Трансцедентальность - чистота Духа
ЗАЛЮБИТЕ - ЗАДАРИТЕ ЗАБУСЬКАЙТЕ ПРОСТО ТАК ВСЕМ СЕРДЦЕМ
СВОЕГО ИЗБРАННОГО БЕЗ МАЛЕЙШЕЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ И ПРЕТЕНЗИЙ
И ВЫ СРАЗУ
ЗЕРКАЛЬНО ПОЛУЧИТЕ МАГНЕТИЗМ В ОТВЕТ!!!
НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ?
= УВЕЛИЧЬТЕ ДОЗУ )))))))
Мы каждый миг свой взор купаем в сердце
Пронзая амальгаму океана сотворения
По искреннему выбору соизволения
Мы расширяемся в благословении
Желая каждому душою отогреться
Почуять ароматов утончение
Развив в себе аспекты духа гения
Чудесным образом до атомов раздеться
И растворить себя волною вдохновения
Почувствовать блаженнейшее детство
Снова купаюсь в извилистой речке
Чувствую сильные руки творца
И потому мне легко и беспечно
И потому плыть могу безконца !!!
Судя по логике мы в бедах проживаем прошлое
Способом кармы повлиять в намерении уважения
Понять простить принять урок преображения
И выбор сделатьв мудром здравие хорошему
Фонтанчик счастья сокровенный здравствуй !
Любвеобилия волшебный дивный праздник !!!
Чудесный гороскоп в нас всех живёт
Идеею по курсу абсолюта постоянно
Сквозь тело эталонное в нирвану
Меркабы призывает самолёт ! )))
Дух через душу с телами общается
Весь мир через эфирность сообщается
Кто чем заполнен тем и угощает
Чаша грааля в сердце мироздание вмещает
По мере освоения осознанно
Мы принимаем с буддой всё что создано
Мы созерцаем радостно скользя
Мы понимаем что льзя и не льзя
Душой ригведу мы творим всевышнему
Чел утверждает
Просят помощь нищие
Куда внимание туда энергия течёт
Смотри в себя или куда влечёт
Соображай что ты божественный кристалл
Бог человека не творил
Бог человеком стал !
Колосс взрастает из зерна малюськи крошки точки микро мира
Колос в хлеб превращает урожаем плодородным регулярно
Сади в грязь будешь князь шикарный !
Благочестиво воспевает хвалу богу лира
Хранителю сопроводителю и покровителю
Чаши грааля в каждом сердце
Горит маяк души - в нём каждый может греться
Ангел мой , хранитель мой !
Храни мою душу, храни мир в сердце !
Враг - сатана, уйди от меня !
Есть у меня богородицын сон,
Николин крёс, христова печать ;
Лягу, запрусь - никого не боюсь )))
Торсунов
https://my.mail.ru/mail/provodnik2012/video/3231/4079.html
===
ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ПСИХОСОМАТИКЕ
Глубочайший раскол, давно укоренившийся в нашей культуре,
как нечто само собой разумеющееся, представляет собой дихотомию
души и тела… Мы являемся здоровым единством, но ...можем абстрагировать множество сторон этой цельности. Абстрагировать, но не
вычитать, не отделять.
Ф. Перлз.
Психосоматика – междисциплинарное научное направление, в котором изучаются психологические, социальные и культурные факторы возникновения телесных заболеваний. В последнее время интенсивно развивается и
смежное с психосоматикой направление, психология здоровья, исследующее
психологические факторы безопасного и рискованного поведения.
Актуальность работ в области психосоматики не нуждается в дополнительных обоснованиях. К этой теме обращались многие известные ученые.
Тем не менее приходится признать, что теоретически непротиворечивые и
эмпирически плодотворные модели, раскрывающие механизм взаимодействия психологических и телесных процессов не разработаны и по сей день.
Подтверждением этому является тот факт, что лечение психосоматических
расстройств все еще не является достаточно эффективным. Они отличаются
хроническим течением и в некоторых случаях длятся десятилетиями. Пока
остаются без ответа вопросы о специфичности и индивидуальной изменчивости в развитии психосоматических заболеваний: почему в результате воздействия психологических факторов у человека возникает именно этот психосоматический синдром («специфичность»), и почему он возникает не у
всех людей, подвергающихся такому воздействию («индивидуальная изменчивость»)?
Проблемы, с которыми психосоматика сталкивается на современном
этапе, обусловлены несколькими причинами: абсолютизацией роли психологических факторов в развитии заболеваний, невозможностью бесконфликтного совмещения психологического и медицинского подходов в исследовании, недостаточным вниманием, которое уделяется феномену телесности в
психологии.
Целостность человеческого существования – понятие гораздо более
сложное, нежели понятие «психосоматическое единство». Последнее является лишь одним из ее компонентов (Ясперс, 1997). Само прилагательное «пси-
4
хосоматический» подразумевает выделение лишь двух аспектов человеческого существования – психологического и телесного. Часто при этом игнорируются культурные и социальные факторы (Sampson, 1998). Многие теории в
психосоматике утверждают, что главными причинами возникновения болезней являются эмоциональные и личностные факторы, чем, возможно, и обусловливается негативное отношение врачей к подобным односторонним концепциям. В современной медицине распространено представление о множественности причин любого заболевания, из которого следует, что психологические факторы должны рассматриваться в ряду всех других, а их значимость
определяться посредством статистических процедур (Исаев, 1991). Положение усугубляется еще и тем, что в некоторых исследованиях не учитывается
сложная природа того или иного заболевания, о чем свидетельствует следующий пример.
Традиционно в психосоматической медицине гипертонию рассматривают как следствие подавленной агрессии. Однако исследование, проведенное в 1971 г., позволило разделить пациентов-гипертоников в соответствии с их психологическими характеристиками на две группы.
В одну вошли испытуемые с повышенным содержанием ренина1
в крови, другую – с нормальным уровнем этого фермента. По показателям подавленной враждебности группа пациентов с
повышенным содержанием ренина отличается как от гипертоников с нормальным уровнем
ренина, так и от здоровых испытуемых. Однако сообщения об исследованиях, в которых делаются попытки связать гипертонию и подавленную враждебность без учета уровня ренина
продолжают публиковаться до сих пор (цит. по: Contrada et al., 1990).
Рассматривая психосоматическое взаимодействие лишь в его патологическом аспекте, мы лишаем себя возможности воспользоваться теориями,
созданными в общей психологии.
При такой постановке вопроса здоровая телесность оказывается оторванной ...от психосоматической феноменологии ...Абсолютизация патогенеза симптома выводит за рамки психосоматической проблемы обширное поле феноменов психической саморегуляции и произвольного контроля телесных и вегетативных функций (Арина, 1993. С. 49).
Психосоматическое взаимодействие можно наблюдать не только в ситуации болезни. Скорее, отделение «Я» от тела переживается как особое состояние (аффект, транс, сон, наркотическое опьянение). «Динамика и пластика телесной организации человека суть характерный для человека способ
существования психического», - пишет Л.И. Анциферова (1982, с. 91).
1
Ренин – фермент, который образуется в почках человека и животных и опосредованным образом участвует
в регуляции артериального давления. Активность ренина служит одним из показателей, необходимых для
диагностики гипертонии.
5
К сожалению, эти идеи не получили должного развития. Укоренившееся в культуре разделение наук о человеке на те, что изучают душу, и те, что
изучают тело, способствовало формированию психологии, изучающей бестелесное существо (и даже безголовое – у него ведь нет черепа, один мозг!), и
медицины, анализирующей бездушное, в некотором смысле мертвое, тело.
Во многих психологических теориях принимается как данность тот факт, что
телесная основа является общей для всех представителей человеческой расы;
но так ли это? Лишь некоторые психологи, и среди них Эрнст Кречмер и
Уильям Шелдон, попытались показать, что наш физический облик неразрывно связан с нашей личностью. Однако они соотносили с психологическими
качествами внешне наблюдаемые телесные особенности, не рассматривая,
как такой облик (вернее жизнь именно в таком обличье) эти психологические
черты формирует. В детстве нас учили, что счастье не в красоте и даже не в
здоровье, а в наличии семьи, друзей, интересной работы. Мало кто задумывается над тем, каково это – жить в определенном, ограниченном болезнью или
увечьем, теле, заводить друзей именно с такой, как у нас внешностью? Как
правило, в психологии подчеркивается потенциальная возможность для человека преодолеть ограничения, связанные с телесностью существования,
подчинить себе тело, а не психосоматическое единство. Такой подход представляет собой научное обоснование аскетических религиозных практик, направленных на смирение плоти ради освобождения души (Turner, 2001).
В последнее время наметилась тенденция к преодолению телесноисключающего психологического дискурса. Среди современных направлений исследования телесности Э. Сэмпсон называет феноменологическое, феминистское и социально-конструктивистское (Sampson, 1998). Другие авторы
указывают на психоанализ и гештальт-психологию (Pollio et al., 1997). Подробнее эти направления будут рассмотрены нами в следующих главах.
Медицина опирается на объективные методы исследования. При конструировании «мира экспериментальной ситуации» в рамках объективного
подхода исследователь обычно опирается на одну из двух противоположных
онтологических позиций. Либо все измерения сводятся к физическим измерениям, либо выбирается один из относительно независимых типов «объективации одних и тех же реальностей»1
: психогенетический, психосоциологический и т.п. (Тищенко, 1993. С. 29). В медицине эти позиции находят выражение либо в попытке максимально точного измерения психологических
факторов, либо в отождествлении психических процессов с процессами в
1
Здесь П.Д. Тищенко опирается на известную работу Ж. Пиаже (1966) «Характер объяснения в психологии
и психофизический параллелизм».
6
нервной системе. Интересно, что при использовании в медицинских исследованиях каких-либо психологических тестов можно наблюдать поразительное
доверие к возможности с их помощью «точно» определить психические факторы, как если бы это были устройства для измерения кровяного давления
или температуры1
. Психологические факторы в объективном подходе неизбежно признаются второстепенными. Они начинают рассматриваться в качестве причины заболевания лишь в том случае, если его не удается объяснить
иначе.
Когда психические и телесные процессы противопоставляются друг
другу, неизбежно встает вопрос о механизме их взаимодействия. Как отмечает П.Д. Тищенко (1993, с. 33-34), если мы хотим получить строго научную (с
точки зрения объективизма) модель такого отношения, то должны психическое и соматическое поместить «в один объективный мир»:
Прежде всего само понятие отношения имеет смысл в контексте объективного метода только
как причинное отношение. ...Любое допущение существования особой «психологической реальности» сразу же делает логически невозможным трактовку отношения между психическим
и соматическим как причинного. Психическое лишь тогда может действовать на соматическое, когда между ними есть нечто общее, сводящее их в одно реальное пространство.
Можно представить себе такую модель совместной работы врача и
психолога, при которой первый изучает биологические факторы, а второй –
параллельно – психологические (что, собственно говоря, и происходит в тех
случаях, когда проводятся междисциплинарные исследования). Однако, как
правило, в итоге имеет место лишь корреляционное соотнесение полученных
данных.
Видимо, главная проблема психосоматики заключается в том, что она
пытается доказать существование явлений, которые на интуитивном уровне
хорошо знакомы каждому из нас, однако зачастую игнорируются медициной
и научной психологией. Философ, отстаивающий превосходство духа над
материей, для доказательства и распространения своих идей обязан быть телесным, как и его аудитория. Гораздо проще убеждать слушателей и читателей, обладая величественной внешностью и сильным голосом. Все религиозные ритуалы, от исповеди до поста, являются телесными практиками. Мы
пришли в мир как телесные существа и именно в таком качестве проживаем
отпущенные нам годы. Человек переживает себя воплощенным в теле во
время любой деятельности. Непрерывные изменения тела, связанные с рож-
1
Более подробно см.: Ю.Г.Фролова. Теоретические и практические проблемы современной психологии здоровья // Психологическая практика: проблемы и перспективы. Мн., 2002. С. 104-141.
7
дением, взрослением, беременностью и родами, болезнями и травмами, старением и умиранием, способствуют непрерывным изменениям «Я».
В психосоматике можно либо решать проблему механизма взаимодействия телесных и душевных процессов (т.е. пытаться, фактически, ответить
на один из основной вопрос философии – о соотношении материального и
идеального в бытии человека), либо вернуться в сферу психологии и обратиться к традиционным для нее сферам интереса. Психологические феномены, связанные с психосоматической проблемой, включают в себя образ тела,
телесное самосознание, ценностные характеристики тела, приемы телесной
саморегуляции и т.п. Второй подход представляется нам более плодотворным, хотя пока и недостаточно разработанным.
Рассмотрим типичные модели исследования, характерные для психосоматики и психологии здоровья.
1. Метод поперечных срезов. В данном случае психические и телесные характеристики измеряются одновременно. Метод привлекателен вследствие малых временных затрат, однако не может обеспечить нас точной информацией о причинно-следственных связях. Влияние психологических факторов на состояние здоровья определяется при помощи статистических процедур. В общем, подобным образом построено большинство исследований в
психологии. Однако необходимо учитывать, что заболевание развивается
обычно в течение длительного времени, оказывая при этом непрерывное
влияние на психику человека. Поэтому представляется совершенно некорректной попытка обсуждения психологических особенностей больного либо
воздействующих на него в период исследования внешних факторов как возможных причин заболевания.
2. Лонгитюдный метод. На начальном этапе исследования измеряются психологические и социальные факторы, воздействующие на испытуемых;
личностные характеристики, состояние здоровья, на основании чего все они
разделяются на определенные группы. Затем ведется наблюдение, обычно
несколькими специалистами. Через определенное время вновь изучается и
сопоставляется состояние здоровья испытуемых, принадлежащих к различным группам. Наиболее известные лонгитюдные исследования в области
психосоматики были посвящены связи поведенческого типа «А» с ишемической болезнью сердца и роли депрессии в возникновении онкологического
заболевания. Они будут подробно рассмотрены в главах 6 и 7. По сравнению
с методом срезов лонгитюдный метод позволяет подтвердить влияние психических процессов на соматические за счет разведения измерений во времени.
Однако применять его весьма сложно. Наблюдая за испытуемыми в течение
долгого времени, приходится отслеживать и контролировать влияние на их
8
здоровье огромного количества факторов. Кроме того, возникновение заболевания, как и связываемые с ним гипотетически личностные особенности
могут быть вызваны действием одной и той же причины.
3. Эксперимент. Являясь общепризнанным в рамках объективного
подхода способом выявления причинно-следственных отношений, метод
эксперимента не позволяет нам в полной мере изучать психосоматические
связи. В том случае, когда он проводится на животных, непонятно, что фиксируется в качестве психологических факторов, и можно ли использовать результаты исследований для объяснения болезней человека. Кроме того, в
экспериментах обычно демонстрируются достаточно кратковременные изменения в телесных процессах, которые не обязательно могут привести к болезни. Широко известны эксперименты, подтверждающие влияние на здоровье состояний стресса и выученной беспомощности (см. главы 4 и 7).
4. Оценка эффективности. В этом случае предполагается, что если та
или иная психологическая интервенция, направленная на решение конкретной проблемы была эффективной (улучшилось состояние здоровья, изменилось поведение), следовательно, данная проблема может рассматриваться как
этиологический фактор. В области психосоматики широко известно исследование Д. Шпигеля с соавторами (Spiegel et al., 1989), посвященное оценке
эффективности терапии пациентов, страдающих раком. Этот метод также используется для выявления факторов безопасного и рискованного поведения
(см. главы 7 и 13). Проблема заключается в том, что следует понимать под
эффективностью воздействия, а также в необходимости постоянно учитывать
влияние побочных факторов на результат вмешательства.
5. Нарративный анализ. Нарратив – это структурированный дискурс
(текст или повествование), в котором в форме истории связываются в определенной последовательности действующие лиц и события (Marks et al.,
2000). В качестве повествования могут быть рассмотрены и устный рассказ, и
написанная история, и определенная цепочка (структура) действий. Важными
особенностями нарратива являются:
- конструируемый и передаваемый при его посредстве личностный
смысл;
- воздействие, которое он оказывает на аудиторию,
- влияние, которое он испытывает со стороны аудитории;
- наличие одной или нескольких сюжетных линий;
- влияние на чувство самоидентичности;
- стратегия действий, которая строится на его основе;
- эстетические характеристики.
9
Нарративный анализ часто применяется для изучения субъективного
смысла болезни, анализа процесса лечения либо преодоления каких-либо
кризисных ситуаций (см.: Kleinman, 1988; Mattingly, 1998).
6. Фокус-группы. Этот метод используется в случае, если необходимо
изучить представления, характерные для какой-либо социальной группы.
Особенно часто он применяется в психологии здоровья, например, при разработке новых программ профилактики заболеваний.
В заключение вводной главы добавим, что, поскольку главной целью
нашего пособия была попытка критического осмысления различных теорий
психосоматических расстройств, отдельным патологическим синдромам, а
также методам их лечения уделяется гораздо меньше внимания. Детальное
описание психосоматических заболеваний представлено в учебнике В. Бройтигама с соавторами «Психосоматическая медицина», а также в монографии
В. Д. Тополянского и М. В. Струковской «Психосоматические расстройства»
(см. список источников в конце книги).
Резюме
Для психосоматики как специфической области знания на современном
этапе ее развития основными являются теоретические проблемы механизма психосоматического взаимодействия, специфичности и индивидуальной
изменчивости, а также проблема разработки эффективного метода лечения психосоматических расстройств. Трудность в их разрешении связана с
попыткой применения методов естественных наук к изучению телесности
человека, которая является не столько биологическим, сколько социальнопсихологическим феноменом. Дальнейшее развитие психосоматики как научного направления в рамках психологии невозможно без изучения здоровой
телесности, однако этому мешает характерный для психологии дискурс,
исключающий тело из сферы ее интересов. Независимо от приемов, которые используются для доказательства «психосоматического взаимодействия», противопоставление психического и соматического как различных аспектов человеческого существования приводит к возникновению трудноразрешимых методологических вопросов.
Свидетельство о публикации №115121901655
Чаши грааля в каждом сердце
Горит маяк души - в нём каждый может греться
Ангел мой , хранитель мой !
Храни мою душу, храни мир в сердце !
Враг - сатана, уйди от меня !
Есть у меня богородицын сон,
Николин крёс, христова печать ;
Лягу, запрусь - никого не боюсь )))
Https://yakutia-daily.ru/nikolin-den-2021-chto-nuzhno-a-chto-kategoricheski-zapreshheno-delat-v-etot-den/
Александр Андрейко 3 22.05.2021 08:55 Заявить о нарушении