О детском сонете. Адела Василой

Поэты, которые пишут для детей, вероятно, частенько задумываются о том, зачем им это надо, какое место занимает детская поэзия в жизни ребёнка и как она влияет на процесс его обучения и воспитания. Во-всяком случае - должны бы, поскольку "звание" детского поэта очень ответственно. И первое, что нам приходит в голову, в оправдание нашей стихотворческой деятельности, это - что мы учим ребёнка добру и красоте.

1.      Учим  красоте.
Мы все относимся к детству по-особому – как к полному открытий и сюрпризов поре нашей жизни, отмеченной тёплым светом родительской любви и снисходительности. Наверное, поэтому детская поэзия нам кажется этаким «полем чудес», где вырастет всё, что ни посадишь, наслаждаясь полной свободой творчества, без всяких правил и законов.  Излишне говорить, что это не так: всякая свобода относительна, в том числе и свобода творчества.  Я бы даже сказала, что творчество по самой своей сути есть поиск красоты и порядка, то есть закономерностей в окружающем мире.  И если мы, взрослые, можем дать себе передышку, бездумно и бесцельно проводя какой-то «временной отрезок» своей жизни, делая что-то автоматически, по заученным когда-то  навыкам, то дети этого делать не могут.  Сама природа снабдила их бьющей через край энергией, чтобы они за возможно более короткий срок усвоили всё, что надо для выживания и приспособились к этому большому, сложному и страшно интересному миру. И что же они делают, по сути? У них, образно говоря, есть большая пустая картотека (мозг), которую они стремятся поскорее заполнить нужной информацией, собирая её по крупинкам, тщательно сортируя и складывая подобное к подобному – то есть, пытаясь найти объединяющие их закономерности и классифицировать согласно этим закономерностям. Хорошо рассортированные знания – это клад, сваленные в беспорядке – свалка.  Очевидно, что кладом пользоваться сподручней, чем свалкой.  И наша задача, помочь им в этой исследовательской и организующей деятельности. Большинство родителей делает это инстинктивно, пользуясь своей генетической памятью, и лишь потом начинают это делать сознательно. Что мы предлагаем маленькому ребёнку? Мы предлагаем ему игрушки - красивые, интересные…  Краски – яркие, сочные, формы – простые, симметричные. Вот это, малыш – красный цвет, а это – синий, жёлтый, белый, чёрный…  Вот кубик, вот шарик, вот пирамидка.  Мы учим его красоте с самых её истоков, с простейших её проявлений. А в основе красоты лежит симметрия. Во всём, что поддаётся восприятию нашими чувствами – в формах, ритмах, цвете.  Все искусства начинались с простейших форм симметрии – живопись, музыка, архитектура, стихотворчество.  Повторение подобных элементов, их варьирование по величине, высоте, громкости, цвету… Уча ребёнка  красоте, мы учим его находить точки опоры в той бесформенной, хаотичной и непонятной картине, которая предстаёт перед его взором с того самого момента, когда он впервые открывает глазки. Учим ориентироваться в ней, классифицировать предметы и явления, делая их сравнительный анализ, находить связи между ними, складывать мозаику мира, наконец.

2. Сложность и простота «в одном бокале».
При этом надо учесть, что мир для нас состоит из нескольких независимых «доменов», как бы совсем не связанных между собой – это потому, что наши органы чувств «поставляют» нам информацию совершенно различного характера.  Тем не менее, понятие красоты универсально – мы можем сказать «красивый вид», «красивая мелодия», «красивый дом»,  «красивое стихотворение», не задумываясь о том, что эти красоты совершенно разные – одна нам воздействует на зрение, другая – на слух, а последняя… На что же воздействует стихотворение, о котором мы говорим, что оно красивое? Ну, во-первых, на слух -  мы воспринимаем его ритмику, мелодику, симметрию звуковой «аранжировки» (равностопные строки, рифмы, аллитерации), и во-вторых – смысл и логику стихотворной речи, открывающей нам новые ценности и воздействующей на наши эмоции, пользуясь их связующей силой, способной вызывать ассоциации с тем, что нам уже знакомо и пережито. И в то же время, оно должно обладать элементами новизны – это мы ценим превыше всего в любом виде искусства, в том числе и в  «словесном творчестве».  И что интересно, именно этот вид творчества является в некотором роде универсальным, связующим звеном между другими жанрами – с помощью слов мы можем «рисовать» картины в воображении читателя, воздействовать на его «музыкальный нерв», на «ритмоощущение», и даже заставить его «почувствовать» вкус и запах.

3. Форма, как организующая сила.
Надеюсь, я вас уже убедила, что симметрия совершенно необходима в том виде творчества, которое мы с вами гордо и трепетно называем поэзией. Симметрия – в широком понимании этого слова:  повторы подобных элементов (строк с чёткой ритмической и фонетической организацией), чёткая графическая форма, чья организующая сила при чтении бесспорна, смысловая игра, связующая разрозненные элементы в единое целое и создающее тем самым гармонию законченного произведения.
Форма – это тот великолепный хрустальный фужер, в который мы наливаем прекрасный нектар поэзии. Мы  можем его налить и в щербатую кружку сомнительной чистоты, но эффект, согласитесь, будет совсем не тот.  Поэтому мы и стремимся облечь своё творчество в безупречные формы… Детская поэзия – не исключение. И хотя мы понимаем, что чересчур сложные, вычурные формы в детской поэзии применить нельзя, мы не должны ограничивать те художественные средства и приёмы, которыми пользуемся, остановившись на тех рубежах, которые давно уже пройдены и чьи возможности исчерпаны.

4. «Дети индиго» и устаревшие понятия.
Я как-то спросила у одного детского психолога, какой должна быть поэзия для детей, на что надо обращать внимание в первую очередь, и она мне посоветовала примерно следующее: читать детям Агнию Барто и не мудрить.  А когда я пригласила её почитать современные стихи для детей и дала ссылку, то она сказала откровенно, что не разбирается в детской поэзии. Ничего плохого об Агнии Барто не скажу – в своё время она была лучшей детской поэтессой. По крайней мере, нас так учили. Но ведь мир меняется, становится всё сложнее, и дети меняются вместе с ним!  Есть дети, которые в 5 лет пишут музыку и дают концерты, решают сложные математические задачи, учатся в Университете, поют, как примадонны, танцуют, как боги… и таких детей становится всё больше! Сказать, что это «дети индиго» - значит просто наклеить этикетку на совершенно непонятное нам явление, и не значит объяснить его.   А наследники совковой педагогической и психологической наук продолжают талдычить заученные устаревшие истины, что «мозг ребёнка» в 5 лет способен на то-то и то-то и не способен ни на что другое.  И даже – что пытаться его развивать «сверх рекомендуемого» опасно для психического здоровья ребёнка. Но, несмотря на «мудрое мнение» таких горе-психологов, заинтересованные в эффективности процесса интеллектуального и физического развития своих детей родители всё чаще преступают запреты, всё  чаще учат своих детей с малых лет тому, что «не рекомендуется» - и достигают при этом отличных успехов!  К счастью, не одни дурные примеры заразительны, хорошие – тоже. «Дети индиго» отличаются от своих сверстников не только хорошей наследственностью, но и (в основном) тем, что им посчастливилось иметь ответственных и заинтересованных в их жизненных успехах родителей, для которых дети – не «биологический долг", а живые любимые росточки семейного древа, способные  качественно и эффективно продлить его, избежав ошибок воспитания, которые сделали их собственные предки – просто по традициям семьи и социальной среды. Я не утверждаю, что все традиции плохи – но и хорошие традиции ограничены эпохой и нуждаются в критическом переосмыслении и развитии.

5.     О сонетной форме в детской поэзии.
Наконец-то я закончила свои краткие вступительные тезисы по поводу детского сонета…  Не скрою, их целью было убедить  детских поэтов в его плодотворности и организующей силе для начинающих (и не только) детских поэтов, помогающей им избавиться от длиннот и рыхлого изложения своих маленьких сюжетов, не требующих крупных форм, как, например, сказка. И не забывайте, что у Краткости, кроме своего знаменитого брата, были ещё и сёстры, самые известные из них – Чёткость и Ясность.  И когда вся семейка дружно трудится над очередным произведением, то делает это во славу обожаемого всеми женского божества – Красоты.

Итак, детский сонет… Детский сонет - это короткое стихотворение, состоящее из двух катренов (четверостиший) и дополнительных двух строк - коды, что в переводе с итальянского означает "хвост". Возможен вариант - один катрен и двустишие, его мы будем называть "коротким детским сонетом". В разговорах между нами, посвящёнными, допустимы аббревиатуры: ДС и КДС. Наконец, возможны «цепочки» детских сонетов, состоящие из двух или трёх КДС, и ещё "полные" детские сонеты, из трёх катренов и двустишия - от "взрослых" они  отличаются только «детским» содержанием и детской же системой рифмовки – смежной, согласно заповедям, которые нам оставил классик детской поэзии Корней Чуковский. Но, учитывая тот факт, что дети имеют обыкновение расти и вырастать из старых одёжек, к смежной рифмовке – для детей среднего и старшего школьного возрастов  допустимо пользоваться перекрёстной и даже опоясывающей схемами рифмовки, приближая их к восприятию «настоящей» взрослой поэзии.

Какими свойствами ещё отличается детский сонет от обычного стихотворения для детей? Его внутренняя структура такова: первый катрен знакомит читателя с "литературным героем" и вводит в курс дела - где и что происходит; во втором катрене даётся развитие темы, а в заключительном двустишии - её логическое завершение с моралью, выводом или юмористическим заключением. Естественно, в КДС вводная и содержательная часть совмещаются - всё в одном катрене, а двустишие является заключительным.  Ещё небольшая особенность – заключительное двустишие может отличаться по ритмике и размеру от катренов – с тем, чтобы придать ему решительность и убедительность.  Но это – на усмотрение автора.

Поскольку в конце 2015 года в сообществе «Избушка на Седьмом Небе» проводился конкурс детского сонета, приведу несколько примеров, в том числе и своих.

Примеры детских сонетов:

ДС.

Милые зверушки   Регина  Маскаева

Панды - милые зверушки
И похожи на игрушки.
Прочитала в умной книжке:
Не из плюша эти мишки.

И, как говорит наука,
Жить не могут без бамбука -
Рядом быть должна всегда
Их любимая еда.

Панда - очень редкий зверь,
Под охраной он теперь.


Стиляги-полёвки.  Адела Василой

Стиляги-полёвки,
Учась на мыш-факе,
Носили крысовки
И в клетку рубахи.

Мода - та ещё беда!
Есть у них одна мечта:
Мышкам позарез нужны
Пифагоровы штаны!

Стесняется полёвка:
Без штанов неловко!


КДС.

 Растеряха.  Игорь Калиш

По глухой лесной тропинке
Гномик шёл в одном ботинке,
Колпачке и свитерке,
Нёс другой башмак в руке.

Растеряха этот Гном!
В магазин шёл за шнурком.


Пёс и хвост.  Игорь Калиш

Пёс гонялся за хвостом,
На диване, под столом,
В спальне, кухне, коридоре.
Не догнать... ну просто горе.

Хвост устал, упал под стул,
Пёс лёг рядом и уснул.


Лось на ярмарку пришёл. Адела Василой

По тайге к нам топал лось...
Долго ждать его пришлось!
Только всё ж пришёл он к нам,
И купил себе... там-там.

Если будет он сердитым,
Будет бить в него копытом!


ХУДОЖНИК-СЛОН.  Людмила Шмидт

Проснувшись рано, чуть рассвет,
Слон написал автопортрет.
Час простоял перед холстом,
Мазок ложился за мазком.

Жираф заметил: «Ах, милорд,
Какой прекрасный натюрморт!»


Говорящий шезлонг.  Игорь Шандра

На шезлонг уселся Слон
И сказал: – Я удивлён!
Говорили, между прочим,
Что шезлонг не очень прочен!

Вдруг шезлонг как завопил:
– Не шезлонг я! Крокодил!


Злополучный экзамен.  Игорь Шандра

Не сдала Паучиха вязание -
Провалилась она на экзамене.
Сквозь огромную щель в паутине
Ей профессор сказал по латыни:

– Отправляйся домой, Паучиха,
И предмет хорошо поучи-ка!


Рыба-прилипала.  Рита Зайцева

Сказала рыба-прилипала:
"Несправедливость не люблю!
Все говорят, что низко пала,
Что прилипала к кораблю!"

И зарыдала вдруг навсхлип:
"Да это он ко мне прилип!"


Почему болят ноги.  Ольга Рачицкая

Шли с бабулей еле-еле
В понедельник в детский сад:
Ноги старые болели...
Возраст тут не виноват!

Просто бабушка устала –
Марафон вчера бежала.


Полный ДС (ПДС).

Весёлые полёвки.  Адела Василой

Мы - полёвки, хоть и мышки,
Умницы и шалунишки,
На соломинке висим -
Дружно зёрнышкки едим.

Не желаем жить в подполье -
Нам милее лес и поле!
Не достанут нас коты,
Не боимся темноты!

Ночью спим в своей норушке -
Не найдут нас совы-сплюшки!
Лишь лиса полёвкам враг -
От неё сбежим в овраг.

Притворяется святошей,
А не хочет быть хорошей!


Цепочка КДС.

Размечтался.  Ирина Счастнева.

Как-то гусь спросил у кур:
« Вы летали в Сингапур?»
Отвечают: « Ко-ко-ко,
Это слишком далеко!»

Мол, домашней птице
Можно не трудиться.

Рассмеялся важный гусь:
«Га-га-га!.. А я берусь!»
Взлёт...посадка...снова взлёт...
Не везёт - так не везёт...

Больше заграница
Гусаку не снится.

Итак, мы предлагаем детским поэтам новый творческий "инструмент" - детский сонет, причём сразу в нескольких вариациях, и надеемся, что он окажется плодотворным. В заключение хочу сказать (думаю, что не ошибусь), что эта форма понравилась нашим авторам, судя по результатам конкурса.  Лучшие стихи конкурса детского сонета можно посмотреть здесь: http://www.stihi.ru/2015/12/28/9993


Рецензии
Век живи и век учись! Замечательная статья, Адела! С теплом,

Людмила Заикина 2   05.12.2019 12:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!

Избушка На Седьмом Небе   05.12.2019 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.