Стихотворение месяца 35 - Обзор Тамары Барышевой

Впервые делаю вступление к обзору, поскольку обстоятельства не позволяют расписывать детально все впечатления от каждого конкурсного стишка.

Технику и образность мне интересно разграничивать, когда стиш по-хорошему цепляет, когда ХОЧЕТСЯ самому разобраться: как он СДЕЛАН, чем ЖИВЁТ?

В большинстве же случаев из-за отсутствия признаков художественности при самой гладкой зарифмованности и ритмичности комментарием на технику напрашивается одно слово: автор НАСОБАЧИЛСЯ. Что бы там ни говорили философы о первичности яйца или курицы, лично я предпочитаю библейское «в начале было слово». Слово как образ. Не удивляйтесь низким оценкам за технику при отсутствии образа..

Все знают фразу «Не продаётся вдохновенье», мало кто обращает внимание, что в этих же стихах Пушкин даёт ответ - почему не продаётся?

Всех – с Новым годом, с Рождеством! Мира вам, здоровья и непродажного вдохновения –
Всем радостям поперёк,
Всем низостям – наотрез! (с)

 *****
1. Завершающийся цикл

техника -3
Единственное достоинство текста – ритм выдержан.
Всё остальное – «муки творчества». Кое-как зарифмованы случайные слова. Очень плохо: …ный бал/…дышал; весны/новизны; своего/его; …я в прах/пора (последнее – вообще не рифма).

Образность – 2
Заявленное название не соответствует содержанию. Текст о листьях. А судя по тому, как автор выстроил цепочку «из лета, осени, весны», можно сделать вывод о его смутных представлениях о цикличности. Художественная выразительность отсутствует. Слова «венценосен», «изъеден утончённо», «вакцин» - занозы на ровном месте.

*****
2. Занавешенные зеркала

Техника – 3
Ритм первой строки меня не смущает, а в третьем катрене лучше бы написать «отраженья». Рифмы посредственны.

Образность – 4
Возможно, завышаю, потому что не знаю, как это: повязки на зеркалах? (в местах, где жила и живу, обычай иной)
Подредактировать бы, но подозреваю, что боль свежа. Соболезную

*****
3. Притча о кирпичах

Техника – 3
См. комментарий к первому тексту.

Образность – 2
Три разрозненных незавершённых наброска. Заявленный в названии жанр отсутствует.
Из Википедии: Притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).


*****
4. Как цветные бабочки на картоне

Техника – 4
После «мерзко» нужна зпт. Понравилась пара рифм.

Образность – 4
Слабое звено текста:
«Догорает в пепел моя лучина
 И в решетку стоков стекает мутно.»
Родное и близкое: «вольготно / Кулаками машется после драки»

*****
5. То, что бывает после

Техника – 2
Стиш написан по законам силлабо-тоники - анапест с наиболее простой, смежной рифмовкой. Ничего не имею против данного ритма, но авторская запись преследует хитрую цель – скрыть примитивность и невпопадность рифмы.

Образность – 2
Недоверие к тексту с первых строк: «смешались в кучу» российские и американские «кони» ракетных комплексов – не беду ли автор накликает?

Основное содержание – то ли бред, навеянный картинами Хиросимы 1945 года, воплощёнными в кино и комп. играх, то ли внутренний дискомфорт, вызванный нарушением менструального цикла?

Последнее слово стишка рождает вопрос нешуточный: автор, стравивший сначала американцев с русскими, завершает текст утверждением Ахирата (а это совсем не то же, что Судный день или Армагеддон!) – уж не сторонница ли запрещённого в России ИГИЛ написала стиш?

P.S. в сравнении с вышеизложенными претензиями неологизм «вычур» выглядит детской погремушкой.

*****
6. "Крапива"

Техника – 3
Сбой ритма, слова-затычки, слабые рифмы, синтаксические нарушения.

Образность – 3
Чувство благодарности «отцам и дедам» - благородное чувство, но в тексте, кроме трёх первых строк, более-менее авторских, косяком прут графоманские перепевы темы.от «мирные крыши» до «спасибо им»

*****
7. "Памяти Анны Алексеевой"

Техника – 4
Пожелание: отредактировать второе предложение (избавиться от затычек автору по силам) и в последней строке уйти от ассоциации с книгой жалоб и предложений.

Образность – 4
За попытку сказать о своём своими словами.
 
 *****
8. "Голубка"

Техника – 4
Портят банальные рифмы и перебор «я/меня/моя»
Проблемы со знаками препинания.

Образность – 4
См. комментарий к предыдущему тексту.

 *****
9. "Дождливое окно"

Техника – 2
Это болезнь  - графоманский зуд – лечится трудотерапией.

Образность – 2
Бедная душа – «пойди туда, не знаю, куда»…- сочувствую.

 *****
10. "Поэтам Стихиры"
 
Техника – 4
Интересный рисунок логаэда, а рифмочки подкачали…

Образность – 5
За смелость.
За чувство эстетического.
ПыСы: в последней строке изменить на «стихОВ»

 *****
11. "О пустяках и мелочах"

Техника – 5
Автору язык достался по наследству от великих.)))))
Ему мало описать гладко, классическим ямбом, русскую тоску двадцать первого века, так ещё усложнил задачу – связал строфы рассечённой рифмой.)))))
Когда всё так хорощо получилось, хочется идеального. Стоит убрать одно из местоимений:.
Я, как лампа в сорок ватт,
 тускла. Мне только снится адекват-

Образность – 5
Люблю стихи о конкретном нашем времени. Здесь и жанровая картинка, и автопортрет в пейзаже, и философия. Легко, не вымучено, ярко.

 *****
12. "Предновогоднее грустное"

Техника – 3
Спасибо, автор, на примере показали, что, как говорится, «в своём глазу»… Оба мы любим составные рифмы, оба рискованно используем неожиданные клаузулы. Как результат – ритм нарушается. К тому же у Вас разноударные внутренние рифмы смещают цезуру и опять-таки меняют ритм. О неудачных рифмах, надеюсь, скажут другие арбитры.

Образность – 2
В лучшем случае содержание понятно двоим участникам (в худшем – автору). Видимо, писалось «по горячим следам», выхвачены пунктирно бессвязные детали реальности. На каждой останавливаться не буду, но одну не обойду. Есть такое понятие – постоянный эпитет, например: зелёная тоска, зелёная новогодняя красавица. Если на основании того, что обе зелёные, скажу: «тоска, как новогодняя красавица», Вы не возмутитесь ли? То же впечатление производит «слеза, как крекер» – они несовместимы. Генная модификация до добра не доводит.

 *****
13. "К Таис"

Техника – 3
Ах, как люблю я силу хорейную! Куда она в этом стише запропастилась? Почему при гладкости текста на поверхность выходит вымученность? То же с рифмой: Александр, Ойкумена и скрижали теряются среди множества банальностей.

Образность – 2
Не знаю ни одного человека, кто б остался равнодушным, почерпнув сведения о Таис в романе Ефремова. Кстати, роман, хоть и назван её именем, всё-таки интересен, прежде всего, добротно выписанным тридцатилетним периодом действия и влияния личности Александра Македонского на ход истории.
К сожалению, стиш-монолог напоминает вводную лекцию по любому предмету в любой школе – набор понятий, тезисы задач. Герои невыразительны, повествование тяжеловесно, скучно, от лукавого…   
Древние называли Таис четвёртой Харитой – только представьте! А у Вас какя-то ходячая «книга полезных советов для каждого солдата» получилась.

 *****
14. "Радостно утро встречаю"

Техника - 2
Здесь даже «мук творчества» нет – просто бьёт с напором словесный понос.Кое-как зарифмованы строки слабо организованные ритмически.

Образность – 2
Использование прописных букв, увы, не придаёт весомости пустым штампованным словам. Текст ни о чём.

 *****
15. "Воскресну"
Техника – 3
Нарушение ритма, множество банальных рифм, грамматическая ошибка, слабый синтаксис.

Образность – 4

За попытку выразить собственное понимание мироустройства.
 
 *****
16. "Белоснежное"

Техника – 3
Если стиш детский, то анжамбеман как приём неуместен. Если для взрослых, почему разбиты строки? Неудачный синтаксис.

Образность – 2
Поверхностно.

 *****
17. "Оптимист"

 Техника -2
Язык безграмотный, рифма примитивная.

Образность – 2
«последнее я место» - по праву.

 *****
18. "Новый Год на порог..."

Техника – 2
Есть в русском стихосложении два ритма, подобные той шапке, что на воре горит, - «Зимняя ночь» Пастернака и «Песенка об Арбате» Окуджавы – без нужды лучше не примерять.

Образность – 2
В огороде бузина, а в Киеве дядька.

 *****
19. "Предновогоднее"

Техника – 5
Синтаксис трудный, но, возможно, так и надо, когда настроение создаётся словом .

Образность – 5
Не со всеми оборотами согласна, но тоннами тоски раздавлена не на шутку – значит, сработало.

 *****
20. "Дивали"

Техника – 2
Судя по данному тексту, автор то ли недавно появился на «Гусях-Лебедях», то ли ленив до безобразия – не освоил основ метрики, рифмы, ритмики, полностью полагается на собственный, увы, не вполне развитый слух..

Образность – 3
Болливудский ремейк голливудского фильма о «загадочной» русской душе.. 

 *****
21. "Последний пир"

Техника – 4
Сразу скажу: последний катрен отбросила, не оценивала, поскольку композиционно стиш кончается «лёгким», а известную фразу лучше вынести в эпиграф.
Отмечу богатство конечных и ненавязчивость внутренних рифм.
Однако, ради сохранения ритма, автор не везде достиг точности выражения. Надо
бы подредактировать.

Образность – 5
Уверена, стиш откликнется пониманием во многих, но не во мне.
Кстати, о заключительном катрене: ничего в нём не поняв, отправилась в Гугл искать «послание депутатам» и «по заглавным буквам акростих». Нашла только одно - Посудомоечная машина ММТУ-1000М, ммту-700 – по начальным буквам от  "Мене, мене, текел и упарсин!" Или не по тем буквам искала акро?

 *****
22. "4-е ноября

Техника – 5
Русская традиция плюс живой разговорный язык – стихи без вы/пи-пи/нов.

Образность – 5
Оно ведь тут единственное с гражданской позицией.

*****
23. "Злато и медь"

Техника – 2

Вот вам стиш теоретически подкованного графомана – к ритму не придраться, потому как нехватка слога в первой строке быстро забывается за напевной дактилической гладкостью. И рифмы вполне приличны (кроме «старатели»). Беда в том, что не рифмы вплетались в речь, а строки, как искусственные ногти, наращивались к рифмам.

Образность – 2

Автор, позвольте спросить: кто эти «мы»? Работники драмтеатра «много комедий и драм позади / славных оставили»? Вокалисты-куплетисты – исполнители «кантат и лимериков» или «тандем» вокалиста с куплетистом? (тут Вы правы – дуэтом не назвать). Писателям «отмерено/ каждому в жизни сюжетов и тем»? Ну, а мимическое исполнение баркаролы – за пределами моего воображения, тут, действительно «маршам победным» - труба!
Пустячки типа неуместного в культурной среде «зазря», лукавого «изо», недостоверной цитаты – стоит ли об этом говорить…

*****
 24. "зелень на голубом"

техника – 5 (ШЕСТЬ!)
Звукопись и свобода слова сродни стихам Цветаевой.
Форма – отдельная песня. Возможно, для неё есть название? Или это изобретение нашего автора, и строфа с подобной рифмовкой в дальнейшем получит его имя? Во всяком случае, форма рифмовки и ритмического рисунка не захватанная, не избитая – не каждому по зубам сложность маневрирования на грани….Двадцать стихов, четыре строфы и четыре рифмы, идущие подряд в пяти стихах – казалось бы: сдохнуть от скуки с таким моноримом. Однако, нет монорима, есть пир для гурмана (тут дать бы слово Гольгертсу с его объёмом знаний). Я, наверное, не всё уловила. Последний стих каждой строфы с одной стороны эхо-рифма к предыдущему стиху, с другой – стыковая рифма к новой строфе. Хороши оборванные рифмы, именно двусмысленностью хороши. Вообще богатые, смелые – авторские – рифмы!
Энергичен ритм и тоже не прост. Этот логаэд можно по-разному прочитать. Формально первая строка строфы – ямб, но язык не поворачивается обозвать каждое первое односложное слово спондеем. Короче. Слышу так:
брахиколон – анапест
анапест – анапест – ямб
анапест – анапест – ямб
анапест – анапест – ямб
брахиколон

Образность – 5
Конечно, хочется остановиться на каждом слове (о, роса, ты о многом говоришь!), но времени в обрез. Да и приличие соблюсти надо – всем коротко – значит всем.
Отмечу композицию, как понимаю: мгновение – путь – память – вера.

ПыСы: «где-то есть/ лес» - издержки скрытности. Мой оптимизм просит замены неопределённого местоимения на уверенность


Рецензии
От № 12. Когда отправляла стихо на конкурс, то подумала: если кто-то и поставит двойку, то это будет единственный человек - Барышева. Как в воду глядела! Сижу, ржу. Тамара, спасибо за прекрасный образ - "тоска, как новогодняя красавица", я до этого не додумалась. Я его обязательно использую в шуточных стихах (а может, даже и не в шуточных). И тут я не шучу.
На самом деле это моя первая попытка использования большого количества составных рифм. Вдохновил меня Олег Гольгертс своим замечательным "Визитом" http://www.stihi.ru/2015/12/23/485 Ну, как водится, первый блин комом. Буду работать дальше.
С Рождеством и наступающим Новым Старым!

Агата Бахрушина   09.01.2016 09:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Агата!
Сейчас поиграю с Вами в больничку. Чур, доктор - я! Послушала, посмотрела язык, ставлю диагноз: абсолютно здорова, даже прививку от гусиного гриппа делать не надо - иммунитет защитит.
Только что написала Сноу о заразности страсти Олега, но ей ещё не отправила, там разговор долгий.

И Вам радостных Святок и доброго года!

Тамара Барышева   09.01.2016 09:29   Заявить о нарушении
Тамара, вы можете и не отправлять.
лечить меня? не вашими руками - это точно.

ЛС

Тм Гуси-Лебеди   10.01.2016 13:24   Заявить о нарушении
Девчонки, мы тут все со съехавшей крышей. Нормальные бабы стихов не пишут. Никаких и никогда. Давайте мириться, а? Но у меня вообще оценка начинается с тройки, ибо на кол тянет такой стих, например:

- На душе печаль сидит,
о любви всё говорит,
только нет её нигде,
не идёт она ко мне.
Сердце плачет и страдает,
ведь никто не понимает.
Слёзы катятся из глаз,
ведь не слышно нежных фраз.

И то не совсем кол, оценка 1/2. Но в наших лонгах до такого пока никто не "просветлился", поэтому мои оценки начинаются с троечки. Я не призываю никого идти по моему пути, но талантливое стихотворение талантливого автора видно всегда. Давайте не будем такими строгими, авось и в чём-то другом повезёт! Я сама накосячила до НГ, теперь больше не буду.

Агата Бахрушина   10.01.2016 14:35   Заявить о нарушении
вызовите "доктору" скорую, чтобы ... . трамвайной ручкой не путала...вроде не лето, но перегрев налицо.

Савитур Джай   12.01.2016 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.