Западная цивилизация и Восток

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВОСТОК


Западная цивилизация сложилась на основе расцвета западной экономики, давшей миру передовую техническую цивилизацию. Не теперешняя цивилизация Запада, рассматриваемая в сравнении с Востоком, а капиталистическое развитие Запада, создавшее современную западную цивилизацию, объясняет, почему Запад отличается от Востока и каковы их перспективы с исторической точки зрения. Можно сказать однозначно, что «дни» западной цивилизации, процветавшей на основе жестокой эксплуатации Востока, сочтены.  Дни Востока только начинаются. И в ближайшее время все это определится. Не зря говорят, что инициатива переходит к Востоку.
Развитие Востока было сильно заторможено его капиталистической эксплуатацией – колониализмом. Капитал, не являющийся результатом внутреннего развития стран Востока, был навязанным и не повлиял на традиционные отношения, сложившиеся на Востоке, на их обычаи и нравы, исконные связи и отношения. Как не были восприняты народами Востока колониальные и капиталистические отношения и порядки. Поэтому Восток миновал капиталистическое развитие, как Россия миновала рабовладение.
Вообще, общественное устройство стран Востока медленно изменялось на протяжении тысячелетий, сохраняли древние черты. Религии Востока соответствовали этому,  в то время как христианство было, например, гибким и изменялось в полном соответствии с изменяющимися экономическими и культурными реалиями, и развивалось, приспосабливаясь к общественным отношениям, к науке и даже техническому прогрессу. В последнее время христианство даже наполнилось научным содержанием, и теперь оно пытается доказать, что даже тончайшие нейроны мозга и наследственные коды клетки были изобретены Богом. Тем самым христианство воспроизводит деизм нового времени. А ведь ученые уже и в исламской религии находят научные предвидения, далеко опередившие историческое развитие науки. Здесь вряд ли имеется смысл спорить.
Ибо религия – мировоззрение,  форма мышления, которая так же обобщает развитие мира, и в этом смысле она могла многое предвидеть. В действительности все эпохи похожи друг на друга, ибо всегда прошлое воспроизводится в настоящем, но только на более высокой основе. И каждый раз история повторяется, и в этом движении истории и социальные катаклизмы, порождающие подобные представления, на новой основе повторяют друг друга, И почему самые сильные умы не могли бы предвидеть этих повторений в следующую эпоху. Ведь эта «следующая эпоха» существовала для каждого периода.  И то же самое религиозное мировоззрение следующую эпоху представляет в виде царства божьего, переход к которому подготавливается полным разрушением земной жизни. Здесь можно было бы только недоумевать, как можно сквозь мистические понятия узреть качественное изменение нашего мира. И мы уже не можем просто отрицать их значение и роль в общественном развитии, как это делал атеизм, особенно их воспитательную роль в наше беспорядочное время, когда в обществе разложились все правила и нормы, а религия делает акцент на человечности и человеческом развитии каждого.
Религии Востока, противостоящие западному образу жизни, сегодня находят свой отклик и в самом Западе и покоряют людей своей обращенностью к человеку и духовным, нравственным ценностям современности. На западе разложились все родственные связи между людьми, семейные узы и национальные признаки, ранее объединявшие людей, и это не может положительно повлиять на жизнь людей, изолированных друг от друга западным образом жизни. На Востоке же эти отношения еще сохраняются и объединяют людей. И это так же является их особенностью, защищающей их от разложения. И этот «архаический» образ жизни Востока сегодня все больше привлекает внимания «цивилизованных» и «культурных» людей западной цивилизации. И это уже само по себе доказывает, что они далеко не являются «пережитками» и «экзотикой» с точки зрения современной западной культуры, а, с точки зрения людей и организации их индивидуальной жизни, принимают необходимую форму как раз в эпоху глобального распада. И государство не может игнорировать эти вопросы и должно стремиться поддержать все положительные проявления жизни, заключенные в традициях и обычаях народов, вырабатывавшихся тысячелетиями. Именно в них содержится человеческое зерно, из которого произрастает человеческое отношение к человеку.
Сейчас речь идет о выживании, и человечество должно напрягать все свои скрытые силы, заложенные в нем исторически, раскрывать все свои человеческие потенции, заложенные во всех  формах человеческого существования, стремясь сохранить все лучшее в культуре каждого народа, голо их не отрицая, не имея ничего им взамен. Тем более мы уже ясно видим, что происходит с нашей жизнью, в которой все превращается в деньги. В этом смысле и религий уже играют другую роль, чем в прошлом, когда они служили интересам господствующих классов. И обращенность религиозного мышления к острым человеческим проблемам и смыслу его жизни на земле – это его необходимый поворот, происшедший в эпоху глобализации, которая как раз обращена против человека и безразлична к его страданиям в земной жизни. Религия от классовых отношений так же повернулась к человеку и обнаружила духовную жизнь человека, которая должна раскрыться самому человеку в своем божественном проявлении как самое высшее совершенство. И это указывает на то, что вся красота мира для человека содержится не в материальных ценностях, принявших самодовлеющий характер, а в самом человеке и заключена в его духе и его раскрытии.
Таким образом, теперешний Восток в целом представляет собой систему отношений и связей, в целом сохраняющую «древние черты» и характеры и вместе с тем  медленно  перестраивающуюся на основе «делания денег» и приспосабливающуюся к «деланию денег». Стало быть, Восток, исконно сидевший на потребительной стоимости и не поднявшийся на уровень стоимости, сегодня уже находится на мировом уровне. Превращение денег в капитал уже не характеризует мировое развитие. Напротив, капитал превращается в деньги, а деньги попадают в руки людей. А это значит, что мы имеем дело с торговым и процентным капиталом (рыночные отношения, кредиты, долги), а процентный капитал – самая низшая стадия. Отсюда и судите, где находится Восток, на какой стадии. Сегодняшняя созвучность мира есть созвучность жизни, стирающая все различия в денежных отношениях. Весь мир превращается в «рыночную экономику» - опускается на уровень «делания денег». А отсюда он опускается на уровень процентного капитала и опутывает весь мир долгами. Стало быть, мир, выходивший из капиталистического рабства, попадает в денежное рабство. Деньги связали весь мир.
А теперь подумаем о том, как развитие может пойти дальше на основе мировых денег. Особенность состоит в том, что местные деньги повсюду неустойчивы. Относительно устойчивы лишь западные деньги. Речь здесь идет не о деньгах, а о денежных отношениях, образовавших основу общества, находясь в руках людей. Следовательно, речь идет о том, что мы идем к распаду этих отношений, следовательно, владельца денег. И это составляет определенный этап в развитии мирового сообщества. Если бы экономические отношения одновременно распались во всем мире, то мир был бы просто уничтожен, и люди даже не успели бы осознать этот процесс. Точно так же и денежные отношения не могут распасться одновременно во всем мире. Это и будет происходить, по всей вероятности, постепенно.
Но очевидно, что они скорей распадутся в постсоветском пространстве, а затем будут охватывать и западные страны, а Восток – в последнюю очередь. В этом смысле Запад находится на стадии распада экономических отношений. Поэтому там свертывается производство. На Востоке такого распада еще нет. Поэтому инициатива переходит к нему. И это обусловлено функцией денег. Мы же стадию распада экономических отношений, обусловленного функцией денег, уже пережили (ужасы дикого рынка). И теперь сидим на почве иностранного капитала. Теперь начался распад денежных отношений. А что он собой представляет, этого мы не знаем, но что он совершенно не предсказуем и неуправляем в бессознательном движении, этого мы уже в состоянии понять, если мы еще не забыли глубокий экономический упадок 90-ых годов и начала 21-го столетия.
Отсюда и надо строить прогнозы, в том числе и относительно денег мирового и местного характера. Ведь мир еще держится лишь постольку, поскольку еще держится Запад и не предвидится еще распад восточного производства. И полагать, что местные деньги могут работать и вне мировых денег в то время, как весь мир связан именно мировыми деньгами, это, по меньшей мере, наивно. Мы идем к распаду мировых денег. А что это собой представляет на деле – этого еще никто не знает, раз сегодня, в разгар глобального кризиса, пытаются рассуждать о каком-то «посткризисном периоде», как будто его будет. И это в то время, когда еще не осмыслены истинные причины мирового кризиса. Раз мир един и составляет собой в целом однотипное общество, то кризис в отдельных странах – лишь конкретная форма проявления мирового кризиса. И он разрешится только в постсоветском пространстве по известным нам причинам. В это самое время в других странах кризис будет углубляться. Безысходная стагнация, превращающаяся в депрессию – вот что характеризует нас. «Печатные станки» просто увеличат массу денег и тем ускорят падения. Бешеная погоня за деньгами охватит каждого, сталкивая друг с другом гораздо больше людей, увеличит рост преступности и т. д.
Капитал и для Востока является внешним, а потому модернизация капитала в том виде, как она происходила на Западе в виде его внутреннего распада, чужда для Востока и является чисто навязанным, как и у нас. Отсюда и новая и неосознаваемая направленность развития Востока на основе “делания денег” и подчинение производства человеку и его стремлениям обладания, которые и расковывают общество при сохранении самобытности национальных культур. Здесь деньги еще не обнаружили разрушительную силу и исторически сложившиеся традиционные формы общества и объединения людей сохраняются. Этим и объясняется производительность способа труда  Востока и тот факт, что деньги здесь работают, хотя трещины уже обнаружились и порождают противоречия, характерные всему мировому развитию, нередко принимающие неожиданные формы выражения и поражающие людей западным развратом. И очевидно, что особенность Востока состоит еще и в том, что распад экономических отношений замедлен и еще не обнаружил интенсивную форму, как в странах Запада. И в то же время и деньги еще не образовали основу общества.
И все это говорит о том, что Восток в целом консервировал архаические способы труда и не поднялся на уровень капиталистического способа производства, историческим движением уже себя изжившего. Но вместе с тем он прямиком опуститься на уровень делания денег, ибо другого пути здесь нет. Просто это «опускание» где-то может происходить быстрее, а где-то медленнее. Но в целом, возможно, «азиатский способ производства» и не утратит своей монолитности, и в силу этого, на исторической арене рыночной экономики, он еще может долго продержаться, превращаясь в восточный оплот мира по мере распада западного первенства. Всякое развитие превращается в свою противоположность, и с противостоянием Запада и Востока произойдет то же самое.  Восток и Запад уже давно смешались, и Восток беспрерывно пополнят численность населения Запада и тем в корне стирает их различия с точки зрения личности, тем самым мир делая однородным.
Но это не значит, что, не проходя капиталистическое развитие, он не пойдет и к будущему. Рас Восток отталкивается от капитализма и противостоит ему, то он не пойдет к тому будущему, которое воплощено в прелестях рыночной экономики. И не пойдет потому, что прогрессивная эпоха рыночной экономики уже завершается, и она уже, обнаружив свои противоречия, больше уже не в состоянии стимулировать прогресс. К будущему же в человеческом плане он неизбежно пойдет, преодолев свою отсталость. И об этом свидетельствует тот факт, что отдельные страны Востока выходят вперед, преодолевая свою отсталость, правильно используя деньги и в силу своей восточной «специфики» не поддаваясь разрушительной силе денег. Стало быть, они смогли обуздывать эту функцию денег. Мы сейчас видим именно эту перемену.
Парадокс нашей эпохи состоит в том, что, в неравномерном развитии, способностью к развитию обладают именно те страны, которые отстали в своем развитии от культурных стран Запада по означенным нам причинам. И парадокс нашей эпохи состоит в том, что развитые страны приводят в движение неразвитые, насаждая свои методы, цивилизуют их  Страны Запада исчерпали свое развитие, полностью созрев во всех отношениях, и теперь они озабочены лишь сохранением своей системы, и им важно оттянуть отпущенное им время. Их развитие связано не с дальнейшим совершенствованием исторически сложившихся форм и методов их развития, до сих пор обеспечивавших прогресс во всех областях, а их преобразованием, соответствующим развитию человека и преодолению противостояния между человеком и обществом. Однако Запад этого развития уже дать не может, так как рыночная экономика, являющаяся до сих пор эталоном развития для других стран, дает им представление об их будущем развитии, причем только в экономическом плане. Ибо капитал, на западе в виде денег стимулировавший экономику и культуру, в других странах, находящихся на более низком уровне, играют только разрушительную роль. Для этого эти страны этого уровня должны достичь своим внутренним развитием. А они исторически не поднимались даже до уровня капиталистического способа производства.  Так, Америка повлияла на все страны Латинской Америки, особенно на Аргентину, Венесуэлу, Бразилию, Мексику и т. д., и загнала их в тупик, опутав «рыночной экономикой». Само собой разумеется, стандарты высокоразвитых стран, не являющиеся результатом внутреннего развития отсталых и развивающихся стран, играют созидательную роль экономически только в их самостоятельном развитии, поскольку эти страны приобщаются к индустриализму, входят в информационную систему. Но в неоколониализме или денежном рабстве все происходит наоборот, и развитые страны наживаются за счет неразвитых. Именно так в свое время повлияла Англия на свои колонии, например, Индию. И Франция, и Америка не помогли своим колониям, а держали их в рабстве, ограничивая их самостоятельное развитие и т. д. Они нарушали естественное развитие отсталых народов, насаждая собственные стандарты. Но именно потому, что это было развитием, происходившим в противостоянии, низшие страны не повторяют развития высших и находят новые


Рецензии