Неправильное письмо
Я лежу на кровати, в подушку уткнув лицо, а они, не стесняясь, хватают меня за плечи, наклонившись ко мне, поучают: «Не смей перечить», и плотнее смыкаются возле меня кольцом. Вот стоят надо мной и пытаются что-то сделать: «Поднимайся с колен, что ты лёг посреди зимы! Всё, что нужно тебе – это, собственно, только мы. Ты сегодня в порядке? Немного белее мела... Ничего, проживешь, просто больше не пустословь. Мы хотим твою боль, так что вывернись наизнанку, нам от глупых историй не холодно и не жарко. Не забудь про любовь, нам так нравится про любовь»!
Я смотрю снизу вверх, и понять не могу одно: «Да какое им дело? Действительно, ну какое? Я пишу на стене про прохладу больничных коек, про бескрайнее небо, пустое морское дно, про леса, про туманы, про кладбища и ракеты, а еще про фургоны, стремящиеся на юг.
Я пишу лишь о том, что действительно я люблю.
Почему мне нельзя,
Мне нельзя написать об этом?»
Им плевать на меня, ибо я – грандиозный ноль, но вот слово моё – это лучше, чем просто тело. Если б кто-нибудь знал, как отчаянно мне хотелось, чтобы люди прозрели, прозрели любой ценой: все границы – пустяк, существующий лишь во сне, так как делать, что нравится – разве не в этом смысл? Не могу продолжать, от меня ускользает мысль, но надеюсь, вы поняли, поняли, разве нет?
Мои нервы к весне превратятся в свинцовый жгут.
Улыбаясь, я выйду из длительной зимней комы,
И на тёплом бульваре, спиной прислонившись к дому,
Допишу эти строчки и счастливо их сожгу.
Свидетельство о публикации №115122811781
«Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим – плохо». (Фридрих Шиллер)
Эту фразу немецкого писателя и философа Фридриха Шиллера по праву можно считать эпиграфом к тому, что пишет 19-летний современный поэт из Петербурга Владимир Листомиров.
Этого же мнения придерживается и сам молодой человек, публикуя цитату в основной графе своего сообщества «Листомиров.» в социальной сети «Вконтакте». Интересно, двадцать восемь тысяч ценителей поэзии: мало это или много? Для меня, еще только начинающей призрачный и тернистый литературный путь школьницы, цифра даже пугающая (я просто привыкла оценивать с точки зрения степени ответственности). Но что значит это число подписчиков для самого поэта? Как он относится к тем, кто в буквальном смысле живет его искусством?
Стихотворение «Неправильное письмо» было написано в 2015 году. Тогда юного автора волновала вечная тема: давление извне на еще не окрепшее творчество любого начинающего литератора. Сейчас Владимиру девятнадцать - теперь уже его поэзия сопровождается своеобразным эпиграфом - словами Шиллера, которые, как мне кажется, очень тонко передают философию автора и его стихотворений, мировоззрение и собственно отношение к своему искусству.
По-моему этот факт говорит о многом. Получается, молодой человек разрешил один из главных душевных конфликтов. Сумел расправить крылья и стать по-настоящему свободным, насколько это возможно в прерывистом ритме Петербурга 21 века. И теперь это чувство позволяет художнику, что живет в его душе, быть абсолютно собой без оттенков и полутонов притворства. Хотя при жизни это удавалось далеко не многим.
Стихотворение в прозе. Именно так определил «Неправильное письмо» сам Листомиров. Длинные, знакомые современной поэзии строки. Интересное, двугранное название. Видно, что автор достиг определённого мастерства и теперь может умело жонглировать словами. Несомненно, так и есть. И здесь Владимир поступает достаточно мудро: он гармонизирует стихотворение, наделяя лирического героя душевной искренностью.
«Неправильное письмо» - не просто монолог, это исповедь юноши, его горькая, но в тоже время чарующая песнь. Кто же эти люди, которые причиняют ему столько боли? Образ с одной стороны метафоричный и емкий – толпа, общество, люди в собирательном значении, однако есть определенные маркеры, которые не позволяют сложиться пазлу поэтической картинки. Твой мозг словно получает команду разгадать недосказанность автора. И мысли начинают кружиться вокруг определенных строк «Вот стоят надо мной и пытаются что-то сделать: «Поднимайся с колен, что ты лёг посреди зимы! Всё, что нужно тебе – это, собственно, только мы.»
Сравнение с мелом навевает мне воспоминания о школе, да и фразу «не смей перечить» вряд ли встретишь за пределами учебного класса или кабинета директора. Я вспоминаю, что Владимиру в момент написания стихотворения было семнадцать лет. Скорее всего он учился в 11 классе, а это такой неоднозначный период. Чего только не происходит в твоей душе: бывает льет дождь стеной, настоящий петербургский, или идет снег, и одно дело, если он приятный и не мокрый, такой, что выходи и лепи себе белого друга, а совсем другое, когда он, тяжёлый и влажный, ложится на сырую землю и она становится еще более угрюмой и противной. Но главное, что живет внутри лирического героя – это конфликт, сопротивление. Он словно кричит, однако обращается в пустоту, к сожалению.
Часто, если мы не можем повлиять на какую-либо ситуацию, мы меняем свое к ней отношение. Создается впечатление, что Листомиров поступил именно так. Однако я размышляю о нынешнем положении вещей, а тогда, тогда ему было необходимо высказаться и быть услышанным. Автору так «желалось», чтобы люди прозрели, и это, я думаю, относится не только по отношению к поэзии. Тогда-то он и придумывает некий посыл для своего лирического героя, рисует ему миссию что ли. И теперь смело можно говорить, что с этой миссией его герой справился достойно. Люди приняли точку зрения неформала-Листомирова. Поверили, что вовсе не нужно заниматься нелюбимым делом, насиловать себя и загонять в квадрат клетки. Ведь счастье… оно близко. И смысл в том, чтобы найти его и не упустить. Двадцать восемь тысяч верящих тебе людей. Двадцать восемь тысяч открытых тебе душ. Это ли не то лучшее, что может иметь человек? Человек, которому только 19 лет…
С теплом, Дарья Свитайло
Наталия Свитай 11.02.2018 20:07 Заявить о нарушении