Вывесить на завтра

В советском обществе не было общественного мнения (ОМ). Это факт настолько общеизвестный (а советским людям и знакомый), что его и повторять уже как-то неловко. Подлинное общественное мнение, то есть выражение разделяемого большинством нравственного стандарта, в Советском Союзе отсутствовало. И даже пусть не оппозиционное, а просто мало-мальски независимое мнение части советского общества воспринималось официозом как "покушение на основы". В чести было "собственное мнение" типа "Как мать и как женщина" (А. Галич), в его немногочисленных изводах и вариациях.

Я не буду сейчас и здесь разбирать исторические причины такого положения вещей. Здесь и сейчас важно отметить, что отсутствие общественного мнения, равно как и общественных институтов выражения и поддержки такого мнения - с одной стороны, и традиция репрессирования форм проявления независимого ОМ, а) через специфические властные институты, б) через официальное ОМ: "Свободу Анджеле Дэвис" тире "Позор Солженицыну-отщепенцу" (тотальная власть) - с другой, в российских условиях всегда приводили к тотальному бунту. Что же прикажете ещё делать улице безъязыкой - понятно, сарынь на кичку... и всё...

Как были усвоены исторические уроки? Кто пришёл на смену женщине и матери? Следует с прискорбием констатировать, что на смену ей (им) пришёл интегрированный индивид. Что это за птица такая? А это всё она (они), но только на более высоком технологическом витке. Интегрированный индивид (ИИ) получает собственное мнение в готовом виде. Это мнение другого такого же ИИ, который благодаря всеобщей и повальной умственной активности в космосе и уже практически завершённому "уходу стариков из зала" (М. Жванецкий) не дифференцируется, а осознаётся как другой, но не онтологически другой, а лишь ситуационно и репрезентативно другой. Жменя ИИ разбрасывают над виртуальной пустыней скудное и неплодородное зерно искажённого невежеством, амбициями и самомнением "знания". О, вей мир.

Первым и главным отличием такого псевдомнения будет его внешняя законченность и безальтернативность, что проявляется даже и в формулировках: "Отнять и поделить" тире "Ввести войска иностранных государств". А между тем, подлинное мнение всегда со-мнение, оно не просто допускает существование иных мнений - оно их приветствует. "Альтернативой всеобщему и окончательному является не другое всеобщее и окончательное, а незавершённое" (Э. Дамман). Этого-то незавершённого и боятся больше всего сеятели: оно вырывает почву из-под ног и возвращает в процесс почвообразования, а это и долго, и муторно... Другие цели, другие задачи. Какие же?

Возрождение идеологических тупиков недавнего прошлого. Идеология по природе своей инструментальна, она не ставит задачи осмыслить, она не способна заменить теорию. Даже самая благая идеология есть всё равно улица с односторонним движением и заведёт в тупик. Не ставится задача осмысления тупиков, дана команда подновить вывески.

Вывески подновляют под средний господствующий уровень массового сознания (МС), а надо признать, что это очень средний уровень. Даже более средний, чем уровень МС в советском обществе. В советском обществе всё-таки знали - что бывает перед "что" и "который", и гражданин был объектом конформизма, а теперь он субъект конформизма и под чёрной полумаской интонационной пунктуации насилует синтаксис в извращённой донельзя форме. Поэтому спущенные сверху подновлённые вывески будут читаться (уже читаются) с огромным количеством серьёзных ошибок.

Впрочем, с уходом стариков не только из зала, но и с экрана эти ошибки уже совсем скоро будут мало кого волновать.


13 декабря 2015 г.


Рецензии