2015 - 5 конкурс. Итоги. Вадим Герман

1. Отступник
 
Мечтал, и верен был своей звезде,
но тяжелели мысли постепенно, -
когда-то мог ходить я по воде,
а ныне море стало по колено.

И от тоски зверея в кабаках,
слежу остекленелыми глазами,
как зарастают раны на руках,
когда-то искалеченных гвоздями.

Не рухнул мир, и жгучий стыд не ест,
костюм добротный вместо власяницы...
Давно стоит на прошлой жизни крест,
но я на нём, и никуда не скрыться.

«Море по колено». У этой фразы есть два  очень известных продолжения, это даёт нехорошую двусмысленность. При чтении получается, что оттого, что постепенно «тяжелеют мысли» и оттого, что герой проводит время в кабаках, он(герой)  потерял себя. То ли хотел сказать автор? Боюсь, нет…К тому же, тема очень популярна среди пятнадцати-семнадцатилетних авторов, которые считают себя избранными, но отчего-то изменившими своей «звезде».Красоты образов и новизны метафор также, не замечено…
3 балла

2. Не жалко
 
Закончилось придуманное счастье,
цена ему – в базарный день пятак.
Не жалко, что приходится прощаться,
а жалко, что приходится вот так.

Уходишь с непреклонностью солдата,
готовит память воду в решето.
Не жалко, что припомнится когда-то,
а жалко, что припомнится не то.

Закат всплывает медно-красной рыбой –
удачный, но потерянный улов.
Не жалко слов, что мы найти могли бы,
а жалко, что не ищем этих слов.

Кино немое. В долгом эпизоде
ты, я и третьей - скука, а не грусть.
Не жалко, что в финале ты уходишь,
а жалко, что и я не остаюсь.

Явные Есенинские нотки, к сожалению, ничем не подкрепленные. Откуда в тексте взялись(и без развития) исчезли образы солдата, «медно-красной рыбы», кино – непонятно. К сожалению, также нет ярких образов, новизны идеи, свежих рифм и метафор.
8 баллов

3. Под дождь

Под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
она обещает вновь, что уснёт пораньше,
она уверяет – шума дождя не слышит
и сну не мешает занудливый барабанщик.

Она утверждает – спит несравнимо крепче
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
а если в подушку что-то в горячке шепчет –
так это она во сне неспокойно дышит.

А если при этом тело то жаром пышет,
то стылым ознобом скручено на кровати
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше –
так это во сне не впору царевны платье.

Но я промолчу, что знаю причину тоже:
мне встретился тот, кто новую сказку пишет,
когда я палил на днях лягушачью кожу
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше.

Главное действующее лицо текста – дождь…или крыша. Героиня (царевна-лягушка) – не прописана, непонятна. «если (…) тело (…) жаром пышет - так это во сне не впору царевны платье» - как-то смутно…Не очень хороши пары рифм:  «крыше- слышиит», «крыше-дышит», «крыше-пышет». «крыше-пишет». Очень много «крыш» в маленьком тексте, складывается ощущение, что именно «крыша» - главное в тексте…
2 балла

4. Светлячок

Светлячок горит вдали от сплетен,
Без особых мыслей в голове, –
Он до неприличия заметен,
Под ногами путаясь в траве.

Всяк влюблённый – капельку придурок,
Так и он являет свой задор,
Словно непотушенный окурок
Или непогасший метеор.

Спят во мраке города и веси,
Но на перекрёстках всех годин
Тьмы не существует, даже если
В мире он останется один.

И моргает часто-часто-часто
Зоркий проблесковый маячок:
«Вот он я! – светящийся от счастья
                Дурачок!»

Хочется спросить автора – при чем здесь сплетни, вдали от которых «горит» светлячок? «Всяк»,  «веси», «годин» - такие слова в данном тексте не обоснованы, «Тьмы не существует, даже если В мире он останется один» - смутно. Конечно, тьмы не существует, если остается только светящийся жучок, ничего же нет кроме него…
7 баллов

5. Погасшая звезда

Она гуляла...
Старая дама из квартиры на восьмом этаже,
Пережившая смену эпох, любовников и мужей,
Забвение, дефолт, пожар, гибель кота и кражу картин
 И оставшаяся со смертью теперь один на один.

Было ветрено...
Она шла по бесконечной улице сама не зная куда,
Ей отчаянно хотелось пирожного, горячего чая и порыдать,
Чтоб её пожалели... и ещё чтоб любили (ах, как это было давно!),
А люди мимо спешили на службу, на поезд, в кино.

И не замечали...
Она пыталась то ли спросить их о чём-то, то ли сказать,
Останавливалась, дёргала за рукава, заглядывала в глаза,
Улыбалась беспомощно всеми морщинками вылинявшего лица
 И на мокром асфальте догорела уже до конца.

Врачи сказали инфаркт...
Её хоронили на Ваганьковском через несколько дней,
Про неё был сюжет в новостях, газеты писали о ней,
Вспоминали лучшие роли, цитировали, говорили про тюрьму и суму...
А она смотрела с небес и радовалась непонятно чему.

А если бы – не бывшая актриса, а просто, совершенно не знаменитая в прошлом старушка, то стихотворение бы написалось? То есть, автор привлекает внимание к постаревшим знаменитостям? А если – нет, тогда, о чем данный текст? К сожалению, в сети сейчас тонны «слезовыжималки», но это не делает тексты стихами…
6 баллов

6. ГЕНДЕРНОЕ

Москва, Россия... Бабья суть.
Цветастых юбок разнотравье.
На чьём бы ей плече уснуть,
под чей удар хребет подставить?..
Всё мнится сильная рука,
всё охает да матерится.
Любое горе в три глотка
запить большая мастерица.
Рязань, Самара, Кострома -
все бабоньки: бобылки, вдовы?..
Ждёт подаяния сума,
но к бедам вечно не готова.
Как песня волжская длинна
и как болото непонятна.
Великостранная страна
в застиранных кровавых пятнах.

Не стал бы ставить знак равенства между Москвой и Россией,а также  «бабью суть» определять «цветастыми юбками», говорить, что «бабья» мечта – уснуть на чьем-нибудь плече и(или) подставить «хребет для удара». Почему «Рязань, Самара, Кострома – (…)все бабоньки: бобылки, вдовы» - не понял. Они – без мужика? То, что страна в ЗАСТИРАННЫХ кровавых пятнах, так вообще не понятно – за несколько строк до этого автор говорит, что страна – женщина, а, сейчас, что страна – одежда… «Ждёт подаяния сума, но к бедам вечно не готова» Не готова к бедам – сума?...
5 баллов

7. синие цветы времени

синие цветы поймы
льнут к твоей реке
там где
на заре бесстыже врут
сиплые кукушки
словно меня поймал
будто бы сжал в руке
мой голосок не зря(ч)
 
тоненький
 
слушай

слушай

*
в моём городе чернеет снег
в конце зимы
в доме синие белёные стены
и в нём все мы
папа мама
марина
наташа лиля
я
пусть не семеро
но зато семья

в городе новый спортивный комплекс
на дорогах асфальт однако всего на осень
в доме стены в синий цветочек
папы нет тчк

в этом городе знакомом и не знакомом
всех апрель выводит из ложной комы
мама
марина
наташа
лиля
нынче
каждый в своей квартире
в доме чужие
на окнах новые ставни
синие
вроде
в веждах
города/дома 
половина меня
бродит

*
я смотрюсь в чёрные воды твоей реки
вижу тебя
в моих глазах цветёт синеголов
посмотри
что ты
увидишь

посреди
бескрайнего цветочного поля

черно
vик

бело
vик

Верлибр – то же стихотворение с теми же законами стихосложения, только без рифм. Здесь, как мне кажется, текст ритмически не организован, метафоры не просматриваются, идея не видна. Чем он отличается от прозы, не понял…
4 балла

8. старик

этот старик с красным большим мешком,
чуть крючконосый, с долгим нависшим взглядом,
перемещается чаще всего пешком -
только не так, как дьявол, что носит "прада".
там, где впадает в город людской поток,
там, где стада бизонов пасутся шатко,
встретишь его отставленный локоток,
что повторяет строгость его лопаток.
дождь по дороге прячет лицо и пыль -
впрочем, осанка кажется непреклонней,
чем у старухи с именем изергиль
и рыбака сантьяго на горизонте.
давит мешок прозрением чепухи -
в липовом переулке, в кругу семейном,
кто-нибудь, кто попросит прочесть стихи,
от удивленья вывихнуть может шею.
он на суставы ветра повяжет боль
и постучит по клавишам очумело,
чтобы, введя побитый, как жизнь, пароль,
выбелить осень растёртым о строчки мелом.
Старик с мешком и взглядом?  В чем отличается отличие его «перемещения» от того, «кто носит прада»?И откуда вообще взялся образ «носящего прада»?
«там, где впадает в город людской поток,
там, где стада бизонов пасутся шатко,
встретишь его отставленный локоток,
что повторяет строгость его лопаток»

Долго думал…При въезде в город пасутся стада бизонов и локоток (деда Мороза)? Да еще, этот самый локоток «повторяет строгость его лопаток». Гоголь с «Носом» нервно курит в углу….
1 балл

9. Мир взъерошенного детства 

Мир взъерошенного детства,
босоногости и неба –
прямо здесь, на этом месте,
только чуточку дрожит;
рыжекудрая соседка
с золотой краюхой хлеба,
и сосед, негодник редкий –
нацепил невинный вид.
Наша старая лошадка
взглядом умным, невесомым
мне сказала: «Мир наш наткан
и бесплотна эта шаль» –
и свои большие крылья
вознесла над нашим домом,
чтоб заботливо укрыли
то, чего до боли жаль.
Лишь моя седая мама,
улыбаясь грустно-грустно,
всё сидела, глядя прямо, 
что-то видя там, вдали,
и они с лошадкой нашей
изъяснялись не изустно,
и смотрели дальше, дальше –
где терялся край земли.

«Мир взъерошенного детства,
…………………………………
прямо здесь, на этом месте,
только чуточку дрожит»
- получается, мир здесь, только …дрожит…Понимаю, что хотел сказать автор, но вот, КАК он это сказал… Дальше, текст (для меня) ничего не говорит о детстве и его ощущениях, но появляется сосед, соседка, «старая лошадка» и  «седая мама». Автор, ради Бога, два последних  образа ставить в один ряд нехорошо. Кроме этого, если Вы погружаете читателя в мир детства, мама там, как мне кажется. еще совсем не седая… Все как-то смутно …
Тем не менее,  9 баллов

Надеюсь, эти тексты нетипичны для авторов, и на самом деле их творческий потенциал гораздо выше. Расставить по ранжиру не представляется возможным,
© Вадим Герман,
http://www.stihi.ru/avtor/german66


Рецензии
Вадим, спасибо за обзор.
Я бы не сказала, что это верлибр...

синие цветы поймы
льнут к твоей реке
там, где
на заре (бес)стыже врут
сиплые кукушки.
словно меня (пой)мал,
будто бы сжал в руке.
мой голосок не зря(ч),

тоненький,

слушай,

слушай.

*
в моём городе чернеет снег в конце зимы.
в доме синие белёные стены и в нём - все мы:
папа, мама, марина, наташа, лиля, я -
пусть не семеро, но зато семья.
.

в городе новый спортивный комплекс.
на дорогах асфальт, однако, всего на осень.
в доме стены в синий цветочек.
папы нет тчк.
.

в этом городе знакомом и не знакомом
всех апрель выводит из ложной комы.
мама, марина, наташа, лиля -
нынче каждый в своей квартире.
в доме чужие.
на окнах новые ставни. синие. вроде.
в веждах города/дома половина меня бродит.

*
я смотрюсь в чёрные воды твоей реки -
вижу тебя.
в моих глазах цветёт синеголов.
посмотри,
что ты
увидишь

посреди
бескрайнего цветочного поля:

черно-
вик,

бело-
вик?

В таком виде понятней?

Ольга Домрачева   27.12.2015 19:54     Заявить о нарушении