Пейзажная лирика
Сайт Стихи.Ру прежде всего привлек меня тем, что на нём есть огромный раздел, посвящённый стихам о Природе – пейзажной лирике!
Так как это моя любимая тема в поэзии, то я без раздумий зарегистрировался на этом замечательном ресурсе, благо, сделать это оказалось очень легко, а управление страничкой – очень простое и лёгкое, единственный минус – нельзя вставлять в текст более одного фото!
Но в принципе для одного стиха – достаточно бывает одного фото, в крайнем случае, можно сделать фотоколлаж, из двух или трёх фотографий.
Раздел пейзажной лирики я посещаю регулярно и с большим интересом просматриваю свежие и старые стихи о природе, их здесь целые залежи, точнее сказать, огромные архивы!
Сразу отмечу, что стихи о природе – один из самых простых разделов поэзии, так как в данном случае – что поэт видит, то он и описывает, так сказать, рисует с натуры. Зима, весна, лето и осень – любимейшие темы для стихирян, начиная от листопада, и продолжая весенней капелью или летним цветочным лугом!
С другой стороны, стихов о природе даже на этом ресурсе – огромнейшее количество (наверно, это самый большой раздел сайта Стихи.ру), и поэтому возникает сложность написать о Природе что-то оригинальное и красивое, да так, чтобы это ни на кого не походило.
Оригинальных поэтов на Стихире достаточно: за несколько месяцев мне удалось познакомиться со стихами почти тысячи пользователей сайта, из них можно смело выбрать более 50 человек, стихи о природе которых, очень интересны, красивы и выразительны.
Как будет свободное время, то постараюсь сделать выборку стихов из раздела пейзажной лирики, куда войдет всё самое лучшее, по моему мнению, из того, что мне удалось прочитать!
Сам я в основном увлекаюсь именно пейзажной поэзией, пишу стихи и короткие заметки о Временах года с 10 лет, иные жанры стихосложения задеваю только по касательной, или совместно со стихами о природе.
Почти с детства увлекаюсь словами, пословицами, оборотами речи – чем русский народ так метко и красиво описывает все явления среднерусской Природы! Путешествуя по Поволжью и Уралу, а также по всей стране, я всегда имел с собой блокнотик или тетрадь, куда заносил самые интересные и устаревшие понятия природных явлений, предметов быта, труда, одежды и культуры разных народов России. Перечитал и записал для себя более 6 тысяч слов из легендарного словаря Ивана Даля.
Поскольку увлекаюсь этим почти 40 лет, то хотел бы и с другими стихирянами поделиться своими секретами пейзажной поэзии, открыть те способы написания стихов о природе, которыми сам пользуюсь, и о которых узнал от знаменитых русских классиков, и более всего от Михаила Пришвина!
Примечание:
ничего и никому не навязываю, в творчестве каждый сам себе хозяин, но, если кому-то интересно, то расскажу о своих литературных изысканиях, а там уже сам читатель будет решать – стоит это чего-либо, или нет!
Во-первых, пейзажная лирика сродни труду художника, стоит важная задача: наиболее точно запечатлеть явления природы, пейзажи леса, луга, гор, моря. Следовательно, надо научиться пользоваться всей палитрой красок и оттенков, знать названия деревьев, цветов, птиц и животных. И научиться - образно представлять себе жизнь Природы в разное время года.
То же самое касается звуков, запахов, тактильных ощущений, и всех других чувств человека, а их гораздо больше пяти!
Во-вторых, как и художнику, стихотворцу нужно особенное внимание, следует максимально сосредоточиться на описываемом объекте или явлении. Все детали, маленькие подробности – тут очень важны! Форма листа, фактура чащи, раскидистость кроны, игра луча в хвойной верхотуре – всё это нужно заметить, запомнить и занести на бумагу. Чем глубже и внимательнее будет наблюдатель, тем красивее и образнее он сможет раскрыть пейзаж в своём стихотворении или рассказе.
В таком важном деле – можно сфотографировать лес, дерево, рощу, лужок, берег речки – благо, что в каждом телефоне ныне есть фотоаппарат! И потом, уже по фото, можно воссоздать картину Природы, посмотреть дома: какие цвета, какая форма, какие впечатления оставил в сердце человека этот уголок мироздания!
В-третьих, чтобы наблюдения не пропали даром, я стараюсь сразу же всё записать в блокнотик (можно на диктофон, но бумага лучше). Не следует торопиться, наблюдения можно зафиксировать отдельными тезисами или предложениями, и не обязательно их сразу рифмовать или складывать в строфы, важнее не упустить всех интересных наблюдений и заметок, что удалось увидеть в лесу или около речного берега. Короче говоря, сперва стих рождается в виде обычного незарифмованного рассказа, порой даже этот рассказик логично не связан сам с собой.
Если записать нет возможности, то следует это сделать сразу, как придёте домой, или в любое удобное место.
Кроме записей я часто беру с собой листочек, кусок бересты, каплю свежей сосновой смолы, воды из родника, лапку хвои, колосья ржи, незатейливый цветок (конечно, не краснокнижный!) – то, что своим запахом, цветом, шершавостью напомнит мне о посещении Лесного края, полевых раздолий, святого родника, цветущего луга.
Ведь ассоциативную память никто не отменял!
В-четвёртых, для пейзажных зарисовок следует подбирать те слова и выражения, которые как раз подходят под данное время года, под описанные явления, под тот тип климата и местности, где находится сам наблюдатель. И вот для этого можно использовать весь мощный запас русского народного языка, стихи и рассказы классиков о Природе, их дневниковые записи, фольклорный материал и многое другое, чему все писатели и поэты уделяют особое внимание. Стих должен быть оригинальным и выразительным, желательно избегать битых и заезженных фраз, словосочетаний и рифм. И тут, изучение русского языка приносит ощутимую пользу, ибо его богатство мы используем всего на 10-15 %, и чем дальше – тем меньше.
В-пятых, для правильного описания Природы желательно хотя бы вкратце познакомиться с сезонными явлениями, прочитать календарь народных примет на каждый месяц, запомнить самые ключевые фенологические даты. Чего греха таить, но часто читаешь стихи, где журавли куда-то летят среди лета, или кукушка кукует в пору листопада, или черёмуха цветет около проталины, или ландыш цветёт вместе с подснежником…
Пейзажная лирика должна следовать художественной правде, где нельзя путать природные явления, смещать их сроки, конечно, кроме тех случаев, если такие смещения требуются для раскрытия самого произведения (например, при написании сказки).
Аналогично, следует быть внимательным к деталям труда, быта и промыслов сельских жителей, например, рожь не косят, а жнут, траву сперва сушат, а сено уже потом метают в стога (не складывают), стерня не может колыхаться под ветром, не бывает в средней полосе озимой пшеницы (вымерзает), и так далее.
Важно, конечно, учитывать особенности речи в каждой области России, в том числе, диалектные слова и фразы – в этом есть свой неповторимый колорит!
И главное, всё, о чем тут говорится, касается только «технической части» стихосложения, а лиричность, образность и душевность стиха – это должно быть в сердце каждого поэта. И, наверно, этому научить нельзя, это природный дар, который есть у многих, но не все об этом подозревают!
Не буду утомлять читателя, на этом пока завершу, продолжение следует!
Благодарю за внимание!
(фото реки Ашит)
Свидетельство о публикации №116011009785
Вячеслав Юрочкин 28.10.2022 11:58 Заявить о нарушении
да, надо эту тему обязательно продолжить!
Сергей Карпеев 3 29.10.2022 13:57 Заявить о нарушении