времени яркое воспоминание о «старом» Новом годе – как раз два десятилетия назад. В одном из Питерских монастырей после Рождественской службы только что назначенный вместо почившего архииерей вдруг сказал: «мы еще такие дремучие, празднуем по старому стилю, а цивилизованный мир весь по новому». Раздались многочисленные возмущенные голоса; при его уходе хор не пропел, как принято, «ис полла эти, деспота» - «многие лета, господин». Как помнится, его не приглашали больше в этот монастырь, управляемый Патриархом.
Может быть, стоит сказать несколько слов о календарной проблеме. Корень ее в том, что основная жизненная единица времени – сутки несоизмерима с годом. В своем вращении вокруг Солнца Земля описывает полный оборот за 365 суток, 6 часов, 9 минут и сколько-то секунд. Т.е. по-честному, если сегодня мы отметили новый год в полночь, то следующий раз надо бы в шесть утра первого января. Ввиду практического неудобства давно решили отмечать три раза подряд немного раньше (считая ровно 365 суток в году), зато четвертый раз компенсировать, прибавляя лишние сутки. Так удалось справиться с шестью часами, и период календаря стал не год, а четыре. Но остались еще минуты; их можно приближенно учесть, не считая длинными некоторые из годов кончающихся на целые сотни.
Можно придумать много разных способов дальнейшего уточнения, но периодичность календаря будет все возрастать а удобство – убывать. Один из вариантов был в средние века навязан миру римским епископом. Нет нужды вдаваться в детали; достаточно сказать, что даты исторических событий ученые ВСЕХ стран по-прежнему определяют по старому, юлианскому календарю – так гораздо удобнее.
Хуже то, что при введении нового календаря еще и одномоментно сдернули точку начала отсчета так, что сейчас разница составляет тринадцать суток, а позже возрастет еще. В Россию этот сдвиг ворвался в 1918 году.
Православная церковь с первых веков использует (улучшенный) юлианский календарь, просто и гармонично включающий не только солнечные циклы, но и лунный цикл . Применительно именно к этому календарю Вселенские и другие соборы (неразделенной тогда церкви) установили правила определения Пасхи, постов и т.п. Иными словами, образована годовая икона времени, наполненная глубоким смыслом.
Переход к григорианскому календарю резко разрушил бы гармонию, установленную отцами Церкви, как это и произошло в римо-католической церкви. В частности, иногда нарушалось бы исторически и логически естественное требование сохранения последовательности исторических событий: праздновать христианскую Пасху в Воскресенье, следующее за еврейской пасхой (когда состоялась Тайная вечеря), а не совпадающее с ней. (Именно фазы Луны определяют каждый год день еврейской пасхи).
Если все же беспокоиться о календарных вопросах, то стоило бы вот над чем задуматься: зачем вводить в широкое употребление совершенно чуждую нашей культуре систему годов Осла и прочих животных, к тому же начинающихся вообще не в январе….
С Новым годом!
Картинка из Яндекса
Свидетельство о публикации №116011305490
А насчёт чуждых нам символов, то что же тут поделаешь, прорастаем культурами с иными народами - современность своё берёт. Да и в этом находим свой интерес.))
Что-то я Вас совсем потеряла, было приятно заглянуть на огонёк! Заглядывайте и вы в гости, если желание будет.))
С уважением,
Тамара Липатова 13.01.2022 20:19 Заявить о нарушении
Загляну .
Новый год - к весне поворот (ясно, что именно сегодня)
Николай Старорусский 14.01.2022 09:46 Заявить о нарушении
Николай Старорусский 14.01.2022 16:25 Заявить о нарушении