ГРАФ и МАНЯ, МИФ и БАНЯ
О "настоящих" и "не настоящих" поэтах
начато 19.11.2010, ред. от 24.04.2016
ЛИТЕРАТУРА
Инна Криксунова, Признаки графомана
http:///proza.ru/2009/12/17/565
Сергей Курий. О графе Хвостове замолвите слово...
http://www.stihi.ru/2009/10/04/1306
Маяковский. Как делать стихи
http:///clck.ru/1LwFs или
ЕГ-К, Советы редактора и журналиста
http://www.stihi.ru/2012/07/07/7689
«Талант – норма!» — Клименко, Акимов "О мальчике, который умел летать ", журнал "Студенческий меридиан" (1988/89)
http:///koob.ru/akimov_klimenko/
«Гениальность и помешательство»
о типажах между строк ангажированных типажей
http:///clck.ru/9KvpQ
01. ЕСЛИ КОРОТКО ПО ТЕМЕ ГРАФОМАНИЯ
Существует три термина-аналога: графома'ния, графопати'я, графофили'я. Самый позитивный в плане психологии – графофилия. Термин не обиден, хотя практика показывает, что любой <чудак> склонен обижаться на каждое не ведомое ему слово. Термин не обиден, ибо филос – любовь. Хотя и страсть как неодолимое болезненное влечение с фасада может выглядеть любовью. Позитивность термина условна: если хорошего слишком много, это уже плохо.
Самый медицинский термин – графопатия, ибо патос – болезнь. Однако для того, чтобы отличить норму от патологии требуется сводный консилиум как психиатров, так и литературоведов.
Самый расплывчатый и путаный термин – графомания. Расплывчатый потому, что его два аналога на наших глазах чётко заняли свои ниши в психологии и медицине. А графомания как-то зависает между небом и землёй. А между тем он и прижился, им машут все, кому не лень. И всё это потому, что не взвешенное высказывание психиатра Пиотровского по теме подхватили подхватили журики – борзописцы и пустозвоны из среды литераторов и журналистов и внедрили в общественное сознание.
[Я дико извиняюсь, таких слов-обманок много. Вот "антисемиты" - типа еврейство не любят. А кто такие семиты? Арабы! Те самые, которые воюют с евреями. Кому нужно было внедрять слово-обманку? Журикам! Правильное слово - юдофобия.]
Какого профессионального мнения, как редактор, по теме придерживается автор этого эссе?
=======================================================
Графоман – человек, упорно игнорирующий мнения критиков, слушателей и читателей, неустанно и навязчиво публикующий свои литературные труды, вне зависимости от интереса публики и материальных убытков от публикаций.
=======================================================
Леди и джентльмены, не узнал ли кто себя? Отлично. Читаем дальше.
02 О ТОЧНОСТИ И ПРОИЗВОЛЕ, ЯРЛЫКАХ И КУМИРАХ
Конфуций считал, что недоразумения происходят из-за неточного толкования понятий. Точный ум стремится понимать дефиниции буквально. Берёт их без идеологической, моральной и прочих внешних окрасок. ГРАФО — писание (греч.). МАНИЯ с греческого — безумство, одержимость. Мания с латыни: непреодолимая тяга.
ФОРМАЛЬНО неимоверно плодовитый Оноре де Бальзак такой же графоман, как булгаковский Иван Бездомный. И тот и другой избрали литературу средством существования, то есть работали профессионально. А значит судить их должны профессионалы, а не кто попало из читателей. Логично.
Судят все, кому не лень. Одни травят, другие возносят как идола. Одни клеят ярлыки, не любя, не понимая, спеша с выводами по первому впечатлению, по личному ограниченному вкусу. Другие творят кумира и молятся на него, забыв Творца в сердце, игнорируя Вторую Заповедь Библии. И это реалии.
03. ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПОНЯТИЙ
В психиатрии говорится о различных маниях – наркомания, клептомания… Слово маньяк стало бытовым синонимом слова душевно одержимый. Педофилия, зоофилия болезни-мании на грани медицины и уголовщины. ГРАФОПАТИ'Я – буквально болезненное писательство! Ведь "патос" есть именно болезнь.
Однако слово патология чаще применяют к физиологическим и органическим болезням, мания — к душевным. Такова сложившаяся ПРАКТИКА. В то же время наркомания суть физиологическая зависимость, а клептомания — чисто душевное расстройство. Вот и найди логику в психиатрии. Это логика дурдома, не правда ли?
04. СПОРЫ – ЛЮБИМОЕ ДЕЛО НАДУВАТЕЛЕЙ ЩЁК
Произвол в терминологии очевиден. Психиатр Пиотровский, выдав для словаря дефиницию: «графоман это человек, имеющий неодолимую потребность писать, но не имеющий должных способностей», смешал психиатрию и литературоведение. Как бы сапожник стал судить выше сапога! А журики подхватили и размножили эклектику.
Настаиваю: есть графомания (графопатия, графофилия) — мотор всех неустанно пишущих, вне зависимости от таланта.
Есть графомания (графопатия, графофилия) — болезненное писательство, часто с необъективной самооценкой автора, неумением и нежеланием работать над сопротивляющимся материалом. Оценки субъективны. И если читатель не из тех, кто любит толочь воду, пусть помнит о субъективности оценок и о собственном здоровье.
Моё личное мнение, графопатия, графомания, графофилия - термины психиатрии. Обсуждать правомерность диагноза должны психиатры в консилиуме с авторитетными литераторами. Напрямую графомания не имеет отношения к качеству текстов. Все часто и обильно пишущие — графоманы: одни на зарплате, другие – в силу привычки, третьи от иллюзий призрачной славы, четвёртые – от амбиций… В психологии нет "плохо" и "хорошо", есть "особенность такая". И "плохо" есть "хорошо через край".
Наконец, поэт и профессор Станислав Куняев считал и считает Владимира Высоцкого не выдающимся бардом, поэтом-новатором, народным поэтом второй половины ХХ века, а поэтом средней руки, которого сделали популярным люди с невысокими запросами, криминальный элемент. Мэтры, похлопывавшие Владимира при жизни по плечу, не удостоились такого резонанса в обществе. Из ревности не хотели его замечать. Что поделать? Самовлюблённые нарциссы!
Они морщили нос, сообщая собеседникам, что Высоцкий пишет с ошибками... Да, это так, проверил лично. Скажу больше: некоторые мои избранные авторы пишут с ошибками, но их творчество греет моё сердце. А как Высоцкого с подачи серого кардинала Суслова травила советская пресса! Время показало, что в разряд творчески несостоятельных Владимира Высоцкого не зачислишь. Всё это в качестве иллюстрации: сегодня бранят и зачисляют в "имеющие неодолимую потребность писать, но не имеющие должных способностей", завтра делают икону и зарабатывают наследники и примазавшиеся "лучшие друзья".
05. ВКУСОВЩИНА СЕРЫХ ПРАВИТ ЛИТЕРАТУРОЙ
Вкусовщина царит в литературе. Сегодня обвинят в бездарности – графомании, завтра – превознесут. И профессор Куняев грешит предвзятостью и вкусовщиной, и те, кто возносит кумиров до уровня божества, являют апофеоз вкусовщины.
Мастерство развивается при приложении усилий, иначе бы не имела смысла педагогика. Самый высокооплачиваемый актёр СССР, признавался, что в начале учёбы наставники определили его уровень способностей как средний. Неустанным трудом, огромной ВОЛЕЙ артист вылепил из себя народного артиста СССР. МАСТЕРСТВО ЕСТЬ УМЕНИЕ РАСПОРЯДИТЬСЯ ТАЛАНТОМ. В какой-то мере мастерство выше таланта!
Однако, трудолюбивая СЕРОСТЬ, вылезшая наверх при помощи беспринципных покровителей, вопит о графоманах и гениях. СЕРОСТЬ грозит ЖУПЕЛОМ ГРАФОМАНИИ для поддержания своего мнимого авторитета. С подачи колобков-борзописцев СЕРОСТЬ манипулирует людьми. Оттого глупцы и доверчивые люди, коих большинство в этом мире, подниматели и кидальщики знамён носятся толпами и бешено орут: слова «Бездарь» и «Гений».
СЕРОСТЬ в золотом расшитом одеянии смотрит на эти манифестации и зловеще улыбается. Агрессивная раса СЕРЫХ людей плодится, завоёвывает человечество, уничтожая точное мышление. Впервые это заметил ещё век тому назад философ Даниэль Ортега в работе "Восстание масс". Мир толкают гении, но пожинает лавры СЕРОСТЬ, пожинает и дирижирует толпами. Это СЕРОСТЬ отправила Джордано Бруно на костёр.
06. О РОЛИ ШЕЛКОПЁРОВ И БОРЗОПРИСЦЕВ СМИ
БОРЗОПИСЦЫ (как правило, учившиеся на тройки помимо литературы) отобрали у биологов морально нейтральный термин дегенерация, сделали бранным словом. Человек, лишённый музыкального слуха – дегенерат. Дальтоник – дегенерат. Но настолько обыватель с подачи шелкопёров-журиков затаскал слово дегенерат, что специалист пользоваться им вне научного сообщества уже не может, ибо народ воспринимает слово как ругательство, а не объективный научный термин. Специалист вынужден вводить в популярной литературе обороты типа "особь с признаками вырождения в наборе хромосом" и т.п. Так произошло и с термином графомания когда-то. Понятна мысль?
Кто отобрал у специалиста изначальную полноту прав на пользование не русским словом-термином? Шелкопёры и обывательская СЕРОСТЬ. Потому я и недолюбливаю журналистов, хотя покойный лучший друг всей моей жизни был как раз журналистом. Есть журналисты-подвижники, есть те, кто жизнью рискует ради правды, но много и тех, кто внутренне видит себя Мессией и пытается учить жизни читателей, слушателей, зрителей. А в том ли задача журналистики? Посмотрите на ведущих ток-шоу (дог-шоу;). Они же орут громче всех экспертов! Много в журналистике деятелей с тараканами в голове, представителей национального и иных меньшинств.
Я уверен, что откроют гены, ведающие неодолимой тягой к писанию. Открыли же они гены гомосексуализма? И выяснится, что я прав, утверждая: графомания не имеет прямого отношения к качеству текстов. Ещё я убеждён, что генов таланта не откроют, ибо талант это норма. Не откроют и генов гениальности, ибо это штучное, а не типовое явление, граничащее с помешательством (Чезаре Ломброзо).
Есть мнение, что графоманы это недоразвитые поэты, а журналисты - недоразвитые писатели и добавлю – актёры, детективы и политики. По опыту знаю: те абитуриенты, кто не поступил в театральный вуз или во ВГИК, или в литературный институт, по традиции поступали на филологический факультет.
В свою очередь, те кто не поступал на филфак, подавали документы в педагогический институт, а там их принимали без конкурса с распростёртыми объятиями, так как недобор. Ведь всё лучшее – детям! А кто же не лучший, если замахивался на вузы, где конкурс до сотни на место? Вот и куются с советских времён кадры учителей по остаточному принципу...
07. О СЕБЕ, ЛЮБИМОМ
Поэтом ощущал себя в юности. Голова плыла от образов, еле успевал записывать, но любовь к физике превозмогла желание поступать в литературный институт. Не графоман, хотя бы потому, что могу не писать годами, да и не навязываю себя. Стихотворец, а не поэт потому, что не зарабатываю написанием стихов, не состою в творческом союзе. Правда, одно время подрабатывал написанием речей в стихах для банкетов. Писал охотно статьи и прозу.
Стихи ненавижу, как алкоголик ненавидит водку. Если бы читатель знал алкоголизм как автор, он бы понял, что сказано. Как все циклоиды, пишу время от времени по укоренившейся с юности привычке. Могу не писать стихи, но становится скучно. Одним мои творения по душе, другие клеят ярлык бездарности. Пойдёшь по их опусам – серость, бряцающая титулами, а то и вовсе дворняги беспородные. И чего гавкают? Сам-то я иронически отношусь к своему и чужому стихотворчеству.
Главный критерий ПРОФЕССИОНАЛИЗМА – способность работать, руководствуясь накопленным в профессии опытом, стремление неустанно совершенствоваться в работе. А как же талант? Свой поэтический талант оцениваю как средний. В поэзии ценят красивое чувственное сплетение слов, мне мысль важнее. Маяковский оставил школу - статью "Как делать стихи", которая рассказала о профессиональном подходе к стихотворчеству. Мне как преподавателю это очень ценно. Прочитав статью, понял, что сам я ленивый любитель, а профессионалом в поэзии уже не стану. А почему?
Нужно много трудиться! Мне же – лень (в лом, как теперь говорят), хотя я мог бы и упереться, как упирался не раз. Примерно так же я понял в 19 лет, что не смогу стать профессиональным шахматистом. Упирайся – не упирайся, память не может вместить огромное количество дебютов. Маяковский… Он показал мне самую мощную по эмоциональному воздействию систему стихосложения – акцентный стих. Я переживал лучшие минуты, когда писал акцентным стихом. Жалею, что писал им мало.
А ещё я бард. С удовольствием пишу мелодии, в стиле «художественное вытьё» вою свои песни под гитару, увлекаясь вокалом в ущерб игре на гитаре. На профессионала тоже не тяну. Но мне это не так важно. Кончается жизнь, а музыку я люблю больше всех искусств и жалею, что прошёл мимо музыкальной школы. Дома стояло пианино, я тихо наигрывал чижика, а сестра так и не дала мне ни одного урока. Дядюшка купил мне мандолину, она мне мигом надоела. Лучше бы балалайку купил, а ещё лучше – домбру!
Имея квалификацию редактора газеты, вижу силу и слабость текстов, консультирую других, веду нечто вроде мастер-классов. ПУБЛИКОВАТЬ своё не люблю, ибо не могу оторваться от процесса шлифовки мысли — главного содержания моего творчества. Пушкин иронизировал, написав: "поэзия должна быть глуповата". Для меня творчество — средство концентрации мудрости и понимания, душевного тепла — продолжение моей публицистики, опирающейся на жадно впитываемые знания. Я только потому решился вынести своё творчество на суд общественности, что реально увидел тень старухи с косой, потому захотелось детищ своих пристроить.
Но нет ничего вечного. И на кладбище сначала ухаживают за могилками. Проходит поколение – другое. Глядишь – заросли и с землёй сровнялись. И новая жизнь смотрит с недоумением на остатки оградки. Да здравствует жизнь! Хвала тебе, Господи!
Свидетельство о публикации №116010402404
С печалью, Александр.
Краснов Аа 01.02.2022 19:53 Заявить о нарушении