вынужденная разновидность рабства
Не исключением стала пьеса «Нахлебник» пера Ивана Сергеевича Тургенева, кою имел я счастье посетить намедни.
Потаканием национализму здесь служит исключительно имя Леси Украинки в названии театра, а само действие и доброжелательная публика возвратили вашего покорного слугу ко временам светлой юности, когда украинство противопоставлялось русскости разумным образом то есть в местах, где яркое солнце нашего края способствует неуёмному темпераменту, страстным признаниям в любви и торговле зерном.
Отмечу чудесную режиссуру Леонида Остропольского и художественного руководителя театра Михаила Резниковича, чью фамилию мы с замиранием сердца находим буквально на каждой афише вот уже более двух десятков лет. Ну нельзя же так, право слово!
За два часа сцена ни на минуту не позволила мне отвести взгляда, ибо представляла собой непрерывное действо.
Актёры заставили забыть о том, что мы имеем удовольствие жить через 160 лет после событий пьесы, которые разворачивались ещё до отмены крепостного права этой вынужденной разновидности рабства у восточных славян.
Блиставшие в главных ролях Анна Артёменко и Олег Замятин, даже трижды выйдя на бис, не удовлетворили в полной мере упоения зала.
Незабываем был Виктор Алдошин в роли Пуговкина – роль написана для бенефиса Щепкина, которого мы не застали на земных подмостках.
До сих пор не могу поверить, что многие фразы Тургенева написаны во времена, когда декабристы ещё томились на каторге, Наталья Гончарова прохаживалась по Невскому с генералом Ланским, а дедушка Чехова сватался к бабушке всё того же Чехова.
Пьеса существует в нескольких редакциях - её бесконечно резала и запрещала кровавая царская цензура.
С этой минуты тургеневский «Нахлебник» стоит для меня особняком во всей русской сценической классике.
Гротеск, бурлеск, буффонада и «чувства, которым нет названия» по словам самого тридцатилетнего Тургенева это отнюдь не прозрачная слеза Шекспира или гомерический хохот Сервантеса.
О «Нахлебнике» имеется большая критика разных лет, но я, чтобы не повторяться, задаю один вопрос: почему это до сих пор актуально?
«Нахлебник» это не ревнивый мавр, убивший белую женщину до Апартеида и закона Линча и даже не капитанская дочка.
Ведь всё, буквально всё отменили и переиначили – царь, большевики, либералы и цукерберги-ротенберги, а конфликт любви против чести, извольте ли вновь переживать в каждом поколении.
Кто кого?
По замыслу Тургенева побеждает любовь, то есть человек соглашается ради любви на унижение, но пишут, что во времена СССР в одной из постановок был изменён финал и честь возобладала.
И вдруг меня осенило. Украина, бедная униженная Родина моя это и есть нахлебник на чужих харчах, стоящий перед выбором между любовью и честью.
Различие с судьбой Пуговкина лишь в том, что Пуговкин, так или иначе, совершает свой выбор, а моя страна мечтает сохранить честь в любви и, свергая очередного насильника, влюбляется в следующего.
Ещё мы четверть века стыдливо насыщаемся внешними займами, бесстыдно утверждая свою гордую честь или бесстыдно насыщаемся, стыдливо утверждая…
Ну, вы даёте, Иван Сергеевич!
Дамы и господа, желающие далее читать мои театральные рецензии, могут переводить вспомоществование на мой электронный Яндекс-кошелёк – билеты в театры Киева нынче стартуют с 5-ти долларов.
====================
Засл. Арт. Украины Анна Артёменко в роли Елецкой.
Свидетельство о публикации №115122205223
http://stihi.ru/rec_author.html?stihipedia
Надя Яга 25.12.2015 12:10 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 25.12.2015 12:17 Заявить о нарушении