Антология 9. Практики переписывания стихов друг-др
«Практики переписывания стихов друг-друга» (с)
глава 1
Пролог.
О крохах со стола (Мф., 62 зач., XV, 21-28.)
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
А вот высказывание пророка Мохаммеда из авторитетного сборника Аль-Бухари.
Глава 1353: Облизывание пальцев.
1818 (5456). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда кто-нибудь из вас поест, пусть не вытирает руку, пока не оближет её сам или не даст облизать другому». Примечание к хадису: "Имеются в виду жена, дети или рабы".
Сайт «Стихи. Ру» уникален по многим параметрам развития современного общества. В частности, хочется отметить некоторые партнерские отношения, которые складываются при написании здесь стихов и иных произведений.
В рецензиях жителей нашей Вотчины есть недавние диалоги, привожу их в частях 1, 2, 3.
Часть 1
- Я попробовала писать так, как вы пишите...Не знаю как, но что-то получилось...:)
Спасибо Вам за прекрасные стихи.С уважением, Светлана. Вотчина 04.01.2016 13:32
- Спасибо, Светлана :) замечательно получилось
рад, если мои скромные усилия вдохновляют :) Максим Паладин 05.01.2016 13:26
- что-то грустная такая тема идет..не буду дальше писать...
..А у Вас "с зацепками" песни....вирус стиховочный:)Смеюсь. (СМ Вотчина 04.01.2016 14:09 )
- отчего же? если идёт, надо писать, даже если грустно . Максим Паладин 05.01.2016 13:27
Часть 2
- Нтколай, отношусь крайне отрицательно к бытующей практики переписывания стихов друг-друга, принятая в нашем творческом сообществе. Если это не сэнрю или кёка имеющая такую форму то это неуважение к сердцу автора. Прошу простить, но ваше стихотворение пробудило меня ото сна.
Рукою быстрой
меч взирал неспешно
как сошла роса.... Сендр Фридайвер 04.01.2016 02:
- Я к этому отношусь спокойно, так как печататься не собираюсь, а кроме того стихи в комментариях я вообще редко печатаю на своей странице, они там(в комментария) и остаются по большему случаю, кроме того вот этот ваш стих, только темой схож, но это уже и не мой. На просторах интернета у меня множество стихов, я даже не помню уже все сети, где был, я люблю комментировать стихами)). Пусть себе живут, своей жизнью.
Ваш стих - чисто в стиле Японии, а то что я писал, это моё видение, интерпретация в стиле (отдалённом). С уважением Николай. - Николай Шу 04.01.2016 12:27
Часть 3.
- Нет, Солнце, не моё. Не складывается. Прошу меня простить.
Ирина Пахомова Викторова 04.01.2016 20:10
Часть 4
Если ввести экономический термин к полученному произведению как «центру прибыли», то структурное подразделение этого «предприятия», должно отвечать за затраты и прибыль
Путем публичного размещения произведения у автора отсутствует возможность контролировать творческий поток.
Что это означает? А это означает ровно то, что вы не занимаетесь «творчеством», а работаете на «чужое творчество»?
Это я перефразировала цитату из статьи «Хватит собирать крохи со стола “больших пацанов”…заберем у них стол!»
Возможно ли, вырваться из цепочки закономерностей, которые возникают во время творческого переживания от прочитанного и отклика на него?
Возможно ли, самому это контролировать и работать в творчестве напрямую со звучанием божественной лиры?
Я думаю, что невозможно.
Мне дорога любая КРОХА озарения, слова, мысли, которые приходят в ответ на то, что во мне ОТЗВУЧАЛО!!!!!
И если ОТЗВУЧАЛО, то я считаю произведение автора УДАВШИМСЯ.
И благодарю автора, даже если точки зрения у нас не совпадают.
Любой стих мной проживается в какое-то время и в разных витках жизни.
И всегда удивляюсь, как строки, которые мне приходят порой неожиданно, порой на уровне графоманства, я ПРОЖИВАЮ в ЖИЗНИ.
http://www.stihi.ru/2015/01/28/9585
Каркас будущего в подсознании, и все встречи предрешены.
Все встречи и невстречи, случаи и неслучаи, случайности - неслучайности.
Во всем есть причинно-следственная связь.
Наивысшее предназначение полюбить все, что преподносит жизнь.
С ужасом можно предположить представление того, как любить то плохое, что омрачает нам жизнь? Но это другой философский и жизненный вопрос. И коротко о нем можно сказать так http://www.stihi.ru/2015/08/25/5163
«Чувствовать жизнь ПИСАНИЕМ,
читать ЕЁ как БИБЛИЮ -
вот назначение Человека.»
Эпилог
И, мы – поэты, творческие люди, если откликаемся на чье-то творение, то оно проходит сквозь призмы нашего сознания, согласуясь с опытом предыдущим или обретением нового опыта.
И не надо бояться быть источником творчества для других, даже если это происходит в неприятной манере, то причинно-следственная связь обязательно отзовется в НАПИСАННОМ на судьбе автора строк.
Плагиат произведения даст резонанс на несоответствие примеренной матрицы и получит проживание чужой жизни, уменьшая шансы прожить свою.
Плагиат творческой души и ЛГ, тоже крадет собственное время для проживания своей жизни.
Любую маску придется когда-нибудь, да смывать или снимать, чтобы пред Богом предстать только душою. И обернувшись на пройденный путь грустно было бы увидеть то, насколько путь был бы лучше без масок.
А КРОХИ, на которые мы реагируем, читая творчество друг друга, чаще всего - МЕТЫ*, которые помогают сделать нужный поворот на пути жизни, оказывая ОГРОМНУЮ помощь.
Все как в Мироздании: Малое в Большом и большое в малом.
Бог дал нам слово, значит оно кому-то необходимо.
И мы на Службе Бога в слове, поэзии.
Бог-поэт и поэт от Бога – это гениально.
Достигнуть такого партнерства - ВЕЛИКОЕ приобретение души.
+++ в рецензии к http://www.stihi.ru/2015/12/20/759 Николай Шу и Сендр Фридайвер
http://www.stihi.ru/2016/01/05/9742
Мне понравился Ваш диалог и у меня в связи с ним возникли мысли, хотя это не только уже мысли, но принципы в некотором роде.
А про принцип Николая, не собирать КРОХИ, барственно звучит...
Ибо эти же крохи нужны самому.
Это как про советы.
Советы дает тот, кто в них же нуждается.
Мне так кажется.
Если хотите, давайте об этом поговорим.
С уважением, Светлана.
*
Слово МЕТЫ – пришло неожиданно, но точно
В Википедии»
«Ме;та — многозначный термин. Слова: от рус. мета:
Мета — метка, пометка, знак.
Мета — цель, мишень, в том числе поворотный столб на конских состязаниях.
Мета — условие договора, в соответствии с которым его участники делят поровну прибыли и убытки.
Глава 2.
Только что была на страничке http://www.stihi.ru/avtor/bot777 Тальков Игорь Владимирович
С какой целью автор взял НИК известного поэта и певца, я не знаю.
Но была рада вернуться во времена юности, вспомнить как ждали его исполнение на концертах ТВ, как пели его песни в компаниях, трагедия его смерти.
Его нет, но в водах реки нашей жизни есть память о нем.
На страничке выставлено всего одно произведение поэта-певца "Чистые пруды"
Не знаю, что меня повело разобрать стих и по каждому куплету написать танка так как умею на сегодня.
Пока писала приходило осмысление слов так, как чаще не задумывалась, а просто так же пропевала их музыкальность.
Когда написалось, то подумалось, а плагиат ли это? А не переписывание ли это стихов?
То есть той темы, которая только что мною рассматривалась?
Классика не переписать! Это народное достояние!
"Иначковость" никогда не испортит классический текст
А лишь составит мнение о том, кто это попробовал сделать.
К своему стыду приведу мой эксперимент на обозрение, и не более....
Чистые пруды (Тальков Игорь Владимирович)
*
У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг уединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.
========================================
*
родное место
миг уединения
почтой памяти
если сердце томится
то исцелит его
==========================================
**
И я спешу туда, там льется добрый свет,
И лодки на воде, как солнечные пятна,
Отсюда мы с тобой ушли в круженье лет,
И вот я снова здесь, и ты придешь обратно.
==========================================
**
льется добрый свет
солнечными пятнами
лодки на воде
рождены в круженье лет
вернемся все обратно
===========================================
***
Однажды ты пройдешь бульварное кольцо,
И в памяти твоей мы встретимся, наверно.
И воды отразят знакомое лицо,
И сердце исцелят, и успокоят нервы.
===========================================
***
круг пройдешь когда
то встретимся наверно
узнаем лицо
и исцелит родное
и нервы успокоит
===============================================
****
У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет и ближе, и дороже,
Там дышится легко, там мира чистота
Нас делают на миг счастливей и моложе.
===============================================
****
есть свои места
что ближе и дороже
мира чистота
миг там дышится легко
счастливей и моложе
==================================
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.
...
чистые пруды
застенчивые ивы
девственно молчат
в веках частица детства
где звучит аккордеон
***************************************************
Результат получился не очень красивым, но ВЫДАВАТЬ ЗА СВОЁ произведение у меня не подымается ни одна частичка души, хотя приложено сюда творческое время.
родное место
миг уединения
почтой памяти
если сердце томится
то исцелит его
чистые пруды
застенчивые ивы
девственно молчат
в веках частица детства
где звучит аккордеон
льется добрый свет
солнечными пятнами
лодки на воде
рождены в круженье лет
вернемся все обратно
круг пройдешь когда
то встретимся наверно
узнаем лица
и исцелит родное
и нервы успокоит
есть свои места
что ближе и дороже
мира чистота
и дышишь мигом там легко
счастливей и моложе
....
Как считать то, что у меня получилось?
откликом? - нет
вариацией? - нет
по мотивам?- нет
перепись? - да
Вывод какой можно сделать?
Да все тот же!!!
В любом неотрицании найдется отрицание.
В главе 1 верно также как во 2
И то, и другое имеет одно название ХОНКАДОРИ
Хонкадори (дословно - «следуя основной песне») - важнейшее понятие в японской поэтической традиции и специальный поэтический прием когда один поэт, используя слово (дори) или слова какого-нибудь другого поэта (хонка - «песня, лежащая в основе», здесь нечто объединяющее в себе «черновик» и «образец»), создает свое, развивающее или в конечном случае даже меняющее его тему, настроение или смысл.
http://www.haikupedia.ru/
Хонкадори - прием в японской поэзии, суть которого сводится к тому, что один поэт использует слова, идею или стихотворение другого поэта ("дори" - слово, "хонка" - "песня, лежащая в основе") для создания своего произведения. При этом результат может отличаться от исходного стихотворения по теме, смыслу или настроению до полной противоположности. Дори - это слово другого поэта, а хонка - то, что получается после объединения.
http://www.e-uta.ru/content/Alien/glossary-poetry.html
Составитель АНТОЛОГИИ - Солнце Моё
Свидетельство о публикации №116010509742
Заострюсь на изначальном посыле - теме переписывании стихов друг - другом. Практика не нова и имеет множество жанров в истории литературы : подражание, пародия, шарж , приём "центон" , и рождение "жемчужины" нашего времени литературы "филологическая проза" и родственная , но весьма отличная от первой литература "Non/fiction" (конечно у этих жанров была некоторая , но прямая предтеча).
Литература пост модерна богата примерами выдающихся- гениальных произведений сложенных посредством вышеназванных приёмов, они настолько известны читающей и следящей за литературным процессом публики, что упоминание авторов и произведений выглядит излишним.
Повторюсь для связки смыслов- в японской литературе (нам дорогой и любимой) существуют и жанры подражательного юмористического характера: ренга( в её вариантах), кёка, сенрю. По поводу приёма "хонкадори"- в словарике не всё верно и скорее не достоверно указано о сущности этого приёма, но так или иначе цитирование это основа всей литературы и искусства Юго- Восточной Азии от древности до настоящего времени включая и искусство кино Гонконга (самого инновационного и стремительно развивающегося в мире на текущий момент).(отсылаю к теории региональной литературы инициатором которой стал академик Н.И.Конрад).Более того отсутствие цитирования это признак малой легитимности произведения и уровня образовательного ценза автора. Впрочем это отдельная и обширная тема.
Понятное дело , что Сеть открытое публичное пространство в котором тексты доступны и в отношении принципов нашей темы не регулируются и каждый сам по себе решает , как он может или не может рефлексировать свои возбуждения от прочитанного. Мы разные , у нас разная культура и темперамент, одни имеют друзей с которыми они обмениваются аллюзиями на произведения друг- друга, другие воспринимают это как недозволенное хамское вмешательство в авторский мир.
Потом очень забавно наблюдать то , как это происходит не в теории , а в реальности. Публикуется произведение и автор его получает другое произведение и само собой , как и водится без какого либо прочего текста ни здрасти не до свидания , вообще ничего. Понятно , что поэту трудно связать две мысли в пару прозаических строк да и к чему? Понимаем так " Смотри , как надо, посредственность!"
Потом поэты и артисты это те кто себя так назвал или за этим есть , что то более основательное?
Помнится грязная шутка советского времени написанная стенах общественных туалетов ( в конце 2015 года вышла книга исследование текстов общественных туалетов, возможно она анонсирована в каталоге за 2016 год):" Писать на стенках туалетов друзья мои не мудрено, среди говна вы все поэты , среди поэтов вы говно."
Солнце Моё, думаю , что ваши стихи хорошие и Ваши и не "Хонкадори". Этот примерно явление того же порядка когда слова другого языка в языке текста приобретают сущность оскорбления, грубости и нелегитимности. Португальское "Нигер" в английском ,польское "жид" в русском,нелепое "японский сонет" примеров достаточно.
С уважением.
Сендр Фридайвер 06.01.2016 21:27 Заявить о нарушении
Столько информации полезной написали.
А то, что стихи хорошие - это совсем не то, что Ах!! Моё!! и на всю жизнь запомнить каждую строчку...
:)
Спасибо, что просветили.
Филологическая поэзия и филологическая проза, - тоже похоже на мое творчество
..Приятно, что это Жемчужины нашего времени..
А вот многим культуры не хватает на указание авторства - точно.
Сколько открыток поздравительных так составляется и клипов..
А насчет надписи туалетной, - точное жизненное определение.
Приятного Вам Рождества!
Солнце Моё 06.01.2016 22:20 Заявить о нарушении
Конечно у нас есть у кого учиться и наше "приличным" людям лучше не показывать. И сравнивать себя и свои вирши с трудом академика М.Л.Гаспарова равно безумству.
С праздником!
P.S. По экономической и маркетинговой части ваших "размышлений" у меня есть коменты, но они не публичного характера. Увидимся.
Сендр Фридайвер 06.01.2016 22:43 Заявить о нарушении
Мне попалась статья о нем
"В случае гаспаровских "Записей и выписок" мы имеем фактически раму (рамы); внутри, вероятно, должен располагаться портрет академика. Портрет, собранный из анкет, писем и переводов, мемуаров и снов, своих и чужих.
Здесь есть несколько сквозных мотивов. Наверное, первый и главный: кто я такой?
"Я не знаю, какой я? Такой, как есть? как был в давнем возрасте? как представляю себя в фантазиях? И оттого, что я этого не знаю, я медленно исчезаю и перестаю существовать..."
"Каждый человек есть связка цитат, и у меня только перетерлась нитка, на которую они нанизаны. По-марксистски это называется: точка пересечения социальных отношений".
"Раньше я называл себя скрещение социальных отношений, теперь - стечение обстоятельств".
"Комментарий к Авсонию, конечно, весь компилятивный, но я и сам ведь весь компилятивный <...> мое дело как филолога - разобраться в источниках себя".
Цитаты тут, наверное, играют роль имен собственных, по которым опознается мир после катаклизмов (любимая лотмановская цитата из Хемингуэя).
Известное (и вполне понятное) гаспаровское неприятие Бахтина происходит, кроме всего прочего, и из этого позитивистского скепсиса по поводу возможности полноценного понимания другого, тотальной абсолютизации диалога, всех этих разговоров о Я и Другом, который не-Я - какой еще "не-Я", если я не знаю, кто такой Я. Ср.: "Диалог: Терпеливой метафорой назвал бахтинские "диалогические отношения" В.Шмид". В другом месте Гаспаров, кстати, делает то, что называется реализацией метафоры: представляет диалог Бахтина и Деррида - встречу двух эгоцентризмов.
Второй постоянный и ключевой мотив: "Потому что я не писатель". Любой пишущий так или иначе рассказывает себя, но "неписателю" для этого достаточно чужих слов. Или анкет и навязанных дискуссий. То есть нужен объективный повод, заданный вопрос, чтобы произнести ответ. (Тот же самый диалог, который Гаспаров в другом месте сравнивает с допросом: вопрос - ответ, именно так, а не два переплетающихся монолога.) Гаспаров мог бы сказать иначе: "Потому что я не сочинитель".
Это старое слово профессионально точнее, сочинитель - тот, кто сочиняет, создает другой мир и другую реальность. А "несочинитель", соответственно, тот, кому нужны "объективная реальность, данная нам в ощущении" и рациональные основания.
Эпиграф к этой рецензии - начальные слова гаспаровской статьи о Лотмане, к которой он часто возвращается. Она о том, что рациональные основания всегда лучше, чем иррациональные. Рациональные основания означают возможность дать себе отчет, и в этом их этика - невозможно отвечать за то, что нельзя объяснить.
Никогда не состоявший в "советских академиках" Гаспаров в последнее время производит странное впечатление человека, настойчиво оправдывающегося за свою приверженность к материализму: "Есть марксистское положение: личность - это точка пересечения общественных отношений. Когда я говорил вслух, что ощущаю себя именно так, то даже в самые догматические времена собеседники смотрели на меня как на ненормального. А я говорил правду. Я зримо вижу черное ночное небо, по которому, как прожекторные лучи, движутся светлые спицы социальных отношений. Вот несколько лучей скрестились - это возникла личность, может быть - я. Вот они разошлись - и меня больше нет"
Инна БУЛКИНА
Чтоб эпиграфы разбирать. http://www.russ.ru/krug/kniga/20000229.html
http://www.guelman.ru/slava/zapis/bulk.htm
Солнце Моё 06.01.2016 23:06 Заявить о нарушении
Любые статьи не дадут того удовольствия , что вы могли бы получить от чтения самих "Записок и выписок".
Вдохновения и увидимся.
Сендр Фридайвер 07.01.2016 02:43 Заявить о нарушении
вчера еще много почитала про него..
Спасибо, что познакомили с таким человеком, вот так..
я в область филологии не погружалась глубоко и вообще...не погружалась...
И Вы для меня подарок хороший сделали, адресовав к этому великому академику.
Спасибо огромное.
Солнце Моё 07.01.2016 10:25 Заявить о нарушении
С уважением.
Сендр Фридайвер 07.01.2016 18:50 Заявить о нарушении
Если бы помогли, то была бы рада..
Если что, то Вы можете на почту мне написать..
Спасибо!
Я чувствую с Вашими рецензиями от вас восторг и искренний, взахлеб, отзыв.
Что очень и очень приятно...:)
Солнце Моё 07.01.2016 20:21 Заявить о нарушении