Ёлка в Музее-2016. Дружба со временем

 Ведя ребятишек на ёлку в музей, я ожидала повторения тех удачных находок, которые были в прошлые годы: живая музыка, уроки бальных танцев...

Но- нет.

Но -да...

От удачных своих находок Музей почему-то отказался ( а как они были к лицу именно Музею!) - однако программа праздника оказалась не менее интересной.

Детей встречают на первом этаже небольшой интермедией, делят на группы ( у каждой — свой экскурсовод), ведут по украсной лестнице в выставочные залы.

На лестнице фишка — увитая мишурой и дождиком, стилизованная под домик дверь в подсобку, в чью темень суются все проходящие — и дети, и родители: уж больно домик красив, и таинственно пространство, приоткрывающееся за ним...

Страсть детей к маленьким домикам — отдельная песня, и я начинаю думать, как бы организовать такой домик в квартире.

В новогодних детских празднествах начинаешь смотреть иначе на время и на пространство...

Елки в Музее хороши тем, что праздник проходит в пространстве выставочном, дети приобщаются к искусству.

Или — к искусственности, это смотря что экспонируется.

В этом году я углядела и то, и то, а дети, слава Богу, были заняты праздником.

В этом году две выставки: в малом зале — полотна с зимней тематикой посадских живописцев, в большом — картины москвича, Народного артиста России Льва Прыгунова.

Лет 20 назад я видела выставку Льва Прыгунова в Театральном Музее им. Бахрушина в Москве.

Там эти работы смотрелись намного органичнее. Артист демонстрировал своё хобби,
 одну из граней своего таланта — и на здоровье.

Ведь то, что он представляет на холстах — как бы это понежнее сказать - это не совсем «живопись».

Это литературные, культурологические цитаты, отсылки, рефлексии.

Вот топоры, пилы на холсте — практически прямая отсылка к работам Бориса Мессерера.

А если и не прямая — лучше всё же посмотреть работы Мессерера. Первоисточник.

Вот пара черепов на разных холстах. Я лучше «Гамлета» почитаю. И, хотя колышутся где-то рядом величественные тени Чезаре Ломброзо и Паоло Монтегацци, тем не менее...

Ничего нового о черепах автор выставки мне не сообщил.

Искусство — путешествие в незнаемое...

Что могут почерпнуть мои дети из этой выставки?

Карты России? - Да, есть такие карты.

Фарфоровый узор на юбке «главной картины»? - Проще пойти в музей декоративного искусства на Делегатской, там хотя бы в таких узорах зелёные чёртики на штофах прыгают...

Всюду на выставке — отсылки ко всему на свете, только не к собственному сердцу художника.

«То, что описательно - то необязательно», - говорят в поэтической среде, и это верно. Где та «Трещина мира, что проходит сквозь сердце поэта» - где она в интерьерных зарисовках, напоминающих пыльные театральные декорации к безвестной пьесе?

Раскрывает сердце автор только, пожалуй, в серии изображений про «Чёрный квадрат» - и это опять всего лишь игра «насчёт»  знаменитого первоисточника. Тут и рубль с Лениным, и бабочки-загубленные Гулагом души, и личностное отношение к Сталину: «Чёрный квадрат России № 2». Рубль с Лениным, хотя и круглый, по задумке автора - «Квадрат №1». Это всё мило, но для нового Сальвадора Дали — слишком прямолинейно. Топорно.

И к живописи имеет слишком опосредованное отношение.

Кажется, что автор просто «играет в художников» - но для наслаждения такой игрой не хватает именно ИГРЫ: лёгкости, непосредственности и волшебства. То бишь — искренности автора.

В стенах родного дома, усадьбы автора — это было бы замечательным творчеством хозяина, но в стенах публичной, музейной выставки — это литературщина.

Отчего я на этом  останавливаюсь подробно? - у меня растут дети.

Я хочу, чтобы они понимали, что к чему в мире — не так, как тётя-экскурсовод скажет ( а она на работе, поэтому скажет только в определённом ключе), - а так, как скажу я.

А я говорю: вкус ни к жизни, ни к живописи эта выставка не привьёт.

Правда, и не испортит.

В ней нет заряда добра — но нет и заряда зла.

Поэтому под большое сомнение я поставила бы само название выставки Льва Прыгунова: «Энергетический реализм».

Энергетический — без энергетики?

Так не бывает.

Если кто скажет, что «энергия идёт из сочетания красок» - того я отправлю, скажем, к работам Кончаловского, опять-таки к первоисточнику для многих натюрмортов данной выставки. Вот там, действительно, бешеная энергетика в простых узорах — вроде таких же, как на драпировках в натюрмортах данной выставки. Всё потому, что здесь — вторичность, «переработанная» энергия. Тема о потерях творческой энергии — и вовсе необъятна, и не для этой заметки.

Повторюсь, я пишу для своих детей и высказываю личное мнение.

Так, я вижу, что название выставки противоречит тем психологическим посылам, которые идут от работ.

Название выставки, на мой взгляд,  служит неважнецкую службу восприятию работ автора, уводя зрителя в сторону от того, за что действительно можно полюбить многие из этих работ: ощущение беззащитности в мире, хрупкости и ценности бытия вещей и жизни человека...

Жизнь, как вещь - и вещь, как отражение, воплощение жизни — это есть в работах, и, вероятнее всего, надо было подбирать теорию в русле направленности работ, а не в противоречии их живому течению...

Есть множество монографий, рассматривающих мир вещей, соотнесённый с душевным бытием человека, и надо было опираться на серьёзную базу, если уж автор силён в изображении мира вещей,- а не на модные эфемерные «энергии» и слова о них. Эти энергии здесь не подкреплены реальностью — да ведь и хорошо. Вестимо, какие сильные «энергии» исходят «от лукавого».

Не отсюда ли желание автора привлечь публику словами об «энергетике»?

Интересно проследить за поведением детей на выставке. Пять десятков детей практически не интересуются работами — а ведь они так любят всё разглядывать! И они особо чувствительны к энергетике. Вялая для детей выставка. И пустых повторов дети не любят.

Детей заинтересовала та работа, где автор, наиболее показывая свою закрытость и отгороженность от мира — более всего открыт и искренен.

Это работа — автопортрет в рыцарском облачении. Весь художник одет в средневековые латы, сквозь прорезь шлема видны только глаза. (И кто мне будет говорить о своей энергетике — тот, кто спрятался да запрятался в ожесточённое железо?) - но именно здесь мы можем подумать о ранимости творческого человека, о беззащитности — а отсюда и о «защите» от мира... Игра с миром в прятки... При этом такая игра, где на холсте не единожды повторены на вечной латыни имя и фамилия художника...

Прятки — особая тема, и портрет жены ( привет Веласкесу! Только его «Менины» всё-таки объёмны, не плоскостны,- как-то умели рисовать средневековые люди в объеме) — портрет жены, где глаза видны из-за веера... Скрытность, спрятанность, скованность...

Пожалуй, дети смогут кое-что взять для себя из этой экспозиции: например, как изображать свет на боках бутылок, бутылей, бутылочек, бутылюсиков и бутылищ.
( Вот, здесь бы и поговорить о бытии и битии, о быте и битье - о хрупкости мира, опять же... Тем более, что музейные работники в поддержку экспозиции вынули из запасников и чашки, и рюмки диковинные и дорогие...)

Бутыли, бутылки, пузатые и худые, с водой и без воды......

Этого добра на холстах много.

Но — мало для жизни души.

Мало.

Впрочем, если будет экологическая катастрофа, очень даже обрадуешься картине, где в наличии бутыль с водой.

Так что - смотря как посмотреть.

На выставке же дети с экскурсоводом ищут изображение палитры — их тут целых две штуки.

А рядом, в малом зале -  настоящее пиршество живописи.

Какое мощное «Рождество» у Станислава Гончарова!

А ведь это работа тех лет, когда редко кто помнил о Рождестве...

«Посмотри, посмотри» - говорю я дочке. И она смотрит. Но скопировать это не получится — это то самые первоисточники художественного Духа, имеющие связь с Первоисточником Вдохновения...

А как роскошен скромный дворик на работах Николая Барченкова!
Дети видели это — и хорошо.

Тем временем сказка продолжается, детей усаживают на стулья — и вот оно, волшебство!

Дети, пока ходили по выставке, нашли "осколки" картонного компаса, который укажет направление на праздник, а пока суд да дело, пока осколки подлаживают к настоящему, - тут из толпы детей выходят два мальчика, Миша да Гриша, сразу и не догадаться, что это - артисты, которые и поведут сказку дальше.

Это замечательная находка театральной студии "Остров",что при центре "Октябрь". Мальчики - ровесники детишек, пришедших на выставку, поэтому дети воспринимают очень остро всё, происходящее с героями. Пусть в жизни у Миши да Гриши совсем другие имена - но кто же это знает?

Миша и Гриша выпускают из сундука "Скуку" - а на сундуке было ведь написано: "Не открывать". Детишки  получают урок по теме безопасности - всё пойдёт впрок, что усвоится. А Скука такая заразительная, что становится скучным всё вокруг. И Утро, и День, и Вечер, и Ночь. Это - молодые артисты студии Остров. и они-то как раз не скучны, просто сначала выходят в балахонах, скрывающих, что Ночь - волшебна, Вечер - галантен, День - зажигателен, а Утро - очаровательно. Это проявится потом, когда артисты с помощью детей "расколдуются" и скинут балахоны.

Какие красивые у них костюмы, и какие весёлые и улыбчивые сами ребята из студии "Остров"! И очень красивые сами артисты, правда.

А самый яркий и незабываемый костюм оказывается у расколдованной Скуки - это костюм Палитры! Детям можно, имея палитру,рисовать всё, что захочется!

Это взрослых потом уносит в русло характерных тем...

Трудно потом "быть, как дети".

Пока детство длится - в нём надо быть.

Танцевать с дедом Морозом и Снегурочкой. играть с ними - и с Утром, Днём, Вечером, Ночью, с весёлой Палитрой. У Музея действительно дружба со временем: в прошлых постановках месяцы, сезоны, в этой - времена суток... Часы... Компас... Впрочем, Музей - хранитель запечатлённого времени, и эта дружба музею очень к лицу, и, я думаю, многие родители, кто выбирает сказку по названию, шли сюда именно за "уроками времени", уроками часов, компаса... Пусть и дальше Музей сохранит "измерительную" тематику своих сказок! Это привлекает детей, правда!

В этом году, как и в два прошлых года, - с детьми играли в игры, хороводились, пели...

Ребята из студии "Остров" веселы, добры, раскованны, внимательны, и я пользуюсь случаем ещё раз похвалить их - и, конечно,  педагогов, кто работает с этими молодыми талантами.

Этот блок игры у ёлки в музее по-прежнему хорош.

Добротность спектакля и душевность забав с детьми - то, ради чего стоит идти на здешнюю ёлку.

Огромный плюс - постижение выставочных пространств.

Редкостный плюс - общение с детьми переодетых в сказочных "проводников" работников музея : такое неторопкое, внимательное общение, какое бывает лишь у хороших знатоков, - настоящий дефицит в наше время.

И ещё один плюс, самый огромный и редкостный - это подход к подаркам. Подарки дарятся дважды: один раз - из мешка Деда Мороза, с похвалами нарядам и костюмам каждого ребенка, а второй раз - из волшебного домика, как на многих елках. Но, в отличие от многих елок, здесь дарят небольшой, но сказочно оформленный сладкий подарок- и ещё игровой набор для художественного творчества.

В результате дети уходят с охапкой красочных упаковок ( сладкий набор, набор для работы по гипсу, набор новогодних гравюр) - и с чувством, что их богато одарили.

Ведь иное чувство и непредставимо, если человек выходит из храма искусства, не так ли?


Рецензии