О жизни и творчестве В. С. Высоцкого

О творчестве В.С. Высоцкого написано столько монографий и исследований, что обнаружить какой-то эпизод, ускользнувший от недремлющего ока их авторов, практически нереально. Не будем этого делать и мы, попробуем лишь понять, почему его стихи и песни не дают нам покоя и теперь – по прошествии стольких лет со дня его смерти. Мне кажется, что творчество Высоцкого было сугубо индивидуальным и каждый, кто к нему прикасается,  находит для себя что то новое. И вместе с тем, главным лейтмотивом его песен – становятся мужество и благородство.

Безусловно, если бы сам поэт не обладал подобными качествами, он вряд ли написал бы свои нерукотворные произведения: "Балладу о любви” или "Балладу о борьбе”. И всё же назвать его произведения высокопарными, язык не повернётся, за исключением песен о войне. Гений Высоцкого заключается в том, что он привнёс поэзию (т.е. искусство для избранных), в широкие народные массы. Его песни подчас грубы, подчас циничны, но тот кто скажет что это не высокое искусство, явно погрешит против истины. Рано или поздно, о бренности бытия задумывается каждый здравомыслящий человек. Не избежал подобных терзаний и Высоцкий, мысль о неизбежной встрече со Всевышним, рефреном проходит через всё его творчество. Если в ранних произведениях эти мысли звучат несколько шутливо и даже залихватски:

"Пусть счётчик щёлкает, мне всё равно - в конце пути придётся рассчитаться”, то в более поздних, таких как "Райские яблоки” или "Жёлтые огни”, они принимают прямо таки мучительный и надрывный характер. Всенародная любовь и уважение, которые сполна испытал Высоцкий при жизни, в корне расходились с позицией государства, которое в упор не замечало гениального поэта. Причиной являлось то, что его жёсткие и неудобные песни, никак не вписывались в моральный кодекс строителя коммунизма. Имя Высоцкого, которого знали и любили не только в городах и весях нашей необъятной Родины, но и далеко за её пределами, вряд ли можно было увидеть на концертных афишах той поры.

Его концерты, собиравшие огромное количество поклонников, носили полулегальный характер и проходили с соблюдением всех мер конспирации. Конечно, сейчас это вызывает улыбку, но во времена СССР, когда можно было запросто стать невыездным, вряд ли это могло кого-то развеселить. И всё же масштаб его личности был таков, что ни один из чиновников не рискнул взять на себя смелость запретить ему выезд за рубеж. Хотя его поведение там, было весьма далеко от идеального. Одна лишь мысль оказаться в глазах потомков ретроградом и мракобесом, заставляла их закрывать глаза на его вольнодумство.

Высоцкий не был бы самим собой, если бы из любой, самой заурядной вещи, не мог соорудить гениальный шедевр. Я имею в виду песню "Французские бесы”, написанную после банальной пьянки в Париже, со своим другом Михаилом Шемякиным. Конечно, банальной её можно назвать лишь теперь, в то время это было нечто из ряда вон выходящее. Михаил Шемякин, талантливый художник и скульптор, высланный из СССР в 1971 году по идеологическим причинам, осел в Париже. При первой же встрече с Высоцким, он оценил уровень его таланта и их знакомство, переросло в дружбу. Подтекст, который буквально рвётся наружу почти в каждой песне Высоцкого, говорит о его мастерстве и отличает высокое искусство от одноразовых поделок, которые в настоящее время буквально заполонили теле- и радио эфир.

С сожалением приходиться констатировать, что серость и бездарность – настоящий бич начала 21 века. Одна из песен Владимира Семёновича, заканчивается строкой: "Дали вчера мне свободу – что я с ней делать буду?” Казалось, Высоцкий предвидел распад СССР и те потоки лжи и лицемерия которые захлестнут Россию. Уйдя от физического рабства, человечество прямиком угодило в финансовую кабалу. Риторический вопрос – можно ли считать себя свободным, если на тебе висит куча кредитов и ты не спишь ночами, думая о неизбежной расплате?

Если учесть, что гении рождаются раз в 100 лет, то появления следующего Поэта, (я специально написал это слово с большой буквы), нам не дождаться. Может быть, повезёт хотя бы нашим детям. Хотя Высоцкий и пел: "Пророков нет в отечестве своём, да и в других отечествах не густо” – сам таковым и являлся (пусть и с небольшим допущением). Хочется закончить статью строкой из его произведения, написанного незадолго до смерти: "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним – мне есть чем оправдаться перед ним”!


Рецензии
Я сама тоже и любила, и люблю Высоцкого и за его песни,и за его внешность, и даже...за его образ жизни.И теперь тоже все сказанное Вами здесь, тоже как будто воспринимаю как новое, что и свойственно настоящей классике).
Здоровья Вам и творческих удач в Новом году!

Рабия Магомедова   27.12.2015 14:00     Заявить о нарушении
Высоцкий, с его поисками и сомнениями - олицетворяет собой "Русский мир". Цитата из его песни: "И бесу наших русских душ - сгубить не удавалось"! Вам же успехов - с Новым годом!

Сергей Сошин Константа   27.12.2015 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.