Стихотворение месяца 35 - Обзор Тамары Барышевой
Технику и образность мне интересно разграничивать, когда стиш по-хорошему цепляет, когда ХОЧЕТСЯ самому разобраться: как он СДЕЛАН, чем ЖИВЁТ?
В большинстве же случаев из-за отсутствия признаков художественности при самой гладкой зарифмованности и ритмичности комментарием на технику напрашивается одно слово: автор НАСОБАЧИЛСЯ. Что бы там ни говорили философы о первичности яйца или курицы, лично я предпочитаю библейское «в начале было слово». Слово как образ. Не удивляйтесь низким оценкам за технику при отсутствии образа..
Все знают фразу «Не продаётся вдохновенье», мало кто обращает внимание, что в этих же стихах Пушкин даёт ответ - почему не продаётся?
Всех – с Новым годом, с Рождеством! Мира вам, здоровья и непродажного вдохновения –
Всем радостям поперёк,
Всем низостям – наотрез! (с)
*****
1. Завершающийся цикл
техника -3
Единственное достоинство текста – ритм выдержан.
Всё остальное – «муки творчества». Кое-как зарифмованы случайные слова. Очень плохо: …ный бал/…дышал; весны/новизны; своего/его; …я в прах/пора (последнее – вообще не рифма).
Образность – 2
Заявленное название не соответствует содержанию. Текст о листьях. А судя по тому, как автор выстроил цепочку «из лета, осени, весны», можно сделать вывод о его смутных представлениях о цикличности. Художественная выразительность отсутствует. Слова «венценосен», «изъеден утончённо», «вакцин» - занозы на ровном месте.
*****
2. Занавешенные зеркала
Техника – 3
Ритм первой строки меня не смущает, а в третьем катрене лучше бы написать «отраженья». Рифмы посредственны.
Образность – 4
Возможно, завышаю, потому что не знаю, как это: повязки на зеркалах? (в местах, где жила и живу, обычай иной)
Подредактировать бы, но подозреваю, что боль свежа. Соболезную
*****
3. Притча о кирпичах
Техника – 3
См. комментарий к первому тексту.
Образность – 2
Три разрозненных незавершённых наброска. Заявленный в названии жанр отсутствует.
Из Википедии: Притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
*****
4. Как цветные бабочки на картоне
Техника – 4
После «мерзко» нужна зпт. Понравилась пара рифм.
Образность – 4
Слабое звено текста:
«Догорает в пепел моя лучина
И в решетку стоков стекает мутно.»
Родное и близкое: «вольготно / Кулаками машется после драки»
*****
5. То, что бывает после
Техника – 2
Стиш написан по законам силлабо-тоники - анапест с наиболее простой, смежной рифмовкой. Ничего не имею против данного ритма, но авторская запись преследует хитрую цель – скрыть примитивность и невпопадность рифмы.
Образность – 2
Недоверие к тексту с первых строк: «смешались в кучу» российские и американские «кони» ракетных комплексов – не беду ли автор накликает?
Основное содержание – то ли бред, навеянный картинами Хиросимы 1945 года, воплощёнными в кино и комп. играх, то ли внутренний дискомфорт, вызванный нарушением менструального цикла?
Последнее слово стишка рождает вопрос нешуточный: автор, стравивший сначала американцев с русскими, завершает текст утверждением Ахирата (а это совсем не то же, что Судный день или Армагеддон!) – уж не сторонница ли запрещённого в России ИГИЛ написала стиш?
P.S. в сравнении с вышеизложенными претензиями неологизм «вычур» выглядит детской погремушкой.
*****
6. "Крапива"
Техника – 3
Сбой ритма, слова-затычки, слабые рифмы, синтаксические нарушения.
Образность – 3
Чувство благодарности «отцам и дедам» - благородное чувство, но в тексте, кроме трёх первых строк, более-менее авторских, косяком прут графоманские перепевы темы.от «мирные крыши» до «спасибо им»
*****
7. "Памяти Анны Алексеевой"
Техника – 4
Пожелание: отредактировать второе предложение (избавиться от затычек автору по силам) и в последней строке уйти от ассоциации с книгой жалоб и предложений.
Образность – 4
За попытку сказать о своём своими словами.
*****
8. "Голубка"
Техника – 4
Портят банальные рифмы и перебор «я/меня/моя»
Проблемы со знаками препинания.
Образность – 4
См. комментарий к предыдущему тексту.
*****
9. "Дождливое окно"
Техника – 2
Это болезнь - графоманский зуд – лечится трудотерапией.
Образность – 2
Бедная душа – «пойди туда, не знаю, куда»…- сочувствую.
*****
10. "Поэтам Стихиры"
Техника – 4
Интересный рисунок логаэда, а рифмочки подкачали…
Образность – 5
За смелость.
За чувство эстетического.
ПыСы: в последней строке изменить на «стихОВ»
*****
11. "О пустяках и мелочах"
Техника – 5
Автору язык достался по наследству от великих.)))))
Ему мало описать гладко, классическим ямбом, русскую тоску двадцать первого века, так ещё усложнил задачу – связал строфы рассечённой рифмой.)))))
Когда всё так хорощо получилось, хочется идеального. Стоит убрать одно из местоимений:.
Я, как лампа в сорок ватт,
тускла. Мне только снится адекват-
Образность – 5
Люблю стихи о конкретном нашем времени. Здесь и жанровая картинка, и автопортрет в пейзаже, и философия. Легко, не вымучено, ярко.
*****
12. "Предновогоднее грустное"
Техника – 3
Спасибо, автор, на примере показали, что, как говорится, «в своём глазу»… Оба мы любим составные рифмы, оба рискованно используем неожиданные клаузулы. Как результат – ритм нарушается. К тому же у Вас разноударные внутренние рифмы смещают цезуру и опять-таки меняют ритм. О неудачных рифмах, надеюсь, скажут другие арбитры.
Образность – 2
В лучшем случае содержание понятно двоим участникам (в худшем – автору). Видимо, писалось «по горячим следам», выхвачены пунктирно бессвязные детали реальности. На каждой останавливаться не буду, но одну не обойду. Есть такое понятие – постоянный эпитет, например: зелёная тоска, зелёная новогодняя красавица. Если на основании того, что обе зелёные, скажу: «тоска, как новогодняя красавица», Вы не возмутитесь ли? То же впечатление производит «слеза, как крекер» – они несовместимы. Генная модификация до добра не доводит.
*****
13. "К Таис"
Техника – 3
Ах, как люблю я силу хорейную! Куда она в этом стише запропастилась? Почему при гладкости текста на поверхность выходит вымученность? То же с рифмой: Александр, Ойкумена и скрижали теряются среди множества банальностей.
Образность – 2
Не знаю ни одного человека, кто б остался равнодушным, почерпнув сведения о Таис в романе Ефремова. Кстати, роман, хоть и назван её именем, всё-таки интересен, прежде всего, добротно выписанным тридцатилетним периодом действия и влияния личности Александра Македонского на ход истории.
К сожалению, стиш-монолог напоминает вводную лекцию по любому предмету в любой школе – набор понятий, тезисы задач. Герои невыразительны, повествование тяжеловесно, скучно, от лукавого…
Древние называли Таис четвёртой Харитой – только представьте! А у Вас какя-то ходячая «книга полезных советов для каждого солдата» получилась.
*****
14. "Радостно утро встречаю"
Техника - 2
Здесь даже «мук творчества» нет – просто бьёт с напором словесный понос.Кое-как зарифмованы строки слабо организованные ритмически.
Образность – 2
Использование прописных букв, увы, не придаёт весомости пустым штампованным словам. Текст ни о чём.
*****
15. "Воскресну"
Техника – 3
Нарушение ритма, множество банальных рифм, грамматическая ошибка, слабый синтаксис.
Образность – 4
За попытку выразить собственное понимание мироустройства.
*****
16. "Белоснежное"
Техника – 3
Если стиш детский, то анжамбеман как приём неуместен. Если для взрослых, почему разбиты строки? Неудачный синтаксис.
Образность – 2
Поверхностно.
*****
17. "Оптимист"
Техника -2
Язык безграмотный, рифма примитивная.
Образность – 2
«последнее я место» - по праву.
*****
18. "Новый Год на порог..."
Техника – 2
Есть в русском стихосложении два ритма, подобные той шапке, что на воре горит, - «Зимняя ночь» Пастернака и «Песенка об Арбате» Окуджавы – без нужды лучше не примерять.
Образность – 2
В огороде бузина, а в Киеве дядька.
*****
19. "Предновогоднее"
Техника – 5
Синтаксис трудный, но, возможно, так и надо, когда настроение создаётся словом .
Образность – 5
Не со всеми оборотами согласна, но тоннами тоски раздавлена не на шутку – значит, сработало.
*****
20. "Дивали"
Техника – 2
Судя по данному тексту, автор то ли недавно появился на «Гусях-Лебедях», то ли ленив до безобразия – не освоил основ метрики, рифмы, ритмики, полностью полагается на собственный, увы, не вполне развитый слух..
Образность – 3
Болливудский ремейк голливудского фильма о «загадочной» русской душе..
*****
21. "Последний пир"
Техника – 4
Сразу скажу: последний катрен отбросила, не оценивала, поскольку композиционно стиш кончается «лёгким», а известную фразу лучше вынести в эпиграф.
Отмечу богатство конечных и ненавязчивость внутренних рифм.
Однако, ради сохранения ритма, автор не везде достиг точности выражения. Надо
бы подредактировать.
Образность – 5
Уверена, стиш откликнется пониманием во многих, но не во мне.
Кстати, о заключительном катрене: ничего в нём не поняв, отправилась в Гугл искать «послание депутатам» и «по заглавным буквам акростих». Нашла только одно - Посудомоечная машина ММТУ-1000М, ммту-700 – по начальным буквам от "Мене, мене, текел и упарсин!" Или не по тем буквам искала акро?
*****
22. "4-е ноября
Техника – 5
Русская традиция плюс живой разговорный язык – стихи без вы/пи-пи/нов.
Образность – 5
Оно ведь тут единственное с гражданской позицией.
*****
23. "Злато и медь"
Техника – 2
Вот вам стиш теоретически подкованного графомана – к ритму не придраться, потому как нехватка слога в первой строке быстро забывается за напевной дактилической гладкостью. И рифмы вполне приличны (кроме «старатели»). Беда в том, что не рифмы вплетались в речь, а строки, как искусственные ногти, наращивались к рифмам.
Образность – 2
Автор, позвольте спросить: кто эти «мы»? Работники драмтеатра «много комедий и драм позади / славных оставили»? Вокалисты-куплетисты – исполнители «кантат и лимериков» или «тандем» вокалиста с куплетистом? (тут Вы правы – дуэтом не назвать). Писателям «отмерено/ каждому в жизни сюжетов и тем»? Ну, а мимическое исполнение баркаролы – за пределами моего воображения, тут, действительно «маршам победным» - труба!
Пустячки типа неуместного в культурной среде «зазря», лукавого «изо», недостоверной цитаты – стоит ли об этом говорить…
*****
24. "зелень на голубом"
техника – 5 (ШЕСТЬ!)
Звукопись и свобода слова сродни стихам Цветаевой.
Форма – отдельная песня. Возможно, для неё есть название? Или это изобретение нашего автора, и строфа с подобной рифмовкой в дальнейшем получит его имя? Во всяком случае, форма рифмовки и ритмического рисунка не захватанная, не избитая – не каждому по зубам сложность маневрирования на грани….Двадцать стихов, четыре строфы и четыре рифмы, идущие подряд в пяти стихах – казалось бы: сдохнуть от скуки с таким моноримом. Однако, нет монорима, есть пир для гурмана (тут дать бы слово Гольгертсу с его объёмом знаний). Я, наверное, не всё уловила. Последний стих каждой строфы с одной стороны эхо-рифма к предыдущему стиху, с другой – стыковая рифма к новой строфе. Хороши оборванные рифмы, именно двусмысленностью хороши. Вообще богатые, смелые – авторские – рифмы!
Энергичен ритм и тоже не прост. Этот логаэд можно по-разному прочитать. Формально первая строка строфы – ямб, но язык не поворачивается обозвать каждое первое односложное слово спондеем. Короче. Слышу так:
брахиколон – анапест
анапест – анапест – ямб
анапест – анапест – ямб
анапест – анапест – ямб
брахиколон
Образность – 5
Конечно, хочется остановиться на каждом слове (о, роса, ты о многом говоришь!), но времени в обрез. Да и приличие соблюсти надо – всем коротко – значит всем.
Отмечу композицию, как понимаю: мгновение – путь – память – вера.
ПыСы: «где-то есть/ лес» - издержки скрытности. Мой оптимизм просит замены неопределённого местоимения на уверенность
Свидетельство о публикации №116010800290
На самом деле это моя первая попытка использования большого количества составных рифм. Вдохновил меня Олег Гольгертс своим замечательным "Визитом" http://www.stihi.ru/2015/12/23/485 Ну, как водится, первый блин комом. Буду работать дальше.
С Рождеством и наступающим Новым Старым!
Агата Бахрушина 09.01.2016 09:17 Заявить о нарушении
Сейчас поиграю с Вами в больничку. Чур, доктор - я! Послушала, посмотрела язык, ставлю диагноз: абсолютно здорова, даже прививку от гусиного гриппа делать не надо - иммунитет защитит.
Только что написала Сноу о заразности страсти Олега, но ей ещё не отправила, там разговор долгий.
И Вам радостных Святок и доброго года!
Тамара Барышева 09.01.2016 09:29 Заявить о нарушении
лечить меня? не вашими руками - это точно.
ЛС
Тм Гуси-Лебеди 10.01.2016 13:24 Заявить о нарушении
- На душе печаль сидит,
о любви всё говорит,
только нет её нигде,
не идёт она ко мне.
Сердце плачет и страдает,
ведь никто не понимает.
Слёзы катятся из глаз,
ведь не слышно нежных фраз.
И то не совсем кол, оценка 1/2. Но в наших лонгах до такого пока никто не "просветлился", поэтому мои оценки начинаются с троечки. Я не призываю никого идти по моему пути, но талантливое стихотворение талантливого автора видно всегда. Давайте не будем такими строгими, авось и в чём-то другом повезёт! Я сама накосячила до НГ, теперь больше не буду.
Агата Бахрушина 10.01.2016 14:35 Заявить о нарушении
Савитур Джай 12.01.2016 08:31 Заявить о нарушении