Язык танца венок сонетов
Язык телесного движенья,
Возникший на заре веков,
Предназначался для моленья
О снисхождении богов.
Под барабан и тамбурины,
Войдя в магический экстаз,
Надев звериные личины,
Язычники пускались в пляс.
В суровых буднях древним людям
Не много требовалось слов,
Чтоб, обратившись к высшим судьям,
Их попросить послать улов.
Бой барабана как картечи
Предшествовал словесной речи.
2.
Предшествовал словесной речи
Первичный хаос мирозданья,
Когда небесный свод на плечи
Упал Атланту в наказанье…
И, с горя, в небо воспарили,
Сверкать созвездием Плеяды,
Титана дочки, что водили
Свой хоровод в садах Эллады.
Совместного круженья сила
Эллинов древних защищала
И даже на щите Ахилла
Фигуры в хоровод свивала.
Закружит танец единенья,
Как воплощенный акт творенья.
3.
Как воплощенный акт творенья
Был тот божественный экстаз,
Которым мир привел в движенье
Бог Шива на горе Кайлас.
А Индра с Брахмой созерцали,
Оставив распри и угрозы,
Как жизнь из хаоса слагали
Его отточенные позы.
Индийские знавали боги,
Что танца магия творила –
Предначертала всем дороги
И нас к своей приговорила…
А вдоль нее пылают свечи
Как таинство вселенской встречи.
4.
Как таинство вселенской встречи –
Сок Бахуса в крови менады,
От бренности земной излечит –
И заструятся звездопады.
Души и тела исступленье –
Не дань безумного каприза.
Непостижимо единенье
С могучей силой Диониса,
Жена которого плясала
Так зажигательно на Крите,
Что повторен рукой Дедала
Рисунок танца в Лабиринте,
Чей освещает силуэт
Парад танцующих планет.
5.
Парад танцующих планет
Внимал, качаясь над бамбуком,
Как Африканский континент,
Ритмично наполнялся звуком.
Как, ритуалы исполняя,
В песках саванна танцевала,
Как в рабство морем отправляя
Своих сынов, она рыдала…
И как заморские владенья
Мотивом Африки пленялись,
Где в ритмах чувственного пенья
Самозабвенно проявлялись
Кошачье гибкое движенье
И птицы легкое паренье.
6.
И птицы легкое паренье
Не скроет тяжести позора…
В обмен на вечное спасенье -
Продажа с рынков Сальвадора.
Увидел сахарный тростник,
Услышала морская дамба,
Как, заглушив тоскливый крик,
В Бразилию входила самба.
И грусть веселием залив,
Она победно возрастала
От древних таинств и молитв
До ликованья карнавала,
Где - магии далекий свет
И фантастический балет…
7.
И фантастический балет,
И откровение стриптиза
Не открывают нам секрет
Души извечного каприза,
Мучительный избравшей путь
К источнику своих волнений,
Другой души познавшей суть
Сквозь череду прикосновений…
Любви отдаться не спеши!
Заслышав музыку над Кубой,
Станцуй сначала путь души,
Который называют румбой!
Любви и танца притяженье -
Единой сути проявленье.
8.
Единой сути проявленье –
Благоухание пиона,
Пчелы цветами упоенье,
И сладострастье перезвона
Монист на ярких шароварах,
И нежный трепет живота
Под ритм, таящийся в цимбалах…
Как изощренно красота
В гареме власть собой пленяет!
Визирь султана угадает,
Чей танец вызовет причину
Пройти в покои к господину…
Как знает крепость винных доз
По виду виноградных лоз.
9.
По виду виноградных лоз
Определяя время года,
Вез в Андалузию обоз
Мечту цыганского народа…
Под звон рыдающих гитар
Дробили каблуков подковы –
И пламенел души пожар
Над старой площадью Кордовы…
Прорезал ночь гортанный звук,
И руки в танце рассказали,
Что соткан из душевных мук
Фламенко – страстный дух печали…
Но, если чаши не касаться, –
В цене вина не разобраться…
10.
В цене вина не разобраться,
Не заплативши дань азарту
С судьбой в корриде состязаться…
Когда, поставив жизнь на карту,
Восторженный срывая вопль,
Непобедимым матадором
Ты исполняешь пасодобль…
Но не терзай себя укором,
Когда, во славу всем богам,
Природы дикое начало,
Что в слабой женщине предстало,
Ты отшвырнешь к своим ногам…
Увидим, кто достоин слез,
По линиям скульптурных поз.
11.
По линиям скульптурных поз,
Что гладь зеркал отображала,
Мелодию забытых грез
Поспешно память воссоздала…
Мещанка или же царица
В шуршащем от волненья платье
Не знала, как остановиться,
Кружась в рискованном объятьи
Под звуки вальса, что летели
От голубой волны Дуная
Сквозь петербургские метели,
Весь мир собой заполоняя…
И, если в них не окунаться, –
Не распознаешь сущность танца.
12.
Не распознаешь сущность танца,
Не познакомившись с балетом,
Когда от сцены оторваться
Возможно легким пируэтом…
Где филигранные движенья,
Вплетенные в канву оркестра,
Восторгом перевоплощенья
Огромный зал вздымают с места…
Французским отшлифован шиком
И русским переполнен чувством,
Сверкая самым ярким бликом
Вершины, названной Искусством…
Где вечно классика свежа,
Там созерцаем, не дыша.
13.
Там созерцаем, не дыша,
Где гаснут звуки бандеона,
И вторит им рояль, дрожа
От скрипок сладостного стона…
Где перешептыванье ног
В роскошном танце Аргентины
Дает волнующий урок,
Что замысел – удел мужчины…
А женщина сильна в прочтеньи,
Где бесконечность вариаций
Рождает танго – единенье
Двух душ и их импровизаций…
Там виртуозность хороша,
Где танцем говорит душа.
14.
Где танцем говорит душа,
Ломая правила и нормы,
Там, вечным поиском греша,
Для воплощенья ищет формы…
Когда ни что уже не ново
И обо всем уже сказали,
Кто отыскать сумеет слово,
Которое не танцевали?
Но мысль, рожденная в эфире,
Не остается эфемерна –
Расскажет нам о новом мире
В манере жесткого модерна
Кричащий предостереженья
Язык телесного движенья.
15.
Язык телесного движенья
Предшествовал словесной речи
Как воплощенный акт творенья,
Как таинство вселенской встречи.
Парад танцующих планет,
И птицы легкое паренье,
И фантастический балет -
Единой сути проявленье.
По виду виноградных лоз
В цене вина не разобраться…
По линиям скульптурных поз
Не распознаешь сущность танца.
Там созерцаем, не дыша,
Где танцем говорит душа.
Свидетельство о публикации №115122809779