Стихотворение месяца 35 - Обзор Сергея Скловского
Вальсирует, кружится с ветром осень.
Последний танец и прощальный бал.
Декабрь ей угрожает - венценосен!
Морозом очень близко задышал…
Держу в ладошках ворох пестрых листьев –
привет из лета, осени, весны:
есть желтые, с оттенком шерсти лисьей,
есть в ярко-красных пятнах новизны.
Вот – милый, он по краешку зелёный,
хранящий цвет из детства своего,
а этот - весь изъеден утончённо,
ажурна сеть прожилочек его…
Возможно, завтра их укроет снегом,
все краски жизни превращая в прах.
Под саваном их ждёт покой и нега.
Замерзнут, видя сны, - пришла пора…
Я думаю о грустном, наблюдая
природы завершающийся цикл,
когда летит последних листьев стая,
и нет для их спасения вакцин…
Стихотворение оставляет ощущение чтения инвентарного реестра известных признаков поздней осени, причём, имеющиеся скудные образы или представляют собой штампы (например, «Последний танец и прощальный бал»), или неадекватны по смыслу (вроде «неги», которая ждёт под саваном, или вакцин для спасения стаи листьев - в финале…). Выдержанный размер стиха – пожалуй, единственное, что можно отметить положительного.
3/2
*****
2. "Занавешенные зеркала"
А любви нашей было - под сорок лет,
Ею дом был обласкан, заботой согрет.
Но тебя в край далёкий беда забрала,
И повязкою чёрной твои зеркала.
Я по комнатам, как в коридорах больниц,
Суечусь, а повязки - глазницы бойниц,
Ожидаю звонка, ты ли стукнула в дверь,
Телеграмму в три слова: "Любимый, не верь!"
Просыпаюсь в ночи и бегу к зеркалам,
И срываю повязки, всё - глупость и хлам,
И встречаю... твои отражения, а там
Ты наивным своим предаёшься мечтам.
В Этом зеркале быстро подводишь глаза,
Протираешь другое, мне что-то сказав,
Ну, а в третье задумчиво долго молчишь...
Из далёкого сна, из далёкой ночи.
Замечаешь меня, - как безумен и тих,
Прекращаешь мурлыкать наш давний мотив,
Прикоснулась из зеркала мягкой рукой
И спросила с тревогой: "Ты что, дорогой? "
Грустное, наивное и дилетантское стихотворение. Если бы автор написал это всё в одну строчку, то сразу увидел бы смысловые и стилистические нестыковки. Размер выдержан, к рифмам претензий нет.
3/3
*****
3. "Притча о кирпичах"
Ложатся на стену кирпич с кирпичом.
К раствору примешаны капельки пота.
И "вольные каменщики" ни при чём,
А дом или крепость - не наша забота.
Дорога. Кирпич на дороге лежит,
При свете не страшен. Ночами опасен.
Отбросишь в кювет, и уйдут миражи,
Которых у каждого много в запасе.
Над улицей круглый "кирпич" вознесён
Дорожных начальников вышнею волей.
Висит над толпою и ей в унисон
Считает, что правит над миром. Доколе?..
Ну, во-первых, это никакая не притча – нет здесь ни иносказательности, ни нравственного поучения в конце. И даже дорожный знак «кирпич» не может в унисон (т.е. созвучно) с толпой считать что-либо, особенно, что правит миром (и уж никак не «правит НАД миром»). И здесь – всё ни при чём, как, например, миражи, которые уйдут после того, как будет отброшен с дороги кирпич. Получилось сумбурно, бестолково и неумело.
3/2
*****
4. "* * *"
Как цветные бабочки на картоне,
У меня засушены эсэмэски.
От таких коллекций на сердце мерзко
И фальшиво ноты звучат в рингтоне.
И домой не хочется беспричинно,
Хоть сырая мгла - неприятный спутник.
Догорает в пепел моя лучина
И в решетку стоков стекает мутно.
В пустоте потерянно, но вольготно
Кулаками машется после драки...
Просто выжить, выпить, прийти с работы
И опять пойти погулять с собакой.
Лучше сначала прийти с работы, а потом уже – выпить. И не нужно ставить на телефон рингтоны, которые звучат фальшиво. И не может в пепел догореть лучина, а потом мутно стекать в решётку стоков. Стихотворение получилось не вполне грамотное и – ни о чём.
3/3
*****
5. "То, что бывает после"
Сатана.
Томагавк.
Искандер.
Судный день
Рай и ад
Опроверг...
Дождалась,
Если верю с трудом
В то, что будет со всеми потом?
На промозглом холодном ветру
В тусклом свете иду и смотрю.
Ни живой и ни мёртвой души,
На осколках зеркал
Пыль лежит.
Жар, озноб.
А вокруг полумгла...
Люди-тени сгорели дотла.
Переход стекловидных пустынь
Схоронил материнский инстинкт.
И внутри у меня пустота
Без любви и без вычур проста.
Как глухая стена тишина.
Я больна? Совершенно одна.
Я бреду.
Я ползу, как во сне...
Надломилось всё сразу во мне.
Изменяется суть
Бытия.
Что есть сущее?
Вовсе не я...
Я хочу оглянуться назад.
Ахират?
Ахират.
Ахира-а-ат...
Про смысл: если ахират, то это уже потусторонний мир, по которому автор перемещается, испытывая вполне земные ощущения и отмечая изменение сути бытия, которого уже и быть не может после Судного Дня. Если нет «ни живой и ни мёртвой души», то к кому же себя причисляет автор?
Мне показались не очень аккуратными рифмы «ветру/смотрю», «пустынь/инстинкт». Но в целом размер стихотворения выдержан. Названия ракетных комплексов, упомянутые в самом начале, нужно бы взять в кавычки. В целом, получилось пафосно и не очень умело.
3/3
*****
6. "Крапива"
Потяжелевшее с рассветом, с закостеневшими лучами,
Из-за холмов, покрытых летом, вставало солнце в стае чаек.
Июнь прогретый гнал всё выше ростки весёлые пшеницы.
На мирные, родные крыши летели бомбы чёрной птицей.
И закружились в лихолетье берёзы, сосны, травы, люди.
Пришла война, накрыла сетью, и раздробила горы судеб.
Четыре долгих, страшных года гроза гремела тиши взрывов.
Вокруг разгромленных приходов росла лишь жгучая крапива.
А деревенские мальчишки её в охапку брали бойко.
И позабыв на лавках книжки, хлебали щи с травою горькой.
Они прошедшие сквозь беды, войну впитавшие с крапивой,
Наши отцы и наши деды несломленные чёрной силой.
Спасибо им за небо в звёздах и за горячую картошку.
За то, что мы не знали слёзы, крапиву не хлебали ложкой.
Солнечные лучи не могут быть закостеневшими (превратившимися в кость, омертвелыми). Смысл седьмой строчки понять не удалось и после неоднократного прочтения. Про «приход» пусть автор посмотрит в словаре – что это такое, и как церковный округ соотносится с местом, вокруг которого автор отметил распространения крапивы. Щи из крапивы вовсе даже не горькие (сам варил и пробовал…).
Стихотворение получилось с потугой на патетику, но неграмотно написанное и содержащее стилистические и пунктуационные ошибки.
3/3
*****
7. "Памяти Анны Алексеевой"
Из того, что ты мне говорила,
многое, почти что всё, сбылось.
Это проросли слова все или
время, проскочившее насквозь,
отразилось в прошлом светом странным,
что мерцает, словно твой маяк.
Ты была пророчицею, Анна, -
бабушка любимая моя.
Свету неизбывному продлиться
ровно столько, сколько хватит сил
нам зачитываться, пряча боль в страницы,
жалобными книгами могил…
Не получилось у меня понять смысловую конструкцию, построенную автором в 3 – 6 строчках. И дальше про неизбывный свет получилось как-то не внятно, особенно про боль в страницах жалобных книг могил, которыми нужно зачитываться… И вот, продравшись сквозь эти несуразицы, остаётся в целом грустное ощущение беспомощности автора закрепить на бумаге воспоминания о любимой бабушке.
3/3
*****
8. "Голубка"
Нас гонит век, нельзя остановиться.
Манит в свою заоблачную даль.
Мой лимузин летел вперед как птица.
Я жал ногой безжалостно педаль.
Была Фортуна у меня в кармане.
Светило солнце, занимался день.
Вдруг в предрассветном утреннем тумане
Передо мной мелькнула, чья то тень.
Визг тормозов, удар из-под капота,
И на щеке невольная слеза.
Голубка, символ мирного полета,
Безжизненно взглянула мне в глаза.
Вот так и ты в моих руках по-птичьи
Лежала, но суровой жизни шквал
Цинично дул, и я эгоистично
Твою любовь как птицу растоптал.
Промчалась жизнь, я на краю могилы.
Уже со мною предки говорят
О вечности, но я забыть не в силах
Твою любовь и голубиный взгляд.
Если порезать текст на короткие (якобы простые) предложения, то можно потерять смысл доброй половины из них (см., например, предложение 2). Если расставить запятые наугад, а не по правилам русского языка, то получится строка 8. Если не задумываться над смыслом написанного, то получится строка 12. Орфографические («чья-то» в строке 8) и прочие ошибки кажутся ерундой по сравнению с жуткими авторскими образами и эпитетами («суровой жизни шквал Цинично дул»).
В результате получилось беспомощно, неграмотно, неинтересно.
2/3
*****
9. "Дождливое окно"
Гляжу в дождливое окно -
Чужое вижу отраженье.
Ведь может быть души смятенье
Так жалко в нем отражено.
Мечусь по комнате пустой,
Воздев ладони в горькой муке:
- Дай силы выстоять в разлуке –
Душа моя, молю, постой.
И принеси чуть-чуть огня.
Не мчись, мерцая во вселенной.
Не мучь меня своей изменой.
Вернись ко мне, согрей меня.
Даже, если в этом стихотворении правильно расставить знаки препинания, то всё равно не получится полностью разобраться со смыслом написанного. Автор просит собственную душу постоять, принести огня, не мчаться, не мучить своей изменой, вернуться и согреть его, причем, всё это - одновременно. Мерцание души во вселенной особенно впечатлило. В результате у автора получилось стихотворение ни о чём, не согласующееся с названием, ещё и с ошибками.
3/3
*****
10. "Поэтам Стихиры"
Я вас прошу, чтоб не скрывали лиц.
Старость - не грех. Мудрый над ней смеётся.
А красота - голос живых страниц.
Музыка слов - солнце на дне колодца.
С чистой строкой в сердце придёт весна,
Юность секрет тихо шепнёт на ушко.
Кто написал? Как молода она!
И наплевать, что по годам - старушка.
Или орёл, рыцарь и патриот
Вдруг поразит и добротой, и силой.
Что мне года, если душа поёт.
Он для меня и для других - красивый.
Время нельзя нам повернуть назад.
Словно ручей к быстрой реке стремится.
Хочется мне - просто взглянуть в глаза,
В строчках стиха видеть родные лица.
К рифмам претензий нет. Размер стихотворения выдержан. Знаки препинания на месте. Этим исчерпываются плюсы представленного произведения.
Написано претенциозно, с набором, на мой вкус, некорректных образов (строки 3, 4) и штампов (строка 5, 11, 13).
Произведение оставило ощущение воинствующего графоманства.
4/2
*****
11. "О пустяках и мелочах"
Бесснежная зима. Народ понур.
Ряды убогих рыночных конур
в пространство источают неуют.
Одёжу, снедь и утварь продают.
Ассортимент широк, рулит Китай,
а цены – хоть за голову хватай-
-ся. Я бреду по январю
и со своей тоскою говорю
вполголоса: «Оставь меня, оставь».
Покрутит у виска и будет прав
прохожий. Я, как лампа в сорок ватт,
тускла. Мне только снится адекват-
-ность. В сердце будто колет ость,
а у планеты покривилась ось.
Должно быть, тролль в сусеках изыскал
крупицы искажающих зеркал
и вымел в мир. Но словно снегири,
сверкают огонёчки мандари-
-нов в оформлении витрин,
огни горят, и воском тает сплин.
Побеги счастья «меры всех вещей»
растут средь пустяков и мелочей.
А между тем сгустилось наверху:
видать, вот-вот начнут молоть муку.
Не понятна авторская страсть к поломке слов с переносом кусочков на следующую строчку. Это, должно быть, фишка?
А в целом стихотворение оставило светлое впечатление. Получилось интересно, хотя "О пустяках и мелочах".
5/5
*****
12. "Предновогоднее грустное"
«…когда же и след от гвоздя исчез
под кистью старого маляра,
мне было довольно того, что след
гвоздя был виден вчера».
Новелла Матвеева «Девушка из харчевни»
Вновь душу грызёт тоска, шла бы к чёрту, а?
- Давай заведём щенка?
- Сердце мёртвое.
И что-то ушло навсегда, стало облаком.
- Желание загадать?
Только в горле ком.
Щенок и мартини бьянко, а после кофе в постель;
хорошая штука - пьянка, жаль, что годы не те -
зелёный сменился красным, цикорием – кофеин,
а молодость вечно дразнит, как сомелье картой вин.
Все наши вины, как реки, сольются в один поток,
солёная, словно крекер, слеза упадёт на стол.
Спасибо за свет вечерний, за праздник еловых лап,
за «девушку из харчевни», за гвоздь, не забитый в шкап.
Вновь вызову я такси, буду «в домике»:
- Зачем же тебе, прости, домино и кий?
- Такая вот нестыковка в потоках воздуха.
Такси, словно тыковка, в сугробах возле хат.
На мой вкус, неоднозначны рифмы в строках 1/2, 11/12, да и в последнем катрене построена слишком громоздкая и неудобочитаемая, явно искусственная, конструкция. Но, в целом, стихотворение оставляет хорошее впечатление.
4/4
*****
13. "К Таис"
Дочь моя духовная, не зря мы
встретились на жизненном пути —
ты живое пламя тайных знаний
далее обязана нести.
Сам я стар, но жизнь прошла недаром,
принеся свидание с тобой:
ты уйдешь на север с Александром
и всегда пребудешь над толпой.
Ты умна, божественно красива,
Эросу ты служишь, а для нас
нет важнее столь могучей силы...
В тягостном пути, за часом час,
выбрана моими ты глазами —
с каждым днем всё ближе, ближе смерть:
вместе с македонскими полками
Персию проехать не успеть.
Ты — в кругу художников, поэтов,
воинов — посланник мудреца.
Сможешь научить, помочь советом,
распознать злодея, подлеца.
Временем расколоты скрижали
и легко папирусы горят...
Знание из уст твоих — едва ли
позабудет хоть один солдат.
Разнесет молва по Ойкумене,
сохранит в легендах и стихах
для любых грядущих поколений...
Хайре, Таис! И без сожалений!
Пусть тебе неведом будет страх...
Стихотворение написано в целом грамотно, я бы предложил автору внимательно посмотреть на расстановку знаков препинания «тире», она не всегда оправдана. Описательный характер произведения на историческую тему понятен, что нельзя сказать о побудительных мотивах автора.
4/4
*****
14. "Радостно утро встречаю"
Радостно утро встречая,
Благодарю весь Мир!
Песни и звёзды, играя,
Счастьем наполнят эфир!
Ветер кружит весёлый,
Солнце несёт тепло.
Близится Праздник Новый —
Время Весны пришло!
Пусть в декабре морозы,
А в феврале метель,
Но расцветают розы
В душах простых людей.
Розы, ромашки, мята—
Суть Красоты Земли.
Будьте смелей, ребята,
Вы до Весны дошли!
Сейте рукою щедрой
Мудрости душ семена,
Чтобы все Знанья древних
Жизнь ваша приняла.
Чтобы слились воедино
Знанья Истоков в душе,
Чтобы телами вошли вы
В Мир, что творите Земле!
Кажется, что обилием прописных букв и восклицательных знаков автор пытается отвлечь внимание читателя от того факта, что стихотворение – ни о чём. Заезженная рифма «морозы/розы», а также глагольные рифмы первого четверостишия, как и сомнительные рифмы «семена/приняла», «душе/Земле» создают грустное впечатление от мастерства стихотворца.
3/2
*****
15. "Воскресну"
А что, если я исчезну?
Умру...растворюсь...неважно.
Мне, знаешь, совсем не страшно,
Лишь шёпотом : "Я воскресну".
Безмолвной душою стану,
Иль смертью в плаще по ветру -
На жалкие сантиметры,
Но рядом с тобой останусь.
Касаясь пушистых прядей,
Руками водить по коже...
Возможное невозможно?
Чушь, даже в глубинах ада -
Пусть руки скуют цепями,
Пусть плавят в безумных танцах,
Я - тенью прозрачных пальцев
Чем ближе, чем между нами...
А ты...просто помни, слышишь?
Один килобайт за прочим.
А я буду каждой ночью
С тобой, только чуть повыше.
В тоскующем вое ветра,
В шуршаньи осенних листьев,
Уходя за пределы жизни
На несколько сантиметров.
Строчки 3 и 4 составляют предложение, не имеющее смысла. Увы, но дальнейшее прочтение лишь усиливает впечатление невнятности изложения (чего стоит, например, предложение, составляющее строку 18). Произведение получилось сумбурное, неумелое, беспомощное какое-то.
3/3
*****
16. "Белоснежное"
Какая я красавица!
И взрослая какая!
И всем подругам нравится
Мой сказочный наряд:
Серебряные туфельки,
Манто из горностая.
Со мной огромный пудель, и
Зовут его Солдат.
Он друг мой самый преданный,
Он добрый и отважный,
Дойдет до края света, но
Меня всегда найдет,
Тихонько сядет рядышком,
И станет мне не страшно,
А прошлое – лишь пятнышком
Прозрачным, точно лед.
Но это будет позже, а
Пока она лишь грезит.
Подушками обложена,
Как, впрочем, все вокруг,
Спит девочка без пальчиков,
Мальчишка весь в порезах...
Ряды девчушек, мальчиков
Без ножек или рук.
Во снах они по-прежнему
Несутся к папе-маме,
Штурмуют горы снежные,
На санках вниз летят.
Им так тепло и радостно
В лекарственном дурмане.
Так далеко до пандусов...
Шшшшшшшш, тише! Дети спят.
Технически стихотворение не безупречно, содержит не очень удачные рифмы, но грамматика и орфография правильные.
Тема детей-инвалидов безусловно вызывает эмоциональный шок читателя, а дальше - всё дело в таланте автора, его чувстве такта и меры. Мне кажется, что в данном случае это не очень получилось.
4/3
*****
17. "Оптимист"
Может, вам неинтересно
(мне на это всё равно),
Но последнее я место
Заслужить хочу давно.
Два уж есть. Хочу я третье,
Чтобы полный был набор,
(дальше будет междометье,
чтоб не вышел перебор).
Первых - три, или - четыре:
Заслужить их - ерунда,
А последнее в стихире-
- это, я скажу вам.., -да-а-а!
Не красна изба углами,
Ну да, речь-то не о том:
Без печИ не с пирогами
Вы останетесь, - с хвостом.
Не смотря на вроде бы сразу обозначенный смысл, стихотворение получилось набором случайных фраз. Кривая инверсия в третьей строке и последние бессмысленные четыре строчки лишь усиливают ощущение беспомощности автора, впрочем, честно претендующего на последнее место в конкурсе.
3/3
*****
18. "Новый Год на порог..."
Всё вокруг в серебре, ели так торжественны,
Вот уходит декабрь в веренице дней.
Новый Год на порог... Величаво шествует,
В ореоле гирлянд из цветных огней.
«Ты течешь, как река. Странное название.
И прозрачен асфальт, как в реке вода.»*
Новый Год на порог... Приукрасил здания...
Дед Мороз в зипуне, чудо-борода.
Календарный листок упорхнул журавликом,
Звон бокалов... Ура!!! Праздничный салют!
Новый Год на порог... Не найдете праздника
Лучше, чем... Новый Год!.. новогодних блюд!
Слышен смех во дворах, гомон, шум на лестницах,
До утра не уснуть, глаз мне не сомкнуть.
Новый Год на порог... с Зимушкой-наместницей,
Дай всем счастья вокруг!.. Да и мне чуть-чуть.
Пусть же наши дворы лишь весельем полнятся,
Кровь людская в полях не бежит рекой.
Новый Год на порог... с веткой мира горлицу
Выпускает в мой дом властною рукой.
Всё вокруг в серебре, ели так торжественны,
Спят дома... Тишина!.. как журчит ручей.
Новый Год по дворам... величаво шествует,
В ореоле гирлянд... праздничных свечей.
*Б.Окуджава
Получилось вполне себе такое новогоднее стихотворение со всеми атрибутами этого праздника, в том числе и с букетом восклицательных знаков. Попытка оксюморона («Тишина!.. как журчит ручей») мне показалась неуклюжей, так же, как и вставка двух строчек Б.Окуждавы. Уход декабря в веренице дней мне показался штампом, впрочем, как и «ореол огней», «с веткой мира горлица», «величаво шествует»…
4/3
*****
19. "Предновогоднее"
Был давно уж привит ото лжи и, конечно, не сетую
На вкрапления мифов в разбитое тело Истории,
Но лапши на ушах не приемля, заманенный в сети, я
Абстрагируюсь робко от чуши в аудиториях.
Не пытаясь нарваться на истину в душах ораторов,
Я готов разглядеть даже тень от намёка на праведность,
Но всё больше и чаще они с озверелостью трактора
Месят правду в грязи, отдаляясь всегда в недосказанность. ..
Снова в силе наветы, наезды, сортиромочения,
Эдельвейсы из ваз переставлены в лапти да валенки...
Хоть на каждую задницу - вдоволь ТВ-развлечения,
Пересыщенный лоск выдаётся за сказочный аленький,
И не видится света на трассах, объятых "Протонами",
И дворцовые звёзды так ярко сияют для избранных...
Новый год наступает бесснежными тусклыми тоннами
Беспробудной тоски над печальными ветхими избами.
До сих пор не замечал «озверелости трактора», думаю, нужно приглядеться к этим животным…Мне кажется, что автор слегка перепутал «Протонов» из 13-ой строки с «Платоном» - системой взимания платы с большегрузных автомобилей, или тогда пусть пояснит, что он имел в виду. Не вполне понятны также переставленные в лапти да валенки эдельвейсы – они-то здесь каким боком нарисовались? Подсмотренное в Интернете автором слово «сортиромочения» безусловно оживляет картину «Беспробудной тоски над печальными ветхими избами», отсылая читателя к известному путинскому опусу.
К рифмам особых претензий нет, «не сетую/в сети я» даже кажется оригинальной. Препинаки тоже, вроде, на месте.
4/3
*****
20. "Дивали"
Сочным боком появилась переспевшая Луна.
Ночь ведёт и не одна: звёзды – в розницу и скопом.
Ла’кшми Джей! Джей Джей Ма!..
Жжёт, беснуется толпа!
Христиане – молча… рядом – наслаждаются прасадом.
Ночь намолено чудачит: небо чертят метеоры –
Поминальным огнями Тауриды шлют снаряды!
Кришна, Будда ждут Христа, вторят баджан: "Джей Джей Ма…"
Ясный в зеркале Луны босиком идёт по Ганге,
А в руках несёт жалейку из загадочной страны.
Волны спутанных волос – Иисус в огнях волны.
Божий сын раскинул руки, словно маму взглядом ищет...
…затухают пепелища, воды ждут священной пищи.
Будда – нежно караталы,
Кришна – новый инструмент.
Я пою, а рядом – чудо и не верю в сей момент –
Я крещёный в двадцать лет!
Благовоний лепестки предлагаю Будде, Кришне,
Иисусу на венок.
Слышу, мама мне из рая: "Я люблю тебя, сынок…"
Обилие индийских слов придаёт стихотворению определённый колорит, вместе с тем усложняя читателю понимание сути описанного. Поэтому было бы корректно под текстом произведения расположить перевод этих нескольких слов.
В целом, описательное стихотворение оставляет впечатление чужого яркого праздник, что даже не сильно портит нечёткая рифмовка.
4/4
*****
21. "Последний пир"
Служить тебе, Маммона*, так неловко нам.
Бессребреник и тот богатством уничтожен.
На перстне Соломона гравировка – там
две фразы: "Всё пройдёт... пройдёт и это тоже."
Запасы пищи, устоявшийся уклад,
где мы не видели ни горя ни печали.
Но так же нищего, стоявшего у врат
святой обители, в упор не замечали.
Мы собираемся на наш последний пир.
Пусть город осаждён, а стражники беспечны.
Нам умирать совсем не страшно, потерпи
ещё чуть-чуть, гармония костра не вечна
А на стене, сперва неясные, в дыму
всё ярче словеса – пророчество потомкам.
Недолго пировать и праздновать тому,
кто взвешен на весах и найден очень лёгким.**
______
Прошли века. В одном издании печатном
послание народным депутатам.
Читаем по заглавным буквам акростих:
"Мене, мене, текел и упарсин!" ***
----------------
* «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть,
а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.» (Мф. 6:24).
** Толкование слова Текел от пророка Даниила.
*** Ударение в иврите чаще всего падает на последний слог.
Стихотворение напичкано фразами из Библии, что не делает более понятным его смысл, даже при наличии комментариев под текстом. Даже если поправить знаки препинания, всё равно останется ощущение сумбурности изложения (например, первые две строчки второго катрена или последние 2 строчки третьего четверостишия – это про что?)
3/3
*****
22. "4-е ноября"
У гастронома поутру
Народ толпился – праздник всё же!
Кто брал вино, а кто – погорше,
Благословением нутру.
«А напоследок я скажу…», –
Хрипел, хмелея бомж кудлатый
И мутный взгляд сквозил куда-то
По расписному витражу.
Но были ноты высоки –
Напев порой сбивался пылкий
И вниз по горлышку бутылки
Стекали капельки тоски.
Он чем-то добрым осиян,
Нёс через бремя расстояний
Любви несбывшейся сиянье
И счастья стаявший туман.
Хотелось верить. И страдать
Его надрывным песнопеньем.
А грусть, пронзая вдохновеньем,
Бродяжью выправила стать:
Он стал вдруг искренен и свеж,
Он приосанился по-царски.
И был прекрасен день ноябрьский
Размытым отблеском надежд.
– Бомжара! – кто-то крикнул, - жарь!
Под этот возглас ненавистный
За день народного единства
Краснел неловко календарь…
Чёткая такая зарисовочка. Вроде, всё по делу и на месте, кроме нескольких запятых.
4/5
*****
23. "Злато и медь"
Нет, не зазря мы с тобою состарились:
много комедий и драм позади
славных оставили.
Им изо ста кулис
хлопали те, кто встречался в пути.
Хлопали наши друзья и товарищи,
рядом тулились, придвинув плечо,
знали, что "верной дорогой шагающий"
жизнь созидает.
А что же ещё?
Хлопали нищие, принцы, старатели,
девочка с персиком, мальчик-мажор.
Хлопали даже враги-злопыхатели,
предпочитая не лезть на рожон.
Эх, сколько спелось кантат и лимериков,
сколько подмостков украсил тандем!
Кто их считал? Да и сколько отмерено
каждому в жизни сюжетов и тем?
Не повернёшь ни кнутом, ни коронами
время… Нам память – и злато, и медь.
В сердце тихонько впусти баркаролу, мим,
хватит там маршам победным греметь.
Не смотря на некоторую нарочитость ряда рифм («состарились/ изо ста кулис», «коронами/баркаролу, мим») и невнятную адресацию, стихотворение производит впечатление чёткости и лёгкости.
4/4
*****
24. "зелень на голубом"
лист - это жизнь.
напоследок роса дрожит
в тупиковых путях прожил...
тянешь выше зачем, ответь,
ветвь!
ветвь - это дверь.
их должно быть хотя бы две -
чтобы было во что не вер...
позабыть не даёт родство
ствол.
ствол - это боль,
столкновение вер и воль.
всех нельзя удержать собой
без надежды, что где-то есть
лес.
лес - это весть,
без которой уходишь весь,
для которой себя отвесь...
к небесам через небо длись,
лист...
Написано интересно – это и про рифмовку, и про стиль. Явная нарочитость конструкции стихотворения ничуть его не уродует, настолько гармонично построено. Просто понравилось.
5/5
Свидетельство о публикации №116010800159
с уважением, Лана Сноу, стих №23.
Лана Сноу 09.01.2016 04:09 Заявить о нарушении