Новогодняя история или Берегите свои фаберже!

 Бывают фильмы – как чудо, как глоток свежего воздуха, как сладкая желанная шоколадная конфета в детстве. Ваш рецензент узнаёт эти фильмы по очень простому признаку – у него (у рецензента) вдруг как-то сам собою заканчивается сарказм, ему не хочется ничего и никого обстёбывать в этом фильме, ему нравится всё и безоговорочно, и он начинает глупо улыбаться от удовольствия.

 «1+1» (2011 год, Франция, режиссура – Оливье Накаш и Эрик Толедано, оригинальное название – «Неприкасаемые», и мы ещё вернёмся к вопросу о том, кто же к кому там не может прикасаться) – как раз вот такой фильм.

 Да, конечно, сразу видишь в этом фильме вариации на тему бессмертного «Пигмалиона» Бернарда Шоу (похождения цветочницы в доме аристократа с последующим преображением и цветочницы, и аристократа), а финальная сцена у моря прямо перекликается и с фильмом «Достучаться до небес», и с «Тремя товарищами», счастливо избегнув, однако же, и безысходной трагичности и Томаса Яна, и Ремарка, и плагиата как такового. «Над пропастью во ржи» не тождественна «Ромео и Джульетте», хотя и самым явным образом перекликается с ней.

 Плагиата (и даже компиляции из сюжетов), к счастью – не получается, но получается необыкновенно и неожиданно тонкая и глубокая, чуть не сказал -  чеховская, звенящая и искренняя история о дружбе, о жизни, о великой французской империи и её - блестящих! - способах управления, о поисках отца, о парапланах, о грудастых лесбиянках, о неправильной парковке, а также о свекле и редисе, выращиваемых прямо в центре Парижа.

 Кого ищет чёрный симпатяга Дрисс (его в фильме играет Омар Си)? Чёрный симпатяга, не приходящийся родным никому из своей многочисленной родни, ютящейся в многокомнатной квартирке в Бирюлёво, в смысле – в бюджетном районе Парижа или его пригороде, самым откровенным образом ищет отца. И, разумеется – быстро находит его. И им оказывается белый богатый француз Филипп (Франсуа Клюзе). Но, правда – парализованный после падения с параплана. Но – богатый. Но – парализованный. Но вчера. И по пять. Нет, это из другой оперы, извините. Тут главное то, что чёрный бездомный симпатяга находит отца в богатом беспомощном белом (привет французской империи, вот как надо делать дела, учиться нам ещё и учиться). Судя по тому, что чёрный симпатяга сначала ворует яйцо у Филиппа, а потом всё же его возвращает – с фаберже у Филиппа всё в порядке, ох уж этот вездесущий старина Зигмунд.

 Кого ищет Филипп? Как ни странно, Филипп тоже ищет отца. И тут, конечно, мы имеем пример блестящей, великолепнейшей работы сценаристов, ибо получается перекрёстная наоборотица – беспомощный Филипп ищет такого отца, о котором нужно по преимуществу слушаться, но по факту Филипп заботится о Дриссе и ведёт первую скрипку в их партии (поскольку он платит деньги за услуги Дрисса); а пышущий здоровьем Дрисс ищет такого отца, о котором нужно по преимуществу заботиться, однако по факту Дрисс, несмотря на весь свой эпатаж, целиком и полностью зависит от Филиппа. Только что вы прослушали краткий курс  по составлению сценариев хороших фильмов, а заодно – краткий курс по управлению устойчивыми империями.

 Не хотелось бы упоминать о рабовладельческом смысловом пласте фильма, однако же, будучи добросовестным, о таком пласте не упомянуть просто нельзя. Скажем просто – он тоже есть. Но он стОит отдельного большого разбора, ибо фильм – ну очень и очень непростой, хотя с первого взгляда больше всего напоминает туповатую рождественскую сказочку. К счастью и к сожалению – это не так.

"- Чего ищут женщины, Филипп?
- Красоту, шарм, молодость…
- Фигня. Они ищут бабло! И тут у Вас есть аргументы… "- поучает Филиппа Дрисс. А то сам Филипп не знает…

 К кому же не могут прикоснуться герои фильма? Почему оригинальное название фильма – «Неприкасаемые»? Имеется ли в виду лишь социальное и (или) семейное одиночество главных героев, на что намекает название фильма в русском прокате («1+1», одно одиночество плюс второе одиночество)? Либо авторы фильма имели в виду нечто более глубокое? Например – неприкасаемость, чёрных как касты и нечувствительность (в силу травмы) Филиппа к прикосновениям?

 Финал фильма – выше всяких похвал. Дрисс не позволяет Филиппу сдристнуть со свидания с его , Филиппа, эпистолярной любовницей, звуковой ряд и вся сцена выстроены так, что зрителю трудно не прослезиться. И это – самое ценное в этом фильме. Забудьте на минуту об империях, обо всех умственных построениях, и – насладитесь прекрасно сыгранной дружбой, тёплыми взглядами и настоящим человеческим светом…

 Приятного просмотра Вам!


Рецензии