Памяти Эльдара Рязанова
(посмертно)
(18 ноября 1927, Самара —
29 ноября 2015, Москва).
Пегас крылом коснулся Вас,
Когда нёс Музу на Парнас!
***
Что выстрадано в жизни
сердцем
Имеет вкус горькой полыни
с перцем.
Николай Денисенко.
30.11.2015г.
Плейкаст: Я покинул родимый дом:
Эльдар Рязанов:http://cdn.tvc.ru/pictures/o/142/326.jpg
Эльдар Александрович Рязанов (18 ноября 1927, Самара — 29 ноября 2015, Москва)
— советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог,
профессор. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1977)
и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).
Эльдар Рязанов родился Самаре в семье работников советского торгпредства в
Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман (1902—1969).
Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева).
К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, создателем таких
фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «
Одна» (1931), трилогия о Максиме (1934—1939) (все — совместно с Леонидом
Траубергом).
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную
оценку, стала документальная лентой «Они учатся в Москве», снятая совместно с
однокурсницей З. П. Фоминой. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном
кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал сюжеты для киножурналов
«Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком.
Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951),
«На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой),
«Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).
В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым)
первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и
игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально
заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел
колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих
лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов
стали кинозвёздами. В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию
«Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962),
бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные
приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты:
«Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова,
новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961,
в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили
Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Папанов, в то время уже известный в театральном
мире, сыграл в фильме 4 роли.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал
И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли
поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить
киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский,
что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова
«Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил,
в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это
было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких
возражений.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова:
сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев;
актёры Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, позднее
также Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков,
Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих.
Одна из лучших картин Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то,
что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём
точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую
зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи»,
«Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973),
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, телефильм), «Служебный роман»,
«Вокзал для двоих», «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А. Н. Островского
«Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе.
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» и «О бедном
гусаре замолвите слово» (телефильм); оба фильма — остро критические по отношению к
тогдашней действительности.
В начале августа 2015 года Эльдар Рязанов перенёс инфаркт, вызванный отёком лёгкого.
6 октября 2015 года режиссёр был госпитализирован в реанимацию Московской городской
клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
21 ноября 2015 года Эльдар Рязанов был повторно госпитализирован. 29 ноября, около
полуночи он скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет, от острой сердечной
недостаточности. Вечная память.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рязанов,_Эльдар_Александрович
Свидетельство о публикации №115113006883