Я и я
- Я.
"Я" - последняя буква в алфавите"... "Для него своё "Я" на первом месте"... "Я, мне, моё"... Послушаешь - и начинаешь думать, что важнее Я в структуре личности ничего нет. Да, собственно, почему начинаешь? Так и думаем. В обыденном сознании Я представляется этаким суверенным оплотом личности, её квинтэссенцией, драгоценной жемчужиной, которую грубые оболочки надстройки укрывают и защищают от ещё более грубой, зловредной среды.
Нет ничего более далёкого от реальности, чем такое представление. Наше Я (первое Я - "заданное"; есть ещё Я второе - "созданное") вовсе не наше. Точнее сказать, наше оно постольку, поскольку принадлежит сложной структуре личности, которая образована многими элементами. Эти элементы имеют разное происхождение, различны по природе и находятся в состоянии неустойчивого равновесия. В этом комплексе уровень Я-1 (дальше просто Я) наименее суверенный, самый связанный, несамостоятельный, управляемый извне, - да и вообще, не наш он, этот уровень. Как ни парадоксально, наше Я - это вовсе не мы... Это "чужой" в нашей личности. Цели Я отнюдь не совпадают с целями, интересами и потребностями личности. Если опуститься до популярной нынче терминологии, то наше Я - это иностранный агент в структуре личности человека.
Почему? Потому, что Я - часть среды, именно та, которая служит инструментом взаимодействия среды и личности (личность частью среды не является). Это взаимодействие может носить характер или "войны" (личность и среда - антагонисты), или более-менее устойчивого "перемирия" (компромисса). То, что сам человек осознаёт как своё Я и "святая святых" своей личности, есть не что иное, как сачок, который в любой момент способен превратиться в удавку.
Среда формирует индивидуальное Я с момента зачатия: родители по отношению к своему ребёнку образуют среду, её первый и самый важный уровень - генетический. Их потом будет ещё много, таких уровней, но важнейшими всегда остаются три: генотип, внешний воспитательно-образовательный комплекс (социум) и системы собственной познавательной активности. Вне среды личность человека не существует, а среда представлена в структуре личности как Я.
Всё, что составляет Я, сформировано средой, по запросам среды и под контролем среды. Ничего "своего", ничего "личного" нет в нашем Я: потребности, мотивы, цели - всё это сгенерировано средой в соответствии с соответствующими потребностями среды. Можно сказать без преувеличения, что потребности Я суть потребности среды. Удовлетворение этих потребностей вовсе не служит развитию личности, а направлено только на укрепление агента среды - Я. Подавление Я будет первым шагом человека к освобождению его личности от власти среды. И этот шаг человек делает на пути познания (я включаю в это понятие и самопознание, в силу общности разновидностей одного процесса: и познание и самопознание имеют внешне-внутреннюю направленность и общую цель: осознание личности как свободной и независимой от среды части сверх-Я, или Я-2).
Как уже говорилось, личность - это сложная многоуровневая структура. Для того, чтобы прийти к пониманию принципов действия и взаимодействия её механизмов, прежде всего необходимо выйти на тот "мостик", где все эти уровни встречаются - астральное, ментальное и физическое тело (Я и сверх-Я; атман и Брахман). В разных системах уровни личности носят разные имена. Для нас важны не имена, а сущности. Обнаруженный, точнее - обнаруживший себя некоторым образом (инсайт? сатори? озарение?) "мостик" будет единственным достоверным мостом между личностью и реальностью - реальностью подлинной, а не сгенерированной. Такая реальность станет основой для самореализации личности.
Роль Я в процессе познания должна расцениваться как негативная. Я - первый и самый главный фактор формирования и поддержания иллюзии независимости Я от среды, который должен быть устранён в первую очередь. Моё Я - это не я; я - это всё, что не Я.
Для общества (человек - существо социальное) необходимо общее. Это общее - Я-1 ("заданное" Я). Напротив, всё индивидуальное опасно для общего, поэтому вытесняется на периферию псевдо-Я. Это то, что получило название Оно. На самом деле, Оно и есть наше подлинное Я, второе, "созданное". В силу своей неопределённости (незаданности) Я-2 стимулирует поиск и творческую деятельность. Можно сказать поэтому, что наше подлинное Я - это поиск формулировки Я. Это динамичная структура, созданная из противоречий, диалектически целостная, обладающая естественным потенциалом развития, а не шаблон, навязанный со стороны.
Перемены в человеке совершаются двояким образом. В повести Э. Хемингуэя "The Sun Also Rises (Fiesta)" героя спрашивают - а как вы стали банкротом? Он отвечает, двояким образом: постепенно, а потом вдруг ('How did you go bankrupt? - Two ways. Gradually, then suddenly'). Вот так и здесь. Человек живёт на каком-то своём уровне, а всё это время в нём идёт внутренняя работа, происходят изменения ("постепенно"). И в определённый момент он как бы приходит к новому месту, на котором он должен быть, и видит, что его нет здесь. И - квантовый скачок ("вдруг")... Вниз можно и постепенно, а вверх - нет, вверх - только прыжком. И этот прыжок, хотя ты сам его совершил, всё-таки не совсем твоё достижение. Есть объективные причины для перехода на более высокий уровень, в этом заинтересована среда и твоё Я.
Выше говорилось, что для целей познания, прежде всего самопознания, Я как иллюзия должно быть удалено. Но для целей коммуникации со средой нет другого такого инструмента, как Я. Оно для тебя иллюзия, если ты это постиг, но для окружающих твоё Я - это ты, поэтому его придётся использовать, то есть применить с пользой. Это прежде всего польза общая, общественная, и уже в самую последнюю очередь - твоя личная. Теперь ты можешь дать больше и большему числу людей, нежели прежде, на своём старом месте. Нужно понимать и учитывать тот факт, что люди общаются друг с другом на основе взаимной выгоды. Но достигший определённого уровня понимания уже не заинтересован в получении такой выгоды. Человек готов отдавать и не получать взамен ничего, - материального, разумеется... Впрочем, он и сам, чем выше поднимается, тем меньше сможет давать именно в материальном смысле, поэтому круг его общения изменяется и сужается в конечном итоге до нуля, т. е. до той точки, которая станет центром нового круга.
Что же ведёт человека, что заставляет его выпрыгивать из себя, как лягушка из воды? Та часть личности, которая получила (неверное) название Оно, я же называю эту часть личности Я-2.
Я-2 - это свободное пространство личности, которое личность заполняет плодами своих трудов. Оно безгранично и в определённом смысле вечно, т. е. бессмертно; в этом и только в этом смысле я понимаю Я-2 (Оно) как Бога - создателя человека и его вселенной.
Поскольку пустота - основное свойство Я-2, постольку этот Бог одного человека есть также Бог всех людей; поскольку каждый человек создаёт сам своё Я-2, постольку его Бог принадлежит ему и только ему.
Означает ли сказанное, что человек и есть Бог? Нет, но он может стать Богом и становится Богом, но никогда не станет Богом. Человек станет Богом, лишь потеряв свой "идентификатор" - первое Я, но утратив это Я, он перестанет быть человеком, - третьего не дано.
Нетрудно заметить, что в этой системе не остаётся места для "антагониста" человека - дьявола, как нет и места для "морали", порождением которой он является. Впрочем, если кому-то привычнее, удобнее делить всё на чёрное и белое, то в качестве "чёрного" (дьявол) можно принять Я, т. е. среду, которая дана человеку "во плоть", по выражению апостола Павла. "Дьявол" всецело принадлежит среде, в отличие от Бога, который принадлежит человеку. Неслучайно "дьявол" также воспринимается как внешнее по отношению к человеку, "данное" во плоть, чужое и чуждое, от которого нужно избавиться. С другой стороны, "дьявол" - всего лишь условность, одна из многих уловок среды. Он исчезнет, стоит понять, что он не существует.
Дьявол умер, когда Христос родился.
2016 г.
Свидетельство о публикации №116011007182