Одуванчик
рассказ
Что ни говори, а вторники я не люблю. Не то чтобы день недели, а само слово «вторник». Оно напоминает мне о давнем случае из школьной жизни, когда стала свидетелем чужой беды.
Середина апреля выдалась тёплой, что значительно затрудняло работу. Не только ученики, но и мы, учителя, с нетерпением ждали летних каникул. Учебный год был непростым. В первом полугодии пережили фронтальную проверку районо и ещё не отошли от перенапряжения. В один из таких дней завуч вызвала меня к себе.
- Лариса Анатольевна, выручайте, - сказала она. – Вы знаете, Руднева в больнице, до конца учебного года не выйдет. Часы её уже раскидали. Осталась индивидуалка, Лена Ткач, пятый класс.
Индивидуалкой в школе называют часы, выделенные на детей-инвалидов. Их у нас было пятеро. Четверо посещали учителей по индивидуальному графику вне уроков. Леночку Ткач обучали на дому с первого класса. У девочки был прогрессирующий ДЦП и ещё куча заболеваний.
- Дайте лучше часы, - попросила я.
- Зачем Вам лишние планы, тетради! Свои выпускные надо готовить к экзаменам, а ещё классное руководство. Итак нагрузка будь здоров! А тут раз в неделю по вторникам на полчасика сбегала и баста.
- Полчаса?
- Дольше врачи не рекомендуют.
- А где живёт? Далеко?
- В двух кварталах от школы, - успокоила завуч.
Во вторник, закончив школьные дела, я отправилась по указанному адресу. Удручала мысль, как общаться с больным ребёнком, который не ходит, скорее всего, не общается с ровесниками и оттого одинок? Но белоснежные кроны цветущих персиков и абрикосов отвлекли от печальных раздумий. Природа обновлялась, утверждая главный закон жизни: ничто не исчезает бесследно.
Перед частным домом с зелёной кровлей, куда я должна была войти, росли две ёлочки. Деревянная калитка с резным узором пропела нежную песню, и я оказалась в уютном дворике. Пожилая женщина в байковом халате, повязанная пёстрой косынкой, кормила кур кукурузными зёрнами, приговаривая: «Цып-цып-цып».
- Здравствуйте! Я учитель, Лариса Анатольевна, на замену коллеги.
- Добрый день! Подождите минутку. Я сейчас. Подготовлю Леночку, - ответила хозяйка.
Через несколько минут меня позвали. В большой светлой комнате на кровати обложенная подушками и укрытая одеялом сидела девочка. Тёмные глаза-блюдца, казалось, занимали пол-лица. Меня поразила её худоба и цвет кожи, белой-белой, прозрачной-прозрачной. Из-под нахлобученной шапочки выглядывали реденькие тёмные волосики.
- Здравствуй, Леночка! – бодро сказала я и присела на стул возле кровати.
- Здравствуйте, - ответила она, мельком взглянув на меня.
- Я буду учить тебя русскому языку и литературе. Ты умеешь писать?
- Она пишет и читает, только медленно, - бросилась объяснять бабушка.
- Для начала я дам тебе почитать книжку. Она забавная, и много картинок.
Это был «Старик Хоттабыч» Лагина. Я раскрыла книгу наугад и сразу попала на яркую иллюстрацию, где Хоттабыч пытался «помочь» футболистам. Но Лена захлопнула книгу и стала листать с самого начала. Я не мешала. Я привыкала к обстановке и к моей необычной ученице. Сердце переполняла жалость к ребёнку, лишённому возможности передвигаться. Невольно представила свою дочку, крепенькую, розовощёкую, с пышными волосами. Её тоже звали Леной, но все привыкли к домашнему – Лялька.
- Хочешь, я буду звать тебя Лялей? – старалась я подобрать к девочке ключик.
- Нет. Я Лена, - был ответ.
Знакомство состоялось, и мы перешли к уроку. Было ясно: передо мной человечек с сильным характером.
Ночью не спалось. Закрыв глаза, видела худенькую ручку с вывернутыми в сторону пальчиками, выводящую в тетради слова. Несмотря ни на что, почерк у девочки оказался красивым. С благодарностью подумалось о коллеге, научившей Леночку письму.
«За что? Почему судьба обделила эту кроху здоровьем? – спрашивала себя. – Говорят, грехи родителей падут на головы детей. Это не справедливо. За свои грехи человек должен отвечать сам. За какие грехи мучается этот ребёнок?»
Я стала припоминать собственные грехи. Ведь если это так, то и моей Ляльке за меня отдуваться! Иные поступки было стыдно вспоминать. «Зачеркнуть бы всю жизнь да сначала начать», - пришли на ум слова из песни.
***
И снова вторник. И снова иду в дом с ёлочками под окном. Вдоль обочины в сочной молодой траве желтеют головки первых одуванчиков. Я решила порадовать девочку и стала срывать ломкие длинные стебельки.
Хотя на сердце скребли кошки, перед тем, как войти, я справилась с выражением лица, чтобы не обидеть ребёнка жалостью.
- Здравствуй, Леночка! Гляди, что принесла!
Ручка девочки сжала маленький букетик, личико ожило, она улыбнулась и принялась перебирать цветы. Словно ниточка связала её с огромным бурным незнакомым миром. Теперь каждый раз я что-то приносила Лене: шишку, тюльпанчик, веточку распустившейся сирени.
А по земле шагал май, приближая лето и долгожданный отпуск. Пятиклассники давно уже познакомились с «Муму» Тургенева, а мы с Леночкой только сейчас взялись за это произведение. Читали по очереди. Когда девочка уставала, книгу брала я.
- Понравился рассказ? – спросила я, захлопнув учебник.
- А щенку не было больно? – ответила она вопросом на вопрос.
Я растерялась, не зная, что сказать.
- Это ничего, если больно. Надо потерпеть, зато потом будет не больно, - сказала она, глядя перед собой.
Мне стало жутко. Маленький человечек думал о смерти как об избавлении от страданий. Захотелось отвлечь ребёнка от грустных мыслей.
- Смотри, - я оторвала от веточки сирени одну звёздочку, - у этого цветка пять лепестков. В детстве мы с подружками искали именно такой, пятилистник. Если его съесть, исполнится желание. Хочешь – загадай.
Я протянула Лене цветочек. Она задержала его в тонких пальчиках, посмотрела долгим взглядом и проглотила.
- Вот и славно. Теперь дело пойдёт на поправку.
В глазах девочки промелькнул огонёк.
- Мама и папа на работе? – спросила я.
- Да. Я всегда с бабушкой, - сказала Лена и прикрыла глаза. Было ясно: она устала.
Я вернулась в школу заполнить журналы. В учительской тишина. Лишь за столом у окна что-то писала математичка.
- Не могу видеть, как мучается ребёнок, - поделилась я. – Среди занятия, бывает, закатывает глазки и зовёт: «Ба!» Бабушка тащит обезболивающее. Говорю: «Может, не приходить?» Так бабулька руками замахала: «Что Вы! Она Вас так ждёт! Предполагает, что ей принесёте».
- Нельзя. У нас всеобуч, - сказала математичка. – А если подумать, мы ей как свет в окошке. Кого она видит? Жалко девчонку. Способная. Примеры решает, задачи.
- И пишет красивее иных наших лоботрясов, - согласилась я.
Мелькали недели, а я пересчитывала оставшиеся вторники.
***
- Видишь, какое чудо я принесла, - в руке у меня белел пушистый шарик одуванчика. – Смотри, что сейчас будет.
Я дунула на цветок, и в ту же секунду мелкие парашютики разлетелись в разные стороны.
- Как летят! Упадут на землю и дадут новую жизнь.
Но глаза девочки смотрели на стебель с облысевшей головой. Она вдруг стала хватать ртом воздух, сползла на бок, глаза расширились, вылезая из орбит.
- Мария Васильевна! Леночке плохо! – заорала я.
Бабушка тут же выросла на пороге, схватила с тумбочки аэрозоль, всунула в рот сомлевшей внучке и несколько раз нажала на колпачок. Я, не отрываясь, наблюдала за её уверенными действиями.
Постепенно Леночка пришла в себя. Личико оживилось. Видимо, приступ забрал много сил, она прикрыла глаза и задремала.
- Не приходите к нам больше. Не надо, - сказала Мария Васильевна, не глядя на меня, и поспешила на кухню.
- До свидания, Леночка, - шепнула я, склонившись над девочкой.
Я чувствовала: больше никогда не увижу эту девочку.
***
Леночки не стало в середине июля. Об этом я узнала, вернувшись из отпуска в конце августа, и очень расстроилась. Школьная жизнь закружила, завертела. Побежали годы.
Назначение завучем по воспитательной работе и обрадовало (доверили!), и испугало: вдруг не справлюсь. С головой ушла в подготовку праздника Первого звонка и озадачила учителей первых классов:
- Подберите среди первоклашек девочку, маленькую и хорошенькую. Будет давать звонок.
- У меня есть такая, - сказала одна из них. – Мордашка – просто загляденье!
- Очень хорошо. Напишите на листочке имя и фамилию, и пусть родители приведут её на репетицию.
Назавтра ко мне подошла симпатичная женщина, за руку она держала девочку.
- Добрый день, Лариса Анатольевна! Мы на репетицию, - сказала она.
Я достала из рабочего блокнота листок и прочитала:
- Алёна Ткач.
На меня глядели огромные тёмные глаза-блюдца.
- Ткач? – переспросила я.
- Да, Лариса Анатольевна. Это сестричка Леночки. Мы выросли и идём в нашу родную школу, - говорила она, поправляя на дочке бантик.
- Очень рада за Вас, - промямлила я.
После репетиции, уже уходя, женщина шепнула дочке:
- Подожди меня у крыльца.
Она подошла ко мне.
- Знаете, Лариса Анатольевна, что сказала Леночка перед смертью?
Я ощутила, как задрожали ноги.
- Мамочка, я полечу, как парашютик одуванчика. Полечу далеко-далеко…
Праздник подходил к концу.
- Право дать Первый звонок предоставляется… - объявила ведущая, и Алёнка Ткач с огромными белыми бантами поплыла на плече выпускника над присутствующими, оглашая громким звонком начало учебного года. На мгновение показалось, это Леночка держит звонок. «Я полечу, как парашютик одуванчика. Полечу далеко-далеко», - доносился её далёкий голос.
Торжество закончилось, и площадка опустела, но я не уходила. У ограды в траве одиноко выглядывала белая шапка одуванчика. Осторожно сорвав его, я сильно дунула.
- Летите, милые, летите далеко-далеко! Сейте новую жизнь! 15.12.2015
Свидетельство о публикации №115121602784
С уважением,Ольга
Ольга Анциферова 16.12.2015 18:40 Заявить о нарушении
Тамара Авраменко 16.12.2015 18:49 Заявить о нарушении
Николай Горячев 16.11.2021 16:57 Заявить о нарушении