Остров Свияжск - продолжение

начало статьи тут:
http://www.stihi.ru/2016/01/07/4317

Зимой 1550 года за тысячу километров от Казани, на Верхней Волге, в Угличских лесах, зазвенели топоры. Руководство постройкой и составлением чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову. К весне деревянный город со стенами, башнями и церквами был готов. Затем все бревна разметили, разобрали и погрузили на суда. В апреле 1551 года, как только сошел лед, караван судов "везущи с собой готовы град деревян... того же лета нов, хитр сотворен", отправился вниз по Волге к выбранному месту.
Одновременно выступило из Москвы на Казань государево войско; вместе с ним двинулись рати князя Хилкова из Мещеры, князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.
По прибытии судов в устье Свияги началась лихорадочная работа. Гору очистили от леса, разровняли, и за четыре недели из привезенных бревен был возведен город. Тогда же поставили Троицкую и Рождественскую церкви.
Сооружение Свияжска - случай уникальный в истории русского градостроительства. По своей площади крепостные сооружения Свияжска превосходили сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена деревянной стеной протяженностью 2550 метров, составленной из городней - прямоугольных срубов, заполненных внутри землей и камнями. На всем протяжении стены усиливались восемнадцатью башнями. В семи башнях для въезда в город были устроены ворота. Рождественские ворота, обращенные на северо-восток, к Волге, были главными и имели подъемную решетку. Их увенчивала шестисаженная башня, в которой размещались большие самобойные часы с колоколом.
Неприступность крепости обеспечивалась исключительно выгодным ее положением: с трех сторон город был прикрыт судоходной рекой Свиягой, Щучьим озером и речкой Щукой. Для снабжения питьевой водой на случай осады было устроено несколько потайных ходов, через которые можно было пробраться как к Щуке, так и к Свияге. Во время весеннего половодья круглая гора с крепостью превращалась в остров.
Крепость нависла серьезной угрозой над столицей Казанского ханства. В начале 1552 года в новый город прибыл царь со своей свитой. К лету здесь собралось все стопятидесятитысячное русское войско.
Участвовавший в походе князь Курбский отмечал: "Мы пришли туда яко в свой дом от того долгого и зело нудного пути...". Наличие сильного русского форпоста в самом сердце Казанского ханства предопределило быстрый исход борьбы между Москвой и Казанью.
Такое было наше историческое знакомство с островом. Далее мы пошли по острову к храму св. Константина и Елены – это единственный приходской храм на Свияжске (все остальные – монастырские). Подъем к храму украшала старинная каменная лестница. Эту лестницу специально построили в честь приезда сюда императрицы Екатерины II, которая восхищалась красотами здешних мест, когда путешествовала по Волге. Посещал остров и ее сын – император Павел, который особо отметил также и Макарьевский монастырь. Этот монастырь (особенно колокольня), кстати, хорошо виден, когда поднимешься на гору по вышеназванной лестнице. Император оставил значительные  вклады на содержание обителей, что в то время (когда  монастырские земли были уже секуляризованы) явилось для них хорошим подспорьем.
Каменная  церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены очень гармонично сочетается с окружающим его ландшафтом, это особенно заметно, когда подплываешь к острову со стороны Казани.
Она была построена в конце XVII века вместе с отдельно стоящей колокольней. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены общей трапезной частью. На месте этой каменной церкви находился деревянный храм, устроенный еще в 1551 году (по записи 1568 года в писцовой книге города Свияжска и его уезда). Сейчас церковь во имя Константина и Елены представляет собой трехчастную бесстолпную церковь, четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане.
Напротив Константиновского храма – здание администрации острова и школа. Все построено из добротного  старого красного кирпича. Ранешний кирпич – не чета нынешнему. Он, так сказать, старой закалки. Современный красный кирпич можно располовинить мастерком, держа в ладони руки. Со старым кирпичом такие шутки не пройдут.
Далее дорога ведет на центральную соборную площадь острова. Площадь, конечно, громко сказано, тут скорее пустырь, поросший  крапивой, бурьяном и мятликом. Словно могильные холмы выделяются на пустыре фундаменты разрушенных церквей, коих тут было в царское  время предостаточно (сама площадь переходит в центральную улицу острова – Никольскую). Нынче же тот боголепный вид святых храмов можно увидеть только на  старых черно-белых фотографиях и зарисовках. Словно Змей Горыныч вырвался из преисподней и разорил ранее процветавшую землю тлетворным духом богоборческих времен, порубал главы и Кресты на церквях, пожег деревянную Русь, осквернил девственную белизну честных монастырских стен и башен. Нынче же здесь запустение  и тишина. Хорошо оглядывается свияжский и волжский простор, о бушующей где-то мирской жизни напоминает опора электропередачи, которая всем нужна и всем мозолит глаза. Единственное украшение площади – памятник свияжцам, погибшим в Отечественную войну. Венчает его пятиконечная звезда – такой вот знак богооставленности попущен Господом за забвение христианских идеалов.
«Помяни, Господи, во Царствии Твоем души воинов, погибших за Отечество наше!»
В  недавнем 1918 году остров захватили красные части, а потом с отрядом красноармейцев сюда прибыл Лев Троцкий, который собрал митинг, согнал всех местных жителей и установил на этой площади памятник первому революционеру – Иуде Искариоту. Кто как считает, но, наверно, первым революционером является сам Люцифер, который пытался низвергнуть Небесную Божественную власть.
К чести местных боголюбивых жителей – данный памятник долго не простоял. Как только большевики покинули Свияжск, той же ночью памятник Иуде сбросили в воды Свияги. При установлении Советской власти в Поволжье памятник не решились больше восстанавливать, а поставили на этом месте бюст другому революционеру -  Ленину. В это же время были уничтожены и разграблены многие храмы, а в оставшихся храмах и монастырских постройках были тюрьмы, психбольницы и  всякие хозяйственные помещения.
Далее мы вышли на северный берег острова. Он нисходил к воде  высоким живописным яром. Перед нами открывалось русло Волги. Точнее сказать, настоящее русло до затопления было от острова в 6 верстах, старый волжский берег был отмечен  красивыми лесными островами и грядами, за которыми сновали  теплоходики и баржи – там (в настоящем русле) проходит судоходный фарватер.
Речную воду словно пропитали густой синей  гуашью – это в ней отражалось полудневное небо. Вода заметно скрадывала насыщенность и яркость  цвета. Отсюда  уже был виден Зеленый Дол. Данная часть острова была застроена дачами и домиками – летом  островок оживал от  отдыхающих дачников, зимой же тут жизнь замирала.
На севере острова стоит Успенский монастырь – прямо к берегу подходит кондовая каменная стена обители, которая во многих местах осыпалась и по основаниям поросла быльем. С северной стороны остров окаймляла река Щука, которая втекала в Свиягу и являлась прекрасной естественной защитой града. С северо-востока открывался вид на Щучье озеро, где  ранее были богатые рыбные промыслы жителей Свияжска. После затопление все стало единой поймой Волги – о старом можно было догадаться по островкам и песчаным косам, что хорошо различались в чистой воде.  В этих местах также были обильные заливные луга, что имело важное хозяйственное значения для обитателей града, значение не меньшее чем плодородная пашня или строевой лес.
Возле древних стен монастыря мы в очередной раз остановились, экскурсовод поведала нам печальную новую историю обители. За этими стенами в 20-х и 30-х годах прошлого столетия поочередно располагались лагерь для военнопленных, концентрационный лагерь для «контрреволюционного элемента» и  пересыльная тюрьма. При этом мы впервые узнали очень поразительные факты. Так, в качестве военнопленного австро-венгерской армии тут некоторое время находился Иосиф Тито (будущий руководитель Югославии), который даже впоследствии женился на местной уроженке. В качестве политзаключенного тут находился князь Оболенский, который здесь умер  и был похоронен в братской могиле на этом острове. Какое-то время в заключении тут была и княгиня Оболенская, однако благодаря своему умению  прекрасно вышивать ей удалось пережить эту тюрьму и голодные годы военного лихолетья. Сколько же тут погибло простых людей – только Бог ведает, вероятно счет идет на десятки тысяч.
Весь Свияжск – это огромное кладбище, практически везде тут в разное время были захоронения. Прямо напротив входа в Успенский монастырь стоит каменный крест – на этом месте в 1918 году большевики расстреляли монастырскую братию. Где их тела неизвестно, но души их просияли в сонме новомучеников Российских.
«Молитвами святых новомучеников Российских, Господи, спаси нас грешных!»
Тут же с высокого берега экскурсовод показывает нам на песчаную косу – Татарская грива, которая раньше соединяла Свияжск с правым западным берегом. Тут проходила езжалая дорога, которая соединяла град с сибирским трактом. На этой гриве было множество братских могил тех, кто погиб в страшные годы богоборческого режима (захоронено около 5 тысяч человек).
От захоронений не осталось ныне и следа, нет ни единого кресточка или могилки. Это место сейчас полузатоплено водохранилищем, до сих пор в воде виднеются покосившиеся остатки столбов. По косе была проведена старая линия электропередачи, но опоры деревянных столбов в воде быстро сгнили. По этой причине столбы постоянно  рушились, и остров часто оставался без света. Особенно бедственно было положение в зимнюю непогоду и во время  весенних паводков. Жители в массовом порядке покидали  Свияжск, сейчас тут практически остались только пожилые люди. Наконец, сравнительно недавно были выделены средства – поставили огромную металлическую мачту, которая приняла на себя груз электрообеспечения. Предлагалось провести кабель по дну реки, но на это уже денег не хватило.
Посещаем Успенский монастырь, который был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом, потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Сам архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском, при котором была обретена чудотворная икона Казанской Богородицы) были обретены и мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в данный  монастырь, где стали главной монастырской святыней.
Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс.
Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году.
 Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря был епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизированный  в 1999 году.
Когда входишь на территорию обители, то первое впечатление очень тяжелое. Мы как-то постепенно привыкли к тому, что за последние  15 лет духовного возрождения России многие храмы и монастыри хотя бы частично восстановлены. По крайней мере, снаружи, внешне.
К данной обители это не относится – она еще ждет своих зодчих и изографов. Более-менее отремонтирован двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829-1858 гг. размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань.
Гораздо хуже сохранились здания монастырского училища (XVIII в.) и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг ко другу трех корпусов. Крайний левый корпус зияет пустыми глазницами окон и не имеет крыши.
Главная достопримечательность монастыря - собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, который был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко.
С просторного монастырского двора очень удобно любоваться собором, там также есть множество интересных точек для фотосъемки храма. Я пользуюсь этим моментом, так как в соборе  фотографировать запрещено, поскольку одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века.
Может быть,  фрескам вреден яркий свет вспышек, а может, Святому Духу, обитающему в храме,  противна мирская суета постоянно приезжающих посетителей . Если раньше люди паломничали, то теперь мы выступаем более в роли простых туристов, которые путешествуют по культурно-историческим местам. Человек тут настроен на праздное любопытство, на культурный досуг в выходной день, но не более того. Возможно, только четверть экскурсантов (в основном женщины) приехали сюда по религиозным мотивам. Они сразу выделяются из толпы – одевают платочки, на их лицам мало косметики, на них нет брюк.
Большая часть посетителей просто игнорирует правила внешнего поведения в монастыре – как ни странно, это тоже в основном женщины. Одеждой, разговорами, косметикой  они демонстрируют (демон-стрируют) свое пренебрежение к нашему прошлому и к урокам истории.
Храм в «праздничном облачении» - сегодня он именинник, утром литургию тут служил сам владыко Анастасий. В воздухе  запахи лампадного масла, отдает ладанцем. Перед иконами  догорают  пучки свечей.  В России, наверно, каждый второй монастырь (вспомним, например, Дивеевскую обитель) имеет  Успенский храм или одноименный престол в честь этого великого праздника. Эта традиция пошла от Киево-Печерской лавры, где на всю Русь был известен величественный Успенский собор.
До недавнего времени в соборе располагались овощехранилище и иные складские помещения – такое кощунственное отношение к храму «подорвало его здоровье» - пришла в негодность уникальная система вентиляции и отопления, что верно служила четыре сотни лет. Теперь службы тут идут только в теплое время года, поскольку зимой  отапливать храм нельзя – нарушится баланс влажности в помещении, а из-за этого поплывут и погибнут все настенные фрески.
После Покрова в соборе снимают весь иконостас – остается только голая деревянная обрешетка, открывается вид в алтарь. Всю зиму  храм проводит в затворе и безмолвии, а на Благовещенье иконы возвращаются и службы возобновляются.
Сразу бросается в глаза обилие фресок:  на столбах, в проемах окон, на стенах, на потолке. Именно с этого начинает сказание экскурсовод, ибо это уникальное сокровище монастыря и всего острова. Вся библейская история тут — от грехопадения Адама и Евы до распятия и воскресения Христа. В центре купола не Иисус Христос (как полагается по христианской традиции), а Бог Саваоф, на коленях у него, с голубем в хрустальной сфере мира, Христос Эммануил. Такого, на моей памяти, я не видел нигде. В центре — фреска Успение Божьей Матери. Особое наше внимание гид обратила на фреску мученику Христофору – с левой стороны на столбе фигура человека с  мечом, которая имеет голову собаки.
Существует  легенда, по которой Христофор был столь прекрасен лицом, что, на него заглядывались многие женщины. Поэтому, боясь дьявольского искушения впасть в какие-нибудь грехи, он молил Бога сделать его не столь прекрасным, и Бог услышал его молитвы -  стал он уродлив, аки пес. Данное изображение настолько редко (вероятно потому, что его считали в Восточной и Западной церквях не каноничным), что еще только во всемирно-известном парижском Нотр-Даме есть скульптурное изображение мученика Христофора. Такие вот бесценные клады таятся вокруг нас.
В алтарной части собора есть фреска, посвященная Грозному Царю. На ней Иван Васильевич стоит в венце царском, а на столбах вокруг — святые угодники Божьи, митрополиты (митрополит Макарий), архиепископы, епископы, все, кто способствовал становлению Государства Российского, собиранию земель русских. Божьим чудом сохранился древний иконостас собора, иконы которого сейчас хранятся в ГМИИ РТ.
Нигде в летописях  нет упоминания об артели изографов, расписавшей эти стены, которые на сегодняшний день — единственный, почти целиком уцелевший, полный цикл стенной росписи середины XVI века.
Буквально под изображением мученика Христофора лежат в деревянной раке мощи святителя Германа (о котором упоминалось ранее). К  нашему великому удивлению, экскурсовод не помянула ни единым словом святыню, хотя достаточно много рассказала про все остальное. Более того, некоторые женщины, слушая гида, оперлись на раку, как на  обычную подставку. Пришлось пугануть их, сказав, что неблагоговейно прикасаться к раке нельзя, можно заболеть раком. Это так действенно повлияло на них, что они всю экскурсию сторонились мощей. Такова женская психология: на прямое замечание они могут оскорбиться и ответить тем же, что явилось бы искушением для них и для меня, а косвенное упоминание о проклятии – внушает им хоть какое-то уважение. Уже после  ухода экскурсии мы поставили свечи и приложились к мощам просветителя Казанского края.
Далее наш путь лежал в Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году.
Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее -Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск в угличских лесах, потом перевезен по воде и собран на новом месте. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив, например, вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. В Троицкой церкви до наших дней дошли деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов и т.д., более характерные для русского севера, чем для Поволжья.
Справа от Троицкой церкви – Сергиевский храм. Он был устроен на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского.
Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев, что на  Арском кладбище (кстати, там похоронен младший сын Сталина – Василий).
Вид монастыря завершает огромный по размерам Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Собор построен в 1898-1906 гг. по проекту архитектора Ф.Д.Малиновского. Приделы были освящены во имя преподобного Серафима Саровского и Пророчицы Анны. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм, выстроенный в неовизантийском стиле с элементами эклектики. В настоящее время часть зданий монастыря принадлежит Свияжскому музею-заповеднику, часть - передана Успенского мужскому монастырю.
Вести рассказ о свияжских храмах можно очень долго, к сожалению, многих не сохранилось. Их сейчас можно увидеть на старых фото или на  рисунках – все они сгинули в омуте богоборческой эпохи. Так Господь принес в жертву за наши грехи свои церкви-новомученицы.
Вот и подошло к концу наше путешествие по граду Свияжску: три часа пролетело как три минуты, но казалось, что за плечами  у нас осталась  добрая половина минувшего тысячелетия. На теплоходике звучала музыка, слышались  споры – кто чье место занял, кто-то уже  пил пиво…, а за спиной медленно таял в бесплотной речной дымке сокровенный остров.


Рецензии
Прочитала не отрываясь. Впечатляюще! Спасибо,Валентина.

Гордейчук Валентина Прокофьевна   10.01.2016 16:37     Заявить о нарушении
спасибо за отзыв!

Сергей Карпеев 3   10.01.2016 17:00   Заявить о нарушении