Лондон. Pleas do not climb
Время приближалось к полуночи, моросил мелкий дождик, но мы продолжали внеплановую прогулку по лондонскому Сити, стараясь не отставать от нашего замечательного гида Анечки Горен.
Группа спустилась по ступеням рядом с расцвеченным огнями зданием Ллойда. Я немного задержался около него, фотографируя необычные фасады.
Когда вслед за товарищами спустился по выложенным в виде амфитеатра ступеням, увидел не совсем обычную скульптурную композицию.
На небольшой площади была установлена горизонтальная плита, как мне показалось из-за дождя, сделанная из белого мрамора.
На этой плите как на циферблате были прикреплены, словно часовые штрихи, двенадцать пар обуви. Мужские и женские ботинки и туфли, старые и новые, зимние и летние, модные и не очень…
Связывающие обувь шнурки дополняли очертания циферблата, в то же время образуя некую черту.
Под плитой была надпись: "Pleas do not climb" – "Пожалуйста, не карабкаться (или, "не влезать"). И всё, больше никаких табличек. Ни названия, ни имени автора.
Конечно, не мог не сфотографировать эту композицию хотя бы для того, чтобы потом выяснить, что она должна символизировать.
Вот эта фотография в правом верхнем углу моего коллажа.
Первое, что пришло мне в голову – эти связанные между собой башмаки продолжают тему знаменитого мемориала в память евреев, расстрелянных венгерскими пособниками нацистов на набережной Дуная в Будапеште.
Снимки фрагментов этого мемориала я поместил слева от лондонской композиции.
Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, там строили в шеренги приказывали снять обувь.
После этого их заставляли перейти на баржи и увозили в неизвестном направлении.
Если барж не хватало, расстреливали прямо на этом пештском берегу…
Оставленную жертвами на набережной обувь отправляли на продажу или использовали сами палачи.
Поэтому Будапештский мемориал - это отлитые из чугуна 60 пар мужской, женской и детской обуви — стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды.
Количество расстрелянных исчислялось тысячами…
Для экономии патронов палачи связывали группы евреев между собой и стреляли только в первого — падая, он увлекал за собой в дунайские волны остальных…
Вот я и подумал, что именно это хотел выразить неизвестный мне тогда скульптор.
Пока я фотографировал эту плиту и пытался найти надпись, Анна с группой ушли довольно далеко, поэтому спросить у неё тогда не получилось.
Только недавно, после тщетных попыток найти что-то об этой лондонской экспозиции, я попросил помощь у всезнающей Анны.
Очень скоро Анна сообщила, что автор работы – скульптор Сигалит Ландау, и что названием скульптурной композиции служит цитата из Аристотеля: "O my friends, there are no friends" ("О, друзья мои! Нет на свете друзей!").
Из письма Анны, а потом и из интернета узнал, что 12 пар обуви выполнены из бронзы и связаны между собой настоящими, не бронзовыми шнурками. То есть, по замыслу скульптора, все эти туфли и ботинки выстроились в круг, протянув друг другу свои веревочные руки.
Впервые эта скульптурная композиция была выставлена в израильском павильоне во время венецианского бьеннале 2011.
Автор композиции, скульптор Сигалит Ландау, говорит, что эта работа славит будущее общество, которое сумеет оставить в истории лучший след, чем мы сегодняшние. Она верит, что у людей будущего будет больше солидарности, щедрости и воображения. Шнурки, говорит она, как вены, которые связывают этих людей в единый организм …
Вот такие неожиданные детали.
В интернете нашёл много материалов о Сигалит Ландау, весьма, как оказалось, эпатажной даме.
Если кто-то из читателей заинтересуется ею и её работами, учтите, смотреть её сайты следует в отсутствие у экрана детей!
Прочитал и её слова о том, что когда она готовила свою композицию, ничего о Будапештском мемориале не знала…
О её незнании свидетельствует и фото с её сайта, на котором мы видим "процесс" возникновения сюжета - маленькую девочку, связывающую шнурки туфель сидящим за столом людям.
Сигалит Ландау говорит, что своей работой она славит будущее…
Но, по-моему, прежде, чем рассуждать о будущем, не мешало бы изучить хотя бы недалёкую историю.
Поэтому самой Сигалит очень подходит надпись, сделанная под её творением: "Pleas do not climb" – "Не влезать!"
Справка из Википедии: Массовые расстрелы евреев в Будапеште производились членами венгерской нацистской партии «Скрещённые стрелы» в конце Второй мировой войны, в 1944 — начале 1945 годов. Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50—60 человек и стреляя только в первого — падая, он тянул за собой остальных[1][2][3].
Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд[2][4].
Количество расстрелянных счислялось тысячами. Точные цифры неизвестны — тела унесла вода[3].
Будапештское гетто было освобождено советскими войсками 18 января 1945 года[4].
Идея мемориала на набережной Дуная принадлежала режиссёру Кену Тогаю и была воплощена венгерским скульптором Дьюлой Пауэром[2]
Памятник установлен на пештском берегу Дуная, недалеко от здания венгерского парламента. Открытие состоялось 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне[3].
К памятнику приносят цветы, на набережной оставляют зажжённые лампадки[3]
В 2013 году газета «Аргументы и факты» включила будапештский мемориал в число 18-ти «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке[3][6], так же характеризуют его и другие источники[7]
Свидетельство о публикации №115121308161