Остап Вишня. Чудака, ей-богу
ЧУДАКА, ЕЙ-БОГУ
перевод с украинского языка ©
Иногда ребятёнок суёт свой носик туда, куда ему совсем не следует.
И что меня с детства интересовало, так даже самому теперь странно.
И гусей бывало пасёшь, и домой придёшь, мама спать положит,
а у тебя в голове, словно сверлом, эта мысль так и крутит, так и вертит.
А о чём?
Я всё думал, я всё гадал: «А есть ли у попа штаны?»
И как встретишь, бывало, где-то попа нашего, так тут же руки
свербят, ну до того свербят подбежать, задрать рясу, да хоть одним
глазком взглянуть, в штанах ли он!
Бывало, придёшь к матери:
— Мама!
— А?
— А у насего попа станы есть?
— Глупый!
Так аж слёзы на глазах и задрожат.
И тут же печёт, ну до того сильно-сильно разузнать хочется, а они:
— Глупый!
Ну и ладно, глупый, ладно!
Но я знать хочу! Хочу — и баста!
— Мама!
— Ну?
— Наверно у попа станов нету, потому сто если были бы, то он такой
юбки, как у вас, не носил!
— Ну и глупый же ты какой! Тебе-то не всё ли равно, есть ли у попа
штаны, или нет!
— Э, всё равно! А поцему он в юбке?! Наверно нет станов!
И я твёрдо решил, что нет! Нет у попа штанов. Потому что вон папа
в штанах, так они юбок не носят.
А я хоть без штанов, так я ещё маленький.
И ошибся!
У попа штаны таки есть.
И узнал я об этом уже очень скоро.
Как-то ранненько гоню на поле гусей, а тётушкин Одаркин Панас
кричит:
— Остап, беги сюда, сто-то рассказу!
Я помчался. И гусей бросил.
— Со?
— А у нас в кладовке поповские станы висят. Вцера нас Иван, да
Омелькин Михайло насего попа у Приськи застукали. Так он и станы
забыл. А они станы забрали да и принесли!
— Показы! Пуговку дам!
— Заперты!
— А не врёс? Разве у попа станы есть?
— Конесно есть! Если б не было, не забыл бы у Приськи!
«Ты смотри, — думаю себе. — Штаны у попа есть. А зачем же юбка?»
Ага!
Пригнал гусей домой.
— Мам!
— А?
— Ага! Теперь я всё знаю! У попа станы есть! Он их у Приськи забыл.
А со он юбку носит, так это стобы от Приськи тикать, так стобы не
видел никто, сто он станы там забыл.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ну и били же меня!..
1921 г.
ЧУДАКА, ЇЙ-БОГУ!
Іноді мале туди стромляє свою пичку, куди йому зов-
сім не слід.
І що мене за дитинства цікавило, так аж тепер оце
чудно.
І гуси було пасеш, і додому прийдеш, спати тебе мати
покладе, а в тебе в голові, мов свердлом, та думка так і
крутить, так і вертить.
А про що?
Я все думав, я все гадав: «Чи є в попа штани?»
І як зустрінеш було де попа нашого, то так руки сверб-
лять, ну до того сверблять підбігти, підняти рясу та хоч
одним оком глянути, чи він у штанях.
Було, прийдеш до матері:
— Мамо!
— Га?
— Ци в насого попа стани є?
— Дурний!
Так аж сльози на очах забринять.
Тут аж пече, ну аж-аж-аж дізнатися хочеться, а вони:
— Дурний!
Ну, хай дурний, хай!
Але ж хочу знати! Хочу — та й квит!
— Мамо!
— Ну?
— Мабуть, у попа станів немає, бо якби були, він би
такої, як у вас, спідниці не носив!
— Та й дурний ти який! Ну, чи тобі не 'днаково, чи є
в попа штани, чи немає!
— Е, 'днаково! А цого він у спідниці?! Нема, мабуть!
І твердо я вирішив, що нема! Нема в попа штанів. Бо он
тато в штанях, так вони спідниці не носять.
А я хоч і без штанів, так я ще малий.
І помилився! У попа штани є.
І дізнався я про те незабаром.
Якось раненько жену на поле гуси, а тітчин Одарчин
Панас гукає:
— Остапе! Бізи сюди, сось ізказу!
Аж залопотів. І гуси кинув.
— Со?
— А в нас у коморі попові стани висять. Уцора нас
Іван та Омельків Михайло насого попа в Пріськи засту-
кали. Так він стани забув. А вони стани забрали та й при-
несли!
— Покази! Ґудзика дам!
— Замкнені!
— Ти бре! Хіба в попа стани є?
— Ну да є! Якби не було, не забув би в Пріськи!
«Диви,— думаю собі. — Штани в попа є. А навіщо ж
спідниця?»
Ага!
Пригнав гуси додому.
— Мамо!
— Га?
— Ага! Тепер я взе знаю! У попа стани є! Він у Пріськи
забув! А со він спідницю носить, так то соб од Пріськи тікать,
так соб не видко було, со він стани там забув.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ну й били ж мене!..
1921р.
Свидетельство о публикации №116010205247
Меня Остап Вишня интересует не в атеистическом контексте, а в контексте украинской литературы 20-х годов. Но атеизм с юмором это что-то с чем-то. Большое впечатление на меня произвела книга французского писателя Лео Таксиля "Забавное Евангелие". Я понял после этой книги, что Христа высмеивать бесполезно, хотя и смешно. Всё равно какое-то благородство в этой фигуре бездомного бродяги и бунтаря остаётся даже в юмористической форме. Если интересно книгу можно скачать и почитать в интернете.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4605368
Владимир Петков 04.01.2016 11:36 Заявить о нарушении
Удач вам творческих и находок....
Это моя вторая страница, я зайду к вам с первой и добавлю в избранные, чтобы не потеряться.
Всегда с теплом)))
Не Просто Скрипка 04.01.2016 13:15 Заявить о нарушении
Не Просто Скрипка 04.01.2016 13:22 Заявить о нарушении