Необычное рядом. Александр Грин

Надо верить тому, кого любишь, — нет высшего доказательства любви. Немыслимо провести границу там, где кончаются предчувствия, и начинается подлинная любовь.


Потребность необычайного — может быть, самая сильная после сна, голода и любви.

                Александр Грин.

Вспоминаю детство. Мне лет десять. Мама берет с книжной полки томик в серой плотной обложке и говорит:
_ Почитай ка. Это Александр Грин. Начни с «Алых парусов».
Мама не любила вопросы, интересна ли книга. Такие вопросы она называла глупенькими и ненужными.  И в этот раз она предложила почитать и прибавила: «Девочке  необходимо попасть в Гринландию. Ты это поймешь, как только побываешь там однажды». Так в мою детскую жизнь вошел Александр Степанович Гриневский, удивительный Грин, «Волшебник из Гель-Гью».
Книга Грина путешествовала вместе со мной из города в город, из школы в школу, была со мной в студенчестве.  Она и сейчас мой лучший друг. Живая книга.
 
В жизни есть встречи. Особенные и обычные, продолжительные и мимолетные. Всегда чувствовала, даже в мимолетности особенность, если встреча не случайна. Вот так случилось и с автором «Алых парусов». В детстве Грин был просто любимым писателем, и даже не столько Грин, сколько феерия «Алые паруса», отважный Грэй и трогательно-хрупкая Ассоль.  Позже, гораздо позже, появилась «Бегущая по волнам», потом «Блистающий мир»  и «Золотая цепь». И надо было случиться необычному в моей жизни, чтобы я почувствовала не просто потребность, а необходимость знакомства с писателем.
Необычное случается, не со всеми, не всегда, неожиданно. Необычное может остаться и быть рядом некоторое время.  Потом грустно посмотрит вслед и уходит. Почему?

Нина Николаевна Грин, вторая жена Александра Степановича, вспоминала небольшой эпизод из первых месяцев их совместной жизни: «Он рассказал: "Я, Нинуша, долгие годы тосковал по любви, искал ее, обманывался и снова искал. Инна любит меня, и сама мне об этом сказала. Это было еще до тебя, я был одинок и, казалось бы, должен был радостно взять эту любовь. Она милая и хорошая женщина, но я ее не люблю, не знаю сам почему. Пуста она для моей души. И она мне не нужна. Жаль ее, но что же я могу сделать?!"

Вот это - Пуста она для моей души. Пуста. Необычное и пустота. Необычное ждет отклика необычного, оно угасает без отклика, оно не может своей необычностью смотреть в глаза пустоте. В пустоте нет Чуда.

Вот еще один небольшой эпизод, знаковый для меня. Я нашла его в книге Леонида Ильича Борисова в биографическом романе «Волшебник из Гель-Гью». Автор рассказывает о разговоре Грина с первой женой Верой Павловной тогда еще Гриневской: «Веруша, милая, а как тебе понравится вот эта дама?
Жена взяла снимок глухонемой в руки, близко поднесла его к глазам, отставила на конец стола, несколько раз взглянула на мужа, а он, словно в чем-то молчаливо каясь, отошел к окну и с нескрываемым волнением следил за меняющимся выражением лица жены. Она поставила карточку так, как она стояла, взялась за рукоделие, но сию же секунду оставила его, чтобы еще раз взглянуть на глухонемую.
– Кто она? – спросила жена после долгого молчания, всеми оттенками голоса стараясь убедить и себя и мужа в том, что она чрезвычайно равнодушна и к существованию глухонемой и к возможной близости ее к мужу. Грин улыбнулся – улыбкой нарочито длительной, чтобы дать возможность жене заметить ее и прочесть в ней все, что только ей будет угодно.
– Хороша? – спросил Грин.
– Как тебе сказать… – произнесла жена, не отрываясь от рукоделия. – Трудно судить по фотографическому снимку. Кроме того, эти крохотные снимки всегда или убавляют или прибавляют нечто в лице человека.
– Глухонемая Вера Ген, я видел ее трижды, она волнует меня, как не дающаяся усилиям моим фраза, ее существование необходимо мне, как воздух. Я люблю ее, как… вовсе не той любовью, какой земной мужчина любит земную женщину.
– Я понимаю, друг мой, – нежно и трогательно-просто сказала жена.
– Она загадка, – прошептал Грин. – Она чудеса и сказка. Тот рассказ, который я наговорил тебе сегодня, некоторым образом есть мое объяснение необъяснимого, волшебного».

Грин встретил Веру Суходольскую в 1913 году, в Летнем саду Петербурга. Это была необычная встреча. Грин нуждался в сигарете, ему очень хотелось курить. Он даже придумал фантазию, но вдруг увидел идущую по аллее парка женщину. Она посмотрела Грину в глаза, села на скамью, достала коробочку с сигаретами и предложила Грину. Позже вложила Грину в ладонь записку, где красивым почерком было выведено – я глухонемая.
Эта женщина стала прообразом Фрези Грант, Бегущей по волнам. Грин любил её как необычное и несбывшееся в его жизни. Любовью высшей: «Я люблю ее, как… вовсе не той любовью, какой земной мужчина любит земную женщину». Тоска по несбывшемуся стала лейтмотивом в романе «Бегущая по волнам».
Вера Суходольская погибла на фронте Первой Мировой войны сестрой милосердия. Грин узнал о её смерти случайно, выбирая фотографии погибших сестер милосердия для стены, увидел глаза Женщины-Мечты: «Она глядела в глаза Грину и еще глубже… Он не в состоянии был придумать текста, дать то, что могло бы быть немедленно одобрено. Но он отыскал слова глубокие, мудрые, вещие. В прямоугольнике под фотографией Веры Суходольской он написал печатными буквами:
МОЛОДОСТЬ И КРАСОТУ НЕЛЬЗЯ УБИТЬ.
НЕПОПРАВИМО ДОБРО.
ЗЛО ТАЛАНТА НЕ ИМЕЕТ».

Александр Степанович долго и тайно восхищался поэзией Блока. Возможно, родство душ двух художников именно в этом, в тоске по несбывшемуся, в любви к Прекрасной Даме, Незнакомке, загадке и тайне чудесной? 

Грин был удивительно деликатен с женщинами. Вера Павловна и Нина Николаевна подружились, эта дружба была прочной до конца жизни: «Много значил в наших отношениях с Верой Павловной такт и ум Александра Степановича, его душевная тонкость, сумевшая сразу придать нашим отношениям правильность и отбросившая сразу все ложные на этот счет предрассудки» - вспоминает Нина Николаевна. Да и женщины в судьбе Грина были необычайные, преданные, понимающие непростой характер этого человека. Грин отличался закрытостью. В периоды творческого наплыва уходил из реальности в мир фантазий настолько, что окружен был видениями, полностью растворялся в них. То вдруг он видел летящую женщину с сияющей звездой, и лицо женщины было лицом  Веры Суходольской, и она смотрела ему в глаза и что-то рассказывала ему руками…  Грин видел женщин в цветах и травинках, в небе и морской волне. Они были необычны, легки и очень близки к обычным земным заботам. Такими были и Вера Павловна и Нина Николаевна, Веруша и Нинушка, так трогательно и с нежностью говорил о них Грин. В романе «Бегущая по волнам» фантазия и реальность почти сливаются в образе трех женщин – Дэзи, Биче Саниель и Фрези Грант. Земная красота возведена в сферу необычайного и чудесного.

Нина Николаевна, отбывая тюремный срок после войны как бывшая узница концлагеря , не расставалась с фотографией мужа, и каждый вечер к фотографии несла то травинку, то веточку, то просто красивый лоскуток ткани. Она вдохновила Грина на образ Ассоль. : «Кто же хороший, по мнению Грина? Тот, кто любит цветы, животных. А злой — это черствый, сухой человек, нечувствительный к природе» - в несколько сумбурной форме и поверхностно, на мой взгляд, но с долей истины пишет в статье к юбилею поэта его друг, Юрий Олеша.  После лагеря, Нина Николаевна вернулась в Старый Крым и восстановила домик, где провела с Александром Степановичем его последние годы жизни. Позже сложился своеобразный клуб почитателей творчества Грина. Гнездо Грина – так называли это место друзья писателя.

Женщины любили Грина. Необычные женщины и в то же время обычные. Теплые, спокойные и преданные. Нина Николаевна вспоминает о встрече с Грином на Невском проспекте. После этой встречи в жизнь Грина пришел покой и тепло: «"Расставшись с тобой, — рассказывал позже Александр Степанович, — я пошел дальше с чувством тепла и света в душе. "Вот это наконец-то она", — думал я".

Несбывшееся рядом. Необычное рядом. И если Ваше – не отпускайте его.
«Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием».



Источники:


Нина Николаевна Грин. Воспоминания об Александре Грине. http://podelise.ru/docs/index-25277991-1.html


Рецензии
"Алые паруса"- это его несбывшиеся мечты на страницах романа.
Благодарю за эссе!

Алексей Дружков   07.07.2016 20:02     Заявить о нарушении
В тяжелые полуголодные и мрачные годы и была написала феерия "Алые паруса". Однако, была женщина у него, которой он и посвятил мечту... Она женой его стала
Спасибо Вам за отзыв!

Марина Сергеева 5   08.07.2016 12:55   Заявить о нарушении
Продали обручальное кольцо, купив домик в Крыму, и жили,
хоть недолго, но ...счастливо!

Алексей Дружков   08.07.2016 13:09   Заявить о нарушении
Мечты сбываются. Несбывшееся остается несбывшимся.

Марина Сергеева 5   09.07.2016 00:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.