Бога надо увидеть

Диалоги с самим собою / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –178 с.

Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/2919/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/zrac
------------------------------------

Верующий. Бог всегда среди нас; Его надо только увидеть... Он приходит в самые тяжелые дни народа. Но это не дни крови, а когда не во что, совсем уже не во что верить. Потому что, нет народа без собственной веры.
Две тысячи лет назад в Израиле жили люди, которые увидели Бога. Через пять веков обрели Его в Мекке; до этого, много раньше, говорили с Ним в Индии. Но кто знает...

Атеист. Вы хотите сказать, что не Бог является людям, а люди для себя Его открывают?

В. Люди, способные видеть Бога, говорить с Ним, рождаются не каждый век. Бог во плоти - колоссальная концентрация духа человеческого, духовная работа тысяч, может быть, миллионов людей, ищущих Бога. Чтобы увидеть Его, надо этого сильно хотеть и идти к Нему долго...

А. По-Вашему, после подобного откровения сотни и тысячи лет миллионы людей ничего не "видят" уже, однако же лгут, что "видят". На самом деле, они только верят в чужое "видение", поклоняются найденному до них, другими людьми, засушенному уже между книжных страниц, мумифицированному, бутафорному "Богу"?

В. Что ж, может, и так...

А. А если провести дальше, то получается: в результате лжи мы приходим к апокалипсису - презрению всех трудов, уничтожению миллионов и миллионов, разрушению земли, разложению духа... И именно потому, что люди все более ненавидят созданного не ими, формального для них, исторического какого-то Бога, в конце концов, они сжигают Его в душах своих, разрушая омертвевшие храмы лжи.

В. Но разрушают они чужое, не создавая взамен своего. Потому, опять - ложь, вера и не вера в чужое, вместо того, чтобы строить свое.

А. Вы меня все же утешили. Наш конец света, значит, по-вашему, все-таки позади. Так ли?.. Что же после апокалипсиса?

В. Люди разрушили ложь. А Бога уничтожить нельзя. Разве что, вместе с людьми. Но для этого должно быть уничтожено все человечество.
Бог ждет нашего дела. Все может быть, но что будет - зависит от нас.
Представляется мне искусственным и бесполезным восстанавливать нынче веру в старых богов, в чьи-то тысячелетней давности "откровения". Слепая вера оскорбляет достоинство человека. Всегда оскорбляла, но особенно неестественно, несерьезно это сегодня, с новыми знаниями и опытом.
Каждый может найти своего Бога, свое лицо Бога; и в этом - спасение, возрождение, надежда на будущее, долгое будущее человечества. Унизительно без конца слепо верить в чужих богов, даже в богов своих предков. Другое дело, надо знать, уважать их. Нельзя построить Бога на пустом месте, надобны материалы. Как цивилизацию материальную создают многие поколения, а потом любой человек, воспользовавшись кирпичами, машинами и прочим, созданным ранее другими людьми, может построить себе дом сам, по своему плану, своими руками, И будет знать, где будет лежать каждый кирпичик, и какой он. и из чего. А может и не знать из чего кирпичики, необязательно это, но план-то должен его быть, ему жить в этом доме. Единственную свою жизнь прожить надо в собственном доме, в котором хотя бы что-нибудь ты сделал именно сам.
Так вот и с Богом. Создавать Его самому нужно, из кирпичиков, может быть, из блоков духовных, другими собранных ранее, но - самому!

А. А может быть, и не дом строить, а город из многих домов, улиц, заводов? А может быть, прикажете свое государство каждому строить, вместе с народом? Да, поди ж ты, даже и Землю вместе со всем человечеством, а лучше сразу - Вселенную!

В. Вы схватываете на лету. Каждый человек создает свою Вселенную - идеальную, и в ней в полном смысле он - Бог.

А. А как же быть со Вселенной материальной, если она скажет вдруг свое веское слово? Ну, например, опустит Вам кирпич на голову с девятого этажа материального дома, - что будет с Вашей идеальной Вселенной? Или Вы отрицаете материальный кирпич, когда духовно его не видите?

В. Материальный кирпич есть материальное воплощение кирпича идеального. Кто-то его изобрел сначала, захотел сделать и сделал. Действие же его в материальном мире может не отвечать его статусу в каких-то, и во многих даже, мирах идеальных. В большинстве миров идеальных именно этого кирпича вообще нет, а в каких-то он есть. Есть он в сознании строителя, строившего этот дом, а также того, кто бросает его с девятого этажа.

А. К сожалению, жуткий, кровавый, идеальный, по-вашему, мир этого бросателя и отвечает действительности, а Вселенная того, на кого бросают, как бы прекрасна она ни была, если в ней нет этого красного кирпича, - не отвечает.

В. Вы правы. Конечно же, практика - лучший критерий истинности умозрительных построений. Идеальные Вселенные всех людей пересекаются на Вселенной материальной, которая несравненно шире, объемнее, насыщеннее информацией любого идеального мира. Но, в то же время, любой идеальный мир, любое сознание в чем-то отличается и где-то опережает действительность, мир материальный.

А. Что тогда по-вашему нравственность? Или каждому позволено строить в голове, что ему заблагорассудится, а потом это - и в жизнь. Задумал убить человека, поднялся на девятый этаж и - кирпич ему на голову: со мною - мой Бог, я - Сын Его, мне все можно! А почему нет?..

В. Человек все-таки не Бог. Бог един для всех.

А. В чем же?

В. Едины для всех Его заповеди.

А. Т.е. Вы накладываете на человека ограничение?

В. Соблюдение заповедей ведет не к ограничению личности, а к внутренней свободе, дающей развитие на более высоком уровне, развитие, подкрепленное и гарантируемое свободою всех. Человек появился при накоплении определенного количества ограничений материи, и, только при условии их соблюдения, а также возникновения все новых и новых, возможно дальнейшее развитие человечества.

А. Нет уж, ограничение - это ограничение, и ничего больше. Если я не хочу?!..

В. Что же Вы не хотите: не убивать? Т.е. убивать желаете или насиловать жену ближнего?

А. А почему бы и нет? Может быть, мне мой Бог подсказывает все перепробовать хоть единожды, живем-то один только раз. Ведь и по-вашему: особенно свят храм, построенный на крови.

В. Тогда так же могут убить и Вас, все могут перебить всех - разве в этом не ограничение Вам? И это не Бог Вам подсказывает, а некто другой...
Нельзя убить Бога, но можно убить человека, другого или себя. Насильственная смерть человека - рана для Бога.

А. И Бог весь израненный... О, кровавый Бог - это страшно! Но некоторые фанатики от религии любят Его именно кровавого, другого Бога им и не надо. Впрочем, по-вашему, сам Бог без человека ничегошеньки сделать не может.

В. Человек - представитель Его в мире.

А. А те, что расстреливали миллионами, очень недавно еще, тоже были "Его представители"?

В. Это были не люди...

А. Так!.. Вот мы и сказали, сказали! Все верующие в Бога, рано ли, поздно, делят людей на людей и на нелюдей. Люди, не люди, - а кто же судья? Может быть, Вы?..

В. Бог создает человека, а человек - Бога. Все, что значимо в мире, - или зло, или добро. Так есть, было и будет. Всегда! Каждый сам решает какой ему избрать путь в мире зла и добра. Но, каков будет путь, таков останется след. Может остаться прекрасный дворец, вдохновенная притча о рае; а может - смрадная яма, память об ужасающем зле. Дети наши будут жить в созданном нами мире, помнить, судить...

А. Дети - судьи?

В. Судите же Вы тех, кто был до Вас . Да хоть тех, кто расстреливал. Все мы живем в созданном до нас мире и оцениваем наследство. Слава Богу, передают нам его не одни лишь убийцы, есть и другие...

А. Те, кого обычно расстреливают. А еще есть те, которые аплодируют, хлопают в ладоши расстреливающим. А потом очень жалеют расстрелянных. В зависимости оттого, какое, когда поведение им подскажут.

В. Спускаться вниз легче, чем взбираться на гору, упасть - чем подняться. Любая работа требует затраты усилия. Это физические законы. Но есть и законы духовные: строительство духа также требует затрат сил. Много легче дурманить сознание, нежели развивать его. Сильных людей - немного...

А. Опять Вы с духовностью!.. Жить страшно, людям тошно, бедно и одиноко жить. Людям! У тысяч и миллионов людей не всегда есть хоть какая-нибудь еда, а Вы: Бог, Бог... Дьявольская выдумка белоручек, лицемеров и циников, желающих жрать среди золота, втюхивая идиотам о Боге, несчастным недоумкам, которые готовы отдать последние гроши свои на то, чего нет. Бога-то нет, - по крайней мере, я не вижу Его рядом с собою. Зато есть представители Его на Земле, они знают, что делать с деньгами!..

В. Вы не правы и понимаете это, оттого так и горячитесь. Бог дарит жизни. Без Бога нет человека, одна лишь его видимость, телесная оболочка. Бог наполняет внутреннее содержание личности и указывает место ей в мире.
А знаете ли, что есть церковь? Почему нищий отдает ей последний свой грошик?..
Одинокий калека приползет к золотому прекрасному храму, - а там его пожалеют; оступится сильный и гордый, станет ему жизнь не мила, - а здесь его поймут и простят, и приведут к Богу, и будет он жить, и жить - с Богом. За прощение и сочувствие, за слово одно человеческое тому, у кого, кажется, нет уже друзей на земле, - а таких много, ох, много, увы, больше, чем думают гордецы и равнодушные, - не жалко всех денег.
Церковь - лекарство от одиночества и утешение слабому. Она - дом Бога и общий дом всех. И это не зависит даже от вероисповедания, когда вера - из сердца...

А. Обман Ваша церковь. Не могут люди искренне верить в чужого Бога. Каждый ползет к своему.

В. Да, да, к своему! К каждому Бог обращает Лицо, и каждый может найти свое лицо Бога. Так раскрываются люди. И церковь собирает все лица - человеческие лица Господа Бога!

А. Те же, кто не находят собственного лица, - нелюди.

В. Я этого не говорил.

А. Думали!.. Я знаю, что думали. Только боитесь сказать. И даже себе - боитесь. Но такие ходят среди людей. Их можно узнать по глазам, в которых нет жизни. Мертвяки это, а по-вашему,- дети дьявола; их, между прочим, не меньше на земле, чем детей Бога, творцов - половина на половину!
Страшно, когда они одолевают людей и берут власть надо всем, страшно! Они не знают, как жить, - у них этого нет внутри. И они утверждают свои, противоестественные для живого законы, заставляя всех подчиняться. Придавливают они своими мертвыми правилами живое. В их инструкциях все расписано: как нужно любить и петь песни, творить и смеяться. А чего нет в инструкциях, этого, - утверждают они, - не должно быть и в жизни. Разве можно, скажем, просто так улыбаться, - чему это ты улыбаешься; неужели, смеешься над единственно верным порядком? - Инакомыслие и подрыв! Зато можно кричать хором с пустыми глазами, всем вместе, и делать все, как делают все, подражая одному, Главному, - может, даже и Богу. Кто Главный - не важно; если он и был когда-то живой, из него давно сделали мертвого. А если ты не так, что-то по-своему, тогда ты - враг, непрозрачен, убить тебя! И миллионы будут убиты, и в лагерях - сто миллионов. И все будет разваливаться, потому что, скрепляется все на земле не правилами, а жизнью.
Когда же побеждают творцы, они не бьют мертвяков, не мстят им, - они над ними смеются. А те стараются подделаться под живых и опять упорно ждут часа.
Искреннему человеку мертвяка всегда видно. Как и мертвяку, впрочем, живого. Не все это понимают умом, но все чувствуют.
Людям надобно знать: главная опасность - от мертвяков, - и быть всегда наготове; нельзя допускать, чтобы эти командовали живыми. Да и мертвякам хуже, когда они управляются сами. В них нет искры Таланта, не таланта вообще, а Таланта живородящего. Поэтому все, чтобы они ни придумали, даже если это кажется умно поначалу, - мертвое. Не дает оно простору для жизни, обрекает ее на распад и гниение, в путах и мрази. И только, когда уже все разваливается совсем, мертвяки допускают к власти творцов, потому что, пусть и звучит это странно, но мертвякам - тоже жить хочется.
Они - болезнь жизни, ее странная какая-то форма...

В. Я могу согласиться с Вами, что есть люди разные, более талантливые и менее, фантазеры, догматики, люди с глубокой духовной внутренней жизнью и люди поверхностные, пользующиеся готовыми схемами; а также люди злые и добрые, хорошие и плохие... Все люди - разные. Все мы - живые, все служим Богу, все строим Его, а Он - нас. Все мы - дети Его, Он же - Отец наш, которому мы помогаем.
Но мертвяки!.. Это не по-людски как-то.

А. Грубо это, да? Грубо, но верно! Чего тут хитрить? Мертвяки, они и есть мертвяки; некоторые из них и сами об этом знают. Все зло идет оттого, что добренькие, такие, как Вы, от доброты своей, перерастающей в глупость, идут на обман, и мертвых называя живыми. Все зло в мире - от лжи. И лгут, кстати, не эти, они только повторяют ту ложь, что придумывают творцы, повторяют все вместе то, что наврал один живой, и в этом их сила - в коллективизме! Творцы-то, все - порознь, пусть и в сто крат каждый талантливее. Творцам во много раз сложнее объединиться. Они все разные, причем такие, как есть, их не переделаешь. Можно ли переделать живое? - Если только убить. А мертвяки - пустышки, всех их можно наполнить одним, другим, чем угодно. Можно стереть информацию и записать новую, ничего с ними не будет.
Иногда они натыкаются на свою выгоду, на нечто такое, с чем могут все вместе возобладать над живыми. И это они очень хорошо как раз понимают, и все тянутся к этому, и вбирают это в себя, сразу все! Тогда - их победа! Для творцов такое, обыкновенно, бывает совсем неожиданным, очень даже для многих. Каждый занимается делом, творит, живет полною чашей... И вдруг - раз, а над ними уже мертвяки! И ничего нет, все ограничено, все втиснуто в рамки, неважно под каким соусом, но ничего уже нельзя за этими рамками. Поздно. Надо было не упускать момент, когда эти объединялись. Вот оно, главное: раз они объединяются, значит что-то нашли против живого. Не надо допускать их до объединения, какими бы жалостными или сладенькими лозунгами они не прикрывались! Прикрытие их - только маска, сдерите мишуру лживых слов, и найдете гноище.
Пожалеете мертвяков - и они сделают всех рабами. Не только себя, но и Вас, и Ваших детей!..

В. Что же, коллективизм свойственен только бедным душою?

А. Конечно, брат мой, конечно! Творческий человек, полной мерою человек - всегда индивидуален и всегда почти индивидуалист. Это не означает, что он одинок и нет у него друзей и любимой. Наоборот, именно у него - и друг, и любимая! И враги - у него! А у этих все - "граждане" и "гражданки". Или - "товарищи". Как обращаться - не имеет значения, главное: ко всем одинаково, по установленному порядку.
Видите ли Вы разницу? Я за коллективный индивидуализм и против пошлого коллективизма толпы.
Чем живее человек, чем он индивидуальнее и талантливее, тем меньше у него друзей, но друзья его - истинные! И любимая его это - ЛЮБИМАЯ, а не сожительница. У гения вообще может не быть друзей в полном смысле этого слова. Потому как нет ему равных.
А мертвяки, они все - равные. У них тоже нету друзей, но совсем по другой причине: они просто внутри - все одинаковые, пустые, и слово "друзья" не подходит к ним, ну, совершенно!.. Внешне, конечно, они могут быть разные, но внутри все - близнецы-братья в одинаковых серых костюмчиках.
Гений и мертвяки иногда смыкаются друг с другом. Тогда это - злой гений. Под его началом мертвяки одолевают живое, уничтожают или загоняют в клетку его.
Мертвяков всегда можно узнать по толпе, в которую они собираются. Творцы не ходят в толпу - зачем это им нужно? Каждый творец - личность.

В. Мне не нравится сама направленность Ваших мыслей. Вы не больны сегодня? Ваше рассуждение о мертвяках я могу расценить только как не самую удачную шутку.

А. В которой есть доля правды...

В. Что-то в Ваших рассуждениях есть. Так, наверное, в каждой мысли, коли уж она зародилась, и не в мозгу совсем сумасшедшего, есть некая доля истины.
Хорошо. Мне не подобрать сейчас другого определения, пусть мы будем говорить в Ваших терминах. Вот что скажу я Вам.
Все, что есть в мире, все - для чего-нибудь нужно. Ничего природа не терпит напрасно. Может быть, те, кого Вы называете мертвяками, уравновешивают необузданную энергию творческой жизни; сдерживают опасную для самого ее собственного существования безудержную тягу к развитию, к неограниченному разнообразию; тормозя разум и отбрасывая его назад, предохраняют от чрезмерных, непредсказуемых скачков в неизвестность все то, что, может быть, было бы без этого в полной власти его каприза?
Две эти силы, мертвая и живая, помогают друг другу существовать и могут существовать только вместе. Одна - не творит, другая - не может себя ограничивать. Мертвяки - носители мертвого, а творцы, по Вашей, конечно, терминологии, - живого. Я бы даже сказал, мертвяки - носители бесплодного идеального мира. Как в материальном мире есть живая и неживая материя, так и в идеальном есть живое сознание, рождающее, творящее оригинальные чувства и мысли, а есть сознание - носитель мыслей и чувств в виде схем и догматов. "Я" у мертвяков есть, но "я" - духовно бесплодное.
И, может быть, только кажется, что одно мертвое разрушает; творческое может разрушить не меньше, наверное, даже больше и - окончательно.
И еще. Пока люди думают больше о дьяволе и о слугах его, чем о Боге, - люди с дьяволом, а не с Богом; и от этого зло множится и царит. Люди ищут вокруг себя зло - и находят одно только зло; не ищут Бога - и не находят Его. Бог всегда с теми, кто Его ищет...
И верно, что каждый имеет то, что хочет найти, соразмерно силе желания.
Толпа есть толпа. Чтобы найти для нее новое лицо Бога, как минимум, надо, чтобы она сама этого захотела, чтобы тысяча, миллион людей захотели искать Бога. И тогда один - найдет, а остальные - возьмут.
И я говорю Вам: давайте не будем искать дьявола, а будем находить Бога. Все будем строить, или же прозревать - как кому будет угодно - Бога с бесконечным числом лиц, со своим лицом - каждому!..


Рецензии