Срам знаний

Срам знаний

Дорогие друзья!

Если вы намерены прочитать данную статью – мое вам почтение. Это значит, что в соцсетях вам может быть интересно нечто более глубокое и содержательное, нежели чем котики, жратва, женские прелести, тупые приколы, модные луки и покупки побрякушек.

Признаюсь, я не большой любитель размещения материала в соцсетях. Мне не нравится часто выставлять напоказ свою личную жизнь, свои мысли и настроение, ибо для меня это нечто сакральное. Но в данной ситуации, мое терпение просто лопнуло, и я больше не могу молчать об этом. Речь пойдет о сегодняшнем образовании в школах.

Для начала ответьте на простые вопросы: Вы когда-нибудь видели ребенка, которому бы нравилась школа? Которому нравился бы процесс обучения? Лично я, нет. Это прискорбно. А ведь в школе дети проводят (во всяком случае должны проводить) большую часть времени. Вывод – большую часть времени дети заняты тем, что им не нравится. Более того, они это искренне ненавидят.

Вы спросите: А с чего это автор статьи делает такие высокопарные выводы? Хорошо, давайте разберемся, кто я такой, чтобы так рассуждать.

У меня нет педагогического образования. Я не работаю учителем в школе. Я простой репетитор, с небольшим опытом работы. Не супервыдающийся, но, тем не менее, я кое-что могу. Плюс, я вижу как растет мой младший брат и, благодаря ему, как проходит обучение в школах. Кроме того, значительное количество времени я уделяю работе с людьми, как репетитор и как тренер, передавая людям свои навыки и опыт. Вижу в этом для себя некий смысл. Содержание моей статьи основано не на обладании регалиями в стиле «Супер-ультра-XXL-педагог» или, например «Личный тренер Аркадия Укупника». Оно основано на обычном практическом опыте, поскольку я вижу ситуацию изнутри. С моими выводами вы можете согласиться или не согласиться, ваше право. Дочитаете статью до конца – мое вам спасибо.   

Поехали. Пункт первый. Вводный. Давайте поговорим о самом главном лице в школе, (опять же, на мой взгляд) об учителе. Представляю вам свое видение учителя:
Первое – учитель это человек, с которого хочется брать пример. Во всем. Не только в отношении знаний по предмету, но и в жизни, в обладании определенным набором личностных качеств.
Второе – учитель должен быть компетентен и искренне любить свой предмет. Когда он рассказывает, его по-настоящему «прет», когда он просто идет в школу, его тоже «прет». Он ярый энтузиаст (местами даже фанатик) своего предмета. Общение с ним не ограничивается уроком.
Третье – учитель должен быть мудрым, добрым и терпеливым. При этом уметь давать детям кнута, когда надо.
Четвертое – настоящий учитель внушает всем детям веру в себя, в свои таланты и способности. У него нет любимчиков, он всех любит одинаково.
Пятое – у учителя должно быть чувство юмора. Не помню, кто сказал - «учиться можно только весело». Настоящее получение знаний – увлекательный и интересный процесс, а над ошибками иногда можно и посмеяться. О пользе юмора и смеха не мне вам рассказывать. Обучение должно захватывать с головой, а не быть рутиной.
Вот мои основные постулаты об учителе. А теперь давайте нарисуем портрет того учителя, которого имеем по факту.
Зачастую, это женщина средних лет, не вполне ухоженная, с непривлекательной внешностью, прической в стиле «взрыв макаронной фабрики», с  не особо сложившейся половой жизнью, пробел в которой она компенсирует криками, руганью и демонстрацией псевдовласти над детьми. От нее частенько можно услышать фразочки из серии «Сядь, я сказала!», «С мамой будешь так разговаривать», «Машенька получила пятерку… Машенька то, Машенька это… а вы ни на что не годитесь, лоботрясы» и т.д. и т.п. Ответьте на простой вопрос : захочется ли ребенку приходить на урок к эдакой похмельной копии Фрекен Бок? Да сама мысль об этом вызывает у него отвращение и отторжение.
А оценки? О, это отдельная песня. О них я могу ещё статью написать. Какой смысл в этих самых двойках и пятерках и золотых-серебряных медалях? Да у нас половина бомжей с красными дипломами и золотыми медалями. Я лично разговаривал с тремя такими бомжами. Вы когда-нибудь видели отличника, руководящего крупной фирмой? Я – нет. Такие есть, я не спорю, но в порядке исключения, а не правила. Обычно руководящие должности занимают двоечники-троечники, которые просто уверены в себе, имеют наглость и могут прорываться, а на отличников грузят всю черную работу, потому что они погрязли в своем перфекционизме и привыкли делать все по инструкции. Таким образом, действительно получается, что школа готовит к такому миру, которого нет (Альбер Камю). Нас просто учат лицемерить, фальшивить и показушничать ради хороших оценок. Парадоксально, не правда ли?

Пункт второй. Он же самый важный.  Ради него, я писал все это. Речь пойдет о том, что представляет собой сейчас процесс обучения в школах.
Повторюсь, работаю репетитором. Много общаюсь с детьми и с их родителями об образовании. Чем дальше в лес, тем больше дров. Чем больше я общаюсь с родителями детей, тем выше недоуменно ползут мои брови вверх. Сейчас они парят где-то под потолком. А что же, в сущности, происходит?
Детей пичкают. Впихивают, вдалбливают, втюхивают АБСОЛЮТНО НЕНУЖНУЮ ИМ ИНФОРМАЦИЮ! Объясните мне по рабоче-крестьянски, на хоа (как говорят во Вьетнаме) ребенку в 8 классе тексты по английскому языку про торговых представителей и агентов федеральной службы охраны США? Основано на личном опыте, это сейчас дают детям, я не шучу. Окей, я, может быть, чего-то не понимаю в системе образования, но я с такого рода текстами сталкивался только на 1-2 курсе языкового (!) ВУЗа. Ладно бы, мое мнение было единственным. Но знакомая девушка, учащаяся в Швейцарии, говорит что и она только сейчас проходит такие тексты. Следовательно, мой  вопрос вполне уместен. Однако, я не хочу сваливать всю вину на учителей. Есть хорошие и достойные люди, но та программа, которую сейчас требуют от детей, просто не укладывается в моей голове. Что уж говорить о детях.
А теперь вспомните себя в 8 классе. Вы многое понимали в жизни? Что вам было интересно? Да пацанам интересно было в футбол побегать, поиграть в компьютер или в конструктор, и на роликах покататься, а девчонкам послушать рок-группы, посмотреть кино, похихикать и посплетничать с подружками. Все. Какие, к черту, торговые представители и эти прочие бредни про офис и карьеру? Я мог бы ещё понять эти тексты в 11 классе языковой школы. Но в классах младше, да причем в школе с другим уклоном… уж, извините.
Данная проблема была рассмотрена мною через призму английского языка, но поверьте мне, такая ситуация во всех предметах. Мой младший брат читает параграфы по истории, напичканные ненужными и слишком сложными терминами. Более того, детей загружают просто сумасшедшим объёмом домашней работы, которую они не в состоянии успеть выполнить. Как говорят в рекламе: Но и это ещё не все! Детям НЕ ОБЪЯСНЯЮТ на уроке, как делать домашние задания. Я серьезно. Вот пример моего типичного диалога с младшим братом:
- Что было задано по информатике?
- Презентация.
- Как её делать?
- Не знаю.
- Вам объясняли как её делать?
- Не объясняли.
Хорошо, быть может мой братишка просто отвлекся, забылся (дети, сами знаете). Но такая ситуация со всеми. Везде и всюду. Я работаю репетитором, я знаю, о чем говорю.  Везде одно и то же:
- Что задали?
- Вот это.
- Как будем делать?
- Не знаю.
- Вам объясняли на уроке, как делать?
- Не объясняли.
Что все дети поголовно начали отвлекаться и не запоминать как делать ДЗ? У данного явления есть определенный элемент системности. Стоит задуматься.

Пункт третий. Решающий. Настало время заглянуть правде в глаза. Какую ситуацию, исходя из вышеизложенного, мы получаем на выходе?
Подлинная и изначальная сущность школы стирается и уходит в небытие. Это больше не «храм знаний». Это ад и каторга для детей. Они не имеют представления о том, что такое «обучение», «знание», «развитие», «стремление», «интерес», «кругозор». Дети знают только слова из трех букв: ЕГЭ, ГИА, ВУЗ.
Их больше не обучают. Детей натаскивают на тесты и экзамены, как собак на наркотики. В результате, ребенок пребывает в состоянии некого информационного анабиоза и после прохождения всех этих бесовских тестов-экзаменов, он остается один на один с этим миром, слабый, напуганный и невежественный, ибо никто не дал ему хорошие системные знания и прочный фундамент для адекватного восприятия действительности.
Теперь важный момент. В этом бессмысленном океаническом потоке информации и в этой бесконечной гонке родителей за хорошими оценками и ВУЗами, остается ли у них хоть капля времени на помощь ребенку с домашними заданиями (я уж не говорю о других важных и ответственных делах родителей и об их работе)? Конечно нет. Поэтому сейчас так и популярны репетиторы. Кроме того, для простого и доступного объяснения учебного материала (не то, что в школе) есть обучалки на ютубе, поисковик, решебники и готовые домашние задания. Как вам это нравится? Детей учит не школа, а репетиторы и интернет. Шик!
 Предположим, я не прав, и вся моя тирада о несовершенстве образования – пустой звук. Возьмем тот же английский. Много ли в нашем обществе людей, которые после школы худо-бедно говорят на английском языке и могут поддержать разговор на пресловутые темы? Среди моего окружения их процент невелик. Скажите, учат ли детей пользоваться словарем и строить простые фразы, понимать живую речь, что так необходимо при общении на иностранном языке? Нет. Зато сложные тексты про агентов ЦРУ – всегда пожалуйста! Больше всего меня в этой ситуации забавляет, что после того, как ребенок корпел днями и ночами над книгами и упражнениями, ездил по бесконечным репетиторам, готовясь в ВУЗ и, наконец, туда поступил, на школьных праздниках потом рассказывается, «какая у нас хорошая школа» и «как много наших учеников поступили в престижные ВУЗы Москвы». Хочется рассмеяться им прямо в лицо. Да не вы подготовили детей в ВУЗы! Подготовили репетиторы и бюджет родителей, понесший значительный урон. А школа теперь у нас существует «для мебели». Окончить школу - всего лишь галочка в жизни, а не важная ступенька в лестнице наверх.
Для чего же я все это написал… Знаете, мы с вами живем в удивительное время. Мы всего лишь жалкие рыбешки, неглубоко плавающие в информационном океане лжи, бессмыслицы и псевдоценностей. Деньги, статус, престиж, работа-карьера, офис, машина, потребление… У него свой дом, у того шикарная работа, а у этой новая красивая машина, а вон тот купил себе шикарную квартиру… Вот какими стали ориентиры у общества - вместо великих людей, боровшихся до конца за идею и правду. Я не исключение в данном случае. Недавно я проходил тренинг личностного роста для мужчин «Спарта», где мне показали мою подлинную сущность и где меня научили жить и мыслить теми категориями, которые для меня действительно важны, а не быть в клетке навязанных стереотипов. Поразительно, как простые вещи и простые истины могут изменить жизнь! И я отдал деньги за то, чтобы просто научиться быть тем, кто я есть (я не вкладываю в это негативный смысл, меня просто поражает современная информационная ситуация). А родители отдают деньги репетиторам, чтобы дети получили подлинные знания. Мы отдаем деньги за правду. Классно, да?
Вы, быть может, спросите меня, зачем уделять столько внимания данной проблеме. Давайте представим то поколение, которое мы получим, основываясь на позициях, указанных мною выше. По мне, это некий социум лживых, жестоких, лицемерных, невежественных (при этом напуганных) , циничных и кибернетизированных зомби. Как это проблема касается вас лично? Во-первых, представьте, что вам уже 70, вы входите в вагон метро с трясущимися руками и ногами, а вам не то, что место не уступают – плюют в спину. Во-вторых, у некоторых читателей, возможно, есть дети. Тут можно ничего не добавлять. В-третьих, скажите, какова ценность специалиста, который не может справиться ни с одной задачей без «Окей, гугл»? А если этот специалист ваш лечащий врач? По мне, данная ценность стремится к нулю.
Но я признаю, что есть и светлая сторона. Есть и всегда будут настоящие учителя-энтузиасты, для которых есть нечто более важное, чем престиж, деньги и теплое местечко для пятой точки. Они готовы не спать ночами, готовы передавать детям знания и опыт в надежде вырастить великое поколение и построить лучшее будущее. И они не виноваты нисколько в том, что им приходится подстраиваться под несуразную, якобы «инновационную» программу образования. Есть и дети, которые предпочтут книгу сигарете и банке пива и вместо компьютерной игры пойдут бегать в салочки.
Если хоть кто-то дочитал мою статью до конца и не остался равнодушным – я писал её не зря. Что же можно сделать в сложившейся ситуации? Какой выход? Да сделать можно все, что угодно. Начните с себя. Давайте детям пример. Воспитывайте детей не мечтами о деньгах, головокружительной карьере и местечке в офисе. Верьте в них, в их таланты и способности, говорите им о том, что они способны на невообразимое. Открывайте для них новые горизонты. Искренне интересуйтесь тем, что нравится детям. Именно это важно. Это и есть правда.
И, пожалуйста, засуньте себе в задний карман весь ваш скептицизм и цинизм. Меня и так достало видеть его каждый день на ваших лицах.


Рецензии