Сакское наследие

Сакское наследие

В 1970-м году на окраине города Иссык, находящегося в пятидесяти километрах на востоке от Алматы казахскими археологами под руководством Камала Акишева был раскопан один из сакских царских курганов. Сам курган диаметр, которого составлял 60 м, а высота 6 м. имел многослойную насыпь, под которыми была обнаружена захоронение молодого человека. Самого захороненного после назвали «золотым воином», так как шлем, кафтан, шаровары, сапоги его были украшены золотыми пластинами с изображениями снежного барса, лошади, горного козла и архара выполненными в скифском зверином стиле. При нем так же был меч с золотой рукояткой. Вместе с молодым человеком в могильник были уложены и другие предметы, в частности орнаментированные посуды, блюда, чаши из глины, бронзы и серебра. На внешней, то есть выпуклой стороне одной из серебряных чаш имелась надпись тюркскими руническими символами. Сами находки датируются VI-V вв. до н.э.В нашем случае мы затронем только чтение рунической надписи, начерченной на серебряной чаше, которая в литературе также известна под названием «Чаша Акишева». Надпись состоит из двух строк, где представлены двадцать пять рунических символов, основная часть которых даже визуально идентифицируются древнетюркскими руническими знаками. Рядом строк начерчена прямоугольная пиктограмма, разделенная внутри на двадцать четыре отсека. На поверхности чаши также имеется отдельно начерченный рунический знак, который обособлен от двух строчной надписи.


Испей клятву (это выражение есть только у тюрков - анд ич)!!!!!!
 
Найденая Сакская Клятвенная Чаша с тюркскими руническими надписями!!!

ОГЪФ СуН Анг Ич САК
СЁЗ ЭренГ Огюнч сяс-уни эрир узя

Буквальный перевод:
Сак, испей ты клятву во имя народа!
Слово донесет голос и славу восхваления эрена на небеса.

Немного пространный перевод:
Сак, испей ты клятву именем (своего) народа!
Слово (данное при клятве) вознесет голос и славу восхваления эрена на небеса.
Приблизительный смысловой перевод:
Сак, поклянись именем своего народа!
Клятвенно данное слово возносит голос хвалы и славу эрена на небеса.
Прямоугольная пиктограмма, внутри которой имеются 24 отсека, может символизировать родную землю, где расположилась 24-и родовая структура Тюрко-Огузского Эля (Иля), которая именовалась OГЪ/OG – народ (стрела).
Значения слов:
og – род, племя, родовая структура, племенной союз, народ (буквально стрела). В этом смысле отмечается в большой эпитафии в честь Кюль-тегина (политический и военный деятель Второго тюркского каганата, (685-731 гг.)), включенной в «Древне- Тюркский Словарь» (ДТС, стр. 370). Фиксируется в таких тюркских родовых делениях как ON OK, ;; OK, BOZ OK. В нашем случае отмечается в форме дательного падежа – oгъa. Этот прототюркский корень сидит в термине OGUZ. С прототюркского языка глагол uz переводится, как следовать за кем-то, присоединяться, примкнуть (ДТС 605, 620) uzi, uze - вверх.
То есть буквально OG-UZ этимологически выводится как объединенные стрелы II;
sen – ты (ДТС 45);.
ang – клятва. Хотя это слово с древнетюркского периода больше известно как ant, или and. Но у Махмуда Кашгари отмечается глагол angar – клясться (Махмуд ал-Кашгари “ДИВАН ЛУГАТ ат-ТУРК”, КАЗАХСТАНСКИЕ ВОСТОКОВЕДНЫЕ ИСЛЕДОВАНИЯ – Алматы, 2005, стр. 238),
где корнем выступает ang; ich (ич) – пить (ДТС 201).
В тексте употребляется в императиве;
sak – опять-таки буквально стрела (лук). Является синонимом термина o;/og/ok и имеет с ним общее семантическое происхождение. Также нес такие семантические нагрузки как племя, человек (член родового деления), воин, вождь. Частичный этимологический анализ данного прототюркского термина был приведен в третьей, четвертой и девятой частях работы «Саки Сисакана и Арана». В девятой части также было указано на его аккадскую кальку в формеgamir/gimir. То есть греческий термин киммериец, является всего на всего аккадской калькой прототюркского термина сак. В современных тюркских языках "сак" можно перевести 1.Лук, 2.Здоровый, живой..
soz \соз\ – слово, речь (ДТС 511).
eren – мудрый, благородный муж; воин (ДТС 176). В тексте отмечается в форме родительного падежа как ereng;
ogunch; \огъюнч\ – хвала, восхваление, расхваливание (в том числе и себя), слава (ДТС 381);
ses \сес\ – голос, зов, клик; слух, молва. В тюркских текстах фиксируется только начиная с среднетюркского периода;
u:n \ун\ – голос (ДТС 625). А также слух, молва, слава. un tart – тянуть песню. Является синонимом слова ses. В тексте используется парно как sesini в родительном падеже.
В древнетюркском языке зафиксирован еще глагол sesin – желать, стремиться, намереваться (ДТС 497). И возможно в тексте употребляется не sеsі;ni, а sesini -стремление, намерение в генитиве. Хотя этому варианту я отвожу малую долю вероятности;
er/ir – следовать (ДТС 175). erish - доводить (ДТС 180). erir - доведет, донесет.
uze (узя) – верху, сверху (ДТС 629). Употреблялся также как эпитет Тенгри, или неба. Uz - лицо, Узи (узе) сверху, на вверх.
Слово uze, uzi встречается и в украинском языке как узвіз, к примеру Андреевский спуск (Андріївський узвіз) назывался раньше Боричів узвіз (по тюркски Боричай Узи) об этом
http://www.stihi.ru/2017/07/30/1014

А если кто то сомневается, что надпись схожа на орхоно-енисейские рунические надписи. Рекомендую ознакомится; Э. Алили "О транскрипции и переводе Иссыкской надписи"   

Тут для кого-то может выглядеть странным тюркское выражение «испить клятву». На самом деле действительно и по сегодняшний день глагол - -"клянутся"- с тюркского (азербайджанского) языка буквально переводится как
-«испить клятву»- – "and ich"  "анд ич". "Анд" - клятва "ич"- пей. Вместе означает - "клянись"
 
По этому поводу имеются также некоторые исторические сведения. В первую очередь приведу свидетельства Геродота (книга IV-Мельмопена, гл. 70):
70. Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

А также отрывок из исторического труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани АХБАР АЛ-БУЛДАН – ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ (Главы о тюрках и о некоторых тюркских городах и об их диковинных особенностях)
…И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: «Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото». Потом после клятвы он выпивает эту воду…

Кроме того это не единственная клятвенная чаша, такие чаши были найдены и в поздние периоды у прото-тюркских племенах, например в аварском кургане в Венгрии... Надписи были греческими буквами...
    Аварская надпись на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош
 В 1799 г. в районе Торонтал Венгерской Трансильвании в селении Надь-Сент- Миклош (Великий Св. Николай) на берегу реки Ароника при рытье ямы на глубине 1,5 м был обнаружен золотой клад, состоящий из разных сосудов, собранных в железную емкость.
Это семь кувшинов, одиннадцать чаш, два бокала, два кубка и рог. Сосуды украшены надписями, орнаментом, рельефными изображениями охотничьих сцен, фантастических животных. Часть сосудов снабжена надписями т.н. "восточно-
европейской руникой" и греческими буквами.
 Одни надписи на сосудах процарапаны, другие - зачастую повторяющие первые, выбиты пунсоном и являются неотъемлимой частью орнамента сосудов. Греческие буквами надписи встречаются на двух сосудах и сработаны ювелиром.
 Клад представляет собой единый сервиз с комплексом близких друг к другу надписей, связанных по характеру исполнения с орнаментом этого сервиза. Сделаны были сосуды в промежутке между V и X веком нашей эры. Подробное описание предметов было сделано Йозефом Хампелем.

http://www.altaica.ru/LIBRARY/mudrak/buyla-zoapan.pdf

Вышеприведенные ссылки лишний раз доказывают, что скифы Геродота были тюрками. Ведь только с тюркского языка «давать клятву» буквально переводится как «испить клятву».
В 6 веке впервые в европейских источниках упоминаются племя "тюрк" автор Menandri Protector в посольстве византийского императора Юстина I, описывает гунов, аваров и тюрков как скифов? как родственных народы. Причем тюрков как он утверждает персы называли в древности САК (саками). Об этих документах можно ознакомится в сюжете Олега Петренко
youtube.com/watch?v=pFn3SdEP-LY&t=207s
https://youtu.be/pFn3SdEP-LY
или на скринах:
http://sharakiev.narod.ru/scyf/menander_Protector.png
http://sharakiev.narod.ru/scyf/Pers_turk-sak.png
http://sharakiev.narod.ru/scyf/turk.png
Для византийского историка VI века тюркский язык это ведомый и знакомый язык, язык гуннов, с которыми византийская империя воевала, терпела поражения, платила дань. Известны многочисленные связи двух империй – гуннов и византийцев.
  Менандр тюркскую речь в VI веке называет скифской. Значит, скифы говорили по-тюркски. "Менандр включил в повествование о посольстве Земарха к тюркскому хану (568 г.) заслуживающие нашего внимания описания очистительного превентивного колдовства. … взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана, шепча на скифском языке (в данном случае тюркский язык по словам Менанрди) какие-то варварские слова. Они несли вокруг Ливановую ветвь, которая трещала от огня. Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану" [Гумилев, 1993, с. 85]. Кроме того, как подмечено С. Закировой, в XIII веке византийцы продолжали именовать тюрков-кыпчаков скифами: "Когда во главе управления Египтом стал скиф (т.е. кипчак), то еще более потребовалось в Египте скифское племя, из них составлялось войско – писал византийский историк Пахимер" [Закирова, 1966, с. 37]. Стоит еще раз сделать анализ между традициями тюркских и иранских народов. В этом плане есть множество отличий кроме "клятвенной чаши". также отношения к огню, тюрколог ХХ века Л.Н. Гумилев: "невероятно и предположение Ф. Ратцеля о связи центрально-азитского культа огня с зороастризмом, ибо и тут сходство чисто внешнее. В Персии модедан-мобед, приближаясь к священному огню, надевал вуаль, чтобы не оскорбить огонь дыханием, а тут огнем отпугивают злых духов, то есть самое нечистое на свете. Дело в том, что в Иране огонь был объектом религиозного поклонения, а у тюркских племен магическим инструментом, то есть по существу никакого сходства между ними не наблюдалось" [Гумилев, 1993, с. 85].
Вернусь к исторической находке "Сакской чаше".
По большей вероятности, данная серебряная «чаша Акишева» была предназначена для ритуального клятвы-приношения, что также отмечается в не большем тексте на самой чаше, согласно тюркским адатам и традициям.
В первую очередь становится наглядным, что основная масса сакских племен была тюркоязычна, а не ираноязычна в чем упрямо заблуждаются иранисты и не хотят признавать тюркское содержание письма на чаше Акишева. Во вторых выясняется, что тюркское руническое письмо была уже в обиходе в период V-VI вв. до н.э. Данный факт развенчивает выдуманную басню о появлении тюркского письма на рубеже V-VI вв. н.э. И, конечно же, он не связан с согдийским письмом, а имеет аутентичное происхождение. И вообще как могут серьезные ученые полагать, что где-то после возникновения (или перенимания) письма спустя какие-то сто лет он был выстроен в стройную и слаженную грамматическую систему и распространился на огромной географии. Те, кто близко знаком древнетюркскими руническими текстами знают, что этот алфавит по своему содержанию сильно отличается от остальных и должны понимать, что данное письмо, грамматика и стилистика прошла долгий путь развития, прежде чем утвердиться в Орхоно-Енисейских текстах в известном нам виде.
 Дело в том что тюркские руны приспособлены как раз к тюркским языкам где корни слов в основном один слог, остальное афиксы... Именно руны обозначали буквы и слоги афиксы, и писались с права на лево. Пример рунической подписи (Окурум)  в хазарской рукописи "Киевское письмо" 10в. Норман Голб, Омельян Прицак - Хазарско-еврейские документы X века.
 

Германские руны полностью копируют тюркские. Об этом удивительном факте поведал британский ученый Майлс Эллиз. Дело в том, что саки завоевали Восточную Европу еще в IV веке до нашей эры. Именно в античную эпоху германские жрецы заимствовали письменность кочевников-скифов. Примечательно, что германским рунам приписывалась магическая сила: язычники наносили их на одежду, чтобы уберечься от злых сил, а также использовали руны в магических обрядах.

К слову, впервые тюркские руны в XIX веке расшифровал датский лингвист Вильгельм Томсен. Археолог Марк Аурель Стейн принес ему древнюю книгу, найденную в храме «Пещера тысячи будд», что в пустыне Такла-Макан. Датского лингвиста чрезвычайно заинтересовал этот фолиант. Поскольку Вильгельм Томсен знал германские руны, ему ничего не стоило расшифровать текст. А позже благодаря ему удалось прочитать послание, оставленное на камне на берегу реки Орхон соправителем Тюркского каганата Кюль-Тегином.

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед В. В. Радлов.

Советский тюрколог Г. Х. Ахатов исследовал язык древних орхоно-енисейских памятников относительно лексической и грамматической общности с тюркскими языками народов Сибири, в частности, с диалектом сибирских татар (1955—1965).[10]

Недавно сделано открытие: найденная руническая "надпись викингов" в храме Ая София в Станбуле (Константинополь) сделана на тюркском языке. Про это:

http://www.stihi.ru/2016/09/25/1483
Тур Хейердал побывавший в Азербайджане, в Гобустане, в Габале, увидел множество надписей и рисунков на камнях похожих на Скандинавские, Тур Хейердал сделал сенсационный вывод откуда Саки предки Скандинавских варягов.

https://youtu.be/XU2yIRqq-d8


Европейские востоковеды отмечали, что в знаменитой Бехистунской надписи (трехъязычный клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун) юго-западнее Экбатаны, между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченной по приказу ахеменидского царя Дария I о событиях 523-521 гг. до н.э) одним из трех языков был тюркский!.
К сожалению, современная историческая наука старается не афишировать этот факт. Напомним, что шведский ученый Эрик Нюстрем (1833¬1897 гг.) в своем «Библейском словаре» 1868 года писал:
 «От времени царствования этого Дария сохранилась записанная на трех языках надпись на высокой отвесной горе в Бегистуне, на западной границе Мидии. Там изображен сам царь, попираю-щий лежащего мужчину, вероятно, Гаумату, который выдавал себя за Смердиса. Сама надпись состоит из 300 строк на персидском, ассирийском и татарском языках (клинопись)» [198, 168].

Современный русский-американский ученый Анатолий Клесов, занимающийся генеологией и лингвистикой, сделал удивительный вывод:
Тюркские (прототюркские) языки возникли 10 тыс. лет назад. Он также сделал вывод, отрицающий единый нордический язык человечества, (например санскрит).
Изучая языки и генетику американских индейцев, сделан сенсационный вывод;
аборигены Америки - прототюрки...


Но вернемся к рунической надписи в чаше Акишева где написано "АНГ ИЧ"
При детальном исследовании лингвистики современных народов Кавказа, Крыма обнаружил, только у некоторых данное выражение выходящее до словно "испей клятву" - в смысле клянись! "анд ич" Это у азербайджанцев, и у части крымских татар... Далее исследуем слово Сак (Саг, Сагъ)
 
Значение слово-сочетания "сак ол" - Будь здоров, Здраствуй, До свиданья, Спасибо, (Будь САКом)... Т. е. широко применяемое и при встрече и при прощании, и при благодарении...
"Сак" имеет несколько значений в современных тюркских словах... Эти значения: Правый, здоровый,крепкий, право (сторона) тетива лука, лук,....
Еще САКЛА, "САХЛА" - сохрани, береги, "САКЛА-ОБА" (по арабски звучала Сакалиба), что по саксонски (по норвежски) буквально звучит - "гардере"

Причем слово-сочетание "Сак-ол", "Саул", "Сабул", "Сав-ул", Саг ул, Сагъ ол...  применяется в большинстве народов Кавказа и Средней Азии, у всех тюркских и
 в том числе не у тюркских народов,
как у аварцев Будьте здоровы! - Сахлъиялда таги! ,
 лезгинов - Спасибо - Парасагьул или чан сагърай, чан сагъ хьуй!,
Лакский
ПРОЩАНИЕ . . . . . . ХIАЛАЛ ШАВУ  (Халал Савул)
 т. е. араб. (хал), халал - здоровье, сак ол, (сав-ул), шаву...
ИЗВИНЕНИЕ . . . . . . БАГЪИШЛА ШАВУ  (багъыщла - извини тюрк.) шаву - сак ол.
ПРИВЕТСТВИЕ . . . . . . ЯХШИ-ХАШ БАВУ

В ингушском языке отсутствует форма обращения к одному человеку на Вы . Уважение к старшему подчеркивается самим обращением. Саг - форме уважительного обращения.

ВОККХА САГ - старик, мужчина пожилого возраста

ЙОККХА САГ - старушка, женщина пожилого возраста

Саг - в ингушском языке еще означает душа, что в принципе есть смысловое значение здоровья, крепкости...

Одним из исчезающих языков Кавказской Албании является - удинский язык.
Здраствуй (удинский) - чахкоьк, или чахчоьх   
 (чах - в цокоющемся произношении тот самый "САХ" "САК")
В грузинском языке тоже используется слово, здоровье - "сахи"
Моё исследование привело к выводу что более 40 Кавказских народов, частично у некоторых арабов, и все тюркские народы используют слово САГ, САХ SAG, в значении "здоровый", но у тюрков более широко используется слово как - ЛУК, КРЕПКИЙ, ЗАЩИТА, ПРАВАЯ, ПРАВОТА. Скорее всего исток слова "ЛУК" 

Некоторым не знатокам тюркских языков, кажется странным когда САК, САГ, может произносится как САВ, САБ, САУ (казахский, киргизский). Однако тюркологи как раз знают эти характерности в тюркской лексике. Таким же образом разные племена тюрков произносят "ДАГ" - гора, как ТАУ или ТАВ. Сын - Оглы, Улы, Олы и т. п.
 
Известен факт что одним из подразделений племен саков, были тохары, духар, дахарлу или дугер, это племя зафиксировано в летописях в составе туркоманов Азербайджана (Иранского) племени Кара-гойунлу... -лу, -лы афикс принадлежности. Значение (дах, даг, тах, тау, тох,тоу, тав)- гора, тох-ар (дахар) - горец (тюрк).
Имя тохаров в качестве этнонимов тагар, тувер сохранилось у туркмен эрсары, теке, човдур, баят, шых, игдыр. К названию дахов восходят туркменские подразделения дяхли, дяли (абдалы, алили, арабачы, эрсары, геклены, йомуды, сакары, салыры, сарыки, човдуры, эсги).

Восточные авторы не знают названий «скиф» и «массагет». Примечательно, что Геродот специально отмечал: «...персы всех скифов называют саками». Скорее всего греческое произношение этнонима "ишгуз" по гречески выходит - скуз. А машкут - масагет. гиммири (гиммирли) - кимер (или киммериец)
 Очень важный источник – надпись на гробнице Дария, высеченная в ущелье Накш-и-Рустем, около Персеполя. Там упоминаются три сакских народа: сакатиграхуда, сака-хаумаварга и сака-тиай-дарайя.

Само название сака-тиай-дарайя говорит о том, что они жили за какой-то крупной рекой (Амударья или Сырдарья). Саков-хаумварага искусствено пытаются этимологизировать как «изготовляющих хаому». Но академик В.В. Струве (вслед за В.В Григорьевым) отождествлял их с «амиргийскими» саками, которые проживали на берегу Мургаба, и от которой они получили свое название. Вавилонские писцы, в свою очередь, отождествляют их с народом «гимирри», «гамирра», вторгшимся в конце VIII в до н.э. в Переднюю Азию. Это и есть загадочные киммерийцы. Интересно, что именно аммиргийских саков профессор С.П.Толстов считал массагетами, чем и объяснял отсутствие их названия в надписи Дария.

Названия аланов и ясов (асиев) носят ныне туркменские племена алили, олам, а также роды аса (човдуры и игдыры), алам (салыры, йомуды), язы (теке) и т.д. Это имя носило крупное огузское племя языров, ныне карадашлы.

  Саки или Сак-ар ар- человек, мужчина (тюрк) родословная турменского рода сакар
Великий этноним иш-огуз (ичогуз) благодаря огузскому эпосу «Деде Коркут» одна из версий 12в. (описание 11в.) дожил до наших дней.
24 рода огузов согласно эпосу делились на два крупных объединения - иш-огуз (iч-огуз) - «внутреннее племя» и ташогуз - «внешнее племя» (1). Одна из былин называется: «Песнь о том, как таш-огузы восстали против иш-огузов». (Идеологическая схема уцелела в казахском названии башкир iштегi - «внутренний род», и в наименовании сибирских тюрок - «с тяги»). Предполагаю переход тюркского iш-огуз в ассирийское написание «iш-гуз». Гласный «о» теряется в семитской передаче последовательно. Арабы, например, «огуз» превращали в «гуз». На карте Махмуда Кашкари помета, «страна огузов» дана в написании «биляди аль гузиа».
Ичкерия -  Ич-кери - (внутрення территория), Дагестан, Дагъыстан (страна гор)- эти тюркские названия территорий Кавказа известны с довольно древних времен. Также как названия рек и гор Аргун, Терек, Эльбрус, Казбек, Бешбармак, Бештау (Пятигорск) и т.п. Дают нам на повод призадуматься, а насколько тюркский элемент на Кавказе пришлый??? Здесь уважаемые читатели раскрою название топонима "Кавказ".
Известный римский автор географии Гай Юлий Солин (лат. Gaius Julius Solinus 3в.)пишет, что слово Caurcas, Caurcasim, по словам персов на сакском языке означает "Снежный порог". Этот вывод автора 3 века дает нам много доказательств, во первых Солини знает персидский, но не знает сакский. Во вторых персы ему дали перевод слово-сочетания Кар-кас, Кар каркасим - что на турецких языках означает также как на сакском "Снежный порог".
https://www.facebook.com/groups/447971935363405/search/?q=Гай Юлий
 А Крым всем известно, что 95% топонимов Крыма (КырымА)- тюркские, к тому же, топонимы некоторые, древние имеют двух-этничное происхождение - греко-тюркское. Например: Понтикапей - Понти греч. - "море", капей - тюрк. капы "ворота", такие же есть именные например: Ай-Петри. Похожие тюрко-персидские названия встречаются и на Кавказе к примеру: Бала-ханы       

Саки - этноним...
До настоящего времени (1931 год) сохранились следующие подразделения племени Сакар (среди туркмен)
: 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-Инебек (Сиядаг-Сакар). Из мелких подразделений племени известены в колене Мерье следующие:
 1. Алтын, 2. Хазарек, 3. Курт, 4. Петте-Арык, 5. Яиджи, 6. Улы-Арык

с Мангышлака и Сиядаг-Сакары, называвшиеся в старину Даг-Сакар.
 http://turkmenhistory.narod.ru/sakartribe.html

Самое удивительное не найдя ни единого индоевропейского корня этнонима Сакар (Сак). Так называемая "наука" приводит такие версии:
Stoen - кобель(в осетинском) , st (как то переходит?) в sc и scen - щенок (Кобель осетинском и щенок старославянском))) и как то эти слова stoen и scen (кобель и щенок) относится к этнониму Сак!!!!  (ИЭС 1, 464 стр.) "Скифо-европейские изоглоссы"
Авторы: В.И. Абаев
Не удивительно, Советская Энциклопедия, ссылку на источник указывает на работу, лауреата Сталинской премии - осетина Абаева.....

Еще одна версия в Википедии: "Многие учёные, среди которых Ф. Юсти, М. Фасмер, О. Семереньи и В. И. Абаев, возводят слово *skuta к индоевропейскому корню со значением стрелять. В частности, В. И. Абаев сопоставляет слово skuta с германским *skut- (стрелок из лука, стрелять)[4]. В свою очередь К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. ;;;;;;;; < *skula-ta < *sku;a-ta < *skuda-ta (то есть «лучники» "

Сравните Сак - тюркский - лук, крепкий, ... и "skut" \скут\ - стрелок...
Во первых тюркское слово Сак в неизменном состоянии также звучит, сохранилось выражение "Будь саком" (Сак ол)... И skut сохранившееся в англо-саксах лишь как слово стрелок... Кроме того знаменитый Норвежский ученый-путешественник Тур Хейердал изучивший рунические надписи на Кавказе сделал вывод о происхождении Скандинавских рун и народов, и что скандинавы (т. е. саксы) произошли от тюрков, об этом написал я в статье "Кто такие тюрки"
http://www.stihi.ru/2016/09/25/1483

К тому же считается, что скандинавское название Гардарика переводится как Страна Городов.  Норв. gardere ;защищать, беречь, охранять’. В древности арабы именовали  племена на севере - сакалибами, а страну булгары звали Саклан. Татар. саклау ;ограждать, защищать, беречь, ограждение, защита’.
Сакла, сахла, саклау - на тюркских языках имеет значение - сохрани, береги, защити... А в форме причастия прошлого времени звучит как: сакланып, сакланыф, сакланма- (защищенный, сбереженный), Сакланып-Оба, Саклау-Оба, Сакла-Оба (Защищенная страна) очень созвучно в арабских источниках - "сакалиба"!!!

Не удивительно, у англо-саксов и у скандинавских германских народов много тюркских заимствований... со времен саков и гунов...

К примеру слово -"это" в татарском -бу, турецкий -шу, кумыкский -шо 
"это я" - шо мен (кумыкский), шу мен (крымско-татарский) - английское шоумен showman..
Книга - бук  на алтайском книга- бучик, обще-тюркское бучик, букюк - сложенно, бюкмак, букмак, бучмак - сложить. \бук, бюк, бюч - сложи.\

глаголы duration, delivery
Дур - тюрк корень стать, состоять
далы-вер - (тюрк) возвращать

Известно, что тюркское слово чабат (чабата, цабат, сабат, шабат) произошло от глагола чабу,саб, сап, - "резать, рубить" и первоначально означало "обувь, вырезанная из цельного куска древесины". Затем оно стало обозначать разные виды деревянной обуви, в том числе плетеной. С выходом большинства видов деревянной обуви из употребления это слово в разных тюркских языках стало обозначать различные виды обуви. В современном татарском языке слово чабат, чабата означает "лапоть", т.е. обувь, сплетенная из лыка.
Чубук - палка, отрубок, ветка...

В английском young, new, (молодой, новый) первое слово явно не индоевропейское, в тюркских языках yangi, йанги, yeni (йени), yangu, jani (жани, жанги) переводится как новый, молодой...(От корня ЙАН, ЙАНГУ, ЙАНЫджи - что означает энергия, топливо, горение.)

В английском языке; sabot, saboteur, sabotage, есть еще несколько тюркизмов - производных от глагола чабу. Это такие слова, как chabouk (chabuk, chawbuk) - "бич, длинный хлыст"; chibouk - "чубук, трубка"; saber (sabre) - "сабля"; sjambok - "плетка, бич из кожи носорога".

Тюрки синий, зеленый, бюрюзоый цвета означали цветом названием неба - Кёк, кёй (кой, гёй) знак тюрков, так в голандском, в немецком бюрюзовый - turkis, английский - turquoise, чешский - tyrkysov;, французский - turquoise.

Русская "деньга" происходит от татарского таньга (корень тан, таныт - признаваемый, знакомый), вот геманские монеты имеют те же корни от польского пеньёнзы, пфенинги.
Многие лингвисты отмечают, что в английском языке присутствуют звуки не свойственные в других германских и в европейских языках. К примеру звук (транскрипция э обратное) или а:, что то между э и а. Такой звук свойственен тюркским языкам. Есть и другие звуки (к сожалению редактор стихи.ру их не отображает).
Обратим внимание на общение на английском и в русском, в немецком.
При встрече Привет - Hi. Как дела, Як справи(ы) (укр.) Wie geht es Ihnen (немецкий),, How are you (анг.), Только в английском варианте досконально если дословно означает - как самочувствие?, как ты?.. что тоже самое как на тюркских языках nesil-sen (tur.) neter-sen (turkm.)? nece-sen (неджесен) (az), ничексен (татар.)
Где Ne, Nesil, Neter, Nece - есть досконально английское how, а остальное означает - "are you"...
Мы видим что, в других европейских языках дословное значение "как дела?", а как самочувствие касаемое здоровья, тоже есть отдельное словосочетание что в тюркских, что в английском языках, но условно обращение (Как ты).
Второе в древне тюркских языках обращения "ВЫ" не было, оно вошло в обращение в связи с персидским влиянием. Обращает внимание, что в английском языке используется тоже одно обращение YOU - ТЫ. 

Среди наиболее известных природных реалий такие слова, как badian, beech, irbis, jougara, mammoth, sable, taiga, turkey и другие. В этой же группе 18 названий минералов, например, dashkesanite, turanite и другие.

Наиболее освоенные общественно-политические реалии: bashi-bazouk, begum, effendi, chiaus, cossack, ganch, horde, janissary, khan, lackey, mameluke, pasha, saber, uhlan.

Среди этнографических реалий также есть слова, ставшие неотъемлемой частью английской лексики: caviar, coach, kiosk, kumiss, macrame, shabrack, shagreen, vampire и др.
Германские имена с началом Эль (или в конце эль) (тюрк. мир, родина, край)пример;(Эльза),
 Имена с (началом или концом) - Ай (уважительное тюрк. месяц), Сай, Сой, Тай, Той - тоже имеют тюркское начало.

Кроме слов, упрощенное по грамматике английский отличается от немецкого, как раз тюркским типом, отсутствуют разницы в окончаниях; средний, мужской, женский род. Некоторые другие упрощения...
 И это как раз именно сакское влияние, потому как гуны до Скандинавии не доходили...

Тюркские собственные имена таких грозных завоевателей, как Attila, прозванный the Scourge of God (Бич Божий), Gengis Khan, Baber, Tamerlane, стали именами нарицательными. То же произошло и с этнонимами hun, saracen, Tartar, Turk. Строптивого, упрямого мальчишку англичане могут назвать young Tartar, - "татарчонок". "Встретиться с более сильным противником" звучит по-английски to catch a Tartar, т.е. "нарваться на татарина".

Еще один без-спорный материал доказывающий, что саки - тюрки и их наследство приняли геманцы - норманы-русы...
 Известный Персидский автор историк, путешественник X века, великий алим Ибн Руста (устар. Ибн Даста Абу-Али Ахмед Ибн-Омар), мир ему и его предкам, в тексте своего произведения «al-Mujallad al-sabi; min kitab al-Alaq al-nafisah» («Том VII Книги ценных контактов /»)
"Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги.
/болотистый остров это район оз. Ладоги, по всем описаниям, в том числе о длительности дня в зимнее время, есть и у других арабских авторов/

У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян."

/Как видим русы не славяне, а колонизаторы - норманы спускаются по рекам на кораблях забирают в плен славян продают в Булгар и Хазаран. Но царь у них имеет тюркский титул "Хакан"/

То что у завоеванными в 5-3 вв до н. э.  тюрками-саками, германцев-норманцев царь назывался "Хаканом"!!! еще одно доказательство, что саки были тюрками не иранцами...
 Персидский автор поставил "на лопатки" всех псевдо-арийских псевдо-индо-иранских историков... Читайте первоисточники, древние авторы писали правду, в отличии от нынешних...

Генетические связи с английской википедии:
http://sharakiev.narod.ru/turk-eng.jpg



Сакские топонимы:

Саха-Якутия
пос. Сакар - Туркменистан
Сак-Дар - Туркменистан
г. Шаки - Азербайджан
Сак аул - Крым (ныне Саки)
Сак — река в Ирландии.
Сак — остров в Таиланде.
Сак-Актун — затопленная пещерная система в Мексике; по данным на 2013 год — вторая по протяжённости пещера в мире  (Акты, Ахты - \турк.\ вытекает, источник, Актын, Ахтын, Ахтун - вытекаешь)
Сак-Посл — река в России, протекает в Ханты-Мансийском АО.
Сак-Элга — река в западной части Челябинской области России, относящаяся к самым малым рекам. \Эль, Эл - тюрк - край, страна\
Асмасак - 'я есть шак/сак': река Азмашах в Молокановой щели возле мыса И(н)докопас в Геленджике. As, - тюрк  Ас, Яз, - тюркский этноним сохранен как тухум у туркменов. (см. выше) - ma - тюркский афикс.
Саксония - провинция в Германии..
Бургундия провинция в Франции...
Как известно короля Бургундов звали Гибиджа явно тюркское имя которое отметил Мурад Алжи, сам этноним бургунд с ногайского - беркут, буркут на узбекском, киргизском, казахском - орел. Как известно герб Бургундии - беркут!!!
Известны несколько исторических имен бургундов, которых европейскими не назвать, однако вполне тюркскими можно.

гора Савалан в Иранском Азербайджане...
Сав, Саб, Саф, - имеют одинаковые значения с словом "Сак" (см. выше)
алан, олан - тюрк. быть, и человек.

Арсак - Ар-сак, Эр-сак означает родина Саков (т.е. тюрков). Таким образом заменив Средневековое тюркское название Карабах, армяне нашли только тюркское назнание Арсак... В этом крае множество курганов сакского, гунского, печенежского, происхождения...

Исходя из древне асирийских источников можно предполагать, что саки перешли реку Аракс (Араз) со стороны Иранского Азербайджана и расселились в Южном Кавказе, Причерноморье, ПриКаспийских степях, откуда они частично перекочевали на Алтай и Сибирь.
Российские историки утверждают, что нет письменных источников о саках и о их тюркском происхождении. А вот ассирийские клинописные таблички: Надпись Ассирийского царя Риммон-Нирари (Ададнирари I, начало царств. 1320-й г. до н.э.)
Перевод на английский язык Арчибальда Сайса. Фрагмент взят из XI тома 12-ти томной антологии аккадских и египетских текстов под названием RECORDS OF THE PAST (­BEING ­ENGLISH TRANSLATIONS ­OF THE ­ASSYRIAN AND EGYPTIAN MONUMENTS) изданной Обществом Библейской Археологии в1880-х годах. стр.3.
асирийский текст его перевод на английский язык  и перевод на русский сделанный англичанами не турками!  Там вот  в первую очередь здесь обращает на себя внимание имя мидийского царя Хан Азир Ук (Hanaziruk) и название его столицы Саг-Биту (Тюркское биту (сагъ бити). Нужно отметить, и что тюркский термин ХАН. полностью статья: 
 Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «AZER-GLOBE» проект «Тюркский след в Древнем Мире: Разрушение ложной исторической матрицы».
Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана (приложение к 10 части)
Эльшад Алили


Кто такие тюрки и откуда они пошли? Существует мнение будто бы тюрки сошли с Алтая в начале 3-4 вв н. э... Однако исследования многих источников, и логические рассуждения дают нам делать иные выводы:
1. Достаточно фактов (см. выше) доказывающие, что скифы (саки, тохары и др.) - были тюрками...
2. Исход саков и тохаров в Сибирь и Алтай происходит из Южного Кавказа и Иранского Азербайджана за р. Аракс (Араз) в 7-4 в до н. э....
3. Сакские могильники до нашей эры не доказывают что саки были 100% монглоидами, что дает нам повод рассуждать, что ранние тюрки были европеоидами по атропологии в большинстве.....и по мере продвижения на восток они смешались местными алтайско-монгольскими
(джунгарскими) племенами, с тибетцами... Создав при этом еще более грозный восточно-тюркский этнос, который в последствии завоевал всю Европу, Азию, Египет, Индию...
5. Лингво-анализ народов Кавказа даёт нам более чем обширный материал для исследования....
6. Наконец логика... Сибирь никогда не смогла бы обеспечить пастбищами, столько тюркских этносов, тем более что климат Сибири даёт возможность только летом выпасать скот... Возможно освоение саками, тохарами, Сибири происходила в периоды глобального потепления (это можно даже заметить уровнем вод Арала и Каспия, также органическими останками), затем саки, тохары, смешались с восточными племенами откуда у них и взялся ген R1a, и в большей части антропологически они уже были смешанного типа монглоидно-европеидными с преобладающим монглоидностью. Затем еще в эпоху бронзы, постоянно шли сакско-тюркские нашествия в сторону Запада... Основные места обитания саков с 5-3вв до н. э. - это Прикаспийские, Причерноморские степи. Но саки вторгались и в Европу достигли (сегодняшнии Германию, Францию, Скандинавы). Наследие саков очень обширно, они оставили многочисленные курганы (могильники), каменные памятники (Умай ана, Балабалы) (скифские бабы). Памятники в большинстве своем с изображением монглоидных лиц. Это наследие уже много веков не дает покоя, "индоевропейцам" поклоникам арийских теорий, в открытую дискусию эти "ученые" не идут. Упорно твердят не подкрепленные ни чем доказательства, в основном опираясь на работы Милера, Абаева и др.

 В статье приводится впервые лингвистические примеры значения этнонима Сак, САГ SAG. Что доказывает, что слово САК (САХ, САГ, САВ, ШАВ, САБ, САУ) применяется примерно в одном и том же значении у множества народов от Алтая, Средней Азии, Кавказа, а если перечислить гагаузов, турков, то и Малая Азия и Балканы. Это обозначение этнонима ни разу не обсуждалось в официальной науке. Более чем 80-100 разных народов!!! произносят одно и тоже по корню слово, однако Василий Абаев, Милер, Фасмер, Юсти и другие копошатся совершенно в в других словах в угодных им народах, в угодных им географиях, пытаясь выставить совершенно другие и по звучанию и по значаению слова, как корень этнонима САК (SAG) 



   


 
арабские источники:
http://elibrary.bsu.az/yenii/ebookspdf/oCyzDAOB.pdf

Историко-культурное наследие Туркменистана Под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова UNDP, Стамбул, 2000 г.

http://turkmenhistory.narod.ru/massaget.html

Анализ "Зеленчугской надписи" Тина Дзокаева
https://vk.com/page-48144617_46487002

Найденная руническая "надпись викингов" в храме Ая София в Станбуле (Константинополь) сделана на тюркском языке. Про это:

http://www.stihi.ru/2016/09/25/1483

Кайи Джулий Соли;ни о скифском (сакском) языке. слово "Кавказ"
https://ext-3634475.livejournal.com/1224.html

Анатолий Клёсов- живущий в США известный российский генетик.
По мнению ученого современные тюркские народы являются  потомками древних скифов. Он автор публикации "Тюрки сквозь тысячилетия", и уверен, что концепция В. И. Абаева об иранском поисхождении скифов потерпела фиаско, за этой теорией стоит лишь политический аспект... в Ютубе интервью Анатолия Клёсова...
 Анатолий Клесов тюркские языки имеют 10 тыс. лет
 https://www.youtube.com/watch?v=ssRE0vHvgL4&t=1007s


 

English ver.
http://sharakiev.narod.ru/Hhe_heritage_of_the_saks.pdf


Рецензии
КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ИВРИТЕ

http://www.liveinternet.ru/users/4033731/rubric/3907444/

Лихоманка   12.12.2022 09:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.