Стихотворение месяца 35 - Обзор Ларисы Пятковой
Вальсирует, кружится с ветром осень.
Последний танец и прощальный бал.
Декабрь ей угрожает - венценосен!
Морозом очень близко задышал…
Держу в ладошках ворох пестрых листьев –
привет из лета, осени, весны:
есть желтые, с оттенком шерсти лисьей,
есть в ярко-красных пятнах новизны.
Вот – милый, он по краешку зелёный,
хранящий цвет из детства своего,
а этот - весь изъеден утончённо,
ажурна сеть прожилочек его…
Возможно, завтра их укроет снегом,
все краски жизни превращая в прах.
Под саваном их ждёт покой и нега.
Замерзнут, видя сны, - пришла пора…
Я думаю о грустном, наблюдая
природы завершающийся цикл,
когда летит последних листьев стая,
и нет для их спасения вакцин…
---------------------------------------
Симпатичное стихотворение. Ритм выдержан, рифмы в порядке.
Есть интересные и удачные (осень – венценосен, листьев – лисьей,
цикл – вакцин).
С точки зрения техники всё в порядке.
Царапнуло «изъеден утончённо» и, хотя рифма интересная,
«нет для их спасения вакцин». Слово «вакцина» показалось здесь чужеродным.
5/4
*****
2. "Занавешенные зеркала"
А любви нашей было - под сорок лет,
Ею дом был обласкан, заботой согрет.
Но тебя в край далёкий беда забрала,
И повязкою чёрной твои зеркала.
Я по комнатам, как в коридорах больниц,
Суечусь, а повязки - глазницы бойниц,
Ожидаю звонка, ты ли стукнула в дверь,
Телеграмму в три слова: "Любимый, не верь!"
Просыпаюсь в ночи и бегу к зеркалам,
И срываю повязки, всё - глупость и хлам,
И встречаю... твои отражения, а там
Ты наивным своим предаёшься мечтам.
В Этом зеркале быстро подводишь глаза,
Протираешь другое, мне что-то сказав,
Ну, а в третье задумчиво долго молчишь...
Из далёкого сна, из далёкой ночи.
Замечаешь меня, - как безумен и тих,
Прекращаешь мурлыкать наш давний мотив,
Прикоснулась из зеркала мягкой рукой
И спросила с тревогой: 'Ты что, дорогой?'
------------------------------------------
Стихи на такую тему трудно комментировать. Да и не надо. Трогает…
5/5
*****
3. "Притча о кирпичах"
Ложатся на стену кирпич с кирпичом.
К раствору примешаны капельки пота.
И "вольные каменщики" ни при чём,
А дом или крепость - не наша забота.
Дорога. Кирпич на дороге лежит,
При свете не страшен. Ночами опасен.
Отбросишь в кювет, и уйдут миражи,
Которых у каждого много в запасе.
Над улицей круглый "кирпич" вознесён
Дорожных начальников вышнею волей.
Висит над толпою и ей в унисон
Считает, что правит над миром. Доколе?..
--------------------------------------------
Кирпичи, всё-таки, кладут.
«Отбросишь в кювет, и уйдут миражи,
Которых у каждого много в запасе.» - загадочная фраза.
Как связан кипич, который отбросили с дороги и миражи?
Почему от этого действия миражи уйдут?
Круглый «кирпич» - интересно сказано.
«Висит над толпою и ей в унисон» - логическое противоречие.
Если кирпич считает, что он правит над миром, то это как раз в противовес толпе, а не в унисон.
Идея хорошая, а исполнение чуточку прихрамывает.
4/4
*****
4. "* * *"
Как цветные бабочки на картоне,
У меня засушены эсэмэски.
От таких коллекций на сердце мерзко
И фальшиво ноты звучат в рингтоне.
И домой не хочется беспричинно,
Хоть сырая мгла - неприятный спутник.
Догорает в пепел моя лучина
И в решетку стоков стекает мутно.
В пустоте потерянно, но вольготно
Кулаками машется после драки...
Просто выжить, выпить, прийти с работы
И опять пойти погулять с собакой.
------------------------------------------------
Сложное впечатление от стихотворения. Вроде бы и с нервом, и написано хорошо, а что-то напрягает. Как-то мне не очень, что от коллекции смс-ок на сердце «мерзко». Обычно в телефоне хранишь те смс-ки, которые приятно перечитывать и от которых, наоборот, на душе теплеет.
А если мерзко – то зачем хранить?
«И домой не хочется беспричинно» - тоже не очень верится. Тут, видимо, как раз есть причина, по которой хочется не домой, а куда-то в другое место.
Удачная концовка вытягивает стихотворение.
5/4
*****
5. "То, что бывает после"
Сатана.
Томагавк.
Искандер.
Судный день
Рай и ад
Опроверг...
Дождалась,
Если верю с трудом
В то, что будет со всеми потом?
На промозглом холодном ветру
В тусклом свете иду и смотрю.
Ни живой и ни мёртвой души,
На осколках зеркал
Пыль лежит.
Жар, озноб.
А вокруг полумгла...
Люди-тени сгорели дотла.
Переход стекловидных пустынь
Схоронил материнский инстинкт.
И внутри у меня пустота
Без любви и без вычур проста.
Как глухая стена тишина.
Я больна? Совершенно одна.
Я бреду.
Я ползу, как во сне...
Надломилось всё сразу во мне.
Изменяется суть
Бытия.
Что есть сущее?
Вовсе не я...
Я хочу оглянуться назад.
Ахират?
Ахират.
Ахира-а-ат...
Тяжелое стихотворение. Сон о конце света?
«Дождалась,
Если верю с трудом
В то, что будет со всеми потом?» - логической связи не улавливаю.
«Дождалась, если…»?
«Переход стекловидных пустынь
Схоронил материнский инстинкт.» - при чём здесь материнский инстинкт?
И как «переход» может что-то «схоронить»?
«Надломилось всё сразу во мне.» - прямо всё? Руки, ноги, позвоночник?
Извините за иронию, что читается именно так.
«И внутри у меня пустота
Без любви и без вычур проста.» - получается, что пустота без любви проста.
Думаю, что автор хотел сказать не это…
4/3
*****
6. "Крапива"
Потяжелевшее с рассветом, с закостеневшими лучами,
Из-за холмов, покрытых летом, вставало солнце в стае чаек.
Июнь прогретый гнал всё выше ростки весёлые пшеницы.
На мирные, родные крыши летели бомбы чёрной птицей.
И закружились в лихолетье берёзы, сосны, травы, люди.
Пришла война, накрыла сетью, и раздробила горы судеб.
Четыре долгих, страшных года гроза гремела тиши взрывов.
Вокруг разгромленных приходов росла лишь жгучая крапива.
А деревенские мальчишки её в охапку брали бойко.
И позабыв на лавках книжки, хлебали щи с травою горькой.
Они прошедшие сквозь беды, войну впитавшие с крапивой,
Наши отцы и наши деды несломленные чёрной силой.
Спасибо им за небо в звёздах и за горячую картошку.
За то, что мы не знали слёзы, крапиву не хлебали ложкой.
«Потяжелевшее с рассветом, с закостеневшими лучами,
Из-за холмов, покрытых летом, вставало солнце в стае чаек.» - на мой вгляд перебор.
«Закостеневшие лучи»?
«Солнце в стае чаек»?
«НашИ отцы и наши деды несломленные чёрной силой.» - так по ритму читается фраза.
И еще – щи из крапивы имеют сладковатый привкус…
4/4
*****
7. "Памяти Анны Алексеевой"
Из того, что ты мне говорила,
многое, почти что всё, сбылось.
Это проросли слова все или
время, проскочившее насквозь,
отразилось в прошлом светом странным,
что мерцает, словно твой маяк.
Ты была пророчицею, Анна, -
бабушка любимая моя.
Свету неизбывному продлиться
ровно столько, сколько хватит сил
нам зачитываться, пряча боль в страницы,
жалобными книгами могил…
-------------------------------------------------
Хорошо… Очень светлое стихотворение.
Если бы не сбой ритма в последней строке – было бы отлично.
4/5
*****
8. "Голубка"
Нас гонит век, нельзя остановиться.
Манит в свою заоблачную даль.
Мой лимузин летел вперед как птица.
Я жал ногой безжалостно педаль.
Была Фортуна у меня в кармане.
Светило солнце, занимался день.
Вдруг в предрассветном утреннем тумане
Передо мной мелькнула, чья то тень.
Визг тормозов, удар из-под капота,
И на щеке невольная слеза.
Голубка, символ мирного полета,
Безжизненно взглянула мне в глаза.
Вот так и ты в моих руках по-птичьи
Лежала, но суровой жизни шквал
Цинично дул, и я эгоистично
Твою любовь как птицу растоптал.
Промчалась жизнь, я на краю могилы.
Уже со мною предки говорят
О вечности, но я забыть не в силах
Твою любовь и голубиный взгляд.
-------------------------------------------------------
Эмоциональное стихотворение…
«Визг тормозов, удар из-под капота,» - почему из-под капота?
Каким образом голубка оказалась под капотом?
«Вот так и ты в моих руках по-птичьи» - как это «лежать по-птичьи»?
«невольная слеза», «суровая жизнь» - штампы.
Рифмы есть интересные.
4/4
*****
9. "Дождливое окно"
Гляжу в дождливое окно -
Чужое вижу отраженье.
Ведь может быть души смятенье
Так жалко в нем отражено.
Мечусь по комнате пустой,
Воздев ладони в горькой муке:
- Дай силы выстоять в разлуке –
Душа моя, молю, постой.
И принеси чуть-чуть огня.
Не мчись, мерцая во вселенной.
Не мучь меня своей изменой.
Вернись ко мне, согрей меня.
-----------------------------------
Понравилось. Хорошо передано настроение.
Стихотворение «с нервом»
Без лишних слов.
5/5
*****
10. "Поэтам Стихиры"
Я вас прошу, чтоб не скрывали лиц.
Старость - не грех. Мудрый над ней смеётся.
А красота - голос живых страниц.
Музыка слов - солнце на дне колодца.
С чистой строкой в сердце придёт весна,
Юность секрет тихо шепнёт на ушко.
Кто написал? Как молода она!
И наплевать, что по годам - старушка.
Или орёл, рыцарь и патриот
Вдруг поразит и добротой, и силой.
Что мне года, если душа поёт.
Он для меня и для других - красивый.
Время нельзя нам повернуть назад.
Словно ручей к быстрой реке стремится.
Хочется мне - просто взглянуть в глаза,
В строчках стиха видеть родные лица.
-----------------------------
Хороший призыв! Мне тоже нравится, когда на странице автора есть фотография.
Ритм выдержан, рифмы а порядке.
«В строчках стиха видеть родные лица.» - наверное, в «строчках стихов»?
5/4
*****
11. "О пустяках и мелочах"
Бесснежная зима. Народ понур.
Ряды убогих рыночных конур
в пространство источают неуют.
Одёжу, снедь и утварь продают.
Ассортимент широк, рулит Китай,
а цены – хоть за голову хватай-
-ся. Я бреду по январю
и со своей тоскою говорю
вполголоса: «Оставь меня, оставь».
Покрутит у виска и будет прав
прохожий. Я, как лампа в сорок ватт,
тускла. Мне только снится адекват-
-ность. В сердце будто колет ость,
а у планеты покривилась ось.
Должно быть, тролль в сусеках изыскал
крупицы искажающих зеркал
и вымел в мир. Но словно снегири,
сверкают огонёчки мандари-
-нов в оформлении витрин,
огни горят, и воском тает сплин.
Побеги счастья «меры всех вещей»
растут средь пустяков и мелочей.
А между тем сгустилось наверху:
видать, вот-вот начнут молоть муку.
-------------------------------------------------
Отличное стихотворение! И техника на высоте, и смысл, и поэтических «изюминок» предостаточно! Браво автору.
5/5
*****
12. "Предновогоднее грустное"
«…когда же и след от гвоздя исчез
под кистью старого маляра,
мне было довольно того, что след
гвоздя был виден вчера».
Новелла Матвеева «Девушка из харчевни»
Вновь душу грызёт тоска, шла бы к чёрту, а?
- Давай заведём щенка?
- Сердце мёртвое.
И что-то ушло навсегда, стало облаком.
- Желание загадать?
Только в горле ком.
Щенок и мартини бьянко, а после кофе в постель;
хорошая штука - пьянка, жаль, что годы не те -
зелёный сменился красным, цикорием – кофеин,
а молодость вечно дразнит, как сомелье картой вин.
Все наши вины, как реки, сольются в один поток,
солёная, словно крекер, слеза упадёт на стол.
Спасибо за свет вечерний, за праздник еловых лап,
за «девушку из харчевни», за гвоздь, не забитый в шкап.
Вновь вызову я такси, буду «в домике»:
- Зачем же тебе, прости, домино и кий?
- Такая вот нестыковка в потоках воздуха.
Такси, словно тыковка, в сугробах возле хат.
------------------------------------------
Понравилось стихотворение. Удачное начало.
Интересно «слеза, солёная словно крекер». Сначала напрягло, потом подумала – почему бы нет?))
Последнее четверостишье кажется недоработанным.
Всё логично и понятно, и вдруг появляется «домино и кий», «нестыковка в потоках воздуха» и «хаты».
Видимо, автор что-то зашифровал в этих строчках, но я не поняла что именно. И даже догадок нет.
«Такая вот нестыковка в потоках воздуха.
Такси, словно тыковка, в сугробах возле хат.» - вроде бы тут внутренняя рифма, но ударения сбиваются.
Невнятно как-то заканчивается стихотворение.
4/4
*****
13. "К Таис"
Дочь моя духовная, не зря мы
встретились на жизненном пути —
ты живое пламя тайных знаний
далее обязана нести.
Сам я стар, но жизнь прошла недаром,
принеся свидание с тобой:
ты уйдешь на север с Александром
и всегда пребудешь над толпой.
Ты умна, божественно красива,
Эросу ты служишь, а для нас
нет важнее столь могучей силы...
В тягостном пути, за часом час,
выбрана моими ты глазами —
с каждым днем всё ближе, ближе смерть:
вместе с македонскими полками
Персию проехать не успеть.
Ты — в кругу художников, поэтов,
воинов — посланник мудреца.
Сможешь научить, помочь советом,
распознать злодея, подлеца.
Временем расколоты скрижали
и легко папирусы горят...
Знание из уст твоих — едва ли
позабудет хоть один солдат.
Разнесет молва по Ойкумене,
сохранит в легендах и стихах
для любых грядущих поколений...
Хайре, Таис! И без сожалений!
Пусть тебе неведом будет страх...
-------------------------------------------
Интересно написано.
Ритм, рифмы, смысл – всё в порядке.
«выбрана моими ты глазами» - наверное, всё-таки не глазами?
Не очень удачная фраза.
5/5
*****
14. "Радостно утро встречаю"
Радостно утро встречая,
Благодарю весь Мир!
Песни и звёзды, играя,
Счастьем наполнят эфир!
Ветер кружит весёлый,
Солнце несёт тепло.
Близится Праздник Новый —
Время Весны пришло!
Пусть в декабре морозы,
А в феврале метель,
Но расцветают розы
В душах простых людей.
Розы, ромашки, мята—
Суть Красоты Земли.
Будьте смелей, ребята,
Вы до Весны дошли!
Сейте рукою щедрой
Мудрости душ семена,
Чтобы все Знанья древних
Жизнь ваша приняла.
Чтобы слились воедино
Знанья Истоков в душе,
Чтобы телами вошли вы
В Мир, что творите Земле!
-----------------------------
Радостно, согласна.
«Мудрости душ семена» - не звучит фраза.
«Чтобы телами вошли вы
В Мир, что творите Земле!» - не поняла, куда надо «войти телами».
С рифмами не очень - «душе – земле», «весёлый – новый», «метель – людей», «щедрой – древних»
3/3
*****
15. "Воскресну"
А что, если я исчезну?
Умру...растворюсь...неважно.
Мне, знаешь, совсем не страшно,
Лишь шёпотом : "Я воскресну".
Безмолвной душою стану,
Иль смертью в плаще по ветру -
На жалкие сантиметры,
Но рядом с тобой останусь.
Касаясь пушистых прядей,
Руками водить по коже...
Возможное невозможно?
Чушь, даже в глубинах ада -
Пусть руки скуют цепями,
Пусть плавят в безумных танцах,
Я - тенью прозрачных пальцев
Чем ближе, чем между нами...
А ты...просто помни, слышишь?
Один килобайт за прочим.
А я буду каждой ночью
С тобой, только чуть повыше.
В тоскующем вое ветра,
В шуршаньи осенних листьев,
Уходя за пределы жизни
На несколько сантиметров.
-------------------------------------
Эмоционально и пронзительно. Стихотворение задевает…
«На жалкие сантиметры,
Но рядом с тобой останусь.» - про какие сантиметры идёт речь?
«Я - тенью прозрачных пальцев
Чем ближе, чем между нами...» - непонятная конструкция «чем ближе, чем»
В последних строчках сбой ритма.
И вездесущий «лишь»…
4/4
*****
16. "Белоснежное"
Какая я красавица!
И взрослая какая!
И всем подругам нравится
Мой сказочный наряд:
Серебряные туфельки,
Манто из горностая.
Со мной огромный пудель, и
Зовут его Солдат.
Он друг мой самый преданный,
Он добрый и отважный,
Дойдет до края света, но
Меня всегда найдет,
Тихонько сядет рядышком,
И станет мне не страшно,
А прошлое – лишь пятнышком
Прозрачным, точно лед.
Но это будет позже, а
Пока она лишь грезит.
Подушками обложена,
Как, впрочем, все вокруг,
Спит девочка без пальчиков,
Мальчишка весь в порезах...
Ряды девчушек, мальчиков
Без ножек или рук.
Во снах они по-прежнему
Несутся к папе-маме,
Штурмуют горы снежные,
На санках вниз летят.
Им так тепло и радостно
В лекарственном дурмане.
Так далеко до пандусов...
Шшшшшшшш, тише! Дети спят.
-------------------------
Да… Очень резкий переход от «красавицы в сказочном наряде», к больным детям. Но даже не в «резкости» дело.
«Спит девочка без пальчиков,
Мальчишка весь в порезах...» - холодный душ.
А дальше «ряды» искалеченных детишек.
Вот эти «ряды» всё портят. По-другому бы написать эти строки.
И стихотворение было бы очень сильным…
По технике - неплохо. Если бы без «лишь», и «Шшшшшшшш» - то совсем хорошо.
4/4
*****
17. "Оптимист"
Может, вам неинтересно
(мне на это всё равно),
Но последнее я место
Заслужить хочу давно.
Два уж есть. Хочу я третье,
Чтобы полный был набор,
(дальше будет междометье,
чтоб не вышел перебор).
Первых - три, или - четыре:
Заслужить их - ерунда,
А последнее в стихире-
- это, я скажу вам.., -да-а-а!
Не красна изба углами,
Ну да, речь-то не о том:
Без печИ не с пирогами
Вы останетесь, - с хвостом.
-----------------------------------
«Два уж есть. Хочу я третье,» - лучше бы без «уж».
Оптимистично, это правда. Самоирония – двигатель поэтического прогресса авторов)
Не совсем поняла – кто останется с хвостом?))
«Без печИ, не с пирогами» - наверное, так? Запятая нужна?
4/3
*****
18. "Новый Год на порог..."
Всё вокруг в серебре, ели так торжественны,
Вот уходит декабрь в веренице дней.
Новый Год на порог... Величаво шествует,
В ореоле гирлянд из цветных огней.
«Ты течешь, как река. Странное название.
И прозрачен асфальт, как в реке вода.»*
Новый Год на порог... Приукрасил здания...
Дед Мороз в зипуне, чудо-борода.
Календарный листок упорхнул журавликом,
Звон бокалов... Ура!!! Праздничный салют!
Новый Год на порог... Не найдете праздника
Лучше, чем... Новый Год!.. новогодних блюд!
Слышен смех во дворах, гомон, шум на лестницах,
До утра не уснуть, глаз мне не сомкнуть.
Новый Год на порог... с Зимушкой-наместницей,
Дай всем счастья вокруг!.. Да и мне чуть-чуть.
Пусть же наши дворы лишь весельем полнятся,
Кровь людская в полях не бежит рекой.
Новый Год на порог... с веткой мира горлицу
Выпускает в мой дом властною рукой.
Всё вокруг в серебре, ели так торжественны,
Спят дома... Тишина!.. как журчит ручей.
Новый Год по дворам... величаво шествует,
В ореоле гирлянд... праздничных свечей.
*Б.Окуджава
----------------------------
Новогодняя песня! Приятная песня.
«Новый Год на порог... с веткой мира горлицу
Выпускает в мой дом властною рукой.» - вместо «в мой дом», так и просится «в наш мир»
«Всё вокруг в серебре, ели так торжественны,
Спят дома... Тишина!.. как журчит ручей.» - какой такой ручей?))
«Новый Год на порог... Не найдете праздника
Лучше, чем... Новый Год!.. новогодних блюд!» - не очень удачная фраза, «новогодних блюд» не связано по смыслу с предыдущими словами.
«Пусть же наши дворы лишь весельем полнятся,» - если бы не было слова-паразита «лишь», было бы лучше.
4/4
*****
19. "Предновогоднее"
Был давно уж привит ото лжи и, конечно, не сетую
На вкрапления мифов в разбитое тело Истории,
Но лапши на ушах не приемля, заманенный в сети, я
Абстрагируюсь робко от чуши в аудиториях.
Не пытаясь нарваться на истину в душах ораторов,
Я готов разглядеть даже тень от намёка на праведность,
Но всё больше и чаще они с озверелостью трактора
Месят правду в грязи, отдаляясь всегда в недосказанность. ..
Снова в силе наветы, наезды, сортиромочения,
Эдельвейсы из ваз переставлены в лапти да валенки...
Хоть на каждую задницу - вдоволь ТВ-развлечения,
Пересыщенный лоск выдаётся за сказочный аленький,
И не видится света на трассах, объятых "Протонами",
И дворцовые звёзды так ярко сияют для избранных...
Новый год наступает бесснежными тусклыми тоннами
Беспробудной тоски над печальными ветхими избами.
------------------------------------------
Прямо в первое четверостишье нагло вполз уж)
Гоните в шею эти «уж», «лишь» и прочие слова-паразиты.
«Был давно я привит ото лжи и, конечно, не сетую» - почему бы не так?
Почему «тело Истории» разбито?
«Не приемля лапши на ушах» и в тоже время, «заманенный в сети»?
Как можно заманить в сети того, кто сомневается и ищет истину?
Не совсем понимаю, о каких аудиториях идёт речь.
«Эдельвейсы из ваз переставлены в лапти да валенки...» - а правда, что щи теперь лаптями хлебают, а из валенок пьют чай?))
«Пересыщенный лоск выдаётся за сказочный аленький,» - бывает сказочный аленький лоск? Это о чём?
«И не видится света на трассах, объятых "Протонами"» - объятых? Каким образом?
«Но всё больше и чаще они с озверелостью трактора
Месят правду в грязи, отдаляясь всегда в недосказанность. ..» - а трактор за что «припечатали»? Полезная машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожные, строительные работы. Как правило, говоря о ком-то, «работает, как трактор» имеют виду эффективную, высокопроизводительную работу.
Смакование «беспрорбудной тоски», причём, наигранное.
4/3
*****
20. "Дивали"
Сочным боком появилась переспевшая Луна.
Ночь ведёт и не одна: звёзды – в розницу и скопом.
Ла’кшми Джей! Джей Джей Ма!..
Жжёт, беснуется толпа!
Христиане – молча… рядом – наслаждаются прасадом.
Ночь намолено чудачит: небо чертят метеоры –
Поминальным огнями Тауриды шлют снаряды!
Кришна, Будда ждут Христа, вторят баджан: "Джей Джей Ма…"
Ясный в зеркале Луны босиком идёт по Ганге,
А в руках несёт жалейку из загадочной страны.
Волны спутанных волос – Иисус в огнях волны.
Божий сын раскинул руки, словно маму взглядом ищет...
…затухают пепелища, воды ждут священной пищи.
Будда – нежно караталы,
Кришна – новый инструмент.
Я пою, а рядом – чудо и не верю в сей момент –
Я крещёный в двадцать лет!
Благовоний лепестки предлагаю Будде, Кришне,
Иисусу на венок.
Слышу, мама мне из рая: "Я люблю тебя, сынок…"
--------------------------------------------------
«Ясный в зеркале Луны босиком идёт по Ганге» - правильно по Гангу.
Причем, это даже не в угоду рифме. Схему рифмовки не поняла.
Где-то есть рифма, где-то нет.
«Будда – нежно караталы,» - «нежно караталы» - это как?
Будда ждёт (ищет) караталы (музыкальный инструмент).
Нежно ждёт? Потому как «нежно караталы» - еще непонятнее.
Сравните «нежно гитара», «нежно гусли»
3/3
*****
21. "Последний пир"
Служить тебе, Маммона*, так неловко нам.
Бессребреник и тот богатством уничтожен.
На перстне Соломона гравировка – там
две фразы: "Всё пройдёт... пройдёт и это тоже."
Запасы пищи, устоявшийся уклад,
где мы не видели ни горя ни печали.
Но так же нищего, стоявшего у врат
святой обители, в упор не замечали.
Мы собираемся на наш последний пир.
Пусть город осаждён, а стражники беспечны.
Нам умирать совсем не страшно, потерпи
ещё чуть-чуть, гармония костра не вечна
А на стене, сперва неясные, в дыму
всё ярче словеса – пророчество потомкам.
Недолго пировать и праздновать тому,
кто взвешен на весах и найден очень лёгким.**
______
Прошли века. В одном издании печатном
послание народным депутатам.
Читаем по заглавным буквам акростих:
"Мене, мене, текел и упарсин!" ***
----------------
* «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть,
а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.» (Мф. 6:24).
** Толкование слова Текел от пророка Даниила.
*** Ударение в иврите чаще всего падает на последний слог.
-----------------------------------
http://www.cultin.ru/books-mene-mene-tekel-uparsin
"Мене, мене, текел и упарсин!"
В светской культуре эти слова стали условным обозначением предзнаменования смерти именитых персон. В этом качестве они непрямо фигурировали также в рамках советской культуры: в тексте песни «Вы жертвою пали» (1870—1880 гг.), ставшей в дальнейшем одной из наиболее исполняемых советских идеологически значимых песен, имеется прямая отсылка к соответствующему фрагменту библейского текста:
«А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая»
Роман Виктора Пелевина «Чапаев и пустота»
«К этому моменту мною овладело новое состояние. Оставив фон Эрнена полусидеть в углу (всё время транспортировки я тщательно следил, чтобы его лицо не показалось из-за серой ткани пальто), я сел за рояль. Поразительно, подумал я, товарищ Фанерный и рядом, и нет. Кто знает, какие превращения претерпевает сейчас его душа? Мне вспомнилось его стихотворение, года три назад напечатанное в „Новом Сатириконе“, — там как бы пересказывалась газетная статья о разгоне очередной Думы, а акростихом выходило „мене текел фарес“. Ведь жил, думал, прикидывал. Как странно.» -
это бы не помешало дать в качестве эпиграфа.
А то «ударная» концовка стихотворения, оказывается, полностью заимствована у Пелевина… В одном издании печатном.
Ритм не везде выдержан.
4/3
*****
22. "4-е ноября"
У гастронома поутру
Народ толпился – праздник всё же!
Кто брал вино, а кто – погорше,
Благословением нутру.
«А напоследок я скажу…», –
Хрипел, хмелея бомж кудлатый
И мутный взгляд сквозил куда-то
По расписному витражу.
Но были ноты высоки –
Напев порой сбивался пылкий
И вниз по горлышку бутылки
Стекали капельки тоски.
Он чем-то добрым осиян,
Нёс через бремя расстояний
Любви несбывшейся сиянье
И счастья стаявший туман.
Хотелось верить. И страдать
Его надрывным песнопеньем.
А грусть, пронзая вдохновеньем,
Бродяжью выправила стать:
Он стал вдруг искренен и свеж,
Он приосанился по-царски.
И был прекрасен день ноябрьский
Размытым отблеском надежд.
– Бомжара! – кто-то крикнул, - жарь!
Под этот возглас ненавистный
За день народного единства
Краснел неловко календарь…
--------------------------------
Честное слово, давно не видела толпы у гастронома.
Ни в праздники, ни в будни…
И бомжа, свежего и по-царски приосанившегося, тоже не могу представить.
И романс «А напоследок я скажу…» вряд ли бомж стал исполнять.
По технике исполнения замечаний нет.
5/4
*****
23. "Злато и медь"
Нет, не зазря мы с тобою состарились:
много комедий и драм позади
славных оставили.
Им изо ста кулис
хлопали те, кто встречался в пути.
Хлопали наши друзья и товарищи,
рядом тулились, придвинув плечо,
знали, что "верной дорогой шагающий"
жизнь созидает.
А что же ещё?
Хлопали нищие, принцы, старатели,
девочка с персиком, мальчик-мажор.
Хлопали даже враги-злопыхатели,
предпочитая не лезть на рожон.
Эх, сколько спелось кантат и лимериков,
сколько подмостков украсил тандем!
Кто их считал? Да и сколько отмерено
каждому в жизни сюжетов и тем?
Не повернёшь ни кнутом, ни коронами
время… Нам память – и злато, и медь.
В сердце тихонько впусти баркаролу, мим,
хватит там маршам победным греметь.
Наверное, всё-таки «из-за ста кулис».
«Нам память – и злато, и медь.» - это что означает?
«Хлопали наши друзья и товарищи,
рядом тулились, придвинув плечо,» - получается, что у всех, кто тулился рядом, одно плечо?
Слово «злопыхатели» настолько «заездили» на стихире (в отношении любой критики), что мне оно кажется совершенно непригодным для использования в стихотворении…
Хочется отметить, что рифмы интересные.
4/3
*****
24. "зелень на голубом"
лист - это жизнь.
напоследок роса дрожит
в тупиковых путях прожил...
тянешь выше зачем, ответь,
ветвь!
ветвь - это дверь.
их должно быть хотя бы две -
чтобы было во что не вер...
позабыть не даёт родство
ствол.
ствол - это боль,
столкновение вер и воль.
всех нельзя удержать собой
без надежды, что где-то есть
лес.
лес - это весть,
без которой уходишь весь,
для которой себя отвесь...
к небесам через небо длись,
лист...
--------------------------------------------------------
Интересные рифмы и ритм.
Но оригинальность формы не скрывает погрешностей смысла…
«лист - это жизнь.
напоследок роса дрожит
в тупиковых путях прожил...
тянешь выше зачем, ответь,
ветвь!» - фраза построена так, что получается – лист тянет вверх ветвь.
«их должно быть хотя бы две -
чтобы было во что не вер...» - как связаны первая и вторая строка – не понимаю.
«лес - это весть,
без которой уходишь весь,
для которой себя отвесь...» - кто-то может уйти не весь, а частично?
Отвесь себя для вести? – тоже загадочное предложение…
4/4
Свидетельство о публикации №116010800315
Агата Бахрушина 09.01.2016 18:51 Заявить о нарушении
С Новым Годом, с Рождеством!
Я так и знала - автор что-то зашифровал в последнем катрене))
Чудеса, безусловно случаются, а в Новый Год - особенно часто))
Желаю Вам вдохновения и успехов!
Лариса Пяткова 09.01.2016 19:46 Заявить о нарушении