Схиигумен Савва. Слёзы покаяния. Сердце
Господь говорит: " Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
Прп. Макарий Великий пишет: " Сердце правит всем организмом, и когда благодать займёт все отделения сердца, то господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и помыслы душевные".
Если Господь посещает человека, то опять-таки сердце является Его вместилищем.
Прп. Ефрем Сириянин:
" Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нём, Сокровенный от огнезрачных ангелов обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе."
Поэтому прп.Нил Синайский сказал: "Сердце каждого из нас есть домашняя церковь."
Итак, физическое сердце человека, точнее нервный узел сердца, является тем местом, где душа человека таинственно соприкасается с его телом. Так произошло понятие о"душевном сердце" как центре всех внешних психических проявлений души.
И только сердце характеризует состояние души человека, определяет его ценность, его духовную высоту или его низкое состояние.
Господь говорит: " Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления."
К чему привязано сердце человека и к чему влечёт его пожелание, то и бывает для него Богом.
"Разум (ум) - слуга сердца", - говорит мудрый пастырь Иоанн Синайский.
Один философ говорит: "Разум играет лишь роль регулятора, диспетчера". Таким образом, не ум, а сердце является истинным господином в человеке.
Чистое сердце есть сосуд Духа Святого - это божество на земле, это свет, счастье и радость для окружающих его, хотя бы с этим сердцем сочеталось образование простолюдина.
Чувство очищенного сердца есть более верный показатель истины, чем заключение ума. Так, Лука и Клеопа, шедшие в Еммаус,не могли умом распознать Христа, но сердце их не обмануло и горело во время встречи с Господом.
Чувство милосердия, любовь к правде, нищета духа, кротость сердца - всё это переносится за гроб бессмертной душой для вечности. Это тот "елей мудрых дев", которого не хватило их нерадивым подругам.
Гнездящиеся в сердце земные страсти и пристрастия - это тот "пассив", который не даёт возможности приобщиться святости.
"Не войдёт в него
( Царство Небесное) ничто нечистое."
Достижения же ума здесь безразличны. Двери Царства Небесного широко раскроются перед простецом с чистым сердцем, но они могут оказаться плотно закрытыми для учёного с мировым именем.
При чистоте сердца может получить развитие благодатный разум веры. Ум, по мере очищения от страстей, становится более сильным в борьбе с помыслами и более устойчивым в молитве и богомыслии. Сердце же, освобождаясь от страстей, всё духовное начинает видеть чище, яснее до убедительной ощутимости.
Итак, сердце является истинным господином души, и его значение для вечной жизни несравненно выше значения ума. Лишь в сердце зарождается и живёт любовь Христова.
" Знание надмевает, а любовь назидает";
"кто любит Бога, тому дано знание от Него"
(1 Кор. 8, 1-3).
Свидетельство о публикации №115121501029