Проблема теодицеи. Маймонид. На Рифма. ру, 3
Свет и тени
Человек должен рассматривать себя и весь мир уравновешенными на двух чашах весов. Совершая доброе дело, он склоняет одну из них в сторону избавления и вечного блаженства для людей во всем мире.
Маймонид, Законы Покаяния, 3:4
Зло есть отсутствие добра. Само по себе оно реально не существует и рассеивается в свете добра.
Ребе
Посетивший Ребе писатель обратился к нему с вопросом, который обычно задают многие другие посетители; «Как мог добрый Б-г создать мир, где есть место злу?»
Ребе объяснил, что на самом деле зла в природе нет. Это лишь потенциальное состояние жизни, которое кажется реально существующим. Человеку предоставлено право выбора. Ребе привел в качестве примера обычный нож. «Сам по себе нож несомненно не зло, хотя в определенных условиях он может служить как орудие зла, – сказал Ребе. – Тот же нож, используемый врачом для проведения операции, служит доброй цели. Б-г позволяет человеку решить, что делать с этим ножом. Полагать, что зло автономно, значит допускать существование двух Б-жественных сил, а не одной, единственной».
Существуют ли добро и зло в действительности?
В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Между благопристойностью и безнравственностью, между жертвенностью и эгоизмом, между добрососедством и ненавистью.
Все мы сталкиваемся в своей жизни с этой битвой и стремимся делать все от нас зависящее для торжества добра, совершать добрые дела, поступки, связанные с милосердием и благотворительностью. Детей мы воспитываем в духе высокой нравственности.
Каково же происхождение наших моральных критериев? Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и что есть зло?
Мы живем в такое время, когда не легко ответить на эти вопросы. Поведение, рассматриваемое как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным другой. Вчерашние запреты могут вызывать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Вероятно, нет универсально одобренной модели справедливости и несправедливости. Школы, которые были когда-то источником объективных ценностей, то и дело становятся полями идеологических сражений, на которых эти ценности сводятся на нет.
Часто нас оставляют с выхолощенной формой морального релятивизма – все допускается до тех пор, пока это не приносит вреда кому-либо. Достаточно ли высок подобный критерий? Не порочим ли мы понятием «жить и давать жить» наиболее важное осмысление нами справедливости и несправедливости? Задайте себе вопрос: принимает ли на самом деле ваше сердце, душа такой моральный компромисс?
Этот вопрос влечет за собой другой, более обширный вопрос, который некоторые слишком робкие люди не осмеливаются задавать себе: существуют ли абсолютная справедливость и несправедливость? И если нет, то почему люди легко испытывают положительные эмоции по поводу одних вещей и отвергают другие? Даже дети обнаруживают это свойство, сокровенное чувство справедливости и несправедливости, которое так же сильно, как зрение или слух.
Чтобы вести праведную, полную смысла жизнь, мы должны уметь различать добро и зло, выбрать систему ценностей, направляющую наше поведение.
В противном случае наши критерии будут произвольными. Можно даже задать себе вопрос, почему мы должны посвятить свою жизнь поискам добра. Когда мы учим детей отличать справедливость от несправедливости, мы должны объяснить им (и самим себе), почему это действительно необходимо.
В Торе Б-г дал людям ряд абсолютных законов и предписаний, четко определяющих справедливость и несправедливость, добро и зло.
С точки зрения перспективы Б-га, добро и зло суть соответственно созидательные и разрушительные силы. И определяются они так же абсолютно, как и система, которая ими управляет. Подобно тому как полезная пища питает тело, а яд причиняет ему вред, доброта важна для душевного здоровья, а зло ему вредит.
Предписания Б-га, являющиеся манифестом справедливости и несправедливости в нашем врожденном восприятии, не просто предложение или даже заповедь, которая касается нашего образа жизни. Это аргументы Б-га, создателя и архитектора жизни; аргументы, указывающие, как ухаживать за нашим телом и душой, чтобы они работали безотказно.
Доброта – это не только моральное обязательство, это питание для тела и души. Причиняя зло другому, вы не только нарушаете нормы взаимоотношений между людьми, но и причиняете вред самому себе.
Рассмотрение добра и зла в этом свете объясняет систему причины и следствия, космическую свободную систему. Совершая добрые дела, вы еще больше соединяетесь с Б-гом и тем самым подпитываете энергией свою душу. Злое дело, напротив, удаляет вас от Б-га, ослабляет вашу душу.
В сердце человека разгорается огонь войны, ожесточенности, если в нем нет места Б-гу, источнику доброты. Почему люди способны ненавидеть, уничтожать друг друга? Потому что их эго, приходит к отрицанию того, что все человечество происходит из одного источника и должно стремиться к одной цели. Делать добро значит подняться над личными потребностями, соединиться с Б-гом и распространить это единство на ближних.
Почему существуют добро и зло?
Мы стараемся понять, почему добрый и справедливый Б-г допускает существование в мире страданий и жестокости. Стараемся ответить на старый, как мир, вопрос: почему Он создал зло и как это можно примирить с Его добротой?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сделать шаг назад и задуматься над гораздо более важным вопросом: почему Б-г создал жизнь? Без жизни не было бы ни зла, ни страданий.
Создавая материальный мир, Б-г хотел, чтобы мы усовершенствовали его и сделали этот мир Его жилищем. Для этого мы должны прежде всего осознать себя как независимую реальность. Каждому из нас была дана свобода выбора между жертвенностью и эгоизмом, между добром и злом, способность следовать или не следовать предписаниям Б-га. Свобода выбора является для нас величайшим Б-жьим даром, без которого не было бы смысла в жизни.
Ломкин Роман 24.10.2008 19:41
------------------------------------------------
Б-гу угодно, чтобы мы делали только добро, Он никогда не совершает зла – человек совершает его. Б-г глубоко страдает, когда один человек причиняет другому боль. Тем не менее Он не лишает людей свободной воли, которую даровал им.
Нам предоставлена возможность делать либо добро, либо зло. Преодолевая соблазн сделать зло, отличиться любой ценой, мы достигаем гораздо более высокого уровня, чем если бы не пришлось бороться с искушением. Чем труднее испытание, тем больше сил от нас оно требует. И подобно тому как свет в ночи кажется ярче и больше ценится, чем тот же свет днем, доброе дело сияет сильнее, когда его сравнивают со злом, которое мы могли бы совершить.
Конечно, дарование нам Б-гом права выбора сопряжено с определенным риском. Но риск свойственен развитию. Когда ребенок учится ходить, он неизбежно падает.
Этим объясняется потенциальная возможность существования зла. Но как все-таки это допускает добрый и всевидящий Б-г? Ответ на этот вопрос заложен в том методе, который Б-г использовал, создавая нашу физическую реальность. Чтобы обеспечить нам независимость, Он скрыл Свое присутствие. Он предложил нам испытание, состоящее в том, чтобы видеть за пределами «сосуда», физического мира, в котором мы живем, и найти в нем Б-жественный свет.
– Как можем мы примирить зло с вездесущей добротой Б-га? – спросил у раввина учащийся ешивы.
– В отношениях с нашим миром Б-г подобен отцу, который прячется от своего сына, – ответил раввин. – Он стимулирует у ребенка желание искать отца, что в конечном итоге усиливает любовь и близость между ними. Желая побудить сына к проявлению его наиболее интенсивных сил, отец прячется весьма надежно, настолько надежно, что сын в какой-то момент вынужден отказаться от поисков. Он забывает отца, находит себе какие-то занятия, Отец же остается в своем укрытии и, охваченный печалью, ожидает возвращения сына. Так и Б-г скрылся от нас, чтобы мы искали Его, используя все свои силы и способности. Именно сокрытие Б-га, направленное на стимулирование поисков добра, делает реальной потенциальную возможность существования зла.
Сокрытие Б-га обусловливает проявление в материальном мире нашей свободной воли либо в поисках Его, либо в пренебрежении Им. Будь присутствие Б-га для нас очевидным, у нас не было бы ни намерения, ни возможности совершать зло. Но тогда у нас не было бы и возможности испытать свои силы, продемонстрировать благоговейную удовлетворенность при совершении добрых дел.
Иначе говоря, зло есть испытание неудачно сложившейся жизни. Забывая об этом испытании или пренебрегая им, мы, подобно сыну, прекратившему поиски отца, способствуем сокрытию Б-га, оставляем место потенциальному злу. Когда мы видим лишь «сосуд», а не «свет», заключенный в нем, когда мы эгоистично преследуем лишь материальные интересы, игнорируем духовность, наш эгоизм помогает процветанию зла.
Но нельзя сказать, что Б-г выбирает зло или поддерживает его. Зло совершается против Его воли, ибо Он предпочитает быть открытым, а не оставаться сокрытым и огорчается, когда мы «прекращаем Его поиски».
Совершаемое отнюдь не по воле Б-га, зло является лишь результатом нашего разочарования его сокрытием и непонимания того, что это сокрытие есть средство Его открытия. Будем считать, что зло – это тьма, а добро – свет и соответственно тьма – это просто отсутствие света, а зло – отсутствие добра. Как тьму можно рассеять даже небольшим количеством света, так и зло может быть рассеяно небольшим добрым делом.
Когда разочарованные сокрытием Б-га, весьма огорченные этим, мы совершаем зло, то порождаем сущность, которая на самом деле напоминает тень и вовсе не является сущностью. Воздерживаясь от злых поступков, мы активно отрицаем зло, разрушаем его иллюзорную силу и тем самым разоблачаем его подлинную цель. О зле сказано: «Его разрушение это и его исправление» (Мишна, Кейлим, 2:1. Ребе Рашаб, беседа Нер Ханука, 5670 год).
Каждый человек должен делать все, что в его силах, чтобы избежать греха. Ни в коем случае нельзя позволить себе грешить, рассчитывая в дальнейшем покаяться (Талмуд, Йома, 856). Но у человека, не устоявшего перед искушением, всегда есть возможность покаяться, тем самым направить положительную искру в тьму греха и разрушить зло греха. Человек, который творит зло и кается, может заслужить высокую признательность у Б-га, ибо интенсивный свет добра оказывается гораздо сильнее, когда мы рассматриваем его в контрасте с абсолютной тьмой зла.
Ломкин Роман 24.10.2008 19:42
------------------------------------------------
ЕСТЬ ЛИ У НАС ПРИРОДНАЯ СКЛОННОСТЬ К ДОБРУ ИЛИ ЗЛУ?
Одни мыслители рассматривают добро и зло как две равные силы. Другие полагают, что зло гораздо сильнее, и считают природу человека преимущественно эгоистичной, а мораль – дополнительным условием, позволяющим поддерживать согласие между людьми. В соответствии с этим аргументом, большинство людей управляется своими порочными наклонностями, а весь мир в своей основе остается запущенным или даже безнравственным местом.
Тора указывает, что такой взгляд определенно ошибочен. Есть только Один Б-г, и Он добр. Поэтому все Б-жьи творения, в том числе человек и наш мир, по сути своей добры. В сердцах своих все мы питаем естественную склонность к справедливости и добродетели, отвергаем несправедливость и безнравственность.
То, что мы живем в мире, где часто «процветают грешники», где господствует эгоизм, является результатом нашего пренебрежения духовным. После того как согрешили Адам и Ева, между материей и духом возникла дихотомия. Мир перестал быть «сосудом», содержащим духовный Б-жественный «свет», превратился в самостоятельную действительность. Такое искажение подготовило почву для зла. Но добро всегда олицетворяет собой реальную и ощутимую добродетель, тогда как зло лишено какой бы то ни было силы.
Поэтому процветание грешников само по себе не реально, оно лишь свидетельствует об ограничении нашего видения одномерным материальным миром или нашем непонимании того, что «сосуд» скрывает «свет», который мы должны обнаружить. Вместо того чтобы бороться со злом, нам следует сосредоточить свои усилия на культивировании доброты в себе самих и в окружающих. В конечном счете, поскольку у зла нет независимого существования, сосредоточить на нем свое внимание, значит дать ему больше возможностей для роста. Наиболее эффективное решение связанных со злом проблем заключается в наступлении не только на его симптомы, но и на причину его возникновения – сокрытие присутствия Б-га. Вводя Б-га в свою жизнь, бескорыстно совершая добрые дела, мы разрушаем зло в его основе.
Когда вы наблюдаете, как кто-то из ваших друзей отступает под натиском эгоизма, у вас может появиться соблазн сделать ему выговор или запугать его, предупредив об ужасных последствиях, которые выпадут на его долю, если он не изменит своего поведения. Но больший успех достигается при положительном подходе к этой проблеме. Обратите внимание этого человека на доброту, которая заключена в нем, на чистоту его души, его высокий потенциал. Покажите ему, что он поступает крайне несправедливо по отношению к себе, не используя этот потенциал. Подобный совет придаст ему чувства уверенности и собственного достоинства. Суровое же предупреждение деморализует человека, замыкает его душу.
Раввин, посетивший деревенскую синагогу, услышал, как местный проповедник бранит своих прихожан. Те плакали от сознания своей вины и того страшного наказания, которое их ждет.
– Существуют два способа помешать вору следовать своему призванию, – сказал позднее раввин проповеднику. – Один из них – посадить вора в тюрьму. Но этот способ не решает проблему, так как вор остается вором и, освободившись, он, скорее всего, снова будет воровать. Второй способ сводится к реабилитации вора. Постарайтесь убедить его в том, что образ жизни, который он ведет, ему не подходит, обучите его приличной профессии и пробудите в нем чувство гордости за нее. Всегда лучше воодушевить, чем осудить, ободрить, чем деморализовать.
Ломкин Роман 24.10.2008 19:44
------------------------------------------------
КАК МЫ СПРАВЛЯЕМСЯ СО СТРАДАНИЕМ, ПРИЧИНЯЕМЫМ ЗЛОМ?
Всем нам приходилось видеть последствия зла. Мы можем прийти к пониманию того, что вызываемое им страдание укрепляет дух человека, что, преодолевая превратности судьбы, человек получает удовлетворение. Но подобные открытия не приносят облегчения страдающему сердцу. Неизбежно у нас возникает вопрос: почему это должно было произойти? Авраам спрашивал Б-га: «Неужели Судья всей земли не будет судить справедливо?» (Брейшис, 18:25). И его вопль отозвался через сотни поколений пропитанной слезами истории.
Никакие объяснения не могут облегчить боль страдания. Даже самое логичное обоснование остается в лучшем случае лишь теоретическим. Сердце не может примириться с болью страдания. С другой стороны, вера в Б-га не зависит от философских вопросов. Интеллектуальное недовольство не может поколебать веры человека, которая покоится на внутреннем чувстве того, что истинно и реально, что гораздо сильнее логики и выходит за пределы страдания, причиняемого злом.
В этом и состоит парадокс веры: мы бросаем вызов Б-гу, но принимаем все, что Он делает, ибо признаем Его реальность, не совпадающую с нашей, превосходящую нашу, ибо нам не дано понять его таинственные пути (Ишайя, 55:8). Разум борется за то, чтобы найти объяснение случившемуся, а сердце учится любить. Разум пытается распределить по категориям события, вступающие между собой в противоречие, а сердце допускает противоречие. Тяжелое оскорбление и глубокая привязанность, осуждение и одобрение, страдание и блаженство – все это находит место в сердце.
Да, мы задаем вопросы Б-гу, бросаем Ему вызов. Мы молимся и просим, требуем, чтобы Он покончил со злом и страданием. Однако понимаем, что лишь Ему известны причины трагедий, страданий. Единственным истинно правдивым для сердца ответом на возникающие вопросы является молчание. После того как все произошло, нет слов для объяснения той боли, которую нам причиняет зло, никакие слова не могут его уничтожить.
Но мы должны помнить и то, что Б-г дал каждому из нас цель в жизни: совершать и стимулировать добрые дела, поступки; использовать наше время, энергию и знания для того, чтобы пробить стены «сосуда» и увидеть заключенный в нем «свет» Б-га. Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на вопрос о зле, можно – и должно – вести жизнь, полную смысла, содействовать торжеству добра и справедливости, созданию мира, в котором нет питательной среды для зла, а в сердце человека нет места жестокости.
Как же следует реагировать на такую опустошительную катастрофу, как Холокост? Разумеется, нет объяснения подобному совершенно бессмысленному злу, и мы, казалось бы, должны бросить вызов Б-гу за то, что Он допустил его. Однако этот опыт можно интерпретировать как последнее испытание, которое мы должны встретить с полной решимостью, не допуская, чтобы трагедия нас сковала, с еще большей приверженностью к силам добра. Независимо от того, сколько времени потребуется миру, чтобы покаяться за Холокост, каждый из нас должен заявить: «Что касается меня, то я не ослаблю своей решимости исполнить мое предназначение и сделать этот мир жилищем для Б-га».
Каков же лучший способ борьбы со злом и тем страданием, которое оно причиняет? Вера приводит нас к замечательному – и прагматичному – выводу. Мы не должны замыкаться в своих сердцах или умах на попытке ответить на этот вопрос, ибо мы никогда не найдем адекватного ответа на него. Вместо того чтобы бесконечно размышлять об отрицательных событиях и явлениях, мы должны сосредоточиться на тех добрых делах, которые можем совершить.
Мы способны противостоять силам зла, направляя на них свет добра, и уверены, что добро восторжествует. Эта уверенность выходит за рамки обычного оптимизма. Поскольку добро – это естественное состояние мира и человечества, его влияние непреходяще, оно может только возрастать. Добрые дела человека, совершаемые им на протяжении всей жизни, – это строительные блоки, из которых складывается окончательное торжество добра во всем мире. Моральные повторения не являются пороком, они – побочные продукты этого процесса. Можно ожидать, что силы добра покажут свою полную мощь, и тогда силы, из которых проистекает зло, попытаются нанести ответный удар. В последний раз они выступят на защиту зла на грани своего полного краха.
Ломкин Роман 24.10.2008 19:46
------------------------------------------------
После многих лет распространения добра, после всей крови и всех слез, пролитых людьми в их борьбе со злом, мир фактически наполнился положительной духовной энергией. Добро лежит непосредственно под внешней оболочкой этой энергии, готовое вырваться наружу. Следующий шаг – за нами. Делая еще одно доброе дело, мы склоняем чашу весов, освобождаем накапливавшееся веками сияние, погружаем весь мир в свет знания и доброту Б-га.
В 1978 году, после того как Ребе перенес тяжелый сердечный приступ, он находился под наблюдением врачей. «Что высасывает кровь из вены? – спросил он как-то врача, который брал у него кровь для анализа. – Сама игла или вакуум в шприце?» – «Вакуум», – ответил врач.
«Это напоминает мне одного беспокойного человека, однажды побывавшего у меня, – сказал Ребе своему секретарю, находившемуся поблизости, – Он жаловался на «опустошенность» и неспособность делать что бы то ни было. Я сказал ему, что на самом деле справедливо как раз противоположное. Что пустой сосуд может вбирать в себя с гораздо большей интенсивностью, чем полный. Что у него прекрасные условия для совершения добрых и благочестивых дел».
В тот праздничный день Ребе по традиции выступал перед теми, кто приходил в синагогу его слушать. «Поскольку сегодня я не смогу с ними встретиться, – обратился он к секретарю, – прошу вас повторить им то, что я вам сейчас рассказал. Подобно тому как вакуум вбирает в себя более интенсивно, чем сосуд, который уже заполнен, праздничная атмосфера на фарбренген, который состоится сегодня вечером, не должна быть омрачена тем, что человек, обычно сидящий в моем кресле, будет отсутствовать. Этот вакуум вберет в себя с небес все добрые дела».
Колесо не следует создавать по новой!)))
Эти заметки мудрецов: всего лишь капля разума, дарованная Всевышним!
Ломкин Роман 24.10.2008 19:47
------------------------------------------------
Вит, это то о чем я тебе говорил (мидраши - им не менее 2500 тыс. лет постоянного обновления - до нашей эры. И в нашу эру этот труд был закончен в двухсотом году) Здесь столько мудрости, что человек живущий, даже сто двадцать лет, не в состоянии физическом и духовном освоить сей уровень. Ведь то, что я выставил, это лишь одна капля океана, вобравшая в себя истину добра и зла... Не все так просто.
Ломкин Роман 24.10.2008 19:58
------------------------------------------------
Прочел первую часть. Очень интересно! Действительно, многое пересекается. Ну так оно и витает ведь в мире. :)
Мыслеполе едино. Надо только уметь к нему подключаться. И тогда то, что уже было создано, - не секрет. :) Не всегда, правда, знаешь, откуда идет информация. И её можно перепутать с тобой создаваемой.. еще раз «открыть Америку».
Что мы можем прибавить? Лишь малую толику к богатству, созданному людьми за миллион лет. Иначе и быть не может.
Однако же верные мысли, не сомневаюсь, что не вредят. :) А лишний раз подсказывают людям хорошее.
Мысли вообще не вредят. Так же, как нож – сам по себе. Вредит неправильное понимание их назначения и использование во зло. :)
Сейчас, к сожалению, вынужден отвлечься. Позже все прочту и отвечу.
СПАСИБО, РОМАН !
Иванов Виталий 24.10.2008 20:11
------------------------------------------------
Асманов Александр. Да - автору не безразлична запятая... но поймите, что даже если сравнить со Вселенной Библию, то человек в лучшем случае будет в ней молекулой, а скорее, атомом... Бог может думать над общей концепцией своего творения (Вселенной), может задумываться над постановкой буквы, запятой (звезды, планеты), но вряд ли его интересует химический состав чернил (человек)...
Высоцкий Дмитрий 24.10.2008 20:26
------------------------------------------------
Вит, это не совсем мидраши, а современная трактовка их незыблемых догматов. Ведь они написаны на арамейской языке... не прочесть!)))
Я уже говорил: большую часть уже перевели на русский, но в Иерусалиме. Все что я выставил в четырех частях достоверно, исто, является позитивом добра.
%))
Ломкин Роман 25.10.2008 00:21
------------------------------------------------
"добро и зло
Свет и тени
Человек должен рассматривать себя и весь мир уравновешенными на двух чашах весов. Совершая доброе дело, он склоняет одну из них в сторону избавления и вечного блаженства для людей во всем мире."
Маймонид, Законы Покаяния, 3:4
Троица
Бог рождается и умирает; и рождается - Бог! И так - без конца! потому что, перевоплощения Его вечны…
Бог умер; и было это началом Бога. Не было нигде во вселенной ни света, ни тьмы, потому как все было равно; но была плоть, и было движение плоти, которое - не умирает. В движении произошло из плоти рождение нечто. Потом - еще, и еще…
Так начиналося Тело Божье.
Одно стало испускать свет, а другое - отбрасывать тень. Определились предметы, выделились явления. Где Бог давал свет, там Он бросал тень на Себя и был в тени, освещая. И где разрушал чаще, там и создавал более; ярче был там свет и безвиднее тьма.
И, чем выше было добро, тем упорнее боролся с ним разрушающий все царь тьмы; и ближе садились там ангелы света и тьмы. Но – по разные стороны от предмета! Отчего цветов и оттенков было - все более!
И были уже звезды, планеты… Боролись ангелы света и тьмы на планетах, рождая новое зло и добро, лепя Тело Божье. И сказал Бог: "Тело Мое крепнет и проявляется, чувствую, что возрастаю и все больше Меня, разного." Но не услышал Бог и не увидел Себя - не было у Него глаз, ушей, рта… Многого не было. Но знал Он что надо Ему, потому что Он - Бог.
И выбрал Бог Землю обетованную, и призвал сюда ангелов света и тьмы, без счета, сказав им: "Дерзайте! Здесь будут глаза и уши Мои".
Застонала Земля в небывалой битве зла и добра, света и тьмы. И было все здесь: от потрясений неслыханных до движений тишайших. Родились тогда в Теле Божием первые «я». Увидел Бог Тело Свое, но смотрел глазами бессмысленными младенца, видя, но не понимая, что такое вокруг.
Было это - прозрение Духа…
Стал Бог смотреть и стал видеть, выделяя все новое, возвышая Дух Свой. Обнимал Бог Тело Свое всеми чувствами зверя, птицы, и рыбы, и твари подземной, и говорил Бог Себе: "Вот Я! Но дальше? Что Я могу? И хочу - что?.."
И увидел Бог, нужны Ему руки, и мозг - мыслить, что рукам делать. И создал Бог тогда человека - вершину живого, первого его наделив даром познания зла и добра.
Сказал Бог: "Буду Я мир творить через тебя, человек! Ты - Сын Мой возлюбленный. Дарю Тебе разум, но будешь Ты смертен, ибо рождаю Тебя для жертвы Твоей, дабы подвигом жизни конечной сделал Ты вечным путь Отца Твоего. Укрепляй Тело Мое и Дух Мой. Все будет в Тебе. Но мерою будешь – только Ты Сам. В Тебе - награда Твоя. Все брать Тебе Самому, из света и тьмы, брать в страдании, напряжении всех сил и ценой жизни.
Будет путь Твой счастьем и мукою, и будет он - Славою Отца Твоего, возвышением Духа. Узнаю через Тебя Я Себя и через Тебя Себя творить буду. Быть Тебе всегда между злом и добром, расширяя границы, и стать - ими.
Будешь Ты первым, а в конце пути - всем, а после всего - Мною. Тогда Бог Отец, Бог Дух и Бог Сын станут Одно. Здесь - Смерть и Рожденье. Иди!.."
И сказал еще: "Нет печалям числа, нет числа радостям!.. Вас много, а Я - один. Но Я - с каждым, и каждый - со Мною. Потому что Вы все - дети Мои возлюбленные. Везде Вы - в Теле Моем, и Дух Мой с Вами - повсюду!.."
Иванов Виталий 25.10.2008 12:37
------------------------------------------------
"Создавая материальный мир, Б-г хотел, чтобы мы усовершенствовали его и сделали этот мир Его жилищем. ...
Каждому из нас была дана свобода выбора между жертвенностью и эгоизмом, между добром и злом, способность следовать или не следовать предписаниям Б-га. Свобода выбора является для нас величайшим Б-жьим даром, без которого не было бы смысла в жизни.
Б-гу угодно, чтобы мы делали только добро, Он никогда не совершает зла – человек совершает его."
Посланники Господа
Господи! Ты один, а нас много. Но Ты един во множестве наших “я”. Ты - все; а каждый из нас - частица Твоя.
Почему же, Господи, мы так трудно живем?.. Ведь каждый знает: можно жить лучше.
Не Твой ли свет видим мы, заглядывая глубже в себя? Отчего же не следуем мы по этой светлой дороге, снова, и снова сходим с нее во тьму, уходя все дальше туда, где неизвестность и мрак? Что мы хотим найти, Господи, зная, что нет там Тебя? Что мы ищем там, где не видно ни зги, все время боясь провалиться? И иногда - падаем, падаем…
Но все-таки, проникая все дальше во мрак или, наоборот, залезая в самое пекло, мы различаем в дали ясный и радостный свет Твой, Господи. - Зачем же и тогда мы бежим от Тебя?..
Пусть кто-то не верит в Тебя - может, так ему легче. И он исполняет дело свое. Но во сто крат радуешься Ты за тех, кто знает и помнит, ради чего он уходит в леденящую тьму, вступает в палящий огонь, всегда все-таки ощущая, хотя бы и в отдалении, Тебя, Господи.
Словно лучики доброго света - нас миллиарды и миллиарды - оббегаем мы закоулки вселенной, проникаем разумом в глубины материи, раздвигаем границы торжества Духа. Нас обжигают холод и жар. Мы испытываем себя, порой - через грязь, ужас и мерзость. Постоянно в себе открываем мы новое. Увы, не всегда прекрасное, Господи… Кто знает, нужно ли это Тебе? Может быть, Ты хочешь перепробовать все…
Но кто защитит Тебя от Тебя, Господи? Кто же, если не мы? Мы не только глаза Твои, но и руки, лечащие и строящие Тебя. Все вместе мы - Разум, несем свет туда, где не было света, и тьму - где не было тьмы. Так вносим мы всюду разнообразие, обживаем вселенную, расширяем сознание… Строим Тело Твое и Твое Сознание, Господи!
Иванов Виталий 25.10.2008 12:51
------------------------------------------------
Действительно, очень много пересекается РОМАН. Вот несколько параллелей.
«С точки зрения перспективы Б-га, добро и зло суть соответственно созидательные и разрушительные силы.»
мидраши, совр. перевод
Добро – созидание, зло – разрушение.
В.И.
«Делать добро значит подняться над личными потребностями, соединиться с Б-гом и распространить это единство на ближних.»
мидраши, совр. перевод
Делать добро – отрешиться от своего эго, почувствовать в себе голос Вселенной, глас Бога и следовать велениям своего сердца и разума.
В.И.
«Конечно, дарование нам Б-гом права выбора сопряжено с определенным риском. Но риск свойственен развитию. Когда ребенок учится ходить, он неизбежно падает.»
мидраши, совр. перевод
Человеку дано право творить, продолжить Творение. Соответственно, пробовать – ошибаться, страдая от этого, и открывать новое, получая высшее счастье.
В.И.
«В отношениях с нашим миром Б-г подобен отцу, который прячется от своего сына, – ответил раввин. – Он стимулирует у ребенка желание искать отца, что в конечном итоге усиливает любовь и близость между ними.»
мидраши, совр. перевод
Все мы - Дети единого Бога, прозреваем Его и творим, каждый - в меру сил и по-своему. Только, увы, пока мы осознали себя и собственное значение в мире много меньше Христа.
Блудные сыновья и дочери, мы не узнаём Отца своего. Считая себя брошенными в сей мир неизвестно кем и непонятно зачем, на самом деле, мы стоим прямо перед Отцом своим и в упор не видим Его. И, не видя Его, отчаявшись, равнодушно, а иногда даже в злобе, наносим Ему страшные раны. Надо очистить сердце и разум от шор суеты эгоистических наслоений и увидеть Отца своего - Он вокруг нас и в нас, - осознать это и обнять Его радостно, вернуться к Нему. Не неразумными и злыми детьми, но возмужавшими, обретшими цель и смысл жизни, любящими сыновьями и дочерьми - вернуться!..
В.И.
Иванов Виталий 25.10.2008 13:16
------------------------------------------------
Здесь явные сюжеты - ветхого завета, перекочевавшего, в новый завет. (и по этой причине библия неразделима с Торой) Все те определения, которые даны для живого бога существуют в ветхом завете - для Всевышнего! В том и конфликт меж двух религий, и обе из них были созданы иудеями. Первую религию и Тору мы приняли из рук Всевышнего, а вторая религия нужна была римлянам для полного властвования, и тогда, воспользовавшись непристойным случаем; когда ученик, Иешу, иудейской ишивы (школы) проник незаконно во врата Второго Святилища – Храма, в Святая Святых, и Всевышний, ему раскрыл свое Имя. (Он это делал для всех кому по степени святости разрешалось входить в самые отдаленные и сокровенный комнаты, хранившие ранней скинию, а во втором храме, лишь некоторые атрибуты Божественного присутствия.) Когда человек выходил из Храма, он должен был пройти мимо двух сфинксов львов, и тут же стиралась вся информация об увиденном и услышанном в храме... лишь мизерная часть оставалась в подсознании..
Иешу сделав в ноге глубокую рану пришел в Храм, а с кровью прийти в храм - это был смертельный грех. Предварительно он вырезал буквы алфавита (из чего не помню). И когда открылось Имя, он побуквенно затолкал в рану секретный шифр их расположения. Выйдя из храма он все забыл, но затем, обнаружив рану, вспомнил, и сумел сложить 72 буквенное имя Бога. Затем некоторые активисты реформисты после смерти Иешу предложили римлянам новую религию, в которой роль Моисея перешла к Иешу, хотя Моисей и прожил все 120 лет как полагалось для святых. Бог, укорачивал жизнь за грехи, и всевозможные выкупы за грехи. Он как бухгалтер мог отчислить несколько десятков лет за неповиновение. Я, читая отрывки из библии, нахожу, каждое выражение сходным с мидрашами, с одной лишь разницей, что бог стал живым временно, а затем... Но по нашим понятиям, это вообще - аксиома - Эго присутствие, и существование, а значит, и вечность - стоящая намного выше, кратковременного бытия жизни.
Так вот, Иешу, овладев незаконно Именем бога, стал делать фокусы, как циркач; ведь любые желания – сбывались!- слепой – прозрел, парализованный - пошел по воде, как по полю... и т д. Это продолжалось около двух или чуть больше месяцев.. Народ это видел и недоумевал. Но ведь Моисей рассекал море - Именем Бога, убил надсмотрщика, четырех буквенным именем, манн небесный он выпросил с Именем бога и т.д. и т.п. И никто не назвал его – сыном Отца. Он пользовался Именем в редчайших случаях, и ради, всего народа, а не для одного. Бог призирает корыстных и самонадеянных, нарциссов и распутников... Людей желающих похвастаться своей силой и могуществом... Случай, который произошел с Иешу, мог произойти с каждым, кто овладеет Его Именем.
Это я к чему?... Добро и зло имеют лики разных представлений, и чтоб их различить следует идти навстречу истине, а не общепринятым, концепциям да лозунгам.
Ломкин Роман 25.10.2008 13:47
------------------------------------------------
Спасибо тебе, Виталий, за проявленные: выдержку и мудрость, которыми ты обладаешь.
%))
Ломкин Роман 25.10.2008 13:54
------------------------------------------------
Тебе спасибо, Роман. Весьма интересно! Где бы я еще нашел столь пространные выдержки из Талмуда, да еще и на русском, и осовремененные? :)
Рад был бы увидеть еще что-нибудь. Полагаю, что это было б полезно не только мне.
Извини за сравнение, может, не кстати… За сроком давности раскрываются различные исторические документы. И уж, может быть, через две тысячи лет станут людям доступны, наконец, и Священные книги? :)
Кстати, «мидраши - им не менее 2500 тыс. лет постоянного обновления - до нашей эры»
2.500.000 лет – это, наверно, описка?
Иванов Виталий 25.10.2008 14:13
------------------------------------------------
Периоды распределяются так: сегодня: 5769 от сотворения мира. Первый день творения, был не менее двух тысяч лет, затем последующие 6 дней; я не могу сказать сколько времени в них вмещено. А затем начинается: пяти тысячный семьсот шестьдесят девятый отсчет, после шести дней творения, и седьмого дня, святого отдыха - Шаббату. Адам находился в раю лишь одни сутки... А Тора с первого дня творения принимает аксиомный отсчет, до сегодня - 5769 год.
От Адама уже велись письмена и они передавались до Ноя (Ноах торю) - до потопа . Это период разврата и разгула людей, в то время населявших землю, и в то же время существовала, непорочная девственность и святость нашей Планеты. Урожай, от одного посева произрастал не менее 40 лет и по многу раз в году. Зачатие и роды детей происходили в один день (долгота дня под вопросом). А родители спали со своими детьми и эти дети от детей продолжали род человеческий, который имел цель лишь разгул грабеж и убийства. Не даром Каин сказал Господу, что он сойдет на землю, и там его убьют другие люди.
Вот с тех и незапамятных времен письмена – мидраш, передавались до Авраама. Авраам родил Ицхака, а Ицхак Якова. А Яков отправился, из-за невыносимого голода в Египет, где его семейство составляло 72 (приблизительно) . После 400 летнего рабства ( приблизительно 2000-1600 до н. э.) Иудеи вышли из Египта под предводительством Моше (мошех – тянуть. ивр. Его младенцем вытянула дочь фараона из Нила, когда был приказ фараона: топить младенцев, а Моше, его мать уложила в непромокаемую корзину и шла за этой корзиной пока её не подобрала дочь фараона, а затем, фараонова дочь ища кормилицу, не знав, что женщина является его родной матерью, позвала настоящую Мать Моше и та, его кормила и была прислугой при дворе.) ) (Моисей) Все письмена, даже до вручения Торы 3600 лет тому назад, бережно передавались и хранились у иудеев. От самого Адама и Ноя, и до сегодня. Примерно 2000 тому назад мидраши были закончены по материалу: от зарождения мира, и до разрушения, второго храма, и сегодня, существует отдельная группа мудрецов, которым разрешается писать новую историю.
Так что брат можно много писать а лучше будет и тебе и мне почитать. Обнимаю!)))
Ломкин Роман 25.10.2008 17:37
------------------------------------------------
«и сегодня, существует отдельная группа мудрецов, которым разрешается писать новую историю.»
А кто же им разрешает, Рома? :)
Хорошо, что нам никто сегодня не запрещает размышлять и излагать свои взгляды. Даже если они ошибочны. Но кто знает? :)
Кто знает, в каком виде явится история нашим потомкам через сотни и тысячи лет…
А почитать, конечно же, знающих и умных людей – всегда интересно! :)
Спасибо за предоставленную возможность.
То, что ты выставил здесь, это не первая ли публикация? :)))
Иванов Виталий 26.10.2008 10:21
------------------------------------------------
О расширении границ человеческого
Как можно рассуждать о Боге, не зная что есть зло, по собственному именно опыту? Нельзя прийти к Богу, по дороге ни разу не повстречав дьявола; различать добро, не ведая зла. Ведь если абстракция зло, и добро - только абстракция!
Нет, надо испытать зло на себе, пройти через зло, не утратив ясности разума и любви сердца. Не переставая, наоборот, все более становясь человеком. И человеком всевидящим и разумным, а не слепым слугою-марионеткой, пусть даже самого Господа Бога!
Вхождение в среду зла зланежелающего, наоборот, желающего уменьшить его, включение, проникновение в область зла разумной силы, имеющей знания законов движения, развития, результатов зла, может уменьшить и абсолютный, и относительный вред от неизбежного, изменить направление основных сил разрушения, ввести действия их в определенное русло, где последствия ограничены и известны заранее.
С развитием мира пределы добра и зла расширяются непрерывно.
Это можно представить следующим образом. Однажды выйдя из некоторой, возникшей каким-либо образом в многомерном пространстве качеств точки нового качества, поле деятельности природы расширяется конусообразно. Одно из множества измерений конуса - добро-зло. В двумерной проекции одна сторона луча жизни - абсолютное добро, другая - абсолютное зло. Внутри луча – весь спектр, от зла до добра. За образующими луча - нет жизни, только структуры неорганические. А за пределами сферы качеств вообще нет структур, небытие.
Но где ничего нет сегодня, что-то появится завтра, через миллион, миллиард лет. Пройдет череда последовательных изменений, и появится жизнеспособное там, где никто и думать не мог. Кажется, невозможно существовать в условиях столь жестокого зла, но вдруг появляются какие-то немыслимые еще недавно структуры, которые выживают, живут…
О зле можно говорить только там, где есть хоть какие-нибудь структуры. А они есть везде. Зло – атрибут материи, абсолютно необходимый. Без зла не может быть никаких изменений, следовательно, невозможно развитие мира. Потому зло в абсолютной системе отсчета, на самом деле, - добро.
Что же есть добро и что зло?
Нет действия, которое по отношению абсолютно ко всем объектам было бы добром или же, наоборот, злом. Любое конкретное действие для одних объектов - добро, других - зло. Для третьих, и таких абсолютное большинство во вселенной, именно это конкретное действие нейтрально или же мало значимо.
Все во вселенной взаимосвязано, но мы, все же, полагаем действие любое конечным, а ее - бесконечной. Добро и зло всегда относительны к конкретным объектам или субъектам, участвующим или же не участвующим в данном взаимодействии.
Для человека собственная смерть - очевидное зло. Хотя иногда, кажется, лучше бы умереть, чем терпеть страдания, духовные или физические. Для родственников смерть близкого тоже, обычно, зло; хотя бывает добром уже чаще (терпеть старого, больного, пьющего; желающие получить наследство и прочее). А для общества, для природы? Если человек этот - Гитлер или Аттила? Или, например, Ленин?.. Жизнь или смерть этих людей - добро для Вселенной?
Для одних частей сущего, субъектов и групп конкретное действие конкретного человека - добро, для других - зло. И так в мире повсюду.
Есть только одно, по отношению к чему любое действие мы можем рассматривать абсолютно. Это - Вселенная с большой буквы, наша Вселенная, центром которой является планета Земля, место в бесконечной вселенной, где родилась жизнь и развивается наша цивилизация. Это и есть абсолютная система отсчета добра-зла для человечества и природы.
Что есть абсолютное добро во Вселенной и что по отношению к ней зло? Представляется очевидным, что добро - расширение границ нашей Вселенной количественное и качественное, рождение новых, более сложных и оптимальных структур; т. е. добро - развитие материи, духа и активности в нашей Вселенной.
Что же есть зло? Зло - противоположность добра, разрушение, действие, ведущее к хаосу, сужение границ Вселенной, разложение структур материального и идеального, деградация инструмента самопознания и саморазвития материи - человека.
Мы находимся на переднем фронте развития окружающего нас мира. Действия наши, направленные на развитие Вселенной, - добро, на ее разрушение - зло. Причем развитие Вселенной, а не сам человек - здесь мерило.
Означает ли это, что для какого-нибудь «важного» опыта, нацеленного на создание новой структуры, материальной или же идеальной, позволено губить чьи-то жизни? Нет, безусловно! Человек – самый совершенный инструмент самопознания и саморазвития материи во Вселенной и он же высшая цель, причем движущаяся, несущая сама себя цель. Т. е. цель - не тот человек, который сегодня, и дальше ничего больше не надо, сохраним этого человека во чтобы то ни стало такого. Цель - человек развивающийся и желающий непрерывного познания и развития мира.
Убивая людей, уничтожают самую совершенную и предназначенную для дальнейшего совершенствования активную часть нашего мира.
Каждый человек – уникальный представитель материи и решает сам - где зло и добро. Но не за счет любого другого, объективно равноправного ему представителя интересов материи. В этом - ограничение. Миссию свою надо исполнять таким образом, чтобы исключалось насилие над другими. Насилие - зло. Почти всегда оно разрушение или ограничение возможного, неисполнение чьих-то желаний.
Любое желание - желание мира. Но мир разумный должен сам ограничивать собственные желания непосредственно изнутри каждого "я" осознавая единство свое во множестве "я".
Каждый человек - представитель материи. Она создала нас, наделила разумом для высших целей своих. Кто знает, что это за цели? Кто скажет без тени сомнения: "Только я знаю!"? Никто не должен ограничивать право другого на выбор. Материя хочет перепробовать все. Дадим же ей и себе такую возможность! И это будет добро.
Если кто-то ограничивает другого без особенной необходимости, он ограничивает весь мир и себя тоже, и это - зло.
Ограничивая друг друга, люди снижают количество проб и ошибок активного начала Вселенной, соответственно, уменьшают возможности для развития мира. Добро - максимальная свобода для творчества всех людей в рамках естественных ограничений – тех, которые накладывает на мир природа, наша Вселенная, выработавшие их за миллиарды лет собственного существования. Искусственные ограничения устанавливает небольшой круг лиц для большинства из каких-то надуманных соображений, обычно, эгоистических.
Повторять чужие ошибки - глупо, и это тоже, конечно, зло. Повторяют их те, кто не знает путей уже пройденных. Можно различать собственное нежелание знать и отсутствие возможности получить информацию. Сами себя или другие вас ограничили, в любом случае, это - зло.
Разумный представитель материи, располагающий всеми знаниями и возможностями, накопленными цивилизацией и природою, осуществляющий свободный поиск исследователя, творца - вот каким должен быть человек! Когда таким будет все человечество, процесс самопознания и саморазвития мира станет осознанным и разумным, что потенциально позволит нам в бесконечной вселенной развиваться неограниченно долго.
Как быть, если желания одного пересекаются с желаниями другого? Все переплетено - не может быть все позволено.
Позволено все, что не запрещено “правилами игры”. И главное правило - не ограничивать проявления позитивных возможностей каждого человека.
Важно всем уяснить, что такое наши возможности. Разум должен соизмерять собственные желания и усилия с вероятными результатами действий. Ясность эта должна быть у каждого в сердце и голове, быть живою, подвижною, важнее бумажных “законов”.
Допустим, у человека есть динамит, он в пустыне или горах, вокруг никого нет и нет ничьей собственности. Может он взорвать динамитом какую-нибудь скалу - для дела или же просто, оттого что хочется узнать результат? Почему нет? А если человек в городе, взорвет ли он бомбу? Может, конечно, взорвать… Но сначала подумает и, скорее всего, не станет, зная, что это нарушит основные законы человеческого общежития, будет посягательством на права других людей, их жизнь и имущество. Он решит, что не располагает такою возможностью, и решит правильно.
Ну, а если этот человек купит в городе значительный участок земли и захочет построить на нем небоскреб? Тогда он сначала уберет с него лишнее. И никто слова против не скажет, если он выполнит все законы и нормы. Но откуда он возьмет необходимые деньги? Деньги - надобно заработать. В рамках свободной конкуренции. Вот, если человек заработает деньги, со всеми договорится, тогда сможет осуществить то, что хочет, - взорвет свою бомбу, а потом выстроит небоскреб.
Таким вот образом определяются наши фактические возможности в условиях не пустыни, а среди таких же, как мы, свободных людей, обладающих равными правами, но не обязательно равными способностями, трудолюбием и удачей.
Этические отношения между человечеством и природою, в том числе даже и миром неорганическим, т.е. отношения между частями разного уровня иерархии развития, имеют такое же значение для сохранения и развития Целого, как отношения между людьми, частями одного уровня иерархии.
Ничего не надо взрывать только лишь потому, что нам этого хочется.
То, что мы в обществе, - дополнительное условие окружающей индивид среды, высшего порядка условие, накладываемое разумом, каждым сознанием именно на свободу своих волений. И это отнюдь не оковы, но свобода сознательная, всем в равной мере дающая дополнительные возможности. Ограничивая разрушение, она открывает простор созиданию.
Тот, кого не устраивают нормы жизни людей, может уйти в пустыню, туда, где нет никого, улететь на Луну, попробовать найти другую Вселенную с иными законами, где можно творить что захочешь. Там, может быть, неограниченная свобода и будет добром, только вряд ли.
Мы сами - главное собственное ограничение, которое не отменить. Нельзя развиваться, взрывая бомбы под собою или другими.
Границы разума надо расширять, а не рвать. Творить чудо из хаоса, из простого складывать сложное, из несовершенного создавать более совершенное. И наша Вселенная будет расти, может быть, вечно и бесконечно!..
Иванов Виталий 26.10.2008 10:29
------------------------------------------------
Вит, всё что ты пишешь - СУЕСЛОВИЕ, так как: я уже до тебя читал те же выражения, и ту же философию, но авторство, нельзя позаимствовать даже не зная, если тебя неоднократно предупреждают, что это не твое!! Обрати внимание: стихи; что ты думаешь о наших потугах творческих... Ведь в той или иной форме кто-то уже такое писал, и мы, своими работами лишь напоминаем отдаленно прошлое. Любой индивидуализм хорош тогда, когда ты, срываясь в пропасть, сможешь сам оттуда выкарабкаться. Не одна гениальная теория без общества не дышит. Не верь никому! и делай все сам! – это твой принцип? и это ты хочешь передать свои детям? Игнорируя истину, игнорируешь себя самого.
%))
Ломкин Роман 26.10.2008 18:09
------------------------------------------------
Ром. Ты-то читал, а я нет. И вот пришлось написать. :)
Думаю, и многие ведь не читали, не по своей вине…
Если есть какие-то тайные книги, в которых, как утверждают некоторые, есть всё – ВСЁ АБСОЛЮТНО, вся мудрость людей и Бога, что же, - поверить на слово, не думая, верить, что где-то есть что-то, которое никогда для тебя не откроется? Прожить жизнь и умереть в этой вере, так и не узнав ничего?..
Несколько странное предложение. Чего ради? :)
Ты говоришь и стихи все – когда-то уже были написаны? И не надо свои сочинять?
Или я открываю какие-то ТАЙНЫ? Но, кроме русского языка, я лишь немного еще знаю английский, если со словарем. :)))
Что за предупреждения, Рома? :)
Честно тебе скажу, я с равным почтением отношусь ко всем добрым людям, религиозным и нет, ко всем религиям. Но мое личное мнение такого, что каждый человек и народ ищет и находит свое лицо единого Бога. Каждый имеет на это право и, более того, мир и Бог ждут от нас этого…
Иванов Виталий 26.10.2008 19:31
------------------------------------------------
Роман. И то, что я здесь выставляю, написано не сейчас, а лет 15-20 назад и неоднократно размещено в Интернете, на разных сайтах.
А здесь – все по теме.
С уважением, Вит
Иванов Виталий 26.10.2008 19:50
------------------------------------------------
А книги эти уже добрых пару десятков лет как на всеобщее просвещение выставлены.
Да и раньше то в библии все было написано и расписано (ветхий завет)
С римских времен многое в талмуде было запрещено печатать.
Сам понимаешь: двум богам не бывать, а одному не миновать.
Здесь не столько секретность, сколько страх за собственную шкуру, и поэтому, иудеи, боясь погромов, многое скрывали.
Ведь Иешу был обыкновенным иудеем, и, причем, этот факт не скрывается сегодня, а остальное, я тебе примерно написал в открытом тексте.
Не обижайся брат за мой несдержанный тон, но белое не станет черным, если Его, не поместить в комнату без Света.
%)))
Ломкин Роман 26.10.2008 19:53
------------------------------------------------
Вит, люблю я тебе, и не хочу, чтоб ты верил в идола или кумира...
Сам же, находишься, на правильном пути, раз пробуешь отличить добро от зла.
Ломкин Роман 26.10.2008 19:54
------------------------------------------------
Так я и пытаюсь разобраться, Роман. Так сложилось, что с 33-х лет, между прочим.
Но ортодоксальным христианином я не являюсь. И слепо не верю в мифы, любые. Скорее отношусь к ним как к иносказаниям, смысл которых можно раскрывать бесконечно.
Искренне рад, что мои личные размышления случайно совпали с доисторическими. :)))
Шучу. Без обид, дружище, надеюсь. :)
Естественно, я не собираюсь соревноваться с мудрецами Талмуда. И ни в коей мере не претендую на абсолютную истину. А вот относительную, свою - прошу мне оставить! :)))
И разрешить излагать иногда, по-прежнему. :)
Иванов Виталий 26.10.2008 20:29
------------------------------------------------
Роман. То, что ты выставил из мидраши, очень мудрые мысли. Исключительно сконцентрированные и направленные на благо, добро.
По своей силе и глубине этот текст показался мне близок разве что к любимой моей Книге Иова Ветхого Завета.
Давненько, правда, читал её. Надо еще раз перечитать. :)
Извини, если ненароком сказал что-то не так.
Не со зла…
Дружески, Вит
Иванов Виталий 26.10.2008 22:40
------------------------------------------------
"И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли: не так ли дом мой у Бога?"
2 Цар. 23, 4-5.
Из Ветхого Завета - любимое. Это у меня, кстати, стоит первым эпиграфом к основному моему труду, книге «Свободный полет» в 4-х томах.
Иванов Виталий 27.10.2008 10:39
------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №115122304072