Предисловие к книге Спасибо, что живой!
Для многих Высоцкий - многое значит. Есть темы и люди, о которых писать сложно. Главное в поэзии вообще - избежать штампов и банальности. Если это удаётся - уже хорошо. В написании стихов нет ничего второстепенного. Стихи не прощают небрежности за очень редким исключением, когда небрежность - особый приём Мастера.
Писались стихи непреднамеренно, после многократно просмотренного фильма, может, в чём-то субъективно, но искренне, со слезами на глазах, с неизбывной скорбью о всём преходящем, в том числе и о великих людях, жизнь которых тоже имеет свой физический конец.
Ждала, пока само собой польётся. О Высоцком трудно писать, чтобы было свежо и не избито. А повторять уже сказанное - это попугаям в литературе. Для меня смысл был не в том, чтобы написать ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО о Высоцком, а понять, прочувствовать Человека, трагизм его Одиночества как гения. Мне всё-равно было, кто и что скажет в этом случае. Здесь вычерпано всё до последней капли. И мне не стыдно будет, если он вдруг явится с того света и спросит: ТАК ЛИ ЭТО?!. Я отвечу: ТАК. Я так понимаю, и написала искренне и с Любовью.
Когда я одной читательнице-рецензентке, а это мало кто рецензирует, потому что впросак попасть боятся: ан, да похвалят, что хвалить не надо, и как бы чего не вышло,- написала, что на протяжении двух месяцев каждый вечер смотрела фильм "Спасибо, что живой", потому что не могла "соскочить с него", она сказала, что я - "садо мазо, раз могу ТАКОЕ смотреть столько раз". А я и не смотрела, мне кажется... Я жила там, только меня не видно было. Я над воздухом стояла.
Когда по вечерам я садилась и думала, что бы посмотреть,- этот фильм перебивал всё другое, которое казалось настолько незначительным, что и капли времени жизни было не жаль, чтобы повторить эту самую жизнь, чувствуя, что она продолжается несмотря ни на что. Я хотела растворяться в нём, и я растворилась.
И когда Понимание вышло за горизонт, оно захотело озвучиться. Повторяю: не я, а он САМ ЗАХОТЕЛ. Так только я это и понимаю, потому что ни намерения, ни желания переписывать то, что уже давно сказано - не было и нет. Это было "запойное вхождение" в Высоцкого. Эйфория понимания и сочувствия. Мы все, в конце концов, глубоко одиноки. А гении - особенно. Они платят огромную нечеловеческую цену за своё творчество, но только этим и могут жить.
Есть у этих стихов ценители, знавшие Высоцкого лично. На многих из них фильм не произвёл отрицательного впечатления, более того - поразил. Многие искренне завидуют и сочувствуют, но не в горе, как принято употреблять этот термин, а именно тому, как написаны стихи. Для них Владимир Семёнович не просто пустой звук, но ЧАСТЬ ДУШИ. В прошлом - кумир, в настоящем - человек. "Вам очень повезло, что вы не знали его лично. Поверьте моему печальному опыту - никогда не общайтесь с живыми легендами!" /из рецензии./
Было время, студенческое, когда все восхищались бардом... А я его не признавала даже из какого-то молодого упрямства. "Кумир для приблатнённой публики" и всё. Потом уже узнала, что Высоцкий никогда не сидел и на войне не был. А пишет так, как будто и сидел, и на войне был...
У меня появилась тогда подруга, старше меня намного, разница в возрасте как с мамой. Из ташкентской интеллигенции, профессорской семьи, неоднократно снимавшей у нас комнату в Юрмале как дачники. Это Надежда Александровна Школяр. Надя, обожавшая Высоцкого, его песни... Вот живой наглядный пример, как Высоцкий изменил её Судьбу! Она с восторгом мне рассказывала о том, что писала в юношестве стихи и хорошие, но из-за Высоцкого решила идти не на филологический, а на юридический. Стала следователем. В Твери. Потом дослужилась до прокурора Тверской области. Я бывала неоднократно у неё в гостях. Дорогие воспоминания...
Именно из-за неё я посмотрела на Высоцкого ВНИМАТЕЛЬНО. Я же музыкант. Консерватория!.. А тут трынькает и трынькает себе на гитаре, вроде как всё на один мотив. Из всех магнитофонов - несётся его хриплый голос. На такое "народное творчество" я смотрела свысока. Помню, с каким восторгом Надежда делилась своими впечатлениями о Памятнике Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Прямо на вокзале, рассказывая как о Главном событии своей жизни. А фильм "Спасибо, что живой" помог мне с ним встретиться "лично" почти как в реальной жизни. Но на экране. Вот такая история...
При жизни Владимира Семёновича любили, но гением не считали. Позже стало ясно всем! Он хотел признания как Поэта при жизни, но наши "литературные мэтры" свято берегли свой авторитет. В том числе и тем, что близко не подпускали к своему барскому литературному столу. Теперь помалкивают...
Помню ещё жару в июле 1980 года... Летняя Олимпиада в Москве. И день его похорон. Кумира миллионов советских людей.
В студенческое время я часто бывала в Москве, и всегда попадала в любой театр. Исключением был театр на Таганке, когда играл Высоцкий.
У Высоцкого всё было на грани жизни и смерти. И творчество - такое же! Но уже - ЗА гранью жизни и смерти. Я ждала, пока "стихи пойдут сами", хотя мне ничего не стоило сесть и записать их. Работа была проделана внутри себя огромная. Откликов после публикации на поэтическом сайте stihi.ru
множество. И они самые разные. Главное, не равнодушные.
Посвящаю эту книгу - Владимиру Семёновичу Высоцкому.
Актёру, поэту и автору-исполнителю собственных песен,
автору прозаических произведений,
лауреату Государственной премии СССР - (1987, посмертно).
Член Союза писателей России,
поэтесса, прозаик и композитор
Светлана Водолей.
__________________________________________________
цикл Владимиру Высоцкому
Светлана Водолей
http://www.stihi.ru/2012/02/02/4979
Свидетельство о публикации №115122207080
Игорь.
Ингвар Эль Ворон 25.12.2015 15:34 Заявить о нарушении
Спасибо за Слова.
Зайди на сам цикл. http://www.stihi.ru/2012/02/02/4979
Извини, не успеваю ничего.
Сейчас зайду.
Тени окружают, тени... Мне с нИми - ХОРОШО.
СВ.)
Светлана Водолей 25.12.2015 15:40 Заявить о нарушении