История одной фигуры
Бом-бом-бам-бам!
Неподвластные скорбям,
крепко сжавши кулаки,
в два ряда стоят полки.
Впереди черны гробы -
многоточия судьбы.
Бам-бам-бом-бом!
Не робейте пред гробом!
Время пущено, пора.
Взмах флажка - пошла игра!
Ход первый
В битве время всё решает
и всему назначит цену,
оборотом завершая
постановку каждой сцены.
Вот вам первая картина:
всё пока предельно просто -
выбираю из дружины
я того, кто ниже ростом.
- Как зовёшься?
- Пешка - Жижка,
волей судеб - новобранец.
- Да...
/ Сопляк. Совсем мальчишка.
Не по росту латы, ранец /
Эх, солдат, иди и бейся.
Ноты нашей песни-жизни
выбьют на плите из гнейса*
на печальной пьяной тризне.
Шесть шагов тебе до славы -
путь ценой в десяток школ.
Главный враг тебе - лукавый...
Там научат.
Всё.
Пошёл!
Ход второй.
- Пошёл, пошёл... Куда идти-то?
Легко отправить деловито...
Ох, эти мне учителя!
Сплошь Труляля да Траляля.
И говорят, и говорят...
Хоть плачь, а слушай всё подряд.
Бывает, что наставник врёт,
но, только ты откроешь рот,
наложат на уста стежки,
и ну, начнут читать стишки.
Науке этой нет конца...
Мне хватит курсов для бойца -
по ним экзамен мною сдан.
Ну что, вперёд? Во вражий стан?!
Ход третий. Ловушка
Здесь, на чужой земле, за линией излома
Всё так же, как у нас, где дом мой... Милый дом.
И так же добрый лес мурлычет ветру злому.
Но отчего-же в горле горький чёрный ком?
Ну, вот и первый враг. Степенно и враскачку,
поскрипывая весь, как парусный корабль,
большой ползёт паук. Грохочут лапы-мачты.
Ну кто я рядом с ним? Песчинка. Мизерабль.
Но
этот
супостат
совершенно
не похож на вояку...
Ни крестов, ни звёзд, ни свастик;
На носу - дугой - пенсне,
и улыбка вместо пасти;
Голос мог бы быть страшней:
"Милый мальчик, дай мне шпагу.
Бесполезен сей предмет.
Здесь не сделаешь ни шага
без банкнот и без монет.
Милый мальчик, дай мне шпагу.
Знай - набитая мошна
выше силы и отваги,
дерзновенна и мощна.
Грузный золотом деляга
стоит честных десяти...
А сражаться этой шпагой -
будто спицами грести.
Дай мне шпагу, а за это
ты получишь золотой.
Путь к победе / по секрету /
с ним до чёртиков простой.
Твой, дружок, апофеоз
за столом, где мечут штосс.*
Следуй указаньям стойко -
ставь на карту всё, горой.
Первый кон поставь на тройку.
На семерку - кон второй.
Третий выставь на туза...
Но запомни, егоза -
деньги мне вернёшь с лихвой.
Нет - ответишь головой!"
Ха! А тут не так уж страшно.
И враги-то - не враги!
Точно в срок отдай долги -
и не надо рукопашной.
Всех поможет обобрать
препростейшая игра.
Влево - соник, вправо - лоб*
Прямо - куш, что тот сугроб.
Немудреный лабиринт...
Шпагу надо? На, бери!
...
...
...
Горько, тошно и противно.
Всё исполнилось.
Почти.
Дважды случай был учтив,
ставя в стаю воротил, но
надорвался диссонансом
заключительный аккорд -
не тузом, а чёрной дамой,
ухмыляющейся дамой,
долговой бездонной ямой
выпал мне мой третий ход.
Ход четвёртый. Цугцванг
Сказки о счастье - враньё.
Даже фортуна - товар контрабандный...
В чёрных мундирах за мной вороньё
чинно кружит сарабанду.*
В жилах - кисель ледяной.
Мне не тикать ни тайком, ни нахрапом -
мерзкий, кадящий зловонной слюной,
прёт на меня восьмилапый.
Паук не прокусит латы.
Что толку металл терзать?
И жадный мизгирь
от жажды расплаты
мои
выпивает
глаза...
Я слеп, безоружен, обманут.
Я глуп, если чтил корысть.
Я глух, если клич пропустил барабана:
"Пришёл на войну - дерись!"
Плевать,
что шпага потеряна,
что ближе ряды гробов...
В ряды вставайте -
кто хочет проверить
моих
остроту
зубов!
Ход пятый. Вслепую
Ни души. Личинкой шелкопряда
я - в нигде. Ни пойман, ни спасён.
Время нитью скручено в преграду
и виток последний сделан. Всё.
Убежать бы прытью Ахиллеса...
Вспоминаю: бег продляет жизнь.
Время - порождение процесса,
так что - хочешь жить - давай, кружись!
Вспоминаю: в том недавнем мире
каждый был движеньем наделён,
миллиметры склеивая в мили,
чтоб моменты склеились в эон.
Вспоминаю: всё стремилось кверху.
Полируя вечную лазурь,
всё росло. Ведь света над застрехой
на порядок больше, чем внизу.
Вспоминаю: был порядок строгий.
Был закон и стражник был при нём.
Тот порядок у любой дороги
в глыбе и песчинке сохранён.
Вспоминаю: каждая песчинка
это часть большого. Только часть...
Разве может бабочки личинка
не познав полёта вверх, упасть?
... и, сбиваясь в ритме и размере,
шепчут губы первые псалмы
и молитвы...
Верю, Боже! Верю.
Дай же света, Господи! Взаймы...
Ход шестой. Превращение
Вижу. Ни бликов, ни слёз из увечных орбит.
Вижу. Единственный крест окольцован нулями.
Вижу. Бескрылые голуби кружатся в яме.
Вижу. Внимаю...
Внимание,
выход,
кульбит!
Страшный слепец, я играю финальную роль,
перелицован, свободен и де-ся-ти-жи-лен.
И предо мною соперники латы сложили.
И лебезит и дрожит, обезумев, король.
Бой завершаю.
"Поверженным - жизнь даровать!
Ваше величество, хватит трястись. Заходите.
Выпейте крепкого чаю. Шатёр мой найдёте
там, где при входе паучья висит голова.
Знаете что? Как закроется мой балаган,
Вы обтяните моей задубевшею кожей
славный мой, старый, пробитый в боях барабан.
Сделайте это, чтоб доблестью волчьей, бульдожьей
бесов пугать и гонять, как в церквях звонари.
Нечисть, и ту, что пред нами, и ту, что внутри."
***
Это всё.
Быстрый эндшпиль.
Конец.
Старый воин стоит у обрыва.
Сыплет ноты скворец говорливый,
благозвучия гений, скворец.
Все бойцы, умерев, до поры
упокоились в тёмных гробницах.
И слезятся пустые глазницы -
два провала, две чёрных дыры.
Остаётся нетрепетный труд:
молчаливые воспоминания,
размышления о мироздании...
"... Я подумал: учёные врут,
что разгаданы таинства мира.
Кто придумал про чёрные дыры?
Изобрёл их глупец
или плут.
Дальше края доски нет пути.
Те из звёзд, что достигли предела,
развернулись, и свет полетел их
в наше прошлое, неощутим.
Вот и я, дошагав до черты,
стану прочим живущим невидим,
и, приняв за пролог панихиду,
побреду сквозь былого пласты
к новой жизни. В неведомый край
ничего не возьму, кроме строчки:
Если стал игроком, то играй
безупречно. До нотки.
До точки.
Гнейс - горная порода, похожая на гранит. Используется, в частности, как отделочный камень.
Штосс - карточная игра.
Соник, Лоб, Куш - термины карточной игры.
Сарабанда - вид танца, имеющий долгую историю. В одном из своих "воплощений" исполнялся на похоронах.
Свидетельство о публикации №115121008573