Визит

            На нитях снов луна висит,
            как сморщенное яблоко.
            Сомнителен, жесток визит
            курьера. Выпить яд? – Легко!
            Пусть жидкость цвета крови, дна
            не видно, но зато – ужели? –
            в глазах отчётливо видна
            луна в десятках отражений.

            О, Маргарита, не проси
            у дьявола прощения.
            Из рук его, что керосин,
            что зелье, вообще – не яд!
            Под утро спор жесточе, рта
            изгиб, как чёрное на красном.
            За мудрым торжеством черта –
            улыбка чёрта – беспристрастна...




            ...Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг.
            Пропали и черные кони. Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет.
            Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны. Мастер шел
            со своею подругой в блеске первых утренних лучей  через каменистый
            мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников,
            и они шли по песчаной дороге.



     Уважаемые, Стихиряне.
     По поводу этого стихотворения, разгорелись "жаркие споры".
     Оставим "художественную составляющую", как, априори, субъективную.
     Но вот два комментария, которые меня озадачили:

     "А критерии оценки по большому счёту у всех разные, но всё-таки зиждутся  на основах
     стихосложения. Вы же попираете эти основы, когда Вам это удобно, и   списываете на авторское нечто. А никакого "нечто" в данном случае и нет. Пшик-с... извините..." (с)

      "Минус 2 — моя оценка Вашему стихотворению. И в первую очередь оно        плохо именно по технике. Именно техника в нём из рук вон…" (с)

      
       У меня убедительная просьба к тем, кто сможет мне показать, где именно
       я "попрал основы стихосложения" в своём тексте. Что именно "из рук вон
       плохо", что касается размера, схемы рифмовки и, главное, качества самой рифмы.
       Заранее благодарен, Олег. 

      


Рецензии
Здравствуйте!

Я хотел сделать замечания как раз по "технике".
тем более, что Вы их просите.
:-)

Работа с рифмовкой - тут все круто.
Но стоит ли технику понимать только как работу с рифмой?

Ведь что такое рифма - это элемент ритмики.
И Вы, круто проаботав с этим элементом ритмики, в то же самое время эту ритмику корежите.
Перенос - это элемент прозаизации. То что нарушает и разрушает ритмику.
А у вас к тому же не просто переносы (как в 9, 10 строках), а корявые переносы.
То есть, создающие побочные смыслы и прочтения.
"курьера выпить яд легко" - читается как корявое "яд курьера выпить легко", явно не с тем смыслом, что планировался.
"цвета крови дна" - читается как ссылка на цвет дна.
"не видно но зато ужели" - "но" как что-то невнятное...
"под утро спор жесточе рта" - жестокий рот.
"изгиб, как черное на красном" - вообще левый смысл.

Работая со звуковым элементом ритмики - рифмой - Вы разрушаете, вплоть до обессмысливания, ритмический праллелизм звука и смысла.
Глубинный фундамент стиха. Корежите фразовый ритм, который есть основа стихосложения вообще.
http://www.stihi.ru/2014/12/23/9611

Такой подход с полным основанием можно назвать плохой техникой.
Плохой техникой фразировки.
Возможно именно это хотели сказать Ваши оппоненты.
Получается, что возвышая один технический элемент, Вы провалили другой.

Заметьте - я не говорю сейчас о семнатике и стилистике изложения, тоже основательно покореженных, а именно о ритмической стороне.

Если попытаться прочитать Ваш стих согласно фразировке
.
Из рук его, что керосин, что зелье,
вообще – не яд!
Под утро спор жесточе,
Рта изгиб, как чёрное на красном.

Получаются вообще не стихи. И исчезает навороченность рифмовки. А крутость рифмовки можно услышать, только перекорежив фразировку, читая просто как бессмысленный набор слов, не смущаясь возникающими побочными смыслами.
Получается какой-то "многорифм" (есть такая "форма" когда рифмующиеся слова никак не упорядочены, главное, что если поковыряться - рифму к любому слову можно в стихе найти)...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   22.09.2016 08:48     Заявить о нарушении
... здравствуйте. Вопрос к Тимофею: а разве перечисленные вами слова из стихотворения - не суть образы? Которые при прочтении наполняют пространство. И их никак нельзя прочитать - как. Просто слова - по верёвочке - одно за другим.
:) и я отклоняю ваши :) претензии (как читатель :)
==============
... но вот мне хотелось бы увидеть букву "я" (самой последней в стихотворении
==============

"что зелье, вообще – не яд!
Под утро спор жесточе, рта
изгиб, как чёрное на красном.
За мудрым торжеством черта –
улыбка чёрта – беспристрастна я..

Катерина Крыжановская   22.09.2016 20:58   Заявить о нарушении
1. Слова НЕ СУТЬ образы в поэтическом смысле. Это строительный материал.
2. Образы спокойно существуют и в прозе. И в банальной бытовой речи.
3. Так что при чем тут поэзия? И главное, при чем тут ритмика, о которой я веду речь?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   22.09.2016 23:52   Заявить о нарушении
Вы же сами написали:"многорифм" (есть такая "форма" когда рифмующиеся слова никак не упорядочены, главное, что если поковыряться - рифму к любому слову можно в стихе найти)...
... почему нет?

Катерина Крыжановская   23.09.2016 00:07   Заявить о нарушении
... русских видов стихосложения я насчитала 27. Среди прочих были обозначены:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр.

Катерина Крыжановская   23.09.2016 00:23   Заявить о нарушении
Не понимаю, зачем Вы все это пишете?
В моей рецензии обсуждается ритмика конкретного стиха. А не содержание сайта рифма.ком.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   23.09.2016 00:55   Заявить о нарушении
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр.

(только и всего..

Катерина Крыжановская   23.09.2016 00:56   Заявить о нарушении
Ну да. А ПОЛНОПРИВОДНАЯ машина это та, у которой все оси ведущие.
ПЕРИГЕЛИЙ - точка наибольшего приближения к Солнцу.
итд
А ФЛУД - зто посты на левые темы, не имеющие отношения к обсуждению.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   23.09.2016 12:24   Заявить о нарушении
... я бы не назвала это флудом (и потом) данный меч обоюдоострый. я просто не согласна с вами. мы имеем два мнения - ваше и моё - кто прав..

Катерина Крыжановская   23.09.2016 13:34   Заявить о нарушении
Если у Вас есть Ваше мнение по данному стиху - выражайте его, написав свою рецензию.
А если Вы хотите поучаствовать в обсуждении моей рецензии - то обсуждать надо то, что в ней написано.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   23.09.2016 15:16   Заявить о нарушении
... мне. Больше нечего добавить к сказанному. Благодарю.

Катерина Крыжановская   23.09.2016 15:19   Заявить о нарушении
Привет, Тимофей! Однако...

"Получаются вообще не стихи. И исчезает навороченность рифмовки. А крутость рифмовки можно услышать, только перекорежив фразировку, читая просто как бессмысленный набор слов, не смущаясь возникающими побочными смыслами.
Получается какой-то "многорифм" (есть такая "форма" когда рифмующиеся слова никак не упорядочены, главное, что если поковыряться - рифму к любому слову можно в стихе найти)..." (с)

Печально весьма. А ведь как всё хорошо начиналось, но в итоге кончилось всё опять-таки за упокой... ну нельзя же так... сколько можно :)
А что имеем на сдачу? Вынужден Вас огорчить, дружище, это СТИХИ. СТИХИ русского ПОЭТА.
И "однословный многорифм" - это оригинальная форма ПОЭЗИИ, а значит, тоже СТИХИ.
Без вариантов - просто и ясно.

С уважением,

Александр Савостьянов   27.09.2016 10:59   Заявить о нарушении
Все в Вашей позиции понятно.
Куда уж проще:
"Стихи - это все то, что мне захотелось назвать этим словом."
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   27.09.2016 13:39   Заявить о нарушении
Хотя в целом, должен признаться, вполне себе такой обзор получился.
Дай Бог, чтобы все так подробно писали.
Я специально в "Литературную гостиную" БЛК хожу.
Там тоже мнения могут не совпадать, но читать интересно.
Вот если бы не было здесь такого категоричного: "Получаются вообще не стихи".
И приписка в конце: "Имхо, конечно", цены бы Вам не было, Тимофей.
Искренне.

С уважением,

Александр Савостьянов   27.09.2016 15:12   Заявить о нарушении
Приветствую, всех.
Я тут приболел немного, отвечаю с запозданием.
По сути полемики. Вот я слежу порой за высказываниями различных, в том числе авторитетных,
поэтических деятелей, менторов, да и просто авторов, достигших определённого уровня
и признания, на предмет: "А что, лично ОНИ, искушённые и даже пресыщенные,
ищут в стихах других авторов, вообще в СОВРЕМЕННОМ! стихосложении?"
И знаете, ни один из них не ответил, что они желают видеть "основы стихосложения вообще!"
Это они и сами умеют лучше других. И говорят:
"Дайте нам НОВОЕ и в то же время узнаваемое!"
"На первый взгляд и не стихи, а прислушаешься, вникнешь - самое оно!"
.
В жёстких рамках классицизма (и формы и содержания), я не представляю ЧЕМ я бы
смог удивить читателя, а главное, удивиться САМ.
Очевидно самое просто - не хватает ТАЛАНТА! Чтобы в простейшей технике выдать "Супер АЙС!"
Да ещё, чтобы он был признан таковым абсолютным субъективным большинством.
Что делает человек разумный, чтобы осилить неподъёмный вес?
- Создаёт технические приспособления, от рычага и так далее...
В случае со стихосложением, это внутренние резервы самого языка, проба различных
закономерностей, в том числе ритмических и фонетических.
И многие, если не все, значимые поэты через такие опыты прошли.
Возможно и мне всё это дело скоро надоест. Как в том анекдоте:
.
Выходит "виртуоз", шпилит пять нот в секунду и так и эдак.
Оценка:
Хорошо, молодец парень... ищет.
.
Выходит другой и бренькает что-то на трёх нотах всю композицию.
Оценка:
ОТЛИЧНО!
- А этому-то за что?
- Он уже нашёл!
О

Гольгертс   27.09.2016 16:16   Заявить о нарушении
Табулатуры песен группы "Ласковый май" чем-то напоминают музыку для червей... однако!

Александр Савостьянов   27.09.2016 16:33   Заявить о нарушении
... добрый вечер всем.. хочется чего-то эфемерного..
Чтобы (читаешь вроде вполне понятные вещи..
(а это совершенно о другом..

Катерина Крыжановская   27.09.2016 19:09   Заявить о нарушении
:) ОН ВЕРНО.. КОТ УЧЁНЫЙ (задумался..
(в тайне надеюсь и вы.. тоже..

Катерина Крыжановская   27.09.2016 21:06   Заявить о нарушении
Снег... молчаливо. УпадАет.

... на холст. Реки...
(ложась!) Не тает.

... лишь. Озерцо (от полыньи...

(как тяжкий груз...!!
ЕпитимьИ.

Мир растворяет. В тишине...

... вопросом. И тебе.. и мне.

Катерина Крыжановская   27.09.2016 21:53   Заявить о нарушении
Иллюстрация того, что делает фразировка:
-----------------------------
Снег...
Молчаливо упадает
Нах
Ол ст.
Реки!
Ложась! - не тает.
Как
тяжкий груз
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   27.09.2016 23:40   Заявить о нарушении
... пронзительный выпад. Но.. что он принёс..

Катерина Крыжановская   27.09.2016 23:51   Заявить о нарушении
Тимофей, весь вопрос в том кого и насколько это может "раздражать".
Мне так такое иногда даже интересно. А вопрос оправданности...
А чем не оправданность гармония фонетической закономерности вплоть до пазла?
Ну пишите простейшими предложениями, подлежащее-сказуемое и так дальше...
Я повторю, я -- не гений! Да и НИКТО на Стихире.
И вторую "В лесу родилась ёлочка" (самая популярная русскоязычная песня)
не сочиню! А упражняться в развитии языка, пробовать новые формы - это моё
полное авторское право. И если, хотя бы 10-20% читателей поддержат, заинтересуются -
это уже локальный успех. Например, ни одна субкультура таких процентов не имеет.
О

Гольгертс   27.09.2016 23:54   Заявить о нарушении
Увы. Ничего НОВОГО Вы не придумали. Подумаешь, переносов навалили. Что в этом нового?!
В панторифме тоже ничего нового нет.
Как и в том что за ради техники корежится содержание и стилистика.
Я понимаю, что Вы решили плюнуть на все кроме рифмовки.
Это понятно.
Но в этом тоже нет ничего нового.
:-)
Да, у Вас круто с рифмой в этом стихе.
Но давайте честно - остальные "особенности" - это просто "плата за технику", а не поиски нового.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   28.09.2016 05:12   Заявить о нарушении
И действительно... берём первую двадцатку Народных сентября... ничего НОВОГО ни у кого, увы. Скорблю.

Александр Савостьянов   28.09.2016 11:15   Заявить о нарушении
:) здесь. Всё изведали (потому что..
:) надо вторгаться в иные измерения (и вот там..

Катерина Крыжановская   28.09.2016 11:36   Заявить о нарушении
В очередной раз перечитывая работы одной восьмой финала Кубка, вынужден с глубоким прискорбием сообщить всем присутствующим, что мной были обнаружены всего лишь две попытки авторов хоть как-то поэкспериментировать со словом, всё остальное - вообще восьмая вода на киселе: из пустого - в порожнее, и из порожнего - в пустое. Даже "пилить" там нечего, да и незачем. Не завидую и арбитрам, из тура в тур вынужденным читать одни и те же затянутые до невозможности мыльные оперы, не представляющие никакого интереса для потомков. Тоска смертная. Имхо, конечно.

Александр Савостьянов   28.09.2016 12:41   Заявить о нарушении
На моей половине неба
Доктор Лентяй -Глеб Бабич

Кто-то тащит на гору крест,
Но и там, на горе – не рай.
А мне сказали, мол, надоест –
Умирай.

Мне то, в общем, не привыкать
Выносить, словно дверь, беду.
Те, кто готовится отпевать -
Подождут.

Я двенадцать прошел морей,
Шаг за шагом, из края в край.
И мне сказал апостол Андрей –
Привыкай.

Я стирал свои ноги в кровь,
Научился прощать за так.
Но только щеку подставить вновь –
Ну, никак!

Так случалось, что уставал,
И валился спиной в траву.
Но, глядя в небо вдруг, понимал –
Я живу!

Все добро мое – день да ночь,
И иного я не хочу.
А если станет совсем невмочь,
Полечу.

Кто-то мечтает о крыльях,
И это – немного.
Бог рассмеется и выльет
Звезды молочной дорогой,
На моей половине неба…

Катерина Крыжановская   28.09.2016 13:04   Заявить о нарушении
Это понятно, что там доктор прописал.
Ну а я просто попытался вписаться в образ известного стихирского бойца Тимофея.
Это ни хорошо и ни плохо, но, самое главное, печально...

Александр Савостьянов   28.09.2016 13:12   Заявить о нарушении
"Увы. Ничего НОВОГО Вы не придумали. Подумаешь, переносов навалили. Что в этом нового?!
В панторифме тоже ничего нового нет." (с)
.
Если придумать что-то реально "новое", вот тогда это будет, действительно,
нарушением всех основ стихосложения. Так что "новое" может быть, лишь в оригинальной
авторской комбинации известного, пропорциональном соотношении и пр.
У меня к вам просьба, Тимофей. Дайте мне ссылку на чей-нибудь панторим с анжамбеманом,
хочется бросить взгляд - кто заплатил за технику меньше?
Хотя, если мне относительно близок этот стилистический приём для преодоления
ритмической монотонии. Если я абсолютно согласен с тем, что
единичные анжамбеманы служат средством интонационного выделения отсеченных
стихоразделом отрезков фразы, а многочисленные анжамбеманы создают
прозаизированную интонацию, почти нивелирующую стихотворный ритм, что
является значительным выразительным средством (например, в драматическом стихе).
То вы, надо полагать, категорически ПРОТИВ!
В таком случае исчезает сам предмет спора.
"Получается, вообще не стихи" - говорите вы. Ну и что?
А вы слышали когда-нибудь КАК декламируются стихи с анжамбеманами, того же Бродского?
И кто сказал, что ТОЛЬКО фразовый (строчный) ритм - хорошо?
То, что не принимаете лично ВЫ, разве это общая проблема?
.
А если записать мой "Визит" А4, законченными предложениями, выдерните, хоть одно
и объясните "обессмысливание", а не отдельные словосочетания, как это сделали вы.
Вы упёрлись в этот ваш "строчный ритм" и не желаете замечать ничего другого,
а это и есть "свойство классицизма".
А как вам идея "панторифмического дольника (акцентного стиха)" со смещёнными
рифмами стоп в рифмующийся строках или тоже "ничего нового?"
Новое - это то, чего по крайней мере ни у кого больше НЕТ.
Пусть не принципиально, но хотя бы в конкретной закономерности.
А придумывать "своё новое" мастаков в сети полно.
Так называемые "авторские записи" без заглавный, вообще без орфографии,
всякие "пирожки с порошками", не говоря уже об "обалбанивании" языка - вот это "новое",
а оно вам или мне надо?
О

Гольгертс   28.09.2016 14:33   Заявить о нарушении
И ещё, Тимофей.
На Стихире много осуждающих умников-душеписцев, но реально принять технический вызов,
кроме вас, пожалуй, и некому. Я много раз предлагал Ведущим разных площадок,
определённые интересные закономерности. Ну, например:
Строфную закономерность: панто/белый, панто/белый - с антитезной версификацией.
Или авторский АКРО-палиндром с "расшифровкой" смысла акро-палиндромной фразы.
И что вы думаете мне отвечают?
- Да нет... это сложно..."они не придут... " и так дальше.
Уж коли я "болен" рифмой, логично мне было разузнать, а ЧТО же всё-таки считается
незыблемым приоритетом в ней, так называемым "высшим пилотажем?".
Оказалось, что и ЭТО субъективно. Тем не менее есть, например, "Разнословная рифма",
не составная с предлогами и союзами, а именно рифма с двумя или несколькими словами,
ну, типа: "она до ста точна / самодостаточна".
На поверхности идея написать стихотворение построенное ПОЛНОСТЬЮ именно на таких
рифмах, причём не только концевых, но и внутренних.
Но написать это одно, но ведь важно ещё и сравниться с кем-нибудь, как раз
с целью понимания "цены", как вы говорите "платы за технику".
Возьмётесь написать? А потом можно отправить анонимно на оценку "независимым экспертам",
только не таким как "Дм. Маслов", который ставит техническую оценку, но на рифму,
"вообще-то внимания не обращает".
О

Гольгертс   28.09.2016 15:13   Заявить о нарушении
Пожалуйста, приму любой вызов. Вот только с четко сформулированными требованиями и ограничениями. И с внятными критериями оценки.

Вот то, что Вы только что написали - я не совсем понял.
Вы хотели сказать - составные рифмы, но без использования в качестве составных частей предлогов и союзов?
Или что-то другое?
.
С уважением
п.с. кстати, интересно было бы еще кого-нибудь привлечь.

Тимофей Бондаренко   28.09.2016 18:27   Заявить о нарушении
Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто рушащееся - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В. Маяковский)

.
Размер, схема рифмовки - любые. Концевая рифма должна быть ВСЯ разнословная,
внутренняя - желательно, но возможно и составная.
.
Я бы рад "кого-то ещё" привлечь, но очень сомневаюсь.
Да и соревнование, как таковое, мне не особо интересно, тем более, как вы верно
отметили "внятных критериев оценки" всё равно не добьёшься.
Мне важно сравнение, а там я сам увижу, где у меня лучше, а где хуже.

Гольгертс   28.09.2016 18:51   Заявить о нарушении
А полностью каламбурная понимают - пони мают пойдет? Или обязательно с огрызками?
Кстати "шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые." - здесь приставки и союзы.
А Вы как я понял, против их использования?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   28.09.2016 20:10   Заявить о нарушении
Вот! Сразу чую "профи"... Да, я ещё хотел оговориться.
Это я для экономии времени взял перепечатку, а там - ошибка.
Конечно, должно быть именно два слова, частично или полно использованные - всё равно.
А приставки "под" и прочие вспомогательные можно приберечь для внутренних составных рифм,
а концевые непременно разнословные.
"Пони мают" - это уже омограмма или гетерограмма, высший класс, конечно, но не обязательный.
Тем более, когда мы говорим о "плате", но если кто-то ухитрится "не платить",
то есть абсолютно гармонично вставить в контекст, то, как тут говорят "приветствуется".
Тут ведь приоритеты точно такие же как и в обычной рифме. И совпадение опорной согласной
и максимальной совпадение предударных и заударных слогов.
Да и ещё объём - ЧЕТЫРЕ строфы (плюс минус строфа)

Гольгертс   28.09.2016 20:36   Заявить о нарушении
... скажу вам: сердце радуется..

(это уже можно поместить под рубрику - единомышленники :)
А там глядишь.. и коалиция. Возникнет.. :)

(ещё бы сюда... Рихарда. Пригласить..
Но у него что то с техникой.

Катерина Крыжановская   28.09.2016 21:15   Заявить о нарушении
Тимофей и Олег, как насчёт написать стихотворение с использованием гипердактилических рифм с ударением как минимум на пятом слоге с конца?

Другие требования, ограничения, уточнения:
– гипердактилические рифмы должны быть 1) в концах строк, 2) составными, а именно: в каждой такой рифме одна клаузула должна быть в составе целого слова, а другая клаузула - состоять из двух или более слов
– таких рифм должно быть не менее четырёх
– союзы и предлоги в рифме запрещены. Частицы и местоимения допускаются, но использовать их в рифме можно только один раз. То есть, как минимум три составные рифмы должны быть без служебных слов и местоимений
– чтобы было не в ущерб содержанию, в тексте разрешается использовать и другие рифмы (мужские, женские и др.)

Необязательно писать стихотворение прямо сейчас: когда будет время, возможность, настроение. Если принимаете моё предложение, тоже готов поучаствовать.

Андрей Владимирович Медведев   05.10.2016 18:44   Заявить о нарушении
Андрей Владимирович Медведев
Я такое уже писал... с супергипердактилическими рифмами
Ударение на 6 с конца
http://www.stihi.ru/2011/02/12/1581
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   05.10.2016 19:04   Заявить о нарушении
Привет, Андрей.
Кажется, года три назад некий автор "Ад Минус" подобного рода вызов уже бросал
авторам всея Стихиры. И, кстати, помнится тогда Тимофей блестяще справился
с непростым заданием. У меня тоже что-то было, но в рецензиях, а не опубликованное на страничке.
Сейчас это уже так глубоко утонуло в написанных рецензиях, что достать затруднительно.
Единственное, помнится, там не было ограничений по союзам и предлогам.
Может, Тимофей лучше ориентируется и достанет?
А сама идея чисто техническая, благозвучия в подобном "пережёвывании" - немного.
Это сродни комбинаторики, как упражнение для развития языка.
Вот уж где "незаметной" сделать рифму точно не получится.
О

Гольгертс   05.10.2016 19:09   Заявить о нарушении
Ага... пока писал, Тимофей уже ответил.
А этот "Ад Минус", кстати, свою страницу благополучно закрыл.
Это, вообще, по слухам была страница аффилированная с "властями" сайта.

Гольгертс   05.10.2016 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.