Полет на Ту-95
Нас девять, все в деле, и каждый на месте.
По двое: пилоты, радисты и штурмана,
Борттехник, стрелки, оператор – все вместе
В одном самолете, задача одна.
Шлемофон, парашют, кислородная маска,
Стрелки, лампочки, рычаги, тумблера.
Проверяем системы, давление масла.
Все готово. «На запуск 4-й!». – Пора.
Рулим медленно, вяло. Быстрее не можем.
200 тонн без «маленька» везем к полосе.
Есть на дальность настрой, возбуждение тоже.
Экипаж чуть взволнован. Готовы мы все!
Взлетаем под утро, покамест не жарко.
Рассчитаны скорость и точка отрыва.
Стоим и молотим. Горючки не жалко.
Нам взлет по ракете. Пока все без срывов.
Сильный грохот, толчки. Набегает бетон.
Скорость, мощь и опасной работы начало.
Напряженье, готовность к отказу, разгон!
320... Отрыв над торцом… Закачало…
Торец ушел под нос. Земля от нас отстала…
Над грунтом… Пыль стеною от винтов.
Мы держим угол. Напряженье не спало.
Разгон, есть скорость! Лечь на курс готов.
Шасси убрано, дальше отход и в набор.
Фронт стоит, надо вверх, лезем на потолок.
Там свалиться недолго, но РУД на упор.
Все движенья точны, и в груди холодок.
Но лететь в грозовых облаках все ж пришлось…
Самолет чуть дрожит, есть болтанка – и вдруг
Забросало, забило, и все затряслось.
Треск, разряды и молнии… Страшно, мой друг.
Еле вырвались к солнцу. О чудо! Покой!
Утомленье сильно, полудрема. Не спать!
Редкий вдох кислорода, вода, хлеб сухой.
Качка. 9 часов. На руках мы опять.
Нет случая печальней для пилота,
Идти на радиус на самолете,
В котором есть дефект автопилота…
Руками нужно управлять в полете.
Сидим в ремнях и парашютах – свято!
На ПээМВэ мы кости разомнем.
Нарушим правила – все будет снято,
От парашютных лямок отдохнем.
Вот рубеж, занимаем предельные – низко!
Малый газ, отжимаем штурвалы, пора,
Жмем машину к земле, все препятствия близко.
Нас болтает жестоко, в кабине жара!
Пролетели. Прошли по игре, по пакету.
Время «Че». Час настал для работы зачетной.
Максимал! Снова вверх. Отцепляем ракету!
Самолет чуть подпрыгнул. Сработано четко.
Все в делах. Но за бортом опять суета.
Истребители ИХ под крылом, лица видно.
Улыбаются, машут. Угроза снята.
Мы идем вдоль границы сурово, солидно…
Сегодня истребители все с баз.
Холеные пилоты, и все белые.
С авианосца были в прошлый раз
Пилоты-негры, тоже парни смелые…
Мы заходили, чтобы сделать фото
Над палубой на малой высоте –
Они мешали… Все крутился кто-то
Прям над кабиной, с тузом на хвосте…
А в войну – мы им дичь. Не помогут нам тут
Наш маневр неглубокий, помехи и пушки,
От которых лишь отблеск и корпуса зуд…
Отворот в океан! Курс – к планеты макушке…
Вот и танкер. Пора дозаправки настала.
Адский труд и вниманье, какого нигде...
Есть контакт! Почему-то нас вдруг раскачало.
Успокоить! Не дать разразиться беде.
Стал строем заправки. Вот конус. Он рядом.
Я вижу цветную гирлянду огней.
Идет перекачка, и пот льется градом –
Заправка от «эМки»! Расцеп бы скорей!
Монотонность. В кабине бардак. Высота.
Вот безмолвная Арктика. Льды. Океан.
А сверкание неба здесь – вот красота!
И суровость… Надежда на аэроплан.
Под нами ПОЛЮС. Как-то все обычно.
Часами землю мы не видим – облака.
Такая ситуация привычна
Для дальних летчиков-стратегов, а пока…
Чуть оживляет нудность высоты
Корабль друга впереди и ниже.
И след за ним, закрученный в жгуты...
Как ватные, если вглядеться ближе.
Идем домой без всяких приключений.
В полете дважды мы зарю встречали.
Пришли, снижаемся. Конец мучений.
Но крепок дух и воля – как вначале…
На циферблате 21-й час полета.
Идем к четвертому… Вдыхаю кислород,
Плеснул в лицо воды – настроился работать,
Готов, встряхнулся, выполняю разворот…
Ну, а этого нам, как всегда, не хватало!
Отказал правый двигатель… Нам повезло,
Что влетели во флюгер винты; но совпало:
Крен при этом и сам разворот, как назло…
Дождь, хороший сложняк, да еще боковик
В левый борт и почти до 12-ти метров.
Я весь – слух, и глазами к приборам приник.
Все на грани и сил, и погоды, и нервов.
Вот мужские дела! И трудны и почетны.
Мы внимательны, собраны все до предела.
Все движенья точны, и команды все четки.
Голова – ЭВМ, руки делают дело.
А после ближнего – куда направить?
Мне штанга явно закрывает ВПП!
«Кивнул», чтоб видеть, подтянуть, подправить.
Мой летчик – не помощник, так по КБП.
Сейчас и сам я очень многое могу,
Недаром дали первый класс пилота.
Но очень трудные посадки днем в снегу,
И ночью в дождь… Такая вот работа…
Сырая полоса – колодец черный ночью.
Мы без РВ, в дожде не видно высоты.
Я щупаю штурвалом землю, плавно очень.
Нас крутит, сносит… Где ты, полоса, где ты?
Чирок… Коснулись! Быстро нос прижать!
«Винты с упора!», тут же тормоза!
Чуть не сошли… Закончили бежать…
Над нашей точкой началась гроза.
Сели. Слава себе! И не нужно награды.
Опустошенность, усталость, желание спать.
Ну, а утром на службу. Занятья, наряды,
Да начальник неумный накинется драть…
Свидетельство о публикации №115120706647