Манифест писателя 21 века

МАНИФЕСТ ПИСАТЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА

Сверхзадача современного писательства, как я, вижу её, прежде всего, состоит в том, чтобы вернуть человечеству язык – язык не просто как знаковую систему, как средство коммуникации, а язык как слово, как дух, как Логос.

Слово – это именно дух народа, дух каждого человека. Но вот уже сотню лет искусство и литература, в том числе, упрощается, идёт в сторону минимализма. Это очень опасный момент.

Основа литературы, словесности – это слово, язык. В словесности удивительным образом соединились элементы всех искусств: музыка, жест (как элемент танца), живопись. Ещё более удивительно то, что словесность и её самая важная (в свете всего сказанного) часть – художественная литература является как бы квинтэссенцией всех искусств.

Писатель – это художник слова, зодчий литературного произведения, он композитор мысле-форм, ибо язык художественного текста должен быть мелодичным, ритмичным, пластичным, в нём должна быть глубокая и тонкая внутренняя гармония. При этом писателю не нужны никакие подручные инструменты для создания литературно-художественного произведения – только мысли, только идеи. Многие писатели способны годами вынашивать идеи своих произведений, не записывая, никак не фиксируя их ни на одном носителе (ни на бумаге, ни в цифровом файле).

Идеи владеют умами писателей и через писателей – человечеством. Идеи воплощаются в мире через язык, через письменное слово. И сохраняются и передаются из поколения в поколение. Записанное слово способно жить века, тысячелетия. Потому что оно обязательно будет кем-то прочитано.

В последние десятилетия появились тенденции, всё более препятствующие развитию языка и словесности в целом.

Язык современного общества не только упрощается (в угоду удобствам интернет сообщений), он упраздняется начисто, отвергается. Видео-ряд, клип-арт, инстаграм-стиль – это мелькание картинок, иконок, аватар. Во всём этом видится подмена живого общения, живого созерцания, живого мыслительного процесса искусственными, сделанными, отформатированными элементами, вызывающими возрастание инстинктивного, животного в человеке, препятствующими развитию гибкости творческого мышления, воображения и фантазии, выработке собственного мнения, умения критически оценивать свои поступки и окружающую действительность. Из человека хотят сделать машину, робота, обеспечивающего благополучие класса олигаторов (я так называю олигархов-аллигаторов, пожирающих этот мир).

Литература тоже упрощается и упраздняется. Подмена литературы визуальными видами искусства началась не в двадцатом веке. Это борьба шла постоянно. Человечество всегда стремилось собрать и сохранить свои знания, накопленный опыт поколений, развиваясь, прежде всего, внутренне, духовно. И чем более человечество продвигалось навстречу духовности (внутреннему совершенству), тем более развивалась письменность.

На каждом этапе развития общества и государства беспринципные политики, богатые бессовестные бездельники, бесчестные торговцы, бесчеловечные лжеучёные и некоторые не имеющие подлинной веры высшие религиозные деятели всегда старались загубить на корню идею просвещения и возможность всеобщей грамотности. Ведь если человек овладевает основами родного языка (хотя бы), начинает читать и писать, у этого человека появляется много своих идей, как сделать жизнь лучше, он начинает действовать с твёрдым убеждением и пониманием того, что он делает на благо себе и окружающим. Таким интеллектуально развитым человеком невозможно управлять, его не так просто подчинить своей воле, сделать забитым рабом или зашоренным потребителем всякой трухи.

Литературу вытесняли чем угодно, поощряя живопись, скульптуру, архитектуру. При этом понятно, что каждый вид искусства по-своему величествен и необходим для полного и совершенного развития личности, но без словесного искусства они бессильны, ибо каждый из них при кажущейся лёгкости восприятия требует зачастую словесного объяснения, некой интерпретации для полного осмысления; хотя объединяясь, например, в театре или опере как единство драматургии, сценографии, танца и музыки, они достигали наибольшего успеха в своём влиянии на умы и сердца людей. Литература во все времена подвергалась строжайшей цензуре и контролю со стороны власти.

Писателей-просветителей сжигали на кострах, подвергали ссылкам, изгнаниям, их убивали, расхищали их дома, сжигали их труды – письменные памятники живой человеческой мысли, их идеи объявляли под запретом. А они всё равно продолжали рождаться в каждом новом поколении. Их идеи всё равно всплывали, вспоминались и начинали обретать своих последователей и продолжателей.

Когда над миром взошла звезда эры книгопечатания, всё больше и больше стали приходить в мир люди, предназначенные к просвещению, люди, которые пишут и запечатлевают высокие идеи в текстах. Тексты стало легко сохранять в книгах, в библиотеках. Писательство обрело новые возможности.

Писательство – это не клан, не социальный класс. Это предназначение. Писательство – это подвиг человеческого духа.

В современном технократическом, отцифрованном, виртуально-направленном мире мы наблюдаем всё большее отчуждение культуры и общества от высоких идей и нравственных идеалов, отчуждение человека от человека, отчуждение в самом человеке плотского от духовного (когда сильный дух не преображает, не укрепляет тело и душу). Тлен, хаос, энтропия захватывают новые и новые позиции. Духовная деградация,  кажется, достигла уже своего апогея.

Мир на грани полного и политического, и экономического, и культурного коллапса. Государства трещат по швам, экономики трещат по швам, и это ещё полбеды. Главное, что есть наибольшая беда - человечное в человеке трещит по швам. Человек разлагается: его составные элементы – дух, душа и тело – в полной дисгармонии. Тело бесконечно страждет от новых недугов. На месте души – пустота. На месте духа – бездна отчаяния.

Людей катастрофически много на Земле, и каждый человек при этом катастрофически одинок. И никакие современные средства связи, созданные, казалось бы, для упрощения взаимодействия людей, их быстрой связи друг с другом, не способны соединить разрозненных индивидуумов, «атомов толпы», которыми манипулируют с помощью политических технологий, стандартного набора пропагандистских штампов, НЛП и протухщих идеологий «позапрошлого века». 
Самое главное и ценное, что «клиповое общество» отбирает у каждого из нас – это язык, это наше величайшее достояние – словесность. А через упразднение словесности упраздняется и духовное начало – Логос – в каждом человеке и в человечестве в целом. Это катастрофа духа. Стагнация духовного развития. Заморозка. Возможно, это по-страшнее «ядерной зимы». 

Великий Армагеддон свершается в сердцах и в головах! Именно в это время на сцену истории выходит огромная «армия спасения» – армия писательства. Именно на просторах постсоветского пространства эта армия активизируется с наибольшей силой и мощью. Потому что этому способствует в большей степени знание русского языка, языка духовного в корне. Люди пишут. Люди начали сочинять стихи. Они заполнили ими весь Рунет.

Это явление многие восприняли недоброжелательно. Писательские организации старого порядка (режима подчинённого власти и господствующей идеологии писательства) всячески упрекают и уничижают людей пишущих «не по уставу», особенно, самодеятельных поэтов.

Но что это? Их становится всё больше и больше. Это сигнал. Это восполняется недостаток духовности в мире. Люди ищут выход к высоким идеям. Пусть, зачастую, они ищут возможности заполнить внутренние пустоты пока ещё в низовых жанрах литературы (частушки, вульгарные, шаблонные, примитивные рассказы и стихи), но они уже вышли в новую сферу – они создают Нечто из ничего. Они работают в сфере мыслей, идей, они оперируют словом. И высший Дух (Логос) уже на пороге их сознания. Они уже иные. Потому что они писатели. Писатели не по желанию нажиться на литературном поприще, а писатели по невозможности не писать, невозможности не выразить всего того, что переполняет их разум и чувства.

Те из пишущих, кто внутренне соприкасаются со сферами более тонкой материи (именуемой духом), кто воспринимают и создают высокие идеи и способны выразить их в художественной форме, в новых мысле-образах, творят произведения иного порядка, произведения не для развлечения, не для заполнения-убивания времени, а для внутреннего развития человека, для совершенствования личности читающего или слушающего.

Таким образом, мы видим, как армия спасения человечества в виде писательства шагает по планете. Уверенно набирает силу, крепнет и сплачивает ряды. В двадцать первом веке появились новые российские и международные писательские союзы. Писатели объединяются уже не на почве раболепного подчинения «манипулятивной машине» обезличивающих идеологий, каких-то, якобы, «ведущих направлений». Хотя и это всё тоже пока ещё имеет место быть. Всё же писатели объединяются всё чаще не на почве единства творческих тенденций или философских воззрений, этических или эстетических предпочтений. И это тоже говорит о новом этапе развития писательства в мире.

Писатель-одиночка (если он не просто талантлив, но ещё и гениален) часто не в состоянии справится со своей гениальностью, которая толкает его в отшельничество, в конфликты с окружающими, не желающими мириться с тем, кто посмел быть «не как все», к разрыву отношений с родными и близкими, не способными оценить его труды, не приносящие дохода. В истории мировой литературы мы часто встречаем примеры того, как писатель-гений быстро сгорал под влиянием своей гениальности в полном одиночестве, в абсолютном забвении и нищете.

Современные писатели не желают мириться с таким положением дел и потому объединяются, чтобы поддерживать творческое горение друг друга на благо всех и каждого, понимая, что есть писатели более одарённые, талантливые и даже гениальные. Но это не говорит о том, что мы, писатели, готовы, как волки, как нелюди разорвать, растоптать и уничтожить «конкурентов» на ниве писательства. Если это действительно нива, то сейчас время самой горячей страды. Время, когда важен труд и вклад каждого: малый и великий, чтобы не потерять драгоценные зёрна великих идей, возвращающих внутреннюю гармонию человеку.

На ниве писательства нет конкурентов, есть только собратья по перу, сподвижники и соратники.

Я, писатель двадцать первого века, осознаю, что нужна людям, нужна этому миру, нужна России, как воздух. Мы – писатели – лекари душ, провозвестники духовного просвещения, хранители духа в мировом масштабе. Нам нельзя сейчас ходить маленькими шажочками, мы должны шагать семимильными шагами по всей стране, по всему миру.

Дело писателя вернуть людям словесность, чтобы каждый мог развивать свой разум, характер, волю, совесть, совершенствовать свою личность для единения с мировым Духом, с тем сокровенным, сакральным, неведомым до сих пор, но предощущаемым и предвосхищаемым появлением такой огромной армией писательства. Ведь для каждого человека сверхзадача только одна - стать и быть Человеком в высшем философском, духовном, ценностном смысле.

Я никогда не перестану творить и писать для блага человечества, пока мои ум и сердце озаряет пламень вдохновения!

Светлана Вадимовна ГОНЧАРЕНКО (Алкея), поэт, член Российского союза писателей

23.05.2014г. – 28.12.2015г.

Россия

P.S. Если у кого-то возникнет желание подписаться под этим манифестом вместе со мной, вперёд – комментарии открыты.


Рецензии
Мысленно и духовно с вами, подписываюсь и поддерживаю!

Александр Редичкин   01.02.2017 10:19     Заявить о нарушении
Рада, коллега.

Светлана Гончаренко   01.02.2017 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.