Письмо в издание Литературная газета, статья
«050012, Казахстан,
Алматы, ул. Байтурсынова, 85,
Литер Г, 2 этаж, офис 1,
«ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»
svetoch-journal@mail.ru
СВЕТОЧ
Доброго вечера, уважаемые друзья и коллеги. Совершенно случайно, и то на короткое время – лишь позволили переписать адрес редакции вашего издания – попал на руки журнал ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ. Ничего не могу сказать ни по оформлению самого журнала, ни по его содержанию, ни по его философии творчества (во имя чего всё это написано?). Ведь не являюсь «агентом 007», не обладаю «скорострельными» фотоаппаратом и видеокамерой, чтобы в точной очередности и полноте зафиксировать опубликованные материалы. Только и успел, что переписать адрес редакции и обратить внимание, что журнал опубликован в августе 2015 (№4(50)), где на обложке обращённые к зрителю два президента – Казахстана и России – пожимают друг другу руки и улыбаются случившейся встречи или достигнутым соглашениям («Россия – исторический партнёр»).
Теперь в силу собственного разумения постараюсь объяснить причину обращения к вам, уважаемые друзья, чтобы не слишком занимать ваше время и внимание, не отвлекать «по пустякам» от насущных и важных дел. Пятнадцать лет работаю педагогом-воспитателем среди детей с задержкой психического и умственного развития, с синдромом Дауна и проявлениями аутизма, с эпилепсией и ДЦП. И в этих детях не вижу «ущербную детвору» или «несчастное детство», но только особенных детей (в кавычках и без кавычек), которые нуждаются в особенном отношении к себе. Эта особенность заключается в искреннем внимании и искренней любви – не «за что-то...» и не «потому что...», а просто так – по свету, доброте и широте души.
Помимо прочего состою членом Союза журналистов Республики Таджикистан и членом Союза писателей страны. На сегодня на свой скромный доход, по нынешним меркам Таджикистана, случилось издать – слава БОГУ! – одиннадцать собственных книг. Правда, в силу специфики своей работы с особенными детьми был вынужден пожертвовать профессиональной журналистикой, поскольку «от звонка до звонка» принадлежу этой прекрасной и мудрой детворе, которая ожидает моего душевного тепла, чему искренно благодарен и что свято чту.
Три книги – прозаические произведения: ЧУДЕСА СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА РАМАЗАН, ДОРОГА К СЫНУ, ЖЕМЧУЖИНА. Остальные, восемь книг – поэтические сборники, где какие-то из них, в свою очередь, состоят из нескольких поэтических циклов, а какие-то представляют самостоятельную книгу, объединённые или общим заглавием или смыслом. АЗЪ ЕСМЬ ПИИТ (Я – ПОЭТ), ДУШАНБИНСКИЕ КАРТИНКИ, НЕРОВНЫЕ СТИХИ, ПОСВЯЩЕНИЕ NN (любовная лирика), ПОЭМА ЛЮБВИ. И далее, НИЧЕГО (сборник современных газелей), НА ЖИЗНЬ ЭЛЛЫ (сборник сонетов, написанных по следам творчества Франческа Петрарки – НА ЖИЗНЬ ДОННЫ ЛАУРЫ), Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВНЬЕ, ИЛИ АЛЕКСАНДР ПУШКИН (поэтический сборник о разных эпизодах, вне хронологии, о жизни и творчестве великого русского поэта «золотого века русской литературы»).
Сейчас готовлю цикл поэтических вещей, также посвящённых жизни и творчеству А.С Пушкина – Я ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ ПЫЛЬНОЙ, МОСКВА, Я ДУМАЛ О ТЕБЕ! – и другие. Затем – ВОЗВРАЩЕНИЕ ХОДЖИ НАСРЕДДИНА, после – РУДАКИ. После - другие книги, как творческая программа на оставшуюся жизнь, где одна будет посвящена событиям XIII-XIV веков, а другие – жизни и творчеству Абдуррахмана Джами, Льва Толстого, Сергея Есенина, Александра Блока. Право, не хвалюсь перед вами своими истинными или «раздутыми» знаниями, «громадьём» предстоящих дел и свершившимися успехами. Предстоящие книги – это ещё «неубитый медведь», и потому, не снявши его шкуру, не могу хвалиться своими победами. Впрочем, хвалиться своими маленькими или большими «заслугами» не с руки истинному творческому человеку – это всё равно, что сделать доброе дело (независимо от размеров), а после кричать об этом на каждом углу. Будь то художник, музыкант, скульптор, поэт, строитель, рабочий и другие. Это право и воля читателя, зрителя, любого жителя, который это видит со стороны и применяет на себе, для блага и здоровья которого и создаётся и созидается творческий мир.
В ночь с 15 на 16 декабря сего года по РТР, что транслируется в Душанбе, протекала программа «Вести-док», где многочисленные и разносторонние участники передачи рассматривали и разбирали тему ИГИЛ или «даиш». Полностью солидаризуюсь с мнением большинства участников, которые выступали и выступают за борьбу по искоренению этого террористического явления из полноценной и достойной жизни человечества земли. Но всё же хочу заметить.
Книга ЧУДЕСА СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА РАМАЗАН увидела свет в 2008-ом году. По сути, это рассказы (литературные легенды), которые повествуют о чудесах доброты, милосердия, великодушия и соучастия – одним словом, человечности, - какие проистекают в среде мусульман Таджикистана. Искренно верую, что подобные чудеса происходят и среди мусульман других стран Средней Азии (в частности, Казахстана) и СНГ (в частности, России), да и всего мира – как Ближнего Востока, Африки, Старого и Нового света. Впрочем, подобные чудеса светлой искренней любви и жертвенности, солидарности и сопереживания, разделяющих общую боль и радость, случаются и в других религиях и верованиях, других народов и племён – в частности, христианство, католическая и православные веры (например, на такие праздники, как Рождество, Пасха и Святая Троица). И право, никто не ждёт – ни в мусульманстве, ни в христианстве – священных праздников, чтобы по их течению вершить свои великодушные и милосердные деяния. Специально никто этого не ждёт, и всякий истинный мусульманин или христианин (в истину и во славу традиционных, многовековых направлений) каждый божий день собственной долгой, светлой и счастливой жизни свершает искреннюю любовь и доброту к ближнему и дальнему своему, поскольку иначе и не может.
ДОРОГА К СЫНУ. Это героическая повесть о таджикском народе и других славных народах, проживающих исстари или недавно (в историческом плане) на территории нынешнего современного Таджикистана, которые не пошли по следам братоубийственной безрассудной и неоправданной гражданской войны, разразившейся в начале девяностых годов прошлого столетия. Заранее скажу, это не документальная повесть, основанная на официальных и других документах и источниках, но прежде, большая изнурительная литературная работа – начальная точка этого труда была поставлена в 1995-ом году, а заключительная точка – в 2011-ом. Да и сама книга - авторский взгляд на войну, как таковую, отрицавший большую и малую кровь, а также - насилие, как жертвы и бессрочную смерть.
В самой книге, исходя из выкладок священных хадисов, что, вроде эпиграфов, возглавляют каждую главу, присутствуют в самом тексте той или иной главы, раскрывая её или идею самого хадиса, наличествует одна мысль. Эта же мысль истекает из тех или иных аятов (речений из Корана), изречений тех или иных мусульманских богословов, или выкладок из СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ (ИНДЖИЛ и ТАВРОТ). Опираясь на различные примеры и предания исламской веры, раскрываю эту мысль. Не человек служит орудием для благосостояния веры, но сама вера помогает человеку. Сущность веры – исламской, христианской, буддийской и прочей – равносильно служит для духовного и материального блага каждого верующего, каждого человека живущего на земле. Она, вера, печётся о здоровье и счастье человека, его родных и близких людей, его соседей по этажу, по подъезду, по дому, городу, по стране, по планете проживания.
К тому же, красной нитью проходит через всё повествование повести и другая, более значительная мысль, и она такова. Все верования, как бы они не отличались друг от друга, имеют один общий корень, почему одна вера не может быть выше другой, но только в равенстве и в обоюдном уважении, обогащая и украшая друг друга взаимностью и солидарностью. Ни одна вера путём оружия и насилия не может доказывать своё превосходство и выступать главенствующей среди других верований, но каждая вера должна изыскивать пути содружества и сотрудничества с другими. Сила каждой веры не в войне с соседями, но в дружественном союзе и дружеских отношениях.
Герои этой книги не идут по следам братоубийственной войны, не состоят сторонниками кровопролития (ради высокомерного каприза или собственного преступного блага), привнесённого извне другим народам. Они, герои книги, остаются верными традициям и обычаям отцов, дедов и прадедов, которые призывают к тому, чтобы жить в добрососедстве и дружбе с окружающими народами. По сути, рассматриваемая книга – это гимн великодушию, благородству, милосердию, МУДРОСТИ таджикского народа, а в его лице – мусульман планеты. Это гимн радушию и гостеприимству, трудолюбию и душевной искренности таджиков, как царственного, венценосного народа, если «тадж» - «венец». Не главенствующим одним над другими, но совместным с ними во имя блага и счастья своих и окружающих народов.
По сути, это книга о человеческой искренней верности БОГУ и своей вере, принципам доброты и милосердия, великодушия и соучастия, мудрости и терпения. Это книга о верности человека человеку, когда один, видя в другом своё продолжение, не оскорбит его, не обидит, не ударит... не убьёт. Прежде человек, убивая другого человека, убивает в себе собственную человечность. Право, это «работает» только тогда, когда другой человек не угрожает бедой, несчастьем, смертью первому человеку. И когда «другой человек» не измеряется тысячами жестоких безрассудных лиц, вроде террористов...
Не хочу хвалить свою книгу, поскольку, как автору, любому родителю, дорого и прекрасно его детище, в которое он вложил знание и опыт, силы и здоровье, время и терпение. Это должен сделать лишь он – Его Величество Читатель. Но, по иронии судьбы, эта книга, хотя экземпляры книги были переданы на руки высоким и ответственным людям в министерствах, ведомствах, в различных представительствах, союзах и прочее, по сию пору остаётся «вне зоны внимания» широкой общественности страны. Отечественные СМИ (радио, печать и телевидение, государственные и частные) обходят стороной это повествование горечи и великодушия, отчаяния и надежды, сомнений и светлой веры. Многие из участников таджикистанских СМИ утверждают, что они – «новые рупоры нового Таджикистана». Но это нисколько им не мешает говорить: «это не наш профиль», когда автор книги обращается к ним с просьбой, прочитать и рассказать о том, что прочитали и осмыслили. Скорей всего, потому, что автор обращается к ним, никак не подкрепляя свою просьбу существенным материальным довеском, – иначе говоря, просит прочитать и высказать своё мнение о книге, и всё это сделать безвозмездно. А безвозмездно, надо понимать, делать никто ничего не хочет...
Уже было, что обращался к одному уважаемому деятелю культуры независимого Таджикистана с подобной просьбой, прочитать и рассказать о книге ДОРОГА К СЫНУ. Так вот, этот уважаемый деятель попросил меня заплатить за «прочтение материала» и заплатить вдвойне за то, если он надумает написать «положительную рецензию». А плату берёт потому, что «прочитать книгу» и «написать рецензию» - это его работа, и он любит, когда за выполненную работу платят деньги. Право, это заявление сбило с толку за то, чтобы прочитать книгу, он запросил двойную сумму против той, которую автор вложил в издание самой книги, которая и обошлась в 1. 500 самони (за 50 экземпляров). Значит, литературные занятия самого автора, - ничего не значащие пустяки?! Пустяки, коли за его труды ничего не платят и, более того, не желают читать его книги, хотя автор бесплатно раздаёт на руки свои книги?! Надеется, что люди найдут время и возможность и поведают о том, что они прочитали, и что им понравилось из прочитанного произведения. Но время проходит – от одного дня до трёх и более лет, - а человек (автор) остаётся в полном неведении. И это, не смотря на заключительную страницу каждой книги, где любой желающий может найти домашний, электронный адрес, городской и мобильный телефоны автора и сообщить о том, что понравилось ему, читателю, или не понравилось.
Говоря по сути, не прошу, чтобы превозносили или огульно ругали, хотя видимо, за спиной это и происходит, поскольку в общественном сознании превалирует кем-то брошенное и укоренившееся мнение: «А что хорошего может написать Андрей Сметанкин, когда он – БЛАЖЕННЫЙ, если работает с «ущербными детьми»?!” Значит, сам – ущербный?! И «блаженный» здесь звучит, как «заразно сумасшедший», будто, если исходить из этого речения, это сумасшествие через страницы, через повествование книг, как некая неизлечимая неминучая зараза, может перекинуться на читателя?! Она, будто, исподволь завладеет его сознанием, его существом, что он сам того не заметит, как станет изгоем или сумасшедшим, опасным для всего общества?! Хорошо, пусть так. Но это, во-первых. А во-вторых, выходит, человек свои книги посвящает, как благодарность современному Таджикистану за то, что, в своё время таджикская земля и её народ плохо ли, хорошо ли воспитали, подняли на ноги автора. Они дали возможность получить среднее и высшее образование, дали возможность и работать и приносить «городу и народу» посильную помощь своим трудом и своими знаниями, о чём говорилось выше. И выходит, что эта благодарность солнечной земле и солнечному народу есть не что иное, как сумасшествие?!
В-третьих, если пишешь о благородстве и величии, красоте и мудрости, великодушии и терпимости души таджикского народа, воспевая его традиции и обычаи, что длятся испокон веков, – это сумасшествие?! Если пишешь о красоте и радушии, о гостеприимстве и добрососедстве таджикской земли, то это тоже есть сумасшествие?! Если ты болеешь и ратуешь душой и сердцем, умом и руками за истинное материальное и духовное величие страны и народа на арене международного сообщества, ничего не спрашивая для себя взамен - ни персональной пенсии, ни отдельной квартиры, ни машины, - то и это, конечно, сумасшествие?! И, естественно, всемеро встаёт сумасшествие, когда автор, по крохам собирая свои скромные деньги, через три-четыре месяца издаёт свои книги «смешными тиражами» (по словам одного знакомца) – всегда по 50 экземпляров, - и после отдаёт их на руки просто так. Хотя, по существу дела, это не просто книги, продукция, выполненная из бумаги, а сердце, душа, вера и правда о людях, что они хороши и прекрасны своими духовными и физическими качествами, и автор щедро одаривает своих так и не состоявшихся читателей. И это тоже сумасшествие?! Сколько издаётся книг, то по их числу, столько раз автор отдаёт совершенно посторонним людям своё сердце и душу. Отдаёт просто так, как нечто разумеющееся, вроде того, что мы дышим земным воздухом, ходим по земле, видим над головой небо и солнце, а вокруг себя – величественные дальние горы, деревья прекрасного города Земли, дома и людей, живущих в них.
Как сказано выше, каждая книга, всего на сегодня издано одиннадцать разноимённых книг, причём ДУШАНБИНСКИЕ КАРТИНКИ издавались дважды, ЧУДЕСА СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА РАМАЗАН – четырежды, ДОРОГА К СЫНУ – дважды, то каждая книга издаётся в 50 экземпляров. Выходит, автор пятьдесят раз отдаёт себя, дарит окружавшим его людям, не ожидая от них никаких благ, кроме прочтения своих трудов?! Разве это не сумасшествие?! Более того, из пятидесяти человек, которым автор на руки передал свои книги, лишь пять человек прочитает его посильные литературные труды и, видно, тут же забудут – наверно, не зацепило? – а остальные, как переступят порог своего дома, сразу забудут о том, что им подарили – доверили! – книгу. И книга, в лучшем случае, будет пылиться на высокой полке или в дальнем ящике стола, а в худшем случае – пойдёт на растопку дров, чтобы приготовить лепёшки. Интересно, если сейчас отечественные и другие СМИ обратятся с просьбой к тем людям, кому, так или иначе, были переданы на руки книги Андрея Сметанкина, чтобы они рассказали, поведали миру о том, насколько хороши или плохи книги этого автора. То, что они скажут об этом, мои уважаемые душанбинцы, таджикистанцы, соотечественники по СНГ и земному шару?
Конечно, это сумасшествие, если человек раздаёт книги, ничего не спрашивая взамен, а после возмущается, что его книги не читают и не отвечают ему, как написаны эти книги?! Конечно, это сумасшествие, когда человек говорит о том, что он отрывает от семейного бюджета, когда в семье молчат и не возмущаются, хотя, может быть, и не дополучают – автор пытается осчастливить мир ценой недостачи материальных и комфорта в своей семье?! Конечно, это сумасшествие, если он этим гордится?! И чтобы прекратить это сумасшествие и всеобщую головную боль от этой вздорной и бесконечной проблемы в лице автора этих строк, то следует лишить его и без того скромных возможностей существования. Не будет дохода, не будет и книг. Не будет книг, не будет того, как автор раздаёт книги и, спустя время, с возмущением бьёт себя в грудь, чтобы привлечь внимание отечественной общественности и не только и кричит, мол, смотрите, какой я - хороший, а вы все – плохие?!
Может быть, действительно, все книги, изданные силами автора данных строк, настолько плохи, что никто не хочет сказать о них ни слова, ни звука, не спустя дни, а годы? Хорошо, если они, книги, настолько плохи, то почему никто не заикнётся о том, чем и почему они плохи, неинтересны? Разве плохо, если вся книга (проза или стихи) на протяжении всего повествования призывает читателя к тому, чтобы он любил ту землю, на которой живёт, работает на благо стране, народу и себе?! Разве плохо, если он гордится родной землёй и гордится тем, что здесь родились его прадеды, родители, родился он сам, родились, живут, учатся, работают его дети, и все они счастливы, потому что живут в мире и согласии, в здравии и в радости?! Разве плохо быть не только потребителем общественных и личных материальных благ, опуская вопрос, каким образом достигнуты последние (пусть это остаётся на совести каждого жителя нашей страны, открытого перед внимательным лицом Всевышнего), но и ответственным и деятельным гражданином?! Так или иначе, плохо или хорошо, но все книги призывают именно к этому, чтобы искренно и бескорыстно любить отчую землю и отечественный народ, украшать их не только своим трудом, но своим сердцем; своей душой... Вероятно, в нашу пору, ныне и настали такие времена, когда всё то, что написано выше, именно и принято считать натуральным сумасшествием?!
Неужели, книги – например, ДОРОГА К СЫНУ, задуманные и выношенные, рождённые (вышедшие в свет), в стране, которую эти книги воспели, как мать, посвятив самые лучшие качества человеческой души и человеческих поступков, не нужна этой самой стране? Неужели не нужны эти книги, которые желают стране светлого и длительного процветания для каждого её жителя, независимо от занимаемой должности, профессии и рода деятельности (главный принцип, не навредить никому – ни себе, не людям, а во благо всем!)? Тогда о чём может идти речь на отечественных газетных страницах, на радио и теле каналах, где читателей, слушателей и зрителей постоянно призывают к дружбе, взаимопониманию и терпению, мудрости и милосердию, к поддержке и соучастию?
Повторюсь, можно ли с интересом и вниманием читать книги автора, который не ищет для себя никаких материальных благ? Более того, на свои крохотные средства издаёт книги и просто дарит их людям, желая лишь одного, чтобы книги прочитали и высказали своё мнение. Если книги хорошие, то в знак благодарности пусть пожмут по встречи руку. Если книги плохие, то пусть плюнут в лицо. И этого будет достаточно. Судить о творчестве - плохое ли, хорошее ли, - о чём объективно и бесстрастно может судить только время, а не так называемые специалисты, которые из всего объёма повествования выдёргивают какое-нибудь слово, выражение и начинают его едко обсасывать на все лады. Только время и БОГ. Он наделяет человека душой и разумом или лишает человека оных..
Ныне живу по улице Мастангулова (бывшая Титова), рядом со штабом, в сторону «старого аэропорта», так между домами №32/1 и №32/2 находится некий пустырь, на котором когда-то – видимо, в советское время, - произрастали цветы и деревья. Сейчас здесь просто вытоптанная и утрамбованная глина, поскольку здешние мальчишки и с соседних домов, когда стоит тёплая и сухая погода, не взирая на сезон, вовсю гоняют мяч. Конечно, ничего дурного в этом нет. Лучше гонять мяч по двору, чем в подвалах колоть наркотики и распивать горячительные напитки. Против ничего не имею. Но если это продолжается изо дня в день, и пятеро детей кричат, орут и улюлюкают во всё горло, словно под окном дома расположился Республиканский стадион имени Фрунзе, до отказа переполненный болельщиками, то хорошего здесь мало... К тому же, напротив дома №26 недавно была выстроена специализированная спортивная площадка, какие сейчас строятся в столице по требованию президента страны и мэра города, чтобы привить и развить навыки спортивной культуры, спортивное мастерство детей, юношества и прилегающего населения. Но, по странным обстоятельствам, тёплыми вечерами там играют в футбол взрослые парни и мужчины и, вероятно, играют не бесплатно. Детей же, для которых и построено это спортивное чудо, сюда не допускают, потому что они «кричат и орут – мешают отдыхать», по мнению жильцов прилегающего дома. Разве это не сумасшествие?!
Однажды не выдержал и возмущённо спустился с этажа на улицу, на площадку, поскольку игравшая детвора проигнорировала мои вежливые просьбы, чтобы прекратить игру или играть тише. Спустившись, стал говорить о том, что лучше сидеть дома и усиленно заниматься уроками, так как эти занятия серьёзно помогут детям, когда они вырастут, а их труд и знания помогут родному городу, родной стране стать ещё краше и богаче. Лучше заниматься каким-нибудь делом в каком-нибудь кружке – например, авиамодельном или оригами, чему бы сам посильно поучил?! - чем с утра до вечера бестолково гонять мяч. Лучше делать добрые дела и помогать людям, посильно украшать свой дом, двор, город, чем громко кричать под окнами, когда уставшие люди приходят с работы и хотят отдохнуть. Мол, дома так вы не кричите, не сорите, ничего не ломаете – если здесь по весне разбить цветник, высадить деревья, то через неделю назло вытопчут и сломают, чтоб зря не старались... Родители детей выгоняют – именно выгоняют на улицу, - чтобы те не бесились дома. Также находясь во дворе, мирно и подолгу беседуя друг с другом, не замечают, как их дети битый час, пронзительно кричат, бегут вверх по скату полой железной горки, что находится на этом же пустыре, и тяжело топают ногами.
Пишу книги, большей степени о Таджикистане и таджикистанцах, об их дружбе и согласии, о трудовых подвигах и свершениях во имя страны и своего благополучия, и эти книги никому не нужны, кроме БОГА и автора этих строк. Хочу уединиться в творческой тишине, а...
А тут мальчишка из общей массы детворы бросил навстречу на все реплики: «Ещё одна б... пришла нас учить!» Не заплакал в ответ, а просто сказал ему спасибо. Сказал потому, что устами ребёнка глаголет истина, и поэтому в словах этого мальчишки от лица всей общественности страны я, наконец-то, услышал долгожданную такую своеобразную благодарность!
Не набросился на мальчишку с кулаками, не погнался за ним, чтобы надрать уши. Только проглотил «горькую пилюлю детского грубого слова» и спросил: «Этому Вас, молодой человек, учат в школе, чтобы Вы, десятилетний мальчишка, это слово бросали в лицо пятидесятилетнему мужчине, незнакомому человеку?» Также спросил его о том, обращается ли он подобным образом к своей матерью, к своему отцу?
И в заключение хочу сказать, что от рождения и по сей день светло и трепетно отношусь к православной вере, какой оставались верными отцы и деды, какой верен и сам.
Прошу извинить, что высказал наболевшее. И теперь, снова на свой страх и риск, высылаю вам, уважаемые друзья и коллеги, две свои книги – ЧУДЕСА СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА РАМАЗАН и ДОРОГА К СЫНУ. Искренно надеюсь, что вы не отмахнётесь от моей просьбы и, хоть кратко, выскажете своё мнение о прочитанном произведении?!
Андрей Сметанкин,
Душанбе, Таджикистан,
14-18.12. 2015»
Свидетельство о публикации №115121909678
Ваш крик души и письмо очень тронули меня! Я Вас хочу поддержать просто по-дружески , по-человечески! Не отчаивайтесь! Если Вы написали хорошие книги-им , обязательно, придёт ВРЕМЯ! Пусть не сегодня , не завтра, но они обязательно останутся в памяти народной!И Вам - не падать духом , а продолжать стучаться!
Как говорил Господь!:"..Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите , и отворят вам;..."(Гл.7.7.Евангелие от Матфея)
А в Литературную газету я сама недавно хотела написать одно замечание, так у них на сайте написано, что не вступают в переписку...
А, вообще ,время сейчас такое, а может оно всегда такое- доброе надо отстаивать и Господь поможет!
Вам желаю не терять НАДЕЖДЫ и ВЕРЫ! БОГ В ПОМОЩЬ!
С Наступающими праздниками!
С уважением,Мария.
Мария Манжурина 20.12.2015 15:37 Заявить о нарушении
Андрей Сметанкин 13.01.2016 10:34 Заявить о нарушении