Влияние техницизма коммуникации на социокультурное

Человек проходит все стадии самопознания, чтобы соответствовать условно настоящему времени. «Человек ускоренный» (лат. – homo acceleratus, homo incitatus) или иначе – «человек ускоряющийся» (лат. – homo accelerato) – это символ современного мира.
Развитие научно–технического прогресса является потребностью развития самого индивида. Взаимосвязь «человек – техника» движет спираль развития: «Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков» .
Скорость восприятия культурного времени, усвоения и принятия новых правил, позволяет выйти на более высокий уровень и социального, и индивидуального развития. «Социологи считают, что интеллектуальные и технические инновации – это ответ на запросы общества» . Например, веянием времени стало введение в качестве эксперимента уже с декабря 2013 года в Москве оснащения некоторых остановок городского транспорта вай–фай, а также запуск ночных маршрутов городского транспорта. То есть высокая скорость коммуникации в виртуальности и передвижения в реальном пространстве, во-первых, осознаются как каждодневная необходимость для каждого; а во-вторых, уравниваются в значимости друг с другом.
Индивид является микро-отражением макро-мира. Следовательно, все характеристики современной культуры являются свойствами самого индивида. У. Эко, описывая современную ситуацию, пишет: «Согласно книге Маршалла Маклюэна "Галактика Гутенберга" (1962), после изобретения печати преобладал линейный способ мышления, но с конца 60-х ему на смену пришло более глобальное восприятие – гиперцепция – через образы телевидения и другие электронные средства. И если не Маклюэн, то его читатели как бы тыкали пальцем в Манхэттенскую дискотеку, потом в печатную книгу со словами: "Это убьет то". Средства массовой информации довольно скоро установили, что наша цивилизация становится image-oriented, ориентированной на зрительный образ…» . Далее итальянский философ оспаривает прямую зависимость деградации личности от скорости технических нововведений в его жизнь. Наоборот, убедительно показывает, что визуализация восприятия делает более интенсивным и восприятие слова.
Восприятие себя как одинокого существа среди одиноких, все больше отторгающих человеческое общение и замещающее его виртуальным, является органической встраиваемостью «человека ускоренного» в современный мир. «Человек ускоренный» становится синонимом «человека одинокого». Сегодня все более престижным становится приобретать роботов – помощников по дому, интерактивные игрушки для детей. Это является как символом успешности, так и возможностью дистанцирования от других индивидов. Адаптируя под себя роботов, индивид стремится избежать эмоциональной включенности в мир других индивидов. Например, причинами приобретения системы «Умный дом» очень часто является нежелания присутствия другого человека – прислуги (которая, кстати, обходится дешевле системы, но наш современник готов платить за одиночество). В современном мире «…виртуальная реальность не симулирует, а замещает актуальную, становится более убедительной» , что приводит к сужению круга человеческого общения.
Индивид расширяет границы своего виртуального общения, ища безопасного и более простого (знакового) подтверждения своего присутствия в мире, что он «есть», подтверждения, что он «существует». Мобильность в реагировании на научно–технический прогресс влечет встраивание индивида во вновь формирующиеся обстоятельства. П. Вирильо обращает внимание на этот факт: «Увеличивающиеся скорости перемещения и коммуникации, развиваемые современными технологиями, ведут к потере непосредственного присутствия и к ослаблению опыта воплощенности. Способ пересекать мир на высокой скорости, будь то скоростной транспорт или телекоммуникации, приводит к мироотрицанию» . Индивид стремится внутренне обогнать себя внешнего, свою человеческую оболочку, вместить больше событий в свою человеческую жизнь. Занятия экстремальными видами спорта (альпинизм, мотогонки, дельтапланеризм, парашютный спорт и т.д.) позволяют окрасить «серые будни» в яркие краски эмоций, того, от чего в повседневной жизни индивид убегает.
Адаптация к ускоряющейся реальности является парадоксальной основой стремления к обособленности индивида, одиночеству. Одиночество, вместе с тем, конфликтует со стремлением к выживанию индивида. Так характеризует человека социолог А. В. Здравомыслов: «Человек не может жить в одиночку… С самого начала обстоятельства жизни человека складываются таким образом, что он как бы обречен на сотрудничество с другими людьми. Более того, человек как личность развивается через это сотрудничество, благодаря тому, что он усваивает навыки совместной деятельности в своем сообществе» . Потребность в общении «человек ускоренный», «человек одинокий» реализует через технические средства. Так, Хьюберт Дрейфус описывает ситуацию: «Благодаря развитию новых технологий коммуникации люди могут поддерживать связь со всем миром, заниматься научными исследованиями, делать покупки и развлекаться, не выходя из своей комнаты» .
Каждое время выбирает свои символы и бесполезно сетовать, что «трава была зеленее раньше». Изменение форм общения через экран стало объективной реальностью культурного времени, дающее возможность быстрого получения информации, а также, реагирования на нее. А. Н. Сидоров в своей работе пишет: «Вирильо утверждает, что технологии скорости приводят к упадку живого пространства и телесного опыта и кризису репрезентации реальности».  Индивид стремится скрыть свою уязвимость угрозы своему телесному существованию в реальном времени, и через технические инструменты иметь возможность «ускользнуть», то есть «нажать на клавишу» и перейти на «другую волну». Например, экранное общение внутри социальных сетей привлекательно еще и тем, что у коммуниканта существует возможность в любую секунду «выйти» из сети, уйти в «off-line» или вообще закрыть аккаунт .
Новые модели техники позволяют постоянно находиться в пределах досягаемости для общения. Расхожая фраза «на связи» характеризует постоянную включенность индивида в дистанционное общение.
Об этом пишет и исследователь И. А. Филина: ««Экранная» культура создается и совершенствуется на основе аудиовизуальной техники и соединении компьютера с новейшими способами связи. Производство, сохранение, передача и использование информации происходит на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям во всех отраслях и сферах современного общества» .
Возникновение новых условий ускоренного восприятия и реагирования на изменения реальности, приводит, как утверждает Поль Вирильо, к тому, «что телетопология ведет к отделению того, что воспринимается в визуальном поле, от нашей способности дотронуться и иметь дело с увиденным» .
В увеличивающихся скоростях культурного времени и научно–технического прогресса индивид, через адаптацию к виртуализации общества, из «человека ускоряющегося» трансформируется в «человека ускользающего» (лат. – homo fugacior). Поль Вирильо в работе «Тело, скорость и современное искусство» утверждает: «Сегодня, на пороге автоматизации восприятия, распространения искусственного зрения – возложения задачи анализа объективной реальности на плечи машины – необходимо вернуться к вопросу о природе виртуального образа, изображения без основы, не сохраняющегося нигде, за исключением ментальной или инструментальной зрительной памяти. В самом деле, говоря об эволюции аудиовизуальных средств, мы не можем не затронуть одновременно тему эволюции виртуальной образности и ее влияния на поведение, не можем не констатировать индустриализацию видения, возникновение целого рынка синтетического восприятия, которое поднимает комплекс вопросов этического свойства – не только вопросы о контроле и наблюдении вкупе с предполагаемой ими манией преследования, но прежде всего философский вопрос о раздвоении точки зрения, о разделении задач по восприятию окружающего мира между живым, одушевленным субъектом, и неодушевленным объектом, машиной зрения» .
Человек в процессе ускорения научно-технического прогресса сам стал заложником этого ускорения. При создании все более совершенных машин, замещающих присутствие человека, появилась проблема конкуренции с машиной за быстроту восприятия и реагирования на реальность и виртуальность.
Индивид ищет инструменты преимущества перед другими людьми для достижения успеха, что подтверждает Т. Гоббс: «из равенства надежд на достижение целей возникает взаимное недоверие, которое является непосредственной причиной обозначенного естественного состояния, т.е. войны всех против всех» . Чтобы быть быстрее, сильнее, образованнее, необходимо хорошее самочувствие. Как следствие, появление на рынке новых продуктов питания, повышающих и удлиняющих время активности в течение суток и сокращающих время для отдыха (энергетические напитки, пищевые добавки и т.д.) Косметическая индустрия разрабатывает все более новые и совершенные способы внешнего омоложения и усовершенствования внешности индивида. «Действительно, тело не сомневается, не трансцендирует (за исключением известных инициаций), не «уходит в себя», тело фактично-зримая явленность «Я» в мире, постоянная константа присутствия вне условий сложных ментальных состояний. Тело «заставляет» присутствовать «Я» в мире даже в состоянии глубокой интроверсии; в ситуации глухой полночи экзистенции именно тело становится единицей самоидентификации» . Поэтому успешные и активные (читай «ускоренные») индивиды уделяют особое внимание состоянию своего тела, своего здоровья.
Автоматизация быта человека (микроволновые печи, автоматизированные стиральные, посудомоечные машины, мультиварки и т.д.) высвобождают время (энергию), которое индивид использует для получения образования, общения, работы. «Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека» . Человек стремится расширить границы своего воздействия на современный мир для достижения успеха в процессе движения к своей цели.
Мегаполисы притягивают стремящихся к социальному росту индивидов. «К 2030 году в городах будет жить более половины мирового населения» . Люди пребывают в постоянном движении, в дороге. «Некоторые города не могут расширяться в силу своего географического положения. В результате рост их населения ведет к увеличению этажности застройки или превращению промышленных зон в жилые районы. Однако, многие города расползаются, захватывая окружающую территорию, которая постепенно урбанизируется, становится сначала спальной, а затем все более деловой пригородной зоной» . Угроза личному пространству индивида, а также стремление «успеть состояться в жизни», породили в городах рост кардиологических заболеваний (индивид боится «не успеть» за ритмом города). Города, «…предоставляя людям возможность получить образование, работу, лучшее медицинское обслуживание и социальное обеспечение, … остаются центрами научно-технического и культурного прогресса» . Индивид стремится к научно-техническим достижениям, которые делают его быт проще, при этом компенсирует реальное человеческое общение – экранным.
«Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники» . Индивид, ускоряясь, вступает в соревнование за успех не только с другими индивидами, но теперь и с машинами. Например, «С недавних пор на американском сайте Forbes стали появляться статьи, автором к которым указан Narrative Science (дословно «рассказывающая наука»). Это технология, которая позволяет создать связный текст без участия человека, причем, если раньше роботы-журналисты работали только с мертвой статистикой и писали о результатах спортивных матчей или финансовых прогнозах, то теперь они могут составлять и околополитические тексты. Западные авторы, которым теперь приходится рассматривать роботов как своих конкурентов, активно обсуждают, какие плюсы и минусы приносит в журналистику эта технология» . Стремление индивида к обособленному существованию от других индивидов, ускользание от реального социума, создает спорную иллюзию безопасности машин и плавно ставит вопрос о «человеке-киборге», использующим все преимущества человека и машины и не нуждающегося в реальном общении с другими индивидами.
Характеристика социокультурного контекста изменения значимости скорости описан исследователем И. А. Филиной: «За последние 100 лет человечество многократно увеличило: 1) скорости передвижении людей, перемещения товаров, денег, услуг; 2) скорости общения; 3) скорости получения информации, результатов, прогнозов; 4) скорости обучения и многие другие «скорости жизни» .
Современные технические возможности позволяют человеку дистанционно получать информацию, развлечения, общение с другими индивидами, насыщаться эмоциями, используя максимальное время бодрствования. Синтезирование ускорения культурного времени и научно – технического прогресса стало объективной необходимостью успешной реализации индивидом своих стремлений в течение человеческой жизни.


Рецензии