Страсти по-испански. Сцена седьмая
Сцена седьмая
В новом замке Каэтаны “Буэнависта”
На новоселье Каэтана пригласила только наиболее близких знакомых, самых знатных грандов и, конечно, их величеств- короля и королеву.
Герцог Альба и его мать- маркиза де Вильябранка встречали гостей.
Все были в сборе, ждали только королевскую чету.
К Гойе подошёл аббат дон Дьего…
Дьего:
-Хозяйка приготовила нам сюрприз – будет небольшой камерный
концерт, в котором примет участие сам герцог.
Ведущий:
-Гойе было не до сюрпризов – он волновался как мальчишка:
как она его встретит, как ему вести себя с ней.
Но вот появилась она, в отличие от разнаряженых гостей,
в простом белом платье, перехваченном по талии широкой
голубой лентой.
Гойя в нарушение всех правил этикета , расталкивая гостей,
хотел первым поздороваться с хозяйкой, но тут объявили
о прибытии королевской четы.
Каэтана первой приложилась к руке короля, а затем и к руке
королевы.
Королева была шокирована великолепием обстановки и, как бы
небрежным противопоставлением простого наряда герцогини,
но не подала вида, в душе пообещав отомстить.
КОРОЛЕВА:
- Какими странными картинами Вы, милочка, украсили стены.
Мне бы от них было холодно.
КАЭТАНА:
-Но это мои предки – 7 поколений грандов Испании. Они всегда
были украшением и гордостью королевства
ВЕДУЩИЙ:
-Мажордом пригласил гостей занимать места.
На сцену вышли сам герцог с редким инструментом – баритоном
виола да - гамба, его невестка Мария- Томаса с малой виолой
и Женевьева – дочь мосье де Авре с огромной, по сравнению
с хозяйкой, виолончелью. Они настроили инструменты и заиграли
«Дивертисмент» Гайдна.
В отличие от напарниц, сухо исполнявших свои партии, герцог
весь отдавался музыке. Его пальцы, рвавшие струны,
превратились в живые существа, жившие своей особенной жизнью.
Маркиза де Вильебранка радовалась и гордилась сыном.
Гостям понравилась музыка и похвалы исполнителям были
искренними. Король тоже решил отметить успех своего хрупкого
первого гранда.
Король:
- Вы настоящий артист, герцог, и хотя не пристало особе,
занимающей столь высокое положение, но мне со своей скромной
скрипкой не угнаться за вашей виолой да- гамба.
Каэтана:
-Может быть кто из гостей хочет блеснуть талантом?
Королева:
-Мануэль, может быть вы споёте нам? Ходят слухи, что Вы
недавно отлично пели в доме у своего секретаря.
Мануэль:
- Поверьте мне, Ваше Величество, я сегодня не в голосе
и не стану петь.
Ведущий:
-Это было дерзостью. Гранд не смел так отвечать своей
королеве, тем более возлюбленной. Гости были шокированы,
но выручила Каэтана, пригласив всех любезно к ужину.
После ужина гости разошлись по комнатам, а Каэтана подошла
к Гойе.
Каэтана:
-Вы совсем меня забыли, дон Франсиско, неужели
вы рисуете картины
день и ночь без перерыва
на обед, или на ужин,
или просто для прогулки
так полезной для здоровья.
Вы же знаете, наверно, у меня открыты двери
поздно вечером и утром,
а для тех, кого люблю я,
так в любое время суток.
Правда эти две недели
я работала, как лошадь,
извините за сравненье,
украшая стены замка,
набирала штат прислуги
и устала так, что было
мне совсем не до свиданий.
А в ближайшие дни я должна вместе с двором посетить Эскуриал,
но после возвращения вы обязательно нарисуете мой портрет
в вашей новой манере, о которой все отзываются с восхищением .
Вы ни слова не сказали о театре, об артистах,
о моём репертуаре; Вам хотелось бы увидеть
пьесу в духе Кальдерона*,
молодых грудастых женщин,
в страсти млеющих на сцене
и мужчин не постоянных,
что меняют, как перчатки,
женщин, быстро пресыщаясь.
*Автор комедий «С любовью не шутят» и «Девушка Гомеса Ариаса»;
Ведущий:
-Гойя понял, что Каэтана знает о его сделке с Мануэлем
потому, что в пьесе «Девушка Гомеса Ариаса» негодяй Гомес
быстро пресыщается похищенной, влюблённой в него девушкой
и продаёт её маврам.
Гойя:
-Что вы, донья Каэтана, может гранды и такие,
но для махо невозможно
оскорбить любую даму
от служанки до грандессы.
Мы способны поклоняться,
восхищаться вашим полом
и влюбляемся обычно
мы, в отличие от женщин,
бескорыстно ради счастья,
наслаждаясь только страстью.
Ведущий:
-Гойя пытался сменить тему, но окончательно запутался
в формулировках и смущённо замолчал. Неловкую паузу Каэтана
не заметила потому, что в её мозгу созрел новый план,
как позлить королеву.
Каэтана:
-дон Франсиско, пригласите
на минутку Мануэля
я хочу концерт продолжить-
что-то гости заскучали.
Ведущий:
-Гойя, довольный возможностью избежать продолжения скользкой
темы, охотно исполнил её просьбу. Мануэль тоже был рад
избавиться от назойливого внимания королевы и поспешил
к Каэтане.
Каэтана:
-Вы меня простите, герцог,
как хозяйка извиняюсь –
мне хотелось бы послушать
песни в Вашем исполненьи.
Мне давно твердят о ваших
артистических талантах,
а послушать ваши песни
до сих пор не приходилось.
Вы сегодня отказались
петь для всех гостей со сцены,
но в кругу друзей быть может
Вы споёте для хозяйки,
как сюрприз на новоселье?
Ведущий:
-Несколько задержавшихся в зале гостей смущённо
переглядывались, король дон Карлос бурно поддержал Каэтану,
а Мария- Луиза промолчала, надменно улыбаясь. Она не хотела
ещё раз попасть впросак перед гостями. Мануэль не хотел
лишний раз раздражать королеву, но и отказаться петь он не мог, считая, что это подорвёт его авторитет в придворных кругах, где и без того
считают его подкаблучником.
Он благодарно/за комплимент/ улыбнулся, поклонился Каэтане,
встал в позу и запел…
Не успел он закончить третью песню, как Мария – Луиза
поднялась и громко заявила:
Королева:
-Мы идём спать. Завтра рано вставать – едем на охоту.
Ведущий:
-Мануель, вынужденный прервать песню поклонился сначала
королеве, затем Каэтане, отошёл к Гойе и подхватив того
под руку, следом за королевской четой покинул залу.
Мануэль:
-Как находишь, дон Франсиско,
кто из наших дам милее !?
Если бы не воспитанье
в строгих рамках этикета,
пострадать могли причёски
и не только, а пожалуй
и в глаза могли вцепиться…
И за что они друг-друга
ненавидят – не понятно.
С королевой вроде ясно –
на пороге увяданья
ревность мучит к молодёжи,
ну, а донья Каэтана –
ей, что власти не хватает,
или просто свой характер
легкомысленный и дерзкий,
так присущий роду Альба,
перед всеми выставляет?
Муж её, конечно тряпка
и во всём ей потакает…
Не хотел бы я, поверь мне,
быть теперь её кортехо*.
*Кортехо-любовник/исп./
Ведущий:
-Гойя внимательно слушал и во всём соглашался с Мануэлем.
Но какая же она хорошенькая и, наверное, очень страстная,
судя по нескольким подаренным ему взглядам. Мануэль продолжал
откровенничать, а Гойя рассеянно поддакивал, а сам думал,
как бы это проверить.
Мануэль:
-Если б знал ты милый Франчо,
как они мне надоели, а особенно Мария.
Мне противен запах плоти
увядающего тела, а представь её в постели,
изнывающей от страсти,
ненасытных вожделений –
это , брат, кошмар почище
чем с быками на арене.
А другие наши дамы на балу сидят как куклы,
или ходят как гусыни,
а в постели словно доски –
ни ума, ни чувств, ни такта.
То ли дело наша Пепа –
хоть она простая маха, на балу, как королева,
в доме лучшая хозяйка,
а в постели бесподобна –
невозможно оторваться.
Только нам на днях придётся
на два месяца расстаться –
будет двор в Эскуриале.
Ведущий:
- Древними, давно уже узаконенными правилами, было установлено, чтобы семья короля с ближайшим окружением – высшая знать из древних
родов, проводили ежегодно определённое время на природе,
преимущественно в специально для этой цели построенным
в живописном месте замке. Круг посетителей Эскуриала
был строго регламентирован.
Гойя понял, что два месяца не увидит Каэтану.
Но при разъезде гостей с новоселья Каэтана
задержала Гойю.
Каэтана:
-Дон Франсиско, я подумав
поняла, что неразумно
нам откладывать работу
над портретом Каэтаны
и поэтому решила сделать так,
что б пригласили вас пожить в Эскуриале.
Там позировать я буду
перед Вами в виде махи,
может даже обнажённой.
/Каэтана лукаво взглянула на Гойю
и расхохоталась/. Так что ждите приглашенья.
Ведущий:
- Гойя был безмерно рад такому решению
и ходил по дому и в мастерской с глуповатой улыбкой на губах,
мурлыкая потихоньку любимые песенки махо. В таком приподнятом
настроении прошло несколько дней и он уже начал сомневаться,
но как говорится – неисповедимы пути господни…
Приглашение получил не только Гойя, но Мануэль сумел
протащить в Эскуриал даже Пепу. Видно ветры из Франции
повлияли на консервативные правила и нравы испанцев.
Гойю поселили в одном из небольших гостевых домиков,
приставили одного слугу и предоставили полную свободу.
Каэтана часто навещала его, они много гуляли по окрестностям
в сопровождении дуэньи, но о позировании для портрета она даже
не упоминала, словно и не было о нём разговора. Гойя был
счастлив и после каждой встречи страсть к герцогине одолевала
его всё больше, но дальше целования ручки дело
пока не продвигалось.
Через день Гойя встречался с королём, или с королевой,
в зависимости от их занятости и набрасывал эскизы будущих
портретов.
С Мануэлем встречались редко потому, что первому министру
приходилось заниматься государственными делами и он часто
выезжал в Мадрид. Но несколько раз он заметил их с Пепой,
прогуливавшихся в укромных уголках сада . Пепу-сеньору Тудо
пока приходилось прятать. Мануэль собирался представить её
королеве, как вьюдиту – вдову, ходатайствующую о пенсии
за погибшего мужа, но для этого надо было подобрать
благоприятный момент.
Продолжение – Сцена 8
Свидетельство о публикации №116010205392
Евгения Давыдянец 02.01.2016 17:57 Заявить о нарушении
скорее ледяная горка, по которой элита Испании, набирая скорость,
катится к событиям 40-х 19-го столетия, когда у нас в ходу
была фраза "Но пасаран!".
Спасибо за интерес. Постараюсь сегодня разместить 8-ю сцену,
если интернет не подведёт - на улице сильный буран.
Всего доброго - ПЕИ.
Евгений Пономарёв 3 03.01.2016 09:16 Заявить о нарушении
Евгения Давыдянец 03.01.2016 11:04 Заявить о нарушении