2015 - 5 конкурс. Итоги. Регина Соболева
Регина Соболева,
http://www.stihi.ru/avtor/reginamia
Для начала должна сказать, что все стихи в подборке - беспомощны и малоинтересны. Мне было мучительно больно расставлять работы по степени уменьшения убожества, потому что с первого взгляда казалось - все эти стихи одинаково убоги. Ни один из авторов не имеет не малейшего представления о том, что он делает. В текстах ноль смысла, зато много фальши, логических и речевых ошибок. Впрочем, после десятого прочтения, кое-как сляпать "хитпарад" мне все-таки удалось. Авторы, если ваши произведения попали на первые места, не думайте, что они мне понравились. Мне не понравилось ни одно из них.
Итак, девятка выстроена по количеству "косяков" и степени тяжести этих "косяков".
9 место
1. Отступник
Мечтал, и верен был своей звезде,
но тяжелели мысли постепенно, -
когда-то мог ходить я по воде,
а ныне море стало по колено.
И от тоски зверея в кабаках,
слежу остекленелыми глазами,
как зарастают раны на руках,
когда-то искалеченных гвоздями.
Не рухнул мир, и жгучий стыд не ест,
костюм добротный вместо власяницы...
Давно стоит на прошлой жизни крест,
но я на нём, и никуда не скрыться.
Итак, если это стихотворение вообще возможно правильно понять, автор "Оступника" лирическим героем вывел Иисуса Христа, сознательно принизив его образ, запустив несчастного "отступника" в кабак, нарядив в "добротный костюм", заменив вполне конкретное и осязаемое распятие банальной метафорой "жизни на кресте". Проклятый в свое время католической церковью шедевр Мартина Скорсезе фильм "Последнее искушение Иисуса Христа", а до этого - роман Никоса Казандзакиса "Последнее искушение", мне в этом плане нравятся больше. Оба эти произведения в свое время стали открытием, неким откровением для многих. В них не было общих мест, пошлостей (несмотря на шокирующий сюжет), зато в них были глубина и смысл. А что из этого есть в "Отступнике"? И почему, кстати, из текста не понятно, что же такого совершил "богочеловек", чтобы стать этим самым отступником? Зато отступник с какого-то перепою наряжен в добротный костюм, но при этом "звереет в кабаках"... Чо-то здесь не складывается, ребята.
В первом катрене лирический герой заявляет, что мог ходить по воде и тут же противопоставляет этому то что сейчас ему "море по колено". Но и то и другое значит, в сущности, одно и то же - "все нипочем", "ничто не страшно". Это логическая и речевая ошибка наглядно показывает, как мало автор задумывался над текстом в процессе создания произведения.
В третьем катрене "жгучий стыд" каким-то образом умудряется не есть "костюм добротный", что впрочем и не возможно. Стыд есть костюм не может. Стыд обычно гложет человека, то есть, существо, обладающее сознанием. Обладал ли сознанием автор этого стиха? Еще одна логическая и речевая ошибка. Да и от всего "Отступника" в итоге остается ощущение "нескладушки", странной нелепицы.
Банально, пошло. И даже не смешно. Последнее "девятое" место.
8 место
2. Не жалко
Закончилось придуманное счастье,
цена ему – в базарный день пятак.
Не жалко, что приходится прощаться,
а жалко, что приходится вот так.
Уходишь с непреклонностью солдата,
готовит память воду в решето.
Не жалко, что припомнится когда-то,
а жалко, что припомнится не то.
Закат всплывает медно-красной рыбой –
удачный, но потерянный улов.
Не жалко слов, что мы найти могли бы,
а жалко, что не ищем этих слов.
Кино немое. В долгом эпизоде
ты, я и третьей - скука, а не грусть.
Не жалко, что в финале ты уходишь,
а жалко, что и я не остаюсь.
Перед нами очередна любовная "страдашка", опять наполненная банальностями и пошлостями по самое горлышко. Не буду уделять тематике и сюжету много внимания, остановлюсь только на заметных "косяках". Во втором катрене память "готовит воду в решето" - очень интересная синтаксическая конструкция, я бы даже сказала, - уникальная, учитывая, что не понятно, как "память может готовить воду", а если бы и могла, зачем ей это делать. Нарушение лексической сочетаемости слов и абсолютная бессмыслица. В третьей и четвертой строке этого же катрена лирический герой не жалеет "что припомнится когда-то", но жалеет, "что припомнится не то". А что припомнится-то? Неполнота речи. Так называется эта речевая ошибка, уважаемый автор. Это создает комический эффект. А любовные "страдашки" не должны быть смешными. Конец "стихотворения" тоже выходит скомканным. Визави лирического героя уходит, да и сам лирический герой "не остается", то есть, тоже уходит. Чего же тут жалеть? Чем дальше - тем лучше, я считаю. Предпоследнее "восьмое" место.
7 место
4. Светлячок
Светлячок горит вдали от сплетен,
Без особых мыслей в голове, –
Он до неприличия заметен,
Под ногами путаясь в траве.
Всяк влюблённый – капельку придурок,
Так и он являет свой задор,
Словно непотушенный окурок
Или непогасший метеор.
Спят во мраке города и веси,
Но на перекрёстках всех годин
Тьмы не существует, даже если
В мире он останется один.
И моргает часто-часто-часто
Зоркий проблесковый маячок:
«Вот он я! – светящийся от счастья
Дурачок!»
Самое смешное стихотворение из подборки, потому что напоминает анекдот про ежика и кактус ("Опять обман! - сказал ежик, слезая с кактуса). Опять обман! - сказала я, глядя на "непотушенный окурок" и "непогасший метеор". Кроме того, что метеор не может быть непогасшим, просто потому что метеор - это явление, а не объект, у меня очень много мелких придирок к тексту и самой сути стихотворения. И одна большая - автору. Ваш светлячок - придурок или все-таки дурачок? И самое главное - ответьте хотя бы сами себе, о чем ваш текст? Что вы хотели сказать? И что это должно дать читателю? Седьмое место. Только за то, что повеселили.
6 место
6. ГЕНДЕРНОЕ
Москва, Россия... Бабья суть.
Цветастых юбок разнотравье.
На чьём бы ей плече уснуть,
под чей удар хребет подставить?..
Всё мнится сильная рука,
всё охает да матерится.
Любое горе в три глотка
запить большая мастерица.
Рязань, Самара, Кострома -
все бабоньки: бобылки, вдовы?..
Ждёт подаяния сума,
но к бедам вечно не готова.
Как песня волжская длинна
и как болото непонятна.
Великостранная страна
в застиранных кровавых пятнах.
Очень смелое сравнение использовано автором сего опуса о России. Смелое - в смысле, оскорбительное. И для самой России и для всех женщин на свете. Стереотипы, стереотипы и еще раз стереотипы. Автор выучил "что такое Родина" из либеральных газет, и теперь не знает, куда с этим сходить. Могу сказать однозначно - не в литературу. Даже не пошлая, а скорее - вульгарная работа. А для меня, как для женщины, еще и обидная. Шестое место.
5 место
8. старик
этот старик с красным большим мешком,
чуть крючконосый, с долгим нависшим взглядом,
перемещается чаще всего пешком -
только не так, как дьявол, что носит "прада".
там, где впадает в город людской поток,
там, где стада бизонов пасутся шатко,
встретишь его отставленный локоток,
что повторяет строгость его лопаток.
дождь по дороге прячет лицо и пыль -
впрочем, осанка кажется непреклонней,
чем у старухи с именем изергиль
и рыбака сантьяго на горизонте.
давит мешок прозрением чепухи -
в липовом переулке, в кругу семейном,
кто-нибудь, кто попросит прочесть стихи,
от удивленья вывихнуть может шею.
он на суставы ветра повяжет боль
и постучит по клавишам очумело,
чтобы, введя побитый, как жизнь, пароль,
выбелить осень растёртым о строчки мелом.
Давайте разберемся с еще одним милым автором, у которого в голове дед мороз с большим... мешком. Долго-долго мне пришлось перечитывать текст, чтобы выявить в нем крупицы смысла. Речь собственно идет о зиме, просто автор пытается быть оригинальным. И вот, что у него выходит. Автору была нужна рифма к слову "взглядом" и ничего лучше, чем использовать для этого слово "прада" ему в голову не пришло. Таким образом дед мороз ходит по миру пешком, но "не так, как дьявол, что носит прада". В одноименном фильме, кстати, этим дьяволом была главный редактор глянцевого журнала, и она не ходила пешком, у нее был автомобиль с личным водителем. Затем "отставленный локоток" (словно у гламурной девицы, по ошибке попавшей в метро в час пик) вдруг начинает повторять "строгость его лопаток". Как локоть может повторять строгость чего бы то ни было, мне, наверное, еще только предстоит узнать. Но дальше больше. Дождь "прячет лицо и пыль", "мешок давит прозрением чепухи", "на суставы ветра повяжет боль"... В погоне за прекрасной метафорой автор впадает в пустословие, и это очень грустно. И смешно. И грустно. Но смешно. Пятое место.
4 место
7. синие цветы времени
синие цветы поймы
льнут к твоей реке
там где
на заре бесстыже врут
сиплые кукушки
словно меня поймал
будто бы сжал в руке
мой голосок не зря(ч)
тоненький
слушай
слушай
*
в моём городе чернеет снег
в конце зимы
в доме синие белёные стены
и в нём все мы
папа мама
марина
наташа лиля
я
пусть не семеро
но зато семья
в городе новый спортивный комплекс
на дорогах асфальт однако всего на осень
в доме стены в синий цветочек
папы нет тчк
в этом городе знакомом и не знакомом
всех апрель выводит из ложной комы
мама
марина
наташа
лиля
нынче
каждый в своей квартире
в доме чужие
на окнах новые ставни
синие
вроде
в веждах
города/дома
половина меня
бродит
*
я смотрюсь в чёрные воды твоей реки
вижу тебя
в моих глазах цветёт синеголов
посмотри
что ты
увидишь
посреди
бескрайнего цветочного поля
черно
vик
бело
vик
И вот перед нами стихотворение, которое я бы назвала "актуальненьким", то есть, в нем каждое следующее слово не связано по смыслу с предыдущим, строки разорваны в случайных местах так, чтобы казалось, что в этом заложен глубокий смысл, использованы актаульные слова-маркеры, ясно говорящие о том, что автор молод и горяч, а также слэши, латинские буквы, вставленные в середину русского слова и так далее. Актуальнее и "моднявее" не придумаешь. Файзов будет доволен. А я вот не очень довольна, потому что разбираться, что автор имел в виду (если автор что-то имел в виду, а не писал "актуальный текст" для "Дебюта") в этой мешанине слов, не хочется. Относительное, очень относительное, четвертое место.
3 место
5. Погасшая звезда
Она гуляла...
Старая дама из квартиры на восьмом этаже,
Пережившая смену эпох, любовников и мужей,
Забвение, дефолт, пожар, гибель кота и кражу картин
И оставшаяся со смертью теперь один на один.
Было ветрено...
Она шла по бесконечной улице сама не зная куда,
Ей отчаянно хотелось пирожного, горячего чая и порыдать,
Чтоб её пожалели... и ещё чтоб любили (ах, как это было давно!),
А люди мимо спешили на службу, на поезд, в кино.
И не замечали...
Она пыталась то ли спросить их о чём-то, то ли сказать,
Останавливалась, дёргала за рукава, заглядывала в глаза,
Улыбалась беспомощно всеми морщинками вылинявшего лица
И на мокром асфальте догорела уже до конца.
Врачи сказали инфаркт...
Её хоронили на Ваганьковском через несколько дней,
Про неё был сюжет в новостях, газеты писали о ней,
Вспоминали лучшие роли, цитировали, говорили про тюрьму и суму...
А она смотрела с небес и радовалась непонятно чему.
Такие произведения я называю "слезодавилками". В подборке практически любого конкурса найдется хотя бы одно такое. Слезодавилки пишут в расчете на поверхностные человеческие эмоции, в расчете на мимолетное сочувствие. В данном случае использованы все классические ходы "Подайте ж милостыню ей!" (из романса "Нищая"). Ну то есть, даже сюжет спионерен из этого романса. Конечно, возможно, автор основывался на случае из реальной жизни (уверена, таких много). Но сделано это так пошленько и поверхностно, что все скатывается к тому самому романсу. Автор не имеет представления о настоящей старости и пишет так, будто ни одного старика в глаза не видел, отделывается от читателя пустыми фразами из стандартного набора блаженного манипулятора. И кончает интересным наблюдением, по всей видимости, прямо с места событий, - "она смотрела с небес и радовалась непонятно чему". Третье место, только за то, что формально придраться не к чему. Впрочем, от стиха все равно остается неприятное послевкусие.
2 место
9. Мир взъерошенного детства
Мир взъерошенного детства,
босоногости и неба –
прямо здесь, на этом месте,
только чуточку дрожит;
рыжекудрая соседка
с золотой краюхой хлеба,
и сосед, негодник редкий –
нацепил невинный вид.
Наша старая лошадка
взглядом умным, невесомым
мне сказала: «Мир наш наткан
и бесплотна эта шаль» –
и свои большие крылья
вознесла над нашим домом,
чтоб заботливо укрыли
то, чего до боли жаль.
Лишь моя седая мама,
улыбаясь грустно-грустно,
всё сидела, глядя прямо,
что-то видя там, вдали,
и они с лошадкой нашей
изъяснялись не изустно,
и смотрели дальше, дальше –
где терялся край земли.
Говорят, что стихи о детстве - это беспроигрышный вариант. Наверное, это так. Вот и это стихотворение с некоторыми оговорками я посчитала небезнадежным. Текст представила в виде детсткого рисунка (для которого, как вы знаете, правил и границ не существует). На нем лошадка укрывает большим крылом домик, маму и детей. Вот такая безыскусная картинка. Но очень мило и очень по-детски. Наивный ностальгический взгляд в прошлое. Только чуть-чуть не понятно, зачем было вводить двух ребят, соседей, в действие, если они только показываются, но в дальнейшем никак не упоминаются. И почему детсво тут "взъерошенное", если оно очень даже прилизанное. Второе место.
1 место
3. Под дождь
Под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
она обещает вновь, что уснёт пораньше,
она уверяет – шума дождя не слышит
и сну не мешает занудливый барабанщик.
Она утверждает – спит несравнимо крепче
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
а если в подушку что-то в горячке шепчет –
так это она во сне неспокойно дышит.
А если при этом тело то жаром пышет,
то стылым ознобом скручено на кровати
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше –
так это во сне не впору царевны платье.
Но я промолчу, что знаю причину тоже:
мне встретился тот, кто новую сказку пишет,
когда я палил на днях лягушачью кожу
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше.
Это стихотворение я назвала бы "меньшим из зол". Какая-то мысль в нем все-таки поблескивает. Небезнадежная, в общем, сказочная аллюзия. Интересная игра с повторами. Конечно, лирического героя, сознательно доставляющего боль "царевне", неглектирующего ее, можно назвать только психопатом, и от этого как-то коробит, но с литературной точки зрения этот текст более всего смахивает собственно на стихотворение. Единственная придирка - ошибка в согласовании в следующей фразе "не впору царевны платье". Если "не впору царевне платье", то нужно заменить окончание. Если же "царевны платье не впору", то пропущено, кому оно не впору (лексическая недостаточность речи). Первое место.
Свидетельство о публикации №115122601272
Отдельное спасибо – за упоминание в связи с обсуждением моего скромного стихотворения шедевра Мартина Скорсезе (смотрел, но очень давно) и романа Никоса Казандзакиса (надо будет прочесть). Конечно же, «Отступник» не имеет никакого отношения к Иисусу Христу, о чем, судя по отзывам, догадалось примерно 95% прочитавших (но, с другой стороны, конечно, и 10 раз подряд его вряд ли кто читал). Подскажу: он о человеке, с годами предавшем свои принципы. Что, как Вы правильно написали, «Банально, пошло. И даже не смешно». Но, согласитесь, писать стихи, понятные абсолютно всем, тоже банально и пошло. Сопереживание или возникает, или нет.
Но вот никак не могу согласиться с тем, что «ходить по воде», как и «море по колено», означает «все нипочем». Вспомните хотя бы песню «Наутилуса», где «Спаситель ходил по воде» и доставал из воды погибших людей. Ну, или, если снова говорить о фильмах – эпизод с мальчиком из «Бриллиантовой руки». Ходить по воде – это свойство святых, а вот море по колено как раз тем, кому на все плевать. Поэтому тут я с Вами бы поспорил – это не «автор мало задумывался над текстом в процессе создания произведения», а, скорее, критик мало задумывался над тем, что пишет в своем разгромном отзыве.
Насчет стыда, пожирающего костюм – это Вы меня здорово уели! Я, конечно, и запятую поставил, и ритмически между строчками слышится долгая пауза – но если очень захотеть, почему бы и не представить себе эту жуть – в кабаках и не такое может случиться! Кстати, если Вы полагаете, что человек в добротном костюме не может находиться в кабаке, то Вы, вероятно, не слишком часто их (кабаки) посещаете (что замечательно). Но путь опускающегося, но еще окончательно не павшего человека порой проходит именно там, ужасая эстетическим несоответствием.
Ну, и последний пункт Вашей рецензии – вопрос: «Обладал ли сознанием автор этого стиха»? Он выглядит настолько риторически, что мне даже как-то неловко отвечать Вам связанными фразами. Ну, и тем более неловко напоминать главный принцип критики: «Оценивай произведение, а не автора!».
А вообще, спасибо! Человек, который выставляет свои произведения на всеобщий суд, должен быть готов к любому плевку. Пусть Ваш роскошный обзор будет небольшой прививкой от мании величия для девяти возомнивших себя Бог знает кем авторов.
Александр Мартынюк 27.12.2015 19:55 Заявить о нарушении